Каждый год, в третью Неделю по Пасхе (30 апреля в 2017 году), когда Православная Церковь чтит святых Жён-Мироносиц, а также тайных учеников Господа – праведных Иосифа Аримафейского и Никодима, – мы, северяне (впрочем, не только!), молитвенно воспоминаем нашего приснопамятного митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (в миру Борис Георгиевич Ротов). Этот Великий Архиерей, о котором многие почти ничего не знают (или довольствуются нелепыми домыслами хулителей нашей Церкви), до сих пор, по немощам нашим, не причислен к лику святых. Между тем, его подвиг в служении Русской Православной Церкви в один из сложнейших периодов её истории может быть сопоставлен лишь с заслугами перед Вселенским Христианством святого Василия Великого, жившего в IV веке. Они родились почти одновременно (с разницей в шестнадцать столетий) и оба скончались «старцами» (не по возрасту!), вынесшими на своих плечах бремя межцерковных разделений и государственных гонений, не дожив и до пятидесяти лет…
Будущий Великий Святитель родился 15 октября 1929 года в обычной советской семье, окончил среднюю школу и два года проучился на факультете естествоведения Рязанского педагогического института. Но Бог уготовал ему иной путь, и юный студент принял тайный монашеский постриг, символически означенный новым именем. Это произошло 19 августа 1947 года в праздник Преображения Господня (здесь и далее все даты, во избежание путаницы, – по гражданскому календарю). С 20 ноября 1949 года иеромонах Никодим проходил служение в сельских храмах Ярославской епархии, а с 1952 года – в кафедральном Феодоровском соборе Ярославля. В 1955 году он закончил Ленинградскую Духовную академию, а с 1956 по 1958 год находился в Святой земле, сначала в качестве члена, а затем начальника Русской Духовной миссии в Иерусалиме. В 1959 году архимандрит Никодим становится заместителем председателя Отдела Внешних церковных связей, а в 1960 – его Председателем, и возводится в сан епископа Подольского.
В 1960–63 годы он возглавлял Издательский отдел Московского Патриархата и, в противовес запретам, сумел наладить выпуск первого в советское время научного церковного журнала «Богословские труды» (он так и оставался единственным до эпохи «Перестройки»). С октября 1963 года и до конца жизни – в течение пятнадцати лет – он возглавляет Ленинградскую и Новгородскую митрополию. Одновременно с 1974 года – Патриарший Экзарх Западной Европы.
Митрополит Никодим был доктором богословия (хорошо помню его учёную защиту в 1975 году), оставив после себя пятитомный машинописный сборник сочинений (из которого опубликовано далеко не всё). Ему приходилось совмещать ряд ответственных должностей, становиться организатором многих международных форумов и конференций. Без преувеличения, его знал весь мир, причём, не только христианский. В то же время он оставался простым и приветливым человеком (каким и должен быть Святой и Великий!), духовным наставником студентов богословских школ, и знал в лицо практически каждого семинариста, который понимал, что может обратиться к Никодиму Великому с любым житейским вопросом. В последние годы митрополит ещё и профессорствовал – читал в Духовной академии лекции по истории Русской Церкви. (Горжусь тем, что аз, недостойный ученик Великого Святителя, готовил ему краткие исторические справки, преимущественно о русских святых, обсуждавшиеся вечерами.) Ноша была почти непосильна, и, приводивший в ужас своим «непослушанием» врачей, митрополит Никодим умер за месяц до своего сорокадевятилетия. Это произошло в богоспасаемом граде Риме – граде Первоверховных Апостолов – 5 сентября 1978 года во время с провиденциальной беседой с папой Иоанном-Павлом I, новоизбранным наместником кафедры апостола Петра.
Жизнь Великого иерарха была посвящена борьбе за сохранение Русской Церкви при жесточайших (в каком-то смысле более подлых по своему характеру, чем прежние) хрущёвских гонениях, направленных на полную ликвидацию религии. Это должно было произойти уже к началу 80-х годов – к завершению 20-летнего периода «построения коммунистического общества» (тогда это не было шуткой). Безумные правители в очередной раз попытались оспорить слова Спасителя о бессилии «врат адовых»... Митрополит Никодим практически в одиночку определил единственно возможную тогда трагическую «стратегию выживания» (в буквальном смысле слова), – к сожалению, непонятную многим современным людям, даже историкам. В 1961 году Русская Церковь вступила во всемирный Совет Церквей, Президентом которого наш Святитель был избран в 1975 году. Это был мудрый и провиденциальный шаг.
Благодаря расширению международных экуменических (в переводе с греческого – «вселенских») связей и созданию Иностранного факультета Владыка Никодим сумел предотвратить неминуемое закрытие Ленинградских Духовных школ, «позоривших» своим существованием «город Ленина» (это «планировалось» сделать в 1963—1964 годах). Их хотели «сослать» в Печерский монастырь. В ситуации аджорнаменто (обновления) Римо-Католической Церкви после Второго Ватиканского собора (1962–65 годы) он много сделал для улучшения взаимоотношений Москвы и Ватикана и, несмотря на протесты врачей (к тому времени перенес уже 5 инфарктов!), считал необходимым лично приветствовать новоизбранного папу Иоанна-Павла I.
С особым вниманием и уважением митрополит Никодим относился к нашему старообрядчеству, хранящему ценные богослужебные древнерусские традиции, спешно уничтожавшиеся во время необдуманных «грекофильских» реформ патриарха Никона, приведших к трагическому расколу. В 1971 году со старообрядцев были сняты анафемы, наложенные в XVII веке.
Все эти шаги были обусловлены не сиюминутной церковно-политической конъюнктурой, не только «духом времени», – но заботой о будущем Церкви, и определялись уникальным даром покойного Святителя, остро переживавшего ненормальность разделений и вражды между христианами различных Церквей и течений, а также между представителями других религий.
В результате деятельности митрополита Никодима и «питомцев его гнезда» (один из которых, по промыслу Божию, стал нашим Патриархом!) Русская Церковь смогла выйти из изоляции внешней и, отчасти, изоляции внутренней. Но последнее, как показал опыт нашей церковной жизни в условиях политической и духовной свободы, – самое трудное. Это хорошо понятно всем интеллигентным петербуржцам вне зависимости от их конфессиональной принадлежности. Ведь наш Город Святого Петра, символически основанный в день «смешения языков» (праздник Пятидесятницы, или Святой Троицы, 16/27 мая 1703 года), изначально – город ойкуменический («вселенский», в буквальном смысле этого греческого слова), то есть без боязни открытый всем народам, религиям и культурам. Достаточно, озираясь по сторонам, пройти по Невскому проспекту, начиная от речки Мойки, в сторону Казанского собора. Даже в условиях государственной Церкви у нас не было места плебейской нетерпимости к представителям других конфессий и религий, а тем более не может быть сейчас! К этому религиозному взаимопониманию (и простой человеческой порядочности!) призывает нас долг памяти Великого Архиерея, мечтавшего видеть православных христиан людьми духовно благородными – добрыми, образованными, открытыми и терпимыми.
Каждый год в день памяти митрополита Никодима в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры совершается заупокойная Литургия и Панихида. Приезжают многочисленные иерархи, клирики и миряне, как лично знавшие покойного (увы! с каждым годом их становится всё меньше...), так и молодые почитатели его светлой памяти. Последних становится всё больше… После Литургии и панихиды в соборе на могиле Святителя (на Никольском лаврском кладбище) служится лития.
Святой Григорий Богослов посвятил своему другу Василию Великому проникновенные надгробные элегии, а их первый полный русский перевод скромные ученики посвящают святому Никодиму Великому. См.: https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/istorija-odnoj-druzhby.2100/.
Краткая библиография: Человек Церкви. К 20-летию со дня кончины и 70-летию со дня рождения Высокопреосвященнейшего митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима, Патриаршего Экзарха Западной Европы (1929–1978) / Под ред. митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Изд. 2-е. М., 1999; Каłużny Tadeusz, ks. Sekret Nikodema. Kraków, 1999 (докторская диссертация, содержит подробную библиографию); Рубан Ю. Митрополит Никодим (из записок семинариста) // Православное свидетельство: К 25-летию со дня кончины митрополита Никодима (Ротова) // Церковь и время. Научно-богословский и церковно-общественный журнал / Гл. ред. митр. Смоленский и Калининградский Кирилл. М., 2003. № 3 (24); Рубан Ю. Митрополит Никодим и Духовная школа // «В память вечную…» Материалы Минского научно-богословского семинара, посвященного памяти Никодима (Ротова), митрополита Ленинградского и Новгородского. Минск, 2006; Митрополит Никодим и всеправославное единство / Сост. проф.-прот. В. Сорокин. СПб., 2008; Митрополит Никодим (Ротов) – православный богослов в эпоху социализма. К 80‑летию со дня рождения. Из богословского наследия Митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима за 1956—1967 гг. / Сост. проф.-прот. В. Сорокин. СПб., 2009; Выдрин И. В. Митрополит Никодим. Екатеринбург, 2009; Рубан Ю. «Великий Архиерей» и его время. К 80-летию со дня рождения митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) // Вода живая: Санкт-Петербургский церковный вестник. 2009. №10 (117);
http://lavra.spb.ru/main/news/3420-pominajte-nastavnikov-vas… ; http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?id=106013
Ю. Рубан