Святцы: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я

Можно ли обличать власть имущих?

Сегодня у православных христиан печальный праздник. В календаре он называется «Усекновение[1] главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна» и посвящён воспоминанию гибели этого всем известного святого. Поучительные богослужебные тексты праздника подробно варьируют трагическую историю Иоанна, великого Пророка и Предшественника[2] Иисуса Христа, кратко описанную в Евангелиях. Выступив на служение в 27 (или 28) году н. э., он возвещал о приближении «Небесного Царства», которое наступит с пришествием долгожданного Помазанника Божия (Мессии, по-гречески Христа). Условием вхождения в это Царство становится искреннее желание духовного перерождения, или покаяние (греч. метанойа), в буквальном переводе – «перемена сознания»! Зримым символом покаяния он избирает древний обряд омовения в воде, по-гречески – баптисма; отсюда его второе прозвище – Баптистэс (Баптист), вошедшее без перевода в западноевропейские языки (в славянском переводе – Креститель).

Иоанн исповедует Мессией пришедшего к нему Иисуса и совершает над Ним тот же обряд. Некоторые из его учеников становятся апостолами Христа. После этого Иоанн ещё около года продолжает свою проповедь, не страшась власть имущих. Как ревнитель праведности, он смело и прилюдно обличает кровосмесительный брак правителя Галилеи (Северной Палестины) Ирода Антипы, который отнял у своего брата жену Иродиаду и женился на ней при жизни прежнего мужа, грубо нарушив иудейский закон. Раздражённый царь заключает Иоанна в темницу, но всё же побаивается пророка из-за его популярности в народе. Он даже приходит к нему для бесед, очевидно, нелицеприятных, потому что, слушая пророка, приходит порой в «сильное смущение» (Мк.6:20), но, находясь под влиянием ненавидевшей Иоанна жены, ничего не предпринимает. Вскоре наступает кровавая развязка.

Однажды на пиру падчерица Ирода Саломея настолько угождает ему своей пляской, что он неосторожно клянётся исполнить любое её желание. По наущению матери, Саломея просит голову Иоанна Крестителя. Палач направляется в темницу, казнит пророка и по условию подаёт Саломее на блюде голову Иоанна, а та относит её в пиршественный зал и демонстративно передает матери для глумления. Тело Иоанна Крестителя погребают его ученики.

В этот день православным христианам предписан строгий пост. Причём, раньше на Руси даже запрещалось есть круглые плоды, напоминающие по форме отсечённую человеческую голову, а также брать в руки нож и острые предметы (разумеется, это народные приметы).

Жизнь и смерть этого Святого, которого Сам Христос назвал «величайшим между рожденных женщинами» (Мф.11:11), – наглядное подтверждение того неоспоримого принципа, что людей нельзя слушать «больше, чем Бога» (Деян.4:19). Сурово наказав двух первых Израильских царей – Саула и Давида, – Бог подтвердил ранее сказанное Моисею, что Его Законы одинаковы для всех без исключения. Иоанн Креститель никогда этого не забывал, потому и был столь «недипломатичен» по отношению к своему царю.

К сожалению, в нашей истории подобные обличители – исключение (ярчайший пример – святитель Филипп, убитый по приказу царя-садиста Ивана Грозного). Обличили ли последующие иерархи (хорошо знавшие историю Иоанна Предтечи!) кого-либо из наших «христианнейших» императоров или «гламурных» императриц его словами: «Не должно тебе прелюбодействовать с фавориткой (фаворитом)!» (а для них это было делом обычным, санкционированным языческим по происхождению «штатным положением» самодержца)? Нет! Не обличили! За свои головы (в буквальном смысле) они уже не боялись (всё-таки другое время), но вот своих высоких церковных престолов точно бы лишились! А ведь политика «двойных стандартов» присуща светской дипломатии, направленной на достижение лишь земных успехов, но никак не христианской проповеди, основанной на небесном Откровении. Вряд ли это можно оспаривать, поучаясь жизнью нашего Господа, Его Предтечи, Апостолов и бесчисленного сонма мучеников… А мы ещё удивляемся катастрофе, постигшей нашу Церковь и державу в 1917 году! Быть может, дав нашим предкам гораздо больше времени на покаяние, чем современникам Ноя, Бог просто не захотел далее терпеть «двойные стандарты», от которых так и не отказались люди, считавшие себя православными христианами?..

Сегодня об этом особенно уместно задуматься и хотя бы попытаться «переменить» свое политизированное (языческое) сознание на евангельское. К этому призывает нас бескомпромиссный глас «Вопиющего в пустыне».

Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия

 


Примечания

[1] Славянское слово усекновение – перевод греческого апотомэ, что значит «отрубание», «отсечение».

[2] Так буквально переводится его первое почетное именование: греческое Продромос, славянское Предтеча.

Случайный тест