Почему Патриарх избран после падения самодержавия?

Юрий Иванович!
Могли бы ещё пояснить, почему восстановление канонического строя в Русской Православной Церкви началось только в 1917 году (при Временном правительстве)? И почему Патриарха нельзя было избрать до революции? (Продолжение темы: https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-en...-jubileju-vosstanovlenija.2344/#comment-33024).

ПОЧЕМУ САМОДЕРЖАВИЮ ПАТРИАРХ НЕ НУЖЕН?
Евгений!
Ответ на Ваш вопрос вытекает из характера взаимоотношений Церкви и государства в русской истории. Многие мечтатели считают «идеальным» для бытия Церкви монархический государственный строй. Так почему же каноническое – то есть Патриаршее – возглавление наша Церковь смогла получить лишь после падения самодержавия? Отвечаю, ради удобства чтения, в отдельной записи. Обратимся к истории. Сначала – несколько пояснений.

Монархия – закономерное порождение языческих цивилизаций: она священна, потому что царь – божественное существо, например, «сын Ашшура» в Ассирии или «земной бог Гор» (фараон) в Египте. Напротив, полученный Моисеем Закон предполагает теократию как идеальное мироустройство и потому отрицает божественность любой земной власти. Перед Законом Божиим все люди равны, и появление в Израиле монархии Библия рассматривает как «грехопадение» – вынужденную уступку Бога Своему «жестоковыйному народу», завидовавшему пышным дворцовым культам своих соседей-язычников. «И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, и сказали ему: "…Поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов". И не понравилось это слово Самуилу <...>. И молился Самуил Господу. И сказал Господь Самуилу: "Послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними"» (1 Цар. 8:4–7). Древнееврейская монархия исчерпала себя с падением Иерусалима в 587/6 году до н. э., что чётко зафиксировал пророк Иезекииль. Смотрите его описание будущего теократического царства. (Династии Маккавеев и Ирода были, строго говоря, нелегитимны. Впрочем, это особая тема.) Христианские народы, столетиями жившие в условиях монархического строя, долго не представляли себе иной власти.

Папоцезаризм и цезарепапизм
Эти историографические термины Вам, конечно, знакомы. Они обозначают два диаметрально противоположных принципа взаимоотношений Церкви и государства (на эту тему много работ; краткие библиографические указания смотрите далее). В первом случае высшее духовное лицо (например, папа Римский) сосредотачивает в своих руках не только духовную, но и светскую власть (юридически или фактически). Во втором – государство в лице своего монарха (который «обожествляется» и тем изымается из правовой и моральной сферы) узурпирует духовную власть и руководит Церковью. По словам Николая Бердяева, «католический папизм и византийский цезаризм – остатки язычества, знаки того, что человечество ещё не приняло в себя Христа».

Пример папоцезаризма. Император Генрих IV, отлучённый в ходе борьбы за инвеституру папой Григорием VII от Церкви, понёс унизительное покаяние. В январе 1077 года во власянице и пешком он пересёк Альпы и три дня ждал на морозе у крепости Каносса, где пребывал в то время папа. Допущенный к понтифику, он встал перед ним на колени… В условиях формирования на обломках Западной Римской империи новых государств, папа был единственным там связующим звеном и духовным центром, постепенно превратившись в «некоего квазиимператора Западной Европы» (Поспеловский Д. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. М., 1996. С. 13). Слово «Каносса» стало нарицательным (см. далее ссылку).

А на православном Востоке делали всё, чтобы Церковь знала своё место в отведённом ей гетто и царь играл первую скрипку. «Каносса» здесь была в принципе невозможна. Какая участь могла ожидать иерарха в Византии, где формально существовала некая «симфония» Церкви и государства? В этом плане показательна судьба несчастного патриарха Константинопольского Константина II (754766), избранного на престол по воле императора-иконоборца Константина Копронима («Навозника») иконоборческим собором 754 года. Сначала он был вполне лоялен и придерживался иконоборческих взглядов, в чём принёс публичную клятву, но затем чудовищная политика императора-садиста, ненавидевшего монахов, главных защитников иконопочитания (их заставляли прилюдно жениться на монахинях или массово казнили на ипподроме), вызвала ропот патриарха. Он отказался быть послушным орудием императора и стал сочувствовать иконопочитателям. За это по доносу был низложен и сослан на Принцевы острова. Новым главой Константинопольского патриархата стал некий Никита, варвар по происхождению, ярый иконоборец и такой же сластолюбец, как император. Но царю этого было мало! (Вам это ничего не напоминает?) Сосланного патриарха Константина, абсолютно не опасного для императора, в октябре 767 года привезли в Константинополь. Вот что сообщает хронист Феофан Исповедник: «Тиран Константин так жестоко избил его, что он не мог ходить на ногах своих, потому царь приказал его нести на носилках и посадить на приступках Великой церкви (Святой Софии). При нем находился секретарь с томом бумаг, в котором описана вина его. Весь народ из города по повелению царя был тут собран зрителем; бумаги читались во услышание всего народа; по прочтении каждой главы секретарь бил его в лицо в присутствии и при глазах патриарха Никиты, который сидел на престоле своём. Потом подняли Константина, поставили прямо на амвон; Никита взял бумаги, послал епископов снять с него омофор и предал его проклятию, назвав его скотиопсин («помрачённым»). Затем его вытолкали в спину из церкви. В тот же день на ипподроме выдергали ему ресницы и брови, выдергали всю бороду и все волосы с головы; потом одели в шелковый без рукавов мешок, посадили на осла наизворот осёдланного, за хвост которого он должен был держаться, и вели его чрез малый на великий ипподром, и весь народ и все стороны смеялись и плевали на него. Осла тащил внук его Константин, уже с отрезанным носом. Когда он был посреди двух сторон зрителей, то все сошли с мест своих, плевали на него и бросали пылью. Приведши его к мете, сбросили его с осла и топтали шею его. Потом посадили пред народом и он должен был слушать от них насмешки и ругательства, пока кончились игры… По сему приговору он был обезглавлен на Собачьей площадке. Голову его, привязанную за уши, повесили в Милии на три дня для показания народу, а тело, привязав к веслу, повергли вместе с насильственно умершими. Чрез три дня туда же бросили и главу его» (http://sev-orth-univ.ucoz.ru/lektions/lek9.html#_Toc393194347).
И это происходило не в Германии 1930-х годов (где к лояльным гражданам так не относились!), но в "православной культурной" Византии (сейчас её принято противопоставлять "дикому" Западу), где, кроме икон, официально не "отменили" ни Заповеди Блаженства, ни даже слова "любите врагов ваших" (Мф. 5:44), хотя каким врагом самодержцу был навеки сосланный на острова несчастный Патриарх? Евхаристия и все другие таинства в Святой Софии и всех храмах империи совершались, а "христианнейший" по званию император и его сатрапы (византийские "опричники" и "малюты скуратовы") "по долгу службы" исповедовались (вот только в чём?) и причащались (вот только чему и для чего?). Никогда не мог понять психологию таких людей... Вам это вновь напоминает что-то из более близкой и нашей истории?

Могут сказать, что эти цезарепапистские бесчинства творил император-еретик. Но вот отрывок из полемики нашего митрополита Филиппа (Колычева) и «боголюбивого» царя Ивана Грозного (любившего читать и петь на клиросе) в Неделю Крестопоклонную 22 марта 1568 года в Успенском соборе Кремля. «Державный царь, ты облечён от Бога самым высоким саном и потому должен чтить более всего Бога. Но скипетр земной власти дан тебе для того, чтобы ты соблюдал правду в людях и царствовал над ними законно... Подобает же тебе, как смертному, не превозноситься и, как образу Божию, не гневаться, ибо только тот может называться властелином, кто сам не работает позорным страстям, но побеждает их с помощью своего ума…». Царь не выдержал и в ярости, брызгая слюной, закричал: «Филипп! Не прекословь державе нашей, а не то гнев мой постигнет тебя, или оставь свой сан»! Обратим внимание, что он отождествляет себя с «державой», подобно тому, как языческие императоры были воплощением Римской империи и потому обожествлялись. Поскольку Святитель не изменил своего мнения и продолжал «досаждать» царю евангельскими заповедями, то участь его была решена…

Царь Петр Первый стремился, чтобы в монастыри уходили только увечные солдаты и старики, то есть негодные к государственной службе люди, «отработанный материал». Патриарх Адриан (1690–1700) напрасно пытался пристыдить царя, доказывая в особой челобитной, что наибольшей свободой Русская Церковь обладала, оказывается, при монголо-татарах, освободивших её от уплаты дани и открывших в столице Золотой Орды вторую по значимости (после Киевской) кафедру – Сарайскую и Золотоордынскую (её преемники – нынешние митрополиты Крутицкие и Коломенские)! С этим последним (перед Синодальным периодом) патриархом Петр обошелся крайне милостиво – голову не отрубил и подушкой не задушил, но лишь фактически заточил в монастыре, лишив возможности участвовать в общественной жизни и противодействовать его антицерковным реформам. А после его смерти († 1700) решил и вовсе «отменить» патриархов, чтобы под ногами не путались и строительству державы не мешали. Мне хорошо запомнился этот исторический парадокс из интереснейшей лекции нашего профессора протоиерея Иоанна Белевцева.

При Петре I патриарх заменяется «Духовной Коллегией», названной впоследствии «Святейшим Правительствующим Синодом». Эта коллегия имела такой же статус, как и все другие коллегии, то есть министерства. Секретарь Синода – так называемый «обер-прокурор» (мирянин, иногда офицер, иногда масон или откровенный атеист, смеющийся над Церковью) – красноречиво назывался «оком царя». Он имел право свободного входа как к царю, так и на заседания членов Синода и, в случае несогласия с их решениями, мог тут же «похерить» их бумаги. Церковь, лишённая собственного голоса, стала «религиозной командой» (выражаясь языком Петра), – «приводным ремнём» от правительства к народу, была втиснута в жёсткие рамки «обслуживания духовных нужд», определяемых самим же государством.

Император – библейский царь или «Сам Христос»?
Особый статус русского монарха выявляется в коронационном чине. Ни в Византии, ни на Западе помазание миром при коронации не отождествлялось с таинством Миропомазания, а в России такое отождествление произошло. Константинопольский патриарх, помазуя императора, возглашал «Свят, Свят, Свят!», что отсылает нас к ветхозаветной символике посвящения на служение (см.: Ис. 6 гл.). Русский же патриарх (митрополит), помазуя царя, произносил формулу «Печать и дар Святаго Духа» (в позднейшей редакции – «Печать дара Духа Святаго»), то есть слова из чина Миропомазания. При этом в Константинополе помазывалась лишь голова коронуемого монарха, а в Москве – и другие части тела, как это делается при обычном Миропомазании. Согласно свт. Симеону Солунскому († 1429), – знаменитому богослову и литургисту, фактически подводившему итоги истории славной богослужебной византийской традиции (существуют русские переводы), – в Византии помазание производилось от имени Христа: на голове василевса (императора) с помощью мира изображался крест, ибо «Сам Христос помазует василевса, ограждая его Своим крестом от поражений, давая ему власть и делая его главой», – ясно, что главой лишь государства, ибо Глава Церкви – Христос. Как видим, смысл помазания существенно различен: в Византии и на Западе монарх при помазании уподобляется Израильскому царю (наёмному служителю народа), в России же – Самому Христу! Историк церковного права Н. С. Суворов даже считал это «царское» миропомазание особым – «восьмым»! – таинством, в котором «русский православный царь получает благодатные дары для управления не только Русским государством, но и Церковью». Комментарии излишни! Составители русского чина помазания на царство в XVI веке (митрополит Московский Макарий и его сотрудники) существенно отклонились от византийской православной традиции, и это имело далеко идущие – и роковые для русской монархии – последствия.

Крайнее выражение статус российского монарха находит в месте причащения при коронации. В алтаре причащались византийские императоры. У нас в алтаре впервые приобщается Алексей Михайлович, а с поставления Феодора Алексеевича (1676) такое причащение связывается с помазанием на царство и символизирует особый статус «помазанника». При этом царь, уподобившийся через помазание Самому Христу, подобно Христу – как «Царь славы»! – входит в алтарь Царскими вратами. Одновременно, в соответствии с византийской традицией, царь уподобляется диакону: Тело Христово даётся ему прямо в руки, а Кровь он испивает из потира.

«Глава» Церкви – женщина!?
Но в XVIII столетии в алтарь для причащения стали вводить и коронуемых императриц: первой по диаконскому чину приобщилась Анна Иоанновна (1730). Сохранилось «Описание коронации 1742 года» Елизаветы Петровны. Прочтём фрагмент.

После венчания и помазания на царство «Ея́ Императорское Величество Архиерейскою рукою Царскими дверьми введена внутрь Олтаря и, стоя пред святою трапезою на златом ковре, соизволила принять от него перваго Архиерея святых Таин тела и крове Господни причастие, по чину царскому, то есть как причащаются священнослужители: особь от тела и особь от крове Христовы... (выделено мною. – Ю. Р.)». Эти официозные строки звучат как кощунство. Что придаёт человеку столь ярко выраженное чувство собственной значимости при встрече с Богочеловеком Иисусом Христом? Неужели то, что евангельский Помазанник не владел даже крохотным Израильским царством и потому не знал, где «главы подклонити», а у русского «помазанника» – огромная империя и роскошные дворцы? Для христианина – более чем странная логика...

Протоиерей Алексей Мальцев полагает, что такое нарушение канонов, воспрещающих женщинам входить в алтарь, обусловлено тем, что императрица уподобляется диаконисе. Объяснение граничит с насмешкой: византийские диаконисы, имевшие право входить в алтарь, брать с престола потир, причащаться из него и причащать женщин, рукополагались на своё служение (хиротония практически идентична диаконской). При этом они были строгие монахини. Российские же императрицы из-за своей перманентно «неустроенной» личной жизни, которую они считали «естественной», присущей им «по статусу», вообще не имели права причащаться (даже как миряне)!
Это был апогей унижения нашей Церкви, официально возглавляемой куртизанками-императрицами ("Мессалинами"), на которых клейма негде было ставить.

Всё-таки «крайняя судия»!

За весь Синодальный период (до начала либеральных реформ в XX веке) лишь один архиерей осмелился выступить в защиту канонической формы церковного правления. Это был архиепископ Ростовский Арсений (Мациевич), записку которого об упразднении синодальной формы правления «церкволюбивая» Елизавета прочла в период коронации. В ней говорилось и об унизительной для архиерейского сана форме присяги императору как главе Церкви, особенно слов: «Исповедаю же с клятвою крайнего судию сея Коллегии (Синода) быти Самую Всероссийскую монархиню Государыню нашу всемилостивейшую». Взамен наивный иерарх предлагал такой текст: «Исповедаю же с клятвою Крайнего Судию и Законоположителя духовного сего церковного правительства быти – Cамого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, полномощного Главу Церкви и Великого Архиерея и Царя, надо всеми владычествующего и всем имущего посудити – живым и мертвым». В пояснении он даже указал, что термин «крайний судия» в приложении к императору – это «излишнее ласкательство во унижение или отвержение Крайнего Судии – Самого Христа»! Елизавета доклад приняла, но не отказалась от лестного права быть «крайним судиёй» Русской Церкви: всё осталось без изменений. При этом нельзя не отдать должное её «крайней» снисходительности по отношению к архиепископу Арсению, не только не подписавшему присягу, но и дерзко заявившему, что такая присяга не согласна «с верой в Главу Церкви Христа и более прилична присяге римскому папе»! Она милостиво отпустила владыку Арсения в его Ростовскую епархию, а лист с переделанной присягой был положен под сукно и позднее сожжён. Логика развития взаимоотношений между Церковью и государством была неумолима, и та же «церкволюбивая монархиня» указом 1757 года положила начало болезненному для Церкви процессу секуляризации церковных земель.

Реализацию этого нового, европейски «просвещённого», принципа взаимоотношений Церкви и государства вскоре осуществила ярая поклонница Вольтера и Руссо немецкая княжна София Авгу́ста Фредери́ка А́нгальт-Це́рбстская из прусского Штеттина, ставшая у нас Екатериной Второй, и это было величайшим гонением на Русскую Православную Церковь за всю историю её существования вплоть до 1917 года. Эта вольтерьянка, считавшая, что религия – лишь «полезное орудие для управления народами», в ходе Секуляризационной реформы 1764 года из 954 действующих монастырей упразднила 567 (по другим данным, было закрыто 754 монастыря). У Церкви изъяли 9 млн гектаров земли, которая накапливалась веками из добровольных пожертвований и обеспечивала возможность широкой благотворительности. В результате этого разгрома Церковь лишилась даже возможности к самостоятельному существованию.

Все прикормленные и прирученные архиереи благоразумно молчали («потому что молчание – золото», как пел один бард), только вот одиноко «возникал», ещё со времён Елизаветы Петровны, этот неугомонный митрополит Ростовский и Ярославский Арсений (Мациевич). Не понимал, бедняга, что он – тоже "государственный чиновник", пусть и в рясе, а "главе Церкви" ("Матушке") перечить никак нельзя. Придворные архиереи в шелковых рясах ему об этом говорили, только он почему-то всё время ссылался на Евангелие и жизнь Иоанна Предтечи? Не дипломат: сам виноват, дурак!
В 1763 году в Неделю Торжества Православия к традиционным анафемам в адрес еретиков он прибавил анафематизмы в адрес «насильствующих и обидящих святыя Божия церкви и монастыри»! Что ж, этот «оскорбитель Ея Величества» был лишён рачительной матушкой Екатериной (руками сервильных архиереев) сана, а затем и монашества и «милостиво» (без пыток на дыбе) закончил свою жизнь в 1772 году в крысином подвале Ревельской крепости под именем «мужика Андрея Враля». (Как будто "политик" может в очах Божиих лишить достойного человека его жизненных монашеских обетов, принесённых Богу, и монашеского имени?! Он "сильнее" Бога? Ещё один пример цезарепапизма.) Лишь в 2000 году митрополит Арсений был прославлен нашей Церковью в лике святых как священномученик.

Как отмечает Дмитрий Поспеловский, «задуманная архиепископом Феофаном Прокоповичем и Петром I синодальная система окончательно оформилась в эпоху Николая I как деспотическая диктатура гражданского чиновника-обер-прокурора над Синодом и духовенством вообще. Оба обер-прокурора этой эпохи, масон С. Д. Нечаев (1833—1836) и генерал Н. А. Протасов (1836—1855), откровенно презирали епископат. Своё назначение обер-прокурором Протасов выразил следующими словами в письме приятелю: "Теперь я главнокомандующий Церкви, я патриарх, я чёрт знает что...". (Сказано откровенно: "чёрт" хорошо знал его роль в истории дискредитации Православной Церкви и явно радовался.) Это он определил Церковь как "Ведомство православного исповедания", т. е. министерство, во главе которого он видел себя именно министром».

Примат государства над Церковью выражался и в высокомерном отношении к священническому сословию. Ещё в XIX веке дворянин, пожелавший стать священником, обращался за разрешением лично к императору: переход в замкнутое «поповское сословие» негласно считался «мезальянсом», недостойным благородного человека на службе государства. Так поступил, например, блестящий поручик, представитель старинного дворянского рода, Дмитрий Александрович Брянчанинов, будущий духовный писатель архиепископ Игнатий (Брянчанинов) († 1877).

Церковь в начале XX века
Не нужно говорить о политических переменах, происходивших в России (увы! с катастрофическим опозданием) в начале минувшего столетия. Необходимость религиозных реформ тоже хорошо осознавалась, но государство по разным причинам препятствовало их осуществлению. Хороший анализ ситуации можно найти в учебных курсах покойного православного историка Дмитрия Владимировича Поспеловского († 2014), основанных на оригинальных источниках. (Помню, как в свою бытность хранителем архивных фондов в ЦГИА (ныне РГИА), выполнял его заказы и доставлял ему «дела» из Синодального хранения.) Дальнейшие замечания и цитаты приводятся преимущественно по его работам (см. далее библиографические указания).

Как отмечает другой православный историк, присяга членов Синода императору как главе Церкви «почти 200 лет смиренно переживалась русской иерархией как кровоточащая, незараставшая рана, как незаслуженное наказание со стороны светской власти всегда лояльного духовенства, …пока не сделалась совершенно нестерпимой даже для сознания такого знаменитого консерватора, как К. П. Победоносцев». 23 февраля 1901 года «кошмарная присяга бесшумно была погребена в Архиве Синода» (Карташёв А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Том II. – СПб., 2004. С. 437).

«Церковь проснулась, бурлила, полная надежд и свежих жизненных соков <…>. Единственным реальным и ответственным отзывом царя на эти голоса должно было быть разрешение немедленного созыва Собора и предоставление Церкви свободы. Казалось, всё к этому идет. По просьбе Синода царь разрешил созвать в марте 1906 года Предсоборное присутствие с участием епископов, духовных лиц, ученых и общественных деятелей, под председательством Петербургского митрополита. Присутствие заседало до декабря 1906 года, его протоколы, изданные затем отдельно, и сводный доклад, рекомендовавший немедленный созыв Собора, были представлены государю. Была проделана колоссальная и конструктивная работа, подготовлены темы для разработки будущим Собором, включавшие в себя полное переустройство Церкви на принципах соборности. Не все участники Присутствия были за восстановление патриаршества. <…> Однако сторонники восстановления патриаршества победили в подкомиссии 14-ю голосами против 8-ми.

Но на всё это последовала холодная и обезнадеживающая резолюция царя от 25 апреля 1907 года: "Собор пока не созывать". Была слабая надежда, что царь разрешит Собор в юбилейном 1913 году, но миновал и 1913 год. Последним напоминанием царю о непримирённости Церкви с её неканоническим состоянием было прошение всего думского духовенства в составе 46 депутатов, поданное царю в 1916 году. В прошении этом говорилось о необходимости немедленно восстановить соборность управления Церковью, с тем, чтобы государство отказалось от своего взгляда на православное духовенство как на инструмент внутренней политики правительства. Царь оставался глух к голосу Церкви» (http://www.odinblago.ru/istoriya_rpc/pospelovskiy/1/).

Думается, в этом – ответ на Ваш вопрос. Если царь при коронации «уподобляется» Самому Христу (становится «Помазанником», то есть «Христом»!) и «получает благодатные дары для управления не только Русским государством, но и Церковью» (Н. С. Суворов), то зачем же Церкви второй «глава»? Тем более, что Патриарх при интронизации Христу не уподобляется, «дополнительной» благодати не получает и остаётся таким же архиереем (только первым среди равных), а значит он – ниже самодержца (или самодержицы)! Такова была порочная, но лестная для наших царей логика, отказаться от которой они не хотели. Не имея мудрости и решимости выпустить Церковь из медвежьих лап навязанной Петром синодальной системы, император Николай II сам вынес себе приговор. Чаша унижения Православной Церкви переполнилась: она больше не может и не хочет жить по-старому, и свободу ей дадут те, кто его – недальновидного «главу» Церкви – свергнет.

«Но всё же остается вопрос, – справедливо вопрошает далее Дмитрий Поспеловский, – если в Церкви было такое единогласное недовольство синодальной системой, почему в бурные 1905 – 1906 годы, когда мирское общество добилось стольких свобод, единственно Церкви не удалось отвоевать для себя почти ничего? – И отвечает. – Ответ на этот вопрос лежит в нескольких плоскостях.

Во-первых, мирское общество в целом оставалось далёким от Церкви и её интересов. Борясь за гражданские права и свободы, оно (за редким исключением воцерковлявшегося меньшинства интеллигенции) не принимало во внимание Церковь, привыкнув смотреть на неё как на какой-то отросток государственности, её "православное ведомство". Более того, будучи в массе атеистической или, во всяком случае, агностической, толкая народ к революции, интеллигенция не хотела видеть Церковь сильной, независимой и духовно-авторитетной в глазах народа, ибо она тогда стала бы серьёзным нравственным барьером на пути революции и террора. Так что, как это ни парадоксально, синодально-бюрократическая система устраивала и правительство, и радикальную левую интеллигенцию.

Во-вторых, для Церкви, взращённой на традиции «симфонии», неприемлемы были те методы борьбы, к которым прибегало мирское общество: резкие атаки и пропаганда против правительства в печати и на собраниях, ультиматумы, угрозы, забастовки и бойкоты, не говоря уж о шантаже и терроре.

В-третьих, "богобоязненные" и "благочестивые" российские государи привыкли смотреть на Церковь как на "своё хозяйство", и они знали, что к вышеупомянутым методам борьбы Церковь в целом не прибегнет. Значит, и опасаться ее нечего. Церковные реформы можно отложить на самый конец – потерпит».

«Против государства и Церкви работала не только пропаганда левых партий, но и дискредитирующая деятельность Распутина и его ставленников епископов. В 1916 году министр земледелия Александр Кривошеин (пророчески) говорил французскому послу в России Морису Палеологу: «Никогда не падал Синод так низко. Именно так надо бы действовать, стремясь истребить в народе всякое уважение к религии, всякую веру. Право, я сам порою начинаю верить, что Распутин – антихрист. В тот день, когда царизм, находясь в опасности, захочет опереться на Церковь, он не найдёт ничего».

«В самих церковных кругах росли антиправительственные настроения и критическое отношение к внутреннему состоянию Церкви. Протестуя против рукоположения недостойного кандидата-распутинца по требованию Царского села, известный митрополит Антоний (Храповицкий) (позднее – эмигрант и монархист!) сказал, что "если Царское село прикажет, Синод и мерина сивого архиереем поставит"».

«Предреволюционные годы развеяли широко распространенную в русском обществе иллюзию, что простой народ весь благочестив и послушен Церкви, а, следовательно, через неё – и государю. …Семена нигилистической пропаганды, рассеиваемые радикальной интеллигенцией, …давали свои плоды. Уже с 1906 года в Синод шли тревожные докладные записки из епархий, особенно из таких промышленных, как уральские, о массовом отходе рабочего люда от Церкви. Один такой отчёт говорит об агитации среди рабочих под лозунгом "нет Бога, долой Церковь!", а "за Церковь ратующих почти не видно", так как почти все семинаристы, студенты и школьники – дети духовенства – на стороне революционеров. Отчет обвиняет духовенство в лени и нежелании преподавать в церковноприходских школах, что и повело к хирению последних и росту земских школ, где "учителя ведут пропаганду против Церкви". Автор призывает к восстановлению соборности и соборов на всех уровнях, чтобы оздоровить и сплотить Церковь, активизировать её, в частности, серьёзно заняться изданием броской и захватывающей литературы для масс, "иначе надвигается катастрофа"».
Удивляться не приходится: казённая синодальная чиновничья церковность, сама того не желая, плодила формальных – лишь по факту крещения – "православных" христиан, приносивших на службу обязательную справку об однократном в год причащении (свидетельство лояльности государственной идеологии). Воспитательная и просветительская деятельность отдельных пастырей (даже таких, как знаменитый св. Иоанн Кронштадтский) не могла переломить ситуацию.

«Общеизвестны отчеты армейского духовенства о том, что, после освобождения солдат Временным правительством от обязательного исполнения обрядов и таинств Церкви, процент солдат, записанных православными и соблюдавших таинство причащения, сократился с почти 100% в 1916 году до менее 10% в 1917 году. Но для наблюдательных офицеров это не было неожиданностью. Генерал Деникин пишет, что "поступавшая в военные ряды молодежь к вопросам веры и Церкви относилась довольно равнодушно" и "духовенству не удалось вызвать религиозного подъема среди войск". Не способствовали этому и молодые офицеры. И Деникин приводит такой случай из первых послефевральских дней. Солдаты построили незадолго до этого себе походную церковь. И вот молодой поручик решил поселить в ней свою роту. Больше того, в алтарной части он выкопал яму под отхожее место! Деникин задает вопрос: "Почему 2–3 тысячи русских православных людей [солдат]... равнодушно отнеслись к такому осквернению... святыни?" Вот это и были всходы, выросшие из тех семян, о которых предупреждал выше цитированный екатеринбургский священник. На них вскоре появятся ядовитые плоды вроде Союза воинствующих безбожников и его преемников».

«Этим явлением можно объяснить реплику одного из депутатов на Соборе 1917–1918 годов: "Говорим, что за нами 110 миллионов православных, а, может быть, их только 10 миллионов"» (Поспеловский Д. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. М., 1996. С. 214). Думается, таков же был процент реально верующих православных христиан в России (а не по записи в "Ведомство православного исповедания" по факту крещения), как и солдат (преимущественно крестьян, традиционно "хранителей православной веры"), пришедших к Пасхальному причастию в 1917 году по велению сердца, а не потому, что раньше их водили строем: "ать-два!" - в церковь в причастию!

«Но царь и его окружение предпочитали жить сказками о непоколебимости Церкви и её опоры в народе, откладывать церковные реформы на "самый конец". А конец наступил неожиданно быстро и бесповоротно!» (http://www.odinblago.ru/istoriya_rpc/pospelovskiy/1/).

Кратковременный ренессанс

После падения самодержавия для нашей Церкви наступили короткие месяцы подлинного ренессанса. Помню, на лекции отец Георгий Митрофанов нам говорил, что именно при Временном правительстве Русская Церковь пользовалась наибольшей свободой за всю свою историю. Предстояло преодолеть немалые трудности, фактически структурно родиться заново.

Дело в том, – пишет далее Дмитрий Поспеловский, – что, «не имея канонического главы (патриарха) и традиционной соборной структуры, которая обеспечивала бы двустороннюю связь центра с периферией, Церковь вступила в революцию разъединённой, а с отречением царя – формального земного главы Церкви – и обезглавленной. В условиях общего распада государственности Церковь осталась без инфраструктуры, и каждому было ясно, что виной тому – монархический абсолютизм. Антимонархические настроения выразились в отказе синодального епископата выполнить просьбу обер-прокурора – обратиться к народу и поддержать распадавшуюся монархию. Вместо этого Синод одобрил 17 марта решение великого князя Михаила передать вопрос о власти на усмотрение будущего Учредительного собрания…».

«Вообще настроения духовенства, особенно приходского, были в момент прихода к власти Временного правительства весьма радикальны. Уже в марте члены Думы из духовенства совместно с некоторыми светскими думскими депутатами и общественными деятелями образовали Совет по делам Православной церкви. …Он успел провести ряд съездов епархиального духовенства, принимавших либеральные резолюции в поддержку Временного правительства и созыва Поместного собора. А Екатеринодарский съезд высказался за выборность епископата духовенством и мирянами из числа не только монашеского, но и белого духовенства. Аналогичные съезды прошли по многим епархиям. <…> В некоторых епархиях епархиальные съезды свергли непопулярных епископов: были уволены на покой епископы, наиболее запятнавшие себя связью с Распутиным (между 6 и 20 марта ст. ст.): митрополит Петроградский Питирим и Московский Макарий, архиепископ Тобольский Варнава (с назначением на его место епископа Гермогена, который был сослан по приказу Николая II за публичное выступление против Распутина) и Сарапульский Амвросий. На место их были избраны, в частности: Тихон – митрополитом Московским, Вениамин – митрополитом Петроградским, Гермоген – архиепископом Тобольским и пр.». События развивались стремительно.

«20 марта (2 апреля) Временное правительство объявляет равенство всех религий перед законом, отменяет любые религиозные и национальные ограничения.

29 апреля (12 мая) Синод выпускает обращение к Церкви восстановить древний православный принцип выборности епископата и учреждает Предсоборный совет для подготовки Поместного собора.

20 июня (3 июля) Синод принимает "Временное положение о православном приходе" – кладётся начало возрождению самоуправляемого прихода, а следовательно, и активизации мирян в Церкви. <…>».

25 июля (7 августа) вместо Владимира Львова обер-прокурором назначается Антон Владимирович Карташёв, «известный молодой историк Церкви, человек глубоко церковный, будущий профессор церковной истории в парижском Свято-Сергиевском богословском институте». Он станет последним обер-прокурором в истории нашей Церкви.

«В связи с предстоящим Собором, т. е. с выходом Православной Церкви из подчинения правительству, 5 (18) августа отменяется пост обер-прокурора и Карташёв назначается первым министром исповеданий в новообразованном министерстве под таким же названием. <…>».

Ещё раньше, 10 (23) июля, «Предсоборный совет опубликовал правила выборов на предстоящий Собор. На всеобщем приходском собрании выбираются выборщики на благочиннический съезд: участвуют в выборах "на равных правах лица обоего пола православного исповедания"; выборщиками является весь причт прихода по должности и миряне мужского пола не моложе 25 лет, выбранные в количестве, в два раза превышающем численность причта данного прихода. Благочинническое избирательное собрание "избирает закрытым голосованием выборщиков на епархиальное избирательное собрание в количестве двух клириков (...один должен быть в сане пресвитера) и трех мирян". Епархиальное собрание "избирает закрытым голосованием пять членов Собора": двух клириков (один обязательно священник, второй может быть викарным епископом, диаконом, псаломщиком или тоже священником) и трёх мирян. Епархиальные архиереи отправляются на Собор по должности.

15 (28) августа, в праздник Успения Божией Матери, в Москве открылся первый Поместный собор Русской Православной Церкви за 217 лет. Избрано на него было 564 депутата: 73 архиерея, 192 приходских клирика и 299 мирян». Соборные заседания продолжались до сентября 1918 года и завершились его вынужденным самороспуском. Многие накопившиеся за два столетия вопросы были лишь обозначены. Но главное деяние Собора – это восстановление Патриаршества. Дмитрий Поспеловский, говоря о спорах (не все хотели Патриарха), приводит замечательную реплику простого человека: «… Возможно, не меньший эффект произвели слова одного крестьянского делегата, говорившего от лица широких масс верующих крестьян: "Нет у нас больше царя-батюшки, которого мы бы любили. А потому как Синод любить невозможно, мы, крестьяне, хотим, чтобы был Патриарх"»! (http://www.odinblago.ru/istoriya_rpc/pospelovskiy/2)

Первым постсинодальным патриархом Московским и всея России стал избранный по тайному жребию (по воле Божией) митрополит Московский Тихон (Беллавин). Избрание состоялось 5 (18) ноября 1917, уже после свержения Временного правительства, а его интронизация была приурочена к символическому дню – 21 ноября (4 декабря), – к празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы. Церковь вступила в новейший – и трагический – период своей истории. Впрочем, это уже совсем другая история…

Краткие библиографические указания

Карташёв А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Том II. – СПб., 2004.

Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 1995.

Поспеловский Д. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. М., 1996.

http://www.odinblago.ru/istoriya_rpc/pospelovskiy/1/.

http://www.odinblago.ru/istoriya_rpc/pospelovskiy/2).

https://azbyka.ru/forum/threads/ekaterina-vtoraja-krasivoe-kino-i-pechalnaja-realnost.18816/.

https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-en...e-padenija-samoderzhavija.2354/#comment-33031.

«ЦЕРКВОЛЮБИВАЯ ЕЛИЗАВЕТА» (Власть и Церковь в императорской России).

Можно ли обличать власть имущих?

https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-en...-jubileju-vosstanovlenija.2344/#comment-33024.

https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/xozjain-drevnego-vostoka.2343/#comment-32963.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Хождение_в_Каноссу).

http://www.1260.org/Mary/Apostasy/Apostasy_Caesaropapism_and_Papocaesarism_Berdyaev_ru.htm.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Папоцезаризм .

Присяга для членов Святейшего Синода.
  • Like
Реакции: 5 человек

Комментарии

Игорь! Спасибо! Рад, что на сей раз мы солидарны; это бывает не всегда. Я с удовольствием отвечаю на вопросы, если это - действительно вопросы, сформулированные корректно и по существу. (Недавно даже пытался отвечать на некие злобные "потоки сознания", хотя это бесполезно.) Вероятно, виной моя некоторая пристрастность, хотя абсолютно "беспристрастными" и "объективными" бывают только покойники. Во всяком случае, в исторической работе я опираюсь на факты и стараюсь следовать максиме св. Иоанна Дамаскина: "Я не скажу ничего от себя".
 
В своё время одним из ключевых вопросов для меня был вопрос: каким образом поголовно верующая страна после революции, в одночасье, превратилась в страну, поголовно атеистическую? Позже ответы я нашёл, в разных источниках, но в Вашей статье информация дана и полнее и глубже, для такого небольшого формата. Более того, история взаимоотношений государства и Церкви, освещённая Вами здесь, позволяет взглянуть под другим углом и на сегодняшние реалии.... Так что ещё раз спасибо!

И да, в силу совершенно естественных причин мы с Вами на некоторые вещи смотрим по разному. Прошу прощения, что иногда эту "разность" во взглядах я воспринимал как повод к конфронтации.
 
Последнее редактирование:
Замечательная статья.
Сдержанно, основано на фактах, без малейших передергиваний и эмоций.
Благодарю, нашёл ответы на свои вопросы.
 
Игорь!
Поздравляю Вас и всех россиян с праздником: https://azbyka.ru/days/p-ikona-smutnogo-vremeni.
В прошлом году на «Азбуке» появилась интереснейшая публикация – замечательное свидетельство жалкой участи духовенства в монархической России: «прикормленного» в одних случаях – для «презентации» богатым и сбора пожертвований – и нищего и униженного (без кавычек) в сёлах.
https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/chto-na-samom-dele-izobrazheno-na-kartinax-perova.2279/. (Специалист по этой теме профессор-протоиерей Георгий Митрофанов говорил нам, что более тяжкой и двусмысленной участи, чем участь сельского духовенства, – нельзя и представить (это особая тема). Думаю, вопрос о том, почему сыновья священников шли в революцию? – для умных снимается? Завтра постараюсь привести ещё не опубликованные личные свидетельства нашего незабвенного семинарского духовника отца Константина Быстриевского, открывшего нам глаза на многое. Сегодня – 39 лет со дня его кончины: https://azbyka.ru/days/p-molitva-u-raspjatija.

Одна чувствительная читательница написала:
Елена_Н 14 авг 2017:
«Просто ужасно! Никогда не знала, как тяжело жилось сельскому священству. Жаль, что на картине "Сельский крестный ход" можно увидеть совсем другое. Картина "Монастырская трапеза" – то же (самое): никто ведь не вдумывается в глубинный смысл картины, но видят лишь то, что изображено на переднем плане... Зачем же нужны такие тайные посылы – ведь они служат лишь искушением для многих?»

На это можно было просто ответить словами Александра Солженицына: чтобы «жить не по лжи!» Но некий иподиакон Георгий накатал чуть более пространный ответ (предоставил его мне):

иподиакон Георгий Рубан 18 авг 2017:
Полагаю, что этот вопрос надо обращать к своему уму и совести: бесцельно искать ответ на стороне. В свою очередь, он вытекает из кардинального вопроса: могу ли я «жить не по лжи» (вспомните Александра Солженицына)? Подлинный художник (в широком смысле) прозревает то, что недоступно обыденному сознанию, при этом он не может лгать. Вспомнил пример: талантливый художник написал портрет амбициозного молодого человека, но тот его с возмущением отверг: «Да ты же не меня нарисовал, а какого-то сумасшедшего!» А через несколько лет он действительно угодил в психиатрическую лечебницу… Так и Василий Перов: не «обличает» и «шаржирует», но лишь ставит диагноз больному обществу, чьи устои подавляющему большинству казались незыблемыми. А закономерный кризис случился скоро – в 1917-м, хотя предупреждающие звонки раздавались и раньше.
"Почему дырявят древний собор?Потому, что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой. Почему гадят в любезных сердцу барских усадьбах?Потому, что там насиловали и пороли девок; не у того барина, так у соседа», – записал в дневнике дворянин Александр Блок, которого можно назвать «совестью эпохи».

«Помню, в первые дни революции проходил я мимо худой, согнутой солдатской фигуры, греющейся у разложенного перед Зимним костра. Меня окликнули. Это был Блок. Мы дошли до Детского подъезда. Спрашиваю: "Нравится?" – "Хорошо", – сказал Блок, а потом прибавил: "У меня в деревне библиотеку сожгли"» (Владимир Маяковский).

Как историк я признаю такой «исторический фактор» как Божественный Промысл (хотя в университетскую методологию исторического познания он не входит; в аспирантуре нас этому не учили). Очевидно, Блок тоже верил в Промысл, потому не роптал и с христианским смирением принял всё произошедшее. «Не бойтесь… У вас же и волосы (Отцом Небесным) на голове все сочтены»! (Помните слова одного авторитетного Человека – не просто «Человека?) Но этих слов явно не признают «православные» потомки уцелевших вельмож и помещиков: приезжая к нам, они лишь сетуют на «историческую несправедливость» и ностальгически осматривают свои бывшие дворцы и поместья: «Ах, как бы хорошо получить их обратно вместе с пышными крепостными крестьянками!» (Подробнее см.:http://www.rusproject.org/history/history_5/delo_nasilnika_rekordsmena;https://azbyka.ru/forum/threads/ekaterina-vtoraja-krasivoe-kino-i-pechalnaja-realnost.18816/;«ЦЕРКВОЛЮБИВАЯ ЕЛИЗАВЕТА» (Власть и Церковь в императорской России); Можно ли обличать власть имущих?)

Блок знал, что это – «возмездие». Вряд ли можно считать случайностью, что так он назвал свою великую поэму («Возмездие»), начатую ещё в 1910 году и, по его словам, «полную революционных предчувствий».
«Жизнь – без начала и конца.
Нас всех подстерегает случай.
Над нами – сумрак неминучий,
Иль ясность Божьего лица? ...»

Попытайтесь честно, без подсказки, сами ответить на этот вопрос. Интеллигентный христианин от него не отмахнётся. История должна учить. «Historia magistra vitae est», – давно сказал один благородный язычник. Если же мы не учимся, то она иногда повторяет свои суровые уроки… Об этом более чем уместно задуматься в «юбилейном» (2017-м) году.
История
 
Последнее редактирование:
Как относился св. Иоанн Кронштадтский, имевший большое влияние на царя, к восстановлению патриаршества?
 
Увы! Не могу ответить на Ваш вопрос. Архивные материалы по этому частному вопросу не изучал. Но Вы ведь понимаете, что их разговор на эту тему, если он вообще имел место, в чём я сомневаюсь, не повлиял на Суд Истории (думаю св. Иоанна синодальная система устраивала). Недальновидный царь, который, возможно (история не знает сослагательного наклонения), мог предотвратить новое "падение Иерусалима" и кровавый "Вавилонский плен", "оставался глух к голосу Церкви», за что и понёс суровое наказание (разумеется, если Вы, кроме чисто политических факторов, признаёте такой фактор как "Суд Божий (Промысл Божий или Попущение Божие)". По Вашему частному вопросу советую обратиться к замечательным знатокам архивных материалов по истории РПЦ Новейшего периода - прот. Георгию Митрофанову, проф. Сергею Львовичу Фирсову и другим историкам.
 
Последнее редактирование:
Дорогой Иван (Владимирович?)! Заслуги скромного служителя музы Клио в этом нет. Такова его рядовая честная работа. Горячо рекомендую всем, хотящим понять смысл происходившего в Синодальный период РПЦ, для начала проштудировать соответствующие главы из указанных мною работ Дмитрия Поспеловского. Лучшего "Введения в проблематику", на мой взгляд, нет.
 
Уважаемый Георгий уже читаю Поспеловского. Моя благодарность Вам за умение понимать, работать с огромным материалом, доступно и кратко излагать основываясь на авторитетных мнениях и фактах. Пишите пожалуйста почаще) это большая редкость концентрироваться на главном в мире бесконечной информации.
 
Дорогой Иван Владимирович! Спасибо! Посвятил всю свою жизнь алтарю и книгам (рукописным и старопечатным), больше ничего с государственной зарплаты на "швейцарский счёт" не скопил (даже на скромную "колесницу", спасибо государственному транспорту!), вот только монахом не стал, увы! А у меня малые дети, которых ещё долго выводить "в жизнь". Потому прошу молитв, чтобы Ваши слова были высечены на моём надгробии как можно позднее...
 
Последнее редактирование:
Игорь! Статью несколько дополнил (тема бесконечная). Посмотрите. Но пока обещанные новые более пространные комментарии не поместил. Прошу понимания. У нас завтра - престольный праздник. Готовлю проповедь. Прошу молитв о здравии худого и многогрешного иподиакона Георгия с гусиным пером и всего его семейства!
 
Последнее редактирование:
Замечательная статья !!! Полностью согласен с комментарием Игоря К. Я тоже не мог ответить на вопрос, почему так быстро, после падения самодержавия, православная Россия, в своем подавляющем большинстве, стала богоборческой. Теперь многое становится понятным. Огромное спасибо !!!
 
Дорогой Юрий Иванович, надеюсь, всё у Вас хорошо прошло на престольном празднике. Храни Господь и Вас, и всё Ваше семейство!!!
Плохой из меня молитвенник..., но как мог:)
А тема и действительно бесконечная. И каким боком вывернется она в наши сегодняшние реалии - одному Богу ведомо.
И Вам, Андрей, спасибо за понимание!
 
Игорь! Спасибо за молитвы. Человек предполагает... К сожалению, провёл праздник на одре болезни... Сейчас лучше. Паки прошу у всех молитв! В воскресенье читаю в нашем приходском культурно-просветительском центре "Лествица" лекцию на тему "Православие в Западной Белоруссии (Могут ли дружить христиане)"? Поделюсь собственными наблюдениями. Раньше часто бывал там - в Гродненской области, где в известном Свято-Успенском Жировичском монастыре (недалеко от Слонима) располагались белорусские Духовные школы. Духовную академию перевели в Минск.
 
Дорогой Иван Владимирович! Выполняя Ваше пожелание, поместил сейчас отдельной записью небесполезный, уверен, материал. Поспрашивайте Ваших знакомых об источнике "возмутительного" термина "раб Божий"! Многие говорят, что Церковь всё ещё живёт в рабовладельческую эпоху и не может "идти в ногу со временем"! А что думаете по этому поводу Вы и Ваши просвещённые друзья? Буду рад, если перешлёте адрес публикации товарищам и сами что-то напишете.
 
Обводноканальские революционеры
Игорь!
У нас в России, как известно, «обещанного три года ждут», а я всего через три недели (!) помещаю обещанные заметки – дополнение к статье – к вопросу о характере синодальной церковности.
Ещё в студенческие годы прочёл «Автобиографические заметки» нашего выдающегося мыслителя отца Сергия Булгакова (1871—1944), изданные посмертно в Париже его другом Львом Зандером и оставившие на всю жизнь неизгладимое впечатление. Считаю, что это – одна из обязательных для христианина книг. Запомнились искренние строки из главы «Моё безбожие».
Он пишет о себе, честном провинциальном юноше, сыне священника, студенте Орловской духовной семинарии. «…Я оказался отрочески беспомощен перед неверием и в наивности мог считать (на фоне, конечно, и своего собственного отроческого самомнения), что оно есть единственно возможная и существующая форма мировоззрения для умных людей. … При этом те, довольно примитивные, (семинарские) способы апологетики… способны были содействовать этому переходу от православия к… нигилизму. … Со мной повторилось – в этой стадии жизни – то, что было с моими предшественниками по семинарской школе: Чернышевским, Добролюбовым и др. Я стал жертвой мрачного революционного нигилизма (хотя он всегда соединялся с любовью к искусству и литературе, меня спасавшими). К этому надо присоединить и то, что общая атмосфера духовной школы бессильна была противопоставить этому нигилизму достаточное противодействие. Поддерживаемая привычным бытом и принуждением, она становилась всё более невыносимой для гордого, самомыслящего, но и искреннего в своём свободолюбии и правдолюбии мальчика. …».
Будучи честным человеком, он не пошёл по проторенной дорожке и не стал «работать священником» (такие неверующие "работники кадила и кропила" всегда были, есть и будут), но перешёл в светскую гимназию, затем закончил университет, стал учёным и легальным марксистом (думаю, его биография образованным людям хорошо знакома). Через некоторое время совершил «паломничество» в Германию, чтобы «целовать землю», по которой ступали «апостолы марксизма» («сам» Маркс, Каутский и иже с ними). Но здесь его ждала неожиданная встреча. Цитирую далее его «Заметки».
«… И вдруг неожиданная, чудесная встреча: Сикстинская Богоматерь в Дрездене, Сама Ты коснулась моего сердца и затрепетало оно от Твоего зова.
Проездом спешим осенним туманным утром, по долгу туристов, посетить Zwinger со знаменитой его галереей. Моя осведомлённость в искусстве была совершенно ничтожна, и вряд ли я хорошо знал, что меня ждёт в галерее. И там мне глянули в душу очи Царицы Небесной, грядущей на облаках с Предвечным Младенцем. В них была безмерная сила чистоты и прозорливой жертвенности, – знание страдания и готовность на вольное страдание, и та же вещая жертвенность виделась в недетски мудрых очах Младенца. Они знают, что ждёт Их, на что они обречены, и вольно грядут Себя отдать, совершить волю Пославшего: Она «принять орудие в сердце», Он – Голгофу… Я не помнил себя, голова у меня кружилась, из глаз текли радостные и вместе горькие слёзы, а с ними на сердце таял лёд, и разрешался какой‑то жизненный узел. Это не было эстетическое волнение, нет, то была встреча, новое знание, чудо… Я (тогда марксист) невольно называл это созерцание молитвой и всякое утро… пока никого ещё там не было, бежал туда, пред лицо Мадонны, «молиться» и плакать, и немного найдётся в жизни мгновений, которые были бы блаженнее этих слез…» (https://predanie.ru/bulgakov-sergey-nikolaevich-protoierey/book/93816-avtobiograficheskie-zametki/). (Это ещё и к вопросу о характере «католического религиозного искусства», которое иные «ревнители» считают недостаточно «духовным», «светским», «плотским» и проч.)
Сергей Николаевич Булгаков был делегатом Поместного Собора РПЦ 1917–18 годов, как Борис Тураев и другие выдающиеся светские учёные, сторонником восстановления Патриаршества, а в 1918 году, по благословению новоизбранного патриарха Тихона, стал «отцом Сергием»…

Если Вы войдёте в Александро-Невскую лавру не через центральный вход, а через боковой Чернорецкий (Чернореченский) переулок и резко свернёте вправо, то скоро окажетесь на импровизированном футбольном поле перед этой самой Черной речкой, или Монастыркой, делающей здесь крюк. (Названия со временем менялись; она впадает в Неву и, соединяясь с Обводным каналом, образует остров, на котором и расположена Лавра.) В этом удалённом от лаврского митрополичьего корпуса углу митрополичьего сада когда-то был и митрополичий же пруд, а рядом – митрополичья беседка, фундамент которой в мои студенческие годы хорошо просматривался. Санкт-Петербургские Владыки любили здесь в тишине и покое отдыхать в хорошую погоду за самоваром. (Нет необходимости говорить, что Лавра не была тогда «проходным двором».) По рассказам наших старинных преподавателей, оболтусы-семинаристы норовили, сбежав с уроков, в отсутствие «митрополичьего ока», пополнить свой рацион вальяжно плававшими там толстыми «митрополичьими» карпами. На другой стороне речки Вы увидите мрачное кирпичное тюремное здание характерной крестообразной формы и цвета, как уменьшенные «Кресты» (эти типовые строения XIX века все схожи). Кажется, сейчас в нём располагается тюремная больница, не уточнял.
Если бы у нас была «машина времени», о которой я мечтал с детства, то мы смогли бы перенестись в революционный 1905 год и увидеть много интересного. По Чёрной речке снуют на прогулочных лодках учащиеся неподалёку расположенной Императорской Санкт-Петербургской Духовной семинарии (лодочная станция сохранилась: это как бы «сползшее» к речке небольшое строение тёмного кирпича у моста близ Обводного канала, по другую сторону от лаврского острова). К окнам тюрьмы прильнули заключённые там революционеры. Они что-то кричат сочувствующим им семинаристам и бросают в сторону речки записки «на волю», привязанные к чему-то тяжёлому, чтобы дальше добросить. Семинаристы подбирают их и доставляют адресатам.
Вскоре полиция остановила этот поток информации, а будущих пастырей, ныне «связных революции», взяла на абордаж и передала духовному начальству. Многие были признаны виновными в «революционных волнениях» и исключены из Семинарии. В их числе был и наш замечательный духовник отец Константин Быстриевский, в ту пору «обводноканальский семинарист». Рассказывая нам, своим молодым коллегам, обводноканальским семинаристам 1970-х, об этих «доисторических временах», он смущённо уточнял, что оказался в «дурной компании» случайно. Мы не допытывались, да это и не имеет значения. Своё духовное образование он завершил уже в Новгородской Духовной семинарии… В нынешнюю «Осеннюю Казанскую» минул уже 39-й год со дня его кончины. Время быстротечно. (Смотрите о нём: https://azbyka.ru/days/p-molitva-u-raspjatija).
Ретроспективно жаль этих наивных дурачков-семинаристов, но – увы! – таковы были закономерные плоды казённой синодальной «бурсы», вызывавшей у честных юношей отвращение, как о том хорошо писал отец Сергий Булгаков. Впрочем, происходившее на брегах нашего родного Обводного канала, – ещё цветочки: в других семинариях дело доходило до погромов, а в одной, если правильно помню, семинаристы даже убили инспектора в сане иеромонаха. (Кстати, должность «инспектора» – красноречивое наследие синодальных порядков – сохраняется в духовных учебных заведениях до сего дня.) Хрестоматийные имена семинаристов, воспитанников «системы», ставших «выдающимися революционерами», называть излишне...
 
Последнее редактирование:
В то самое время инспектором одной из поволжских семинарий был архимандрит Антонин (Грановский) - в будущем один из лидеров обновленческого раскола. Его семинаристы так "любили", что заложили в полено заряд взрывчатки и подложили к стопке дров в его келье. Антонина спасло то, что затопив печку, он отправился прогуляться. Сам он ничуть не пострадал, а вот келью его разнесло в пух и прах. Но, несмотря на этот ужасный случай, Антонин сам впоследствии поддержал революцию :)
 
А вот Николай Гаврилович Чернышевский оставался религиозным юношей и во время учебы в Саратовской семинарии, и даже после её окончания. И это не смотря на то, что в семинариях сороковых годов широко применялась в качестве наказания жестокая порка розгами. Нередко таковой приговор нашкодившему семинаристу в исполнение приводил лично сам отец-инспектор (не чета нынешним инспекторам). Сам Чернышевский был примерным воспитанником и таковому наказанию ни разу не подвергался. Но равнодушно смотреть на это явление со стороны он также не мог. Переезд в Санкт-Петербург и учеба уже в светском университете со временем кардинально поменяли его мировоззрение...
 
Дорогой отец Сергий!
Спасибо за весточку. Можно привести и другие примеры того, как казённая псевдоцерковная система сама же воспитывала атеистов. Люди (не историки) этого не понимают, а потому идеализируют прошлое и недоумевают, как это "поголовно верующая" царская Россия "вдруг" превратилась в атеистический Советский Союз, где громили церкви и убивали священников (такой фактор как "Божественный Промысл" не учитывается). В этом плане показательна роль приходского священника, ставшего агентом на службе государства. В синодальный период было запрещено иметь духовника "на стороне", надо было исповедоваться у своего священника, которому предписывалось доносить в полицию на тех, в чьих словах могла содержаться угроза государю или империи, – то есть нарушать тайну исповеди! Да и раньше с бытовым благочестием дело обстояло неважно. Цитирую из своей словарной статьи «Говение».
«...Исторические источники свидетельствуют, что в Древней Руси долг хотя бы одного (!) говения в год не исполняла большая часть "верующих". Попытки церковных властей сохранить разумный баланс между внутренней свободой человека и его христианской обязанностью говения, взывая к совести, были окончательно уничтожены борьбой с церковным расколом старообрядчества. Указ 1716 года предписывал, чтобы люди всех чинов "у отцов своих духовных исповедывались повсягодно", а на нарушителей священниками подавались "имянные росписи" губернатору, налагавшему на них штрафы. С разночинцев и посадских людей первый раз взимался рубль, второй – два, в третий – три рубля; с поселян, соответственно, 10 денег, гривна и 5 алтын. "Неисправно говеющие" (менее одного раза в год) ограничивались в гражданских правах, им отказывали в поступлении на государственную службу. Настаивая на ежегодном причащении, "Духовный регламент" замечает, что "несть лучшего знамения, почему познать раскольщика", подразумевая, что старообрядец не будет причащаться в "никонианской" церкви и этим выдаст себя! Так Таинство становилось "контрольным средством полицейского сыска", а отметка о ежегодном в нём участии – свидетельством церковной и гражданской благонадежности. Эти указы, фактически узаконившие кощунственное отношение к Святым Тайнам со стороны всё возрастающего количества атеистически настроенных формальных "прихожан", лишь способствовали отчуждению совестливых христиан от Церкви, а вскоре и не могли уже проводиться в жёсткой форме. Так, в инструкции, выпущенной Святейшим Синодом в 1897 году, православным христианам уже не предписывалось, но лишь "братски советовалось" говеть в течение Великого поста "хотя бы несколько дней"» (см.: Рубан Ю. Говение // Российский гуманитарный энциклопедический словарь. Т. I. М.–СПб., 2002. С. 463–464; а тж.: Вода живая: Санкт-Петербургский церковный вестник, №2/2007). Вероятно, следует поместить в интернете статью полностью? Тема интересная. Как Вы считаете?
См. тж.: Как надо говеть и исповедаться пред духовником (братский совет православному христианину). СПб., 1897; Смирнов С. И. Как говели в Древней Руси? // Церковные Ведомости, 1901. № 8. С. 266–279; № 9. С. 305–311; № 10. С. 343–351; Он же. Древнерусский духовник. М., 2004.
 
Последнее редактирование:
Юрий Иванович, я сам тоже не историк, а к аналогичным выводам пришёл не через разбор исторических источников, а из многолетнего тесного общения с простым провинциальным народом. Факт падения Православной Российской Империи и практически мгновенного возникновения на ее руинах богоборческого государства у меня теперь никакого недоумения не вызывает. Менталитет подавляющего большинства граждан Российской державы, позиционировавшей себя как Православное государство, не соответствовал декларируемой этим государством идеологии. ( хотя внешне-формально это выглядело так). Потому оно и не устояло. Подобная ситуация была и в СССР в конце 80-ых годов. И мне не понятно стремление некоторых современных энтузиастов реанимировать прежний дореволюционный порядок в России.
 
Сверху