Магистр богословия, катехизатор, религиовед
Поскольку информация по этой теме разрозненна, решил собрать самое важное в один пост. Данные принципы исходят из позитивного взгляда на сексуальность (представленного в современных церковных документах) и ее проявления в законном браке. Поэтому взгляд на сексуальность как на терпимое зло, простительное ради чадородия, мы тут не рассматриваем, несмотря на его распространенность в христианской традиции. Подборка по своему уникальная, поэтому рекомендую делиться ею со всеми, кому это может быть полезно.
1. Сексуальные отношения задуманы Богом для брака (пожизненного союза мужчины и женщины), где они чисты и достойны (см. Основы социальной концепции РПЦ. Х.6; ср. Евр.13:4).
2. Сексуальные отношения супругов предназначены не только для продолжения рода, но они также «выражают целомудренную любовь, полную общность, "единомыслие душ и телес" супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания» (Основы социальной концепции РПЦ. Х.6). В Библии говорится о супружеской близости как о законной радости брака (см. Притч.5:18-19). «Выражение любви» - это очень важный аспект. Все что выражает целомудренную любовь - правильно и хорошо, все что против такой любви - аморально и дурно. Понимание этого аспекта супругами снимает множество практических вопросов, потому что если хочешь действовать правильно - действуй по любви к близкому человеку. Церковь предостерегает от опасности смешения любви в браке с различными пороками: «Сексуальная любовь в браке должна быть целомудренной и чистой, лишенной похотливости (lewdness), разврата (lechery), насилия и самоудовлетворения» (Суждения Священного Синода Православной Церкви в Америке о браке, семье, сексуальности и святости жизни (1992 г.)).
3. С формальной стороны моральное ограничение одно: все, что приводит к пролитию семени вне влагалища - аморально, так как нарушает естественный нравственный закон, искусственно разъединяет репродуктивную и объединяющую функцию супружеского акта (вспоминаем библейский принцип «будут двое одна плоть»). Способ удовлетворения женщины морального значения не имеет, поскольку ее удовольствие не связано с репродуктивной функцией, однако оно должно происходить в контексте одной супружеской встречи. При этом, грехом по умолчанию будут любые действия, которым явно противится совесть (см. Рим. 14:23), а также любое принуждение со стороны супруга. Все должно быть добровольно, по любви. Единственная этичная форма планирования семьи - воздержание (например, на время фертильного периода в месячном цикле).
4. Супруги сами себе не принадлежат в плане сексуальных отношений, их тела принадлежат друг другу и здесь присутствует абсолютное равенство (см. 1Кор.7:3-4). При этом апостол Павел указывает на то, что супруги должны взаимно удовлетворять сексуальные потребности друг друга. Разлучаться можно только по взаимному согласию на время (см. 1Кор.7:5), что исключает какую-то жёсткую регламентацию, навязанную извне.
Знание этих простых моральных принципов не только обогатит вашу супружескую жизнь, но и сделает ее богоугодной.
1. Сексуальные отношения задуманы Богом для брака (пожизненного союза мужчины и женщины), где они чисты и достойны (см. Основы социальной концепции РПЦ. Х.6; ср. Евр.13:4).
2. Сексуальные отношения супругов предназначены не только для продолжения рода, но они также «выражают целомудренную любовь, полную общность, "единомыслие душ и телес" супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания» (Основы социальной концепции РПЦ. Х.6). В Библии говорится о супружеской близости как о законной радости брака (см. Притч.5:18-19). «Выражение любви» - это очень важный аспект. Все что выражает целомудренную любовь - правильно и хорошо, все что против такой любви - аморально и дурно. Понимание этого аспекта супругами снимает множество практических вопросов, потому что если хочешь действовать правильно - действуй по любви к близкому человеку. Церковь предостерегает от опасности смешения любви в браке с различными пороками: «Сексуальная любовь в браке должна быть целомудренной и чистой, лишенной похотливости (lewdness), разврата (lechery), насилия и самоудовлетворения» (Суждения Священного Синода Православной Церкви в Америке о браке, семье, сексуальности и святости жизни (1992 г.)).
3. С формальной стороны моральное ограничение одно: все, что приводит к пролитию семени вне влагалища - аморально, так как нарушает естественный нравственный закон, искусственно разъединяет репродуктивную и объединяющую функцию супружеского акта (вспоминаем библейский принцип «будут двое одна плоть»). Способ удовлетворения женщины морального значения не имеет, поскольку ее удовольствие не связано с репродуктивной функцией, однако оно должно происходить в контексте одной супружеской встречи. При этом, грехом по умолчанию будут любые действия, которым явно противится совесть (см. Рим. 14:23), а также любое принуждение со стороны супруга. Все должно быть добровольно, по любви. Единственная этичная форма планирования семьи - воздержание (например, на время фертильного периода в месячном цикле).
4. Супруги сами себе не принадлежат в плане сексуальных отношений, их тела принадлежат друг другу и здесь присутствует абсолютное равенство (см. 1Кор.7:3-4). При этом апостол Павел указывает на то, что супруги должны взаимно удовлетворять сексуальные потребности друг друга. Разлучаться можно только по взаимному согласию на время (см. 1Кор.7:5), что исключает какую-то жёсткую регламентацию, навязанную извне.
Знание этих простых моральных принципов не только обогатит вашу супружескую жизнь, но и сделает ее богоугодной.