- Этап 7 Разработка первичной концепции
- Этап 8 Детализация фрагментов сада
- Выбор растений
- Примерная логика построения садовой композиции кругового обзора
- Композиция кругового обзора
- Место и размер композиции
- Золотое сечение
- Правило неравностороннего треугольника
- Расстояние между растениями
- Контраст и нюанс
- Примерная логика построения садовой композиции одностороннего обзора
- Миксбордер
- Ритм
- Ориентация по сторонам света
- Цветовое решение композиции
- Стилизация
Продолжаем проектировать малый сад. О первых шести этапах проектирования мы рассказали в предыдущих статьях: часть I и часть II.
Этап 7 Разработка первичной концепции
Только сейчас мы можем приступить к тому, что собственно и называется ландшафтным дизайном. На этом этапе наши площадки и беседки приобретут конкретные очертания, большие заданные объемы будут разбиты на более мелкие составляющие (деревья, кустарники, цветники), дорожки приобретут ширину, а водоемы — более чёткие контуры. Но это всего лишь первичная концепция, которую далее потребуется детализировать всё глубже и глубже, ведь, как говорилось ранее, в проектировании сада мы идём не от частного к общему, а от общего к частному.
Когда предварительная концепция будет готова, мы начнём работать уже в её рамках. Однако трудно детализировать фрагменты в том же масштабе, в котором мы разрабатывали концепцию сада в целом. Соответственно, вполне логичным выглядит деление территории сада на фрагменты, с которыми мы и будем продолжать работу по проектированию. Эти фрагменты должны быть логически законченными, со своим ядром и подчиненными элементами. Очень часто выделяемые фрагменты совпадают с разработанными функциональными зонами, но не всегда. Важно, выделяя фрагменты, делать это так, чтобы их границы шли не впритык друг к другу, а слегка внахлёст. Закончив детализацию одного фрагмента, мы приступаем ко второму, но уже обязательно с учётом того, что сделано для первого: нельзя резко сменить тип мощения, ассортимент растений и пр.
Разделив участок на фрагменты (с нахлестами), необходимо каждый из них увеличить до максимального размера, но при этом, как и в случае проектирования сада в целом, всё же «читающегося» целиком. Если вы работаете в одной из компьютерных программ-проектировщиков, тогда просто распечатываете фрагмент в другом масштабе, если же рисуете от руки, то самое простое – воспользоваться ксероксом с функцией масштабирования, увеличив каждый из выделенных фрагментов до требуемого размера.
Перед вами стопка листов с фрагментами – с ними будет продолжаться работа. По сути, это и есть работа ландшафтного дизайнера (подбор материалов, видов растений, малых форм, цветовых сочетаний и т. п.). Ландшафтный дизайнер отличается от ландшафтного архитектора тем же, чем отличается дизайнер по интерьерам от архитектора здания. На протяжении всех предыдущих этапов мы проектировали будущее «здание сада», как архитекторы, теперь же пришло время заняться его отделкой и декором, что является работой дизайнера.
Многие могут возразить: почему с таким же успехом с самого начала не разделить свой сад на «фрагменты» и не приступить к их проектированию? На самом деле, между фрагментами, которые у нас получились сейчас, и теми, которые были бы при делении участка без предварительной подготовки, огромная разница. И прежде всего она заключается в том, что фрагменты уже включены в концепцию сада. Теперь мы проектируем не просто фрагмент сада, а именно часть чего-то обдуманного, целого. И эта часть у нас уже регламентирована и по цвету, и по размеру, и по функциональному назначению. Всё это в комплексе позволяет создать нам общий план сада
Результат седьмого этапа: получение графического изображения концепции сада, разделённого на фрагменты (для последующей детализации).
Этап 8 Детализация фрагментов сада
У вас на руках подготовленные на предыдущих этапах фрагменты сада, которые нужно довести до совершенства. Выработать ассортимент, проработать материалы, колористику, сезонную декоративность сада, отобразить стилистические предпочтения хозяев и т. д. Работая с конкретными фрагментами, мы во многом повторяем этапы, которые были пройдены выше, но уже применительно к не саду в целом, а исключительно к его отдельным частям.
Мы вновь возвращаемся к своим пристрастиям и потребностям. Но если ранее мы формулировали общие садовые предпочтения, то теперь начнём разбираться, а что мы конкретно будем делать на площадке отдыха (если, к примеру, работаем с этой зоной сада) и что нам для этого отдыха необходимо. А потом, как и на третьем этапе, будем заниматься функциональным зонированием, но уже не всего сада, а его отдельного фрагмента, решая, где здесь место столу, лавкам, мангалу и т. д. Определимся с видовыми точками и центрами пейзажных картин, но уже применительно к данному фрагменту. И только после этого мы сможем заняться тем, чего не делали прежде, а именно – наполнять план конкретными растениями, деталями, материалами и т. д.
Выбор растений
Первичным будет работа с растениями. Именно ими (в большинстве своём) мы будем заполнять ранее запроектированные объёмы. Начнём с более крупных растений, затем найдем подчиненные им (более мелкие), наконец, подчиненные подчиненным и т. д. – пойдем от общего к частному, от большего – к меньшему. Это касается и видовых точек, однако не все они одинаковы и, как следствие, подбор акцентов для них будет не одинаковым. Есть статические видовые точки (скамья, веранда дома), а есть динамические, те, которые мы проходим в движении (повороты дорожек и пр.). Мало того, и в одном и в другом случае обозреваемая картина может быть расположена как достаточно близко к видовой точке, так и на удалении от нее. В итоге образуется как минимум четыре различных варианта восприятия растения или группы растений: с близкого расстояния в движении и из статичного положения; с дальнего расстояния в движении и из статичного положения.
Логично предположить, что пространство с этих точек будет восприниматься по-разному, а значит, и строить его мы должны неодинаково. В первую очередь это касается способности различать детали у тех или иных декоративных растений. Далеко не все они одинаково красивы как вблизи, так и на расстоянии. Часть декоративных характеристик: форма кроны, ажурность растения, его общий совокупный цвет – будет по достоинству оценена именно с расстояния (обычно оптимум – удаление от самого растения на расстояние, в 2,5–3 раза превышающее его высоту) и не так хорошо вблизи. Некоторые декоративные характеристики, например форма кроны, вблизи и вовсе «нечитабельны».
В то же время целый ряд мелких деталей у некоторых деревьев, кустарников и травянистых многолетников, напротив, различим только при нахождении в непосредственной близости от растения. Это цветы и плоды у некоторых видов, кайма и пятна на листовой пластинке, наросты на побегах, необычная форма листа и пр. Уже на удалении от растения на расстояние, в 2–3 раза большее его высоты, детали становятся неразличимыми. Подбирая растения для композиций, ориентированных на видовые точки разных типов, важно учесть эти характеристики. В противном случае вы можете значительно переплатить в садовом центре за тот или иной сорт, к примеру, с интересной золотистой каймой по пурпурному листу, но этого никто не увидит. С отведенных точек он будет восприниматься просто пурпурным растением, которое можно было купить дешевле. Если уж мы берем именно окаймленное растение, то нужно всеми способами подчеркнуть это отличие, давая возможность созерцать его со статической точки в непосредственной близости. На деле это означает, что надо или посадить его к беседке, веранде и т. д., или в непосредственной близости от него поставить скамью.
Детали растения не всегда бывают декоративными. Иногда они таковы, что хотелось бы сделать их менее заметными. Целый ряд вариегатных форм и сортов кустарников вблизи не такие эффектные, как издали. Если мы берем пестролистные вейгелы или дерены, то их окраска действительно достойна кисти живописца – они одинаково хорошо воспринимаются как вблизи (любуемся рисунком на листьях), так и с расстояния (интересный цвет пятна растения в целом, обусловленный его пестролистностью).
Встречаются растения, у которых пятна расположены нелогично, бессистемно, имеют не всегда приятный цвет. Кажется, что они поражены химическим раствором или больны одним из грибковых заболеваний. Однако снимать со счетов их все же не стоит. Их просто нужно сажать в правильные места относительно запроектированных нами видовых точек и дорожно-тропиночной сети. Например, барбарис оттавский сорта ‘Silver Miles’ вблизи – это пурпурные листья, запятнанные грязно-серыми пятнами и полосками, совершенно бессистемными, разного размера и формы. Выглядит он не самым приятным образом. Но зато с расстояния эти подробности неразличимы, а видим мы цельное пятно пурпурного с сиреневым оттенком цвета. Становится ясно, где это растение можно посадить, а где нет. При наблюдении в движении пятна будут еще больше сливаться с фоном, а уж с дальнего расстояния особенно.
Другой пример – калина обыкновенная, форма ‘Variegata’. Похожие на хлороз разводы на листьях не придают эффекта вблизи, но с расстояния получается не темно-зеленый куст, а почти салатовый, что может быть интересно в целом ряде композиций, например с пурпурными растениями. Поступаем так же, а именно – предлагаем любоваться с расстояния.
Говоря о расположении тех или иных кустарников вблизи или на расстоянии от запроектированных или выявленных нами видовых точек, можно учитывать не только их визуально воспринимаемые характеристики. Важными являются и ароматы, и наличие съедобных плодов, и шуршание листьев при дуновении ветра. Причем наличие аромата не повод сразу сажать растение вблизи видовой точки. Надо подумать, что это за аромат.
У некоторых кустарников (например, сирени венгерской, некоторых сортов сирени обыкновенной) запах вблизи очень резкий, он становится более приятным, когда уже частично развеен ветерком.
Некоторые же и вовсе имеют запах «на любителя», независимо от того, концентрированный он или успел развеяться (некоторые барбарисы, боярышники). Плоды, часто незаметные, – это просто приятная мелочь: идешь по дорожке и срываешь ягоду, за ней другую. Здесь не так силен визуальный эффект, но повышение интересности сада – гарантировано.
Подбирая растения по их декоративным признакам для дальних и ближних местоположений, постарайтесь проанализировать изменения их облика в течение всего сезона. У растения могут быть хорошо видимые с расстояния цветы, но не заметные, хотя и очень декоративные плоды. Или наоборот. Возможен также вариант, когда кустарник, не особо интересный с точки зрения формы кроны в облиственном состоянии, вдруг становится произведением искусства, когда листья облетают. Это тоже повод задуматься о том, как далеко от видовой точки такое растение стоит посадить.
Однако выбрать подобные акцентные растения – это лишь полдела. К ним необходимо подобрать еще и соответствующую компанию. Как и в случае подбора «главных» растений, нам необходимо учитывать экологическую, стилистическую, климатическую, колористическую составляющие. Следует обращать внимание на сезонную декоративность используемых видов и их размеры относительно друг друга, функциональное назначение того фрагмента сада, в который планируется их посадить.
Примерная логика построения садовой композиции кругового обзора
Садовой композицией кругового обзора является любая группа растений, которую можно рассматривать не с одной, а с нескольких сторон. Даже если в наших садах преобладают композиции одностороннего обзора, хотя бы одну круговую композицию мы найдем практически везде. Это может быть группа деревьев, кустарников и травянистых многолетников на газоне или в окне мощения (свободная от плитки часть площадки), на края которого эффектно выползают почвопокровные растения; «островок» из водных растений в центре прудика. Даже небольшую группу растений в контейнере из терракоты, стоящем в зоне отдыха, вполне можно отнести к композиции кругового обзора.
В подборе ассортимента растений для таких композиций и в их структуре есть свои особенности. Так, планируя композицию на газоне, важно с самого начала продумать возможность последующего кошения газона по периметру группы. В группах растений на мощении в большинстве случаев важно добиться того, чтобы подбивочные растения перекрывали границы вырезанного в мощении окна. В композициях на воде необходимо сохранить ощущение целостного водного зеркала, в котором эффектно отражаются растения. Однако при всех этих различиях правила построения круговых композиций остаются едиными, потому что законы зрительного восприятия постоянны независимо от структуры и местоположения объектов.
Композиция кругового обзора
Композиция кругового обзора может быть решена регулярно или пейзажно. Регулярная композиция часто бывает концентрической. В центре размещается какой-то главный акцент, на разном удалении от него высаживаются в виде концентрических окружностей кустарники и многолетники. Подбираемые для таких композиций элементы имеют строгие геометрические контуры (растения с живописными формами крон используются редко). В качестве центрального элемента не всегда выступает растение – это могут быть и скульптура, и фонтан, и опора с вьющимися растениями, и ваза с цветами.
А иногда наоборот – окружающее пространство заставляет строить композицию в определенном стиле. Представим газон, окружённый живописными кустарниковыми группами и цветниками из многолетников, обрамляющими этот газон извилистыми линиями. Согласитесь, регулярная группа, расположенная в центре такого газона, абсолютно не к месту. Здесь куда логичнее смотрится композиция, решенная в пейзажном духе. Не стоит вводить в ее состав растения с правильными геометрическими формами.
В случае с композицией кругового обзора мы, увы, не можем побаловать себя столь же широким ассортиментом растений, как в случае с композиций одностороннего обзора. Но способ разнообразить ассортимент именно в такой круговой композиции все же есть, если, например, её конфигурация в плане напоминает не круг, а контуры амёбы с удлиненными «щупальцами». Между этими «щупальцами» образуются «карманы», и они существенно различаются между собой. Одни располагаются на фоне дома, другие – на фоне плодового сада, что влияет на цветовое решение композиции из многолетников или невысоких кустарников и на сезонную декоративность растущих внутри «кармана» растений. К тому же эти «карманы» по-разному ориентированы по сторонам света: какой-то из них оказался на севере и продолжительно затенён, а другой жарится под солнцем на юге. Это различие влияет уже на подбор видов исходя из их экологических требований. Такая структура позволяет создать интересную группу, изменяющуюся по всему кругу обзора.
На границы «карманов», то есть на места их соприкосновения, надо обратить особое внимание: различия между растениями не должны бросаться в глаза. Во-первых, границу между «карманами» лучше сгладить (например, с помощью кустарника или многолетника с нейтральным обликом и цветом, желательно светлых, бело-пёстрых или серебристых оттенков). Во-вторых, одинаковые по стилю, цвету и условиям произрастания элементы, посаженные в разных «карманах», могут перекликаться между собой. Тогда пара-тройка растений в теневом «кармане» и одно-два того же вида (к примеру, страусника обыкновенного) в соседнем, более светлом, а то и в солнечном, тоже позволят воспринимать композицию более целостно. В-третьих, работайте не только с самой композицией, но и с её окружением. Постарайтесь отвлечь внимание посетителя сада от границы «карманов», расставив напротив нее интересные акценты. Скажем, вашу композицию огибает петляющая по саду дорожка. Посадите возле нее, в том месте, где она проходит мимо границы «кармана», эффектный многолетник или кустарник. Зритель, скорее всего, сосредоточит свое внимание на этом растении у дороги, а не на композиции. Но уже через пару метров своего движения он увидит вашу группу и обратит внимание именно на интересно оформленный «карман».
Особенность любой композиции кругового обзора заключается в том, что её фон постоянно меняется в зависимости от точки обзора, и это обязательно нужно учитывать – в противном случае композиция будет оторвана от окружения и сад перестанет восприниматься целостным. Например, альпинарий, построенный посреди газона на фоне почти классических английских миксбордеров, смотрится очень странно. Альпинарий – это явная стилизация (попытка показать частицу альпийской природы), и эта стилизация нуждается в определенном окружении, пусть не вполне альпийском, но хотя бы не противопоставляемом ему, как в приведенном примере. А так как это окружение может быть крайне многогранным и разного стиля, то и стилизовать композиции кругового обзора на порядок более сложно, чем композиции обзора одностороннего.
Окружение, на фоне которого строится композиция кругового обзора, повлияет не только на выбор её стилистического решения, но и на местоположение относительно видовых точек. К примеру, соседский дом может быть вам визуально неприятен. Так зачем строить композицию на фоне этого дома, если можно её сместить на плоскости газона вправо или влево? Многие пытаются построить композицию именно на фоне построек, в том числе и соседских, чтобы закрыть их. Однако результат редко получается удовлетворительным, а иногда все выходит наоборот: вы рискуете не только не закрыть сторонние постройки, но, напротив, будете вынуждены постоянно видеть их, любуясь своей композицией. Таких ситуаций можно избежать путем незначительного смещения композиции. В дополнении с созданием кулисных посадок у видовой точки вы и вовсе можете избежать неприятных видов, а любоваться исключительно созданной вами растительной группой.
Место и размер композиции
Где именно строить композицию? Многие располагают композиции кругового обзора непосредственно в геометрическом центре газона, водоёма и т. д. Это оправдано только в случае регулярной планировки сада, когда выстраиваемая композиция как бы противопоставляется природе. Но в большинстве случаев мы пытаемся смоделировать в саду естественные условия, поэтому центрирования нужно избегать. Лучше сместить группу относительно центра, а в какую сторону – продиктует окружение будущей композиции. И эти чисто эстетические законы подкрепляются и вполне утилитарным соображением, связанным с тем, что визуально количество свободного пространства при расположении композиции в центре много меньше, чем при расположении оной частично в сторону от центра.
Вы решили, где расположить композицию. Теперь нужно определить ее размеры. Чаще всего композиция кругового обзора в небольших частных садах строится с таким расчётом, чтобы её можно было воспринимать одновременно по высоте и ширине, то есть так, чтобы она полностью попадала в поле нашего зрения. Следует, однако, учесть и тот факт, что мы наблюдаем композицию кругового обзора с нескольких точек и расстояние до них может быть различным. Как быть в этом случае? Человек обладает углом зрения всего в 28 градусов. Если мы хотим, чтобы композиция целиком помещалась в этот угол, нужно от каждой видовой точки с помощью пластикового (желательного прозрачного) угольника с углом 30 градусов построить горизонтальные углы зрения в сторону предполагаемого расположения композиции. Пересечение этих углов образует некоторую область – она и будет ориентировочной шириной композиции.
Что касается высоты, то она должна целиком вписываться в наш вертикальный угол зрения. При этом хочется, чтобы оставалось немного газона под композицией и немного неба над ней. Это возможно только в одном случае: если высота растений как минимум в 2–2,5 раза меньше, чем расстояние от видовой точки до композиции. Соответственно, измерив расстояние от видовых точек до предполагаемого места композиции, мы можем получить её ориентировочную высоту. В данном случае речь идет о самом высоком элементе композиции, который (в подавляющем большинстве случаев) является ее акцентом, ядром. Как и в случае с шириной, высота может быть чуть больше или чуть меньше просчитанной, но не должна отличаться от нее существенно.
Возможен и обратный отсчёт. Нам известна высота уже имеющегося на участке акцента, вокруг которого мы строим пейзажную картину. Зная её, мы можем вычислить, на каком расстоянии должны находиться видовые точки, с которых бы он читался целиком. Но у нас, предположим, имеется несколько видовых точек, и расстояние до каждой из них различно. А мы хотим построить такую композицию, которая бы одинаково эффектно воспринималась со всех видовых точек.
Для этого сначала выбираем ту видовую точку, расстояние от которой до композиции наиболее велико. Именно через нее мы сможем определить высоту самого большого элемента композиции, а, как сказано выше, начинаем заполнение объемов именно с него. Определяем его высоту, находим конкретное растение на роль этого главного элемента и далее начинаем подбирать подчиненные ему, исходя из законов колористики, пропорционирования, сезонной изменчивости и пр. (эти закономерности мы рассмотрим ниже). Только после этого мы переходим на другую точку, идя в сторону уменьшения расстояния от точки до композиции.
Если расстояние от видовой точки до композиции такое же, то проблем с высотой не возникает. Но если оно существенно меньше, то мы видим не всю композицию целиком, а только её часть (либо нижнюю, либо верхнюю). Например, если ядром композиции выбрана ель, то с первой точки мы видим зелёный конус, а со второй – только зелёный хвойный фон. На этом зелёном фоне следует просто создать новую композицию, высота ее главного элемента будет соответствовать расстоянию до данной видовой точки. Самое главное здесь – не испортить того, что было сделано ранее для первой видовой точки, то есть построить не самостоятельную композицию, а четко взаимодействующую с тем, что уже сделано для первой точки.
Аналогичным образом мы проходим по всем остальным видовым точкам. Подбирать компаньонов к главному растению мы можем основываясь как на законах нюанса (подобие), так и на законах контраста (противопоставление). Ниже эти приемы будут рассмотрены подробнее, но какой бы из них ни был выбран, всегда в композиции должна соблюдаться иерархия элементов: главный – подчиненные – подчиненные подчиненным и т. д., насколько позволяет площадь.
При этом важны и формы растений, и соответствие их размеров друг другу. И если размеры главного акцента нам известны, то размеры подчиненных ему растений еще предстоит определить. Понятно, что высота подчиненного элемента чаще всего меньше, чем высота главного. Она не должна быть слишком маленькой, напоминая «мышиную возню у ног слона». Но разница высот не может быть и незначительной – иначе элемент будет восприниматься равнозначным с растением-акцентом (а если объем подчиненного элемента больше, он и вовсе будет доминировать над акцентом).
Золотое сечение
Золотая середина заключается в пропорции «золотого сечения». Суть пропорции заключается в следующем: отрезок AB делится точкой С в пропорции «золотого сечения» в том случае, если вся его длина (AB) так относится к его большей части (AC), как большая часть (AC) относится к меньшей (CB). Растения непредсказуемы, они могут развиваться по-разному, однако стремиться к некой «золотой середине» мы всё же должны.
Для того чтобы приблизительно понять, где она находится, проще воспользоваться рядом Фибоначчи. Каждое последующее число этого ряда получается сложением двух предыдущих (0,1,1, 2, 3, 5, 8, 13 и т. д.). Начиная с 3/5 каждая последующая дробь в этом ряду (5/8, 8/13 и т. д.) является ничем иным, как пропорцией «золотого сечения». В каталогах, описывающих размеры растений, никто не напишет, что конкретный кустарник имеет высоту 1,7 м – будет указана высота 1,5–2,0 м. Но уже даже зная это, вы довольно легко сможете понять, в каком соотношении к этой высоте будет находиться высота подсаживаемого к доминанте растения.
Соотношения 1/1, 1/2 и т. д. нам не подходят, результат же отношения высоты одного к высоте другого – около 3/5 – уже близок к «золотой середине». И пусть мы не выдержим требуемые пропорции до сотых и тысячных – картинка все же будет куда более комфортной для созерцания, нежели при полном игнорировании этих вещей. Не исключаю, что есть немало людей, которые прекрасно чувствуют форму и им прибегать к математике ни к чему. Однако, если проанализировать то, что они делают по наитию, мы придем всё к тем же закономерностям.
Правило неравностороннего треугольника
Другой интересный метод пропорционирования – правило неравностороннего треугольника – использовали в своем искусстве японские монахи. Правда, по этому принципу они расставляли в основном камни. Но это могут быть и растения, и малые архитектурные формы. Очень удобно использовать эту пропорцию для композиций, которые состоят из трех основных элементов. В этом случае их расположение в плане напоминает неравносторонний треугольник, длинная сторона которого находится перед наблюдателем, а короткая – слева от него.
Регламентирована и высота элементов: средний – самый высокий, левый – средний по высоте, правый – самый низкий. Если средний по высоте элемент перемещается на правую сторону, то и короткая сторона треугольника перемещается направо. Причём в каждой вершине треугольника располагается не обязательно один элемент: одной из его вершин вполне может стать самостоятельный треугольник, но меньшего размера.
Расстояние между растениями
Что касается расстояний между растениями, то преимущественно следует учитывать расстояние между кронами с учетом их окончательных размеров. Кроны деревьев и кустарников, используемых в группе, не должны тесно соприкасаться между собой – если только речь не идет о букетной посадке, где это делается намеренно. При этом кроны растений, расположенные в одной композиции и на одной высоте, не должны находиться и на большом расстоянии друг от друга. Оптимальный вариант достигается тогда, когда растения слегка соприкасаются кронами (на глаз около 15 % «зелёной массы»). После того как вы нарисуете на плане эти кроны в масштабе, вы без труда определите расстояние между деревьями и кустарниками при посадке. Оно будет равно расстоянию между центрами отрисованных крон.
Контраст и нюанс
Выше уже было сказано о том, что независимо от того, какую композицию – регулярную или пейзажную – вы выбрали, построить её можно с помощью двух приемов. Эти приемы создания гармонии известны как контраст и нюанс . Иногда их называют «метод противопоставления» и «метод подобия». В обоих случаях мы сравниваем характеристики используемых в композиции элементов. В первом случае выбираем те из них, которые различаются кардинально, во втором же различие небольшое и ступенчатое. В качестве таких характеристик могут выступать размеры растений, их цвет, форма кроны, фактура поверхности. Противопоставляя их (вертикаль – горизонталь, тёмный – светлый, пирамидальный – шаровидный и т. п.), мы получаем контраст. Ступенчатое изменение (насыщенный бутылочно-зеленый – светло-зелёный – салатовый; небольшой шар на высоком штамбе – средний шар на среднем штамбе – большой шар на земле и т. п.) дает нюансные композиции.
Следует заметить, что приём контраста прост, но и коварен. Используя его, легко перегнуть палку – сделать композицию излишне напряжённой. То же самое касается и слишком резких цветовых контрастов: они вызывают бурю эмоций, но быстро утомляют зрителей. В природе масса контрастов, например, мы видим, как контрастируют с водной гладью пруда (горизонталь) и отражаются в ней плакучие ивы (практически – вертикаль). Благодаря подобным контрастам природные виды становятся выразительными.
Важно понимать, что контраст или нюанс можно применять не только к соотношению элементов внутри композиции, но и к соотношению самой композиции и её окружения. Например, контрастировать могут форма и цвет: вертикальные хвойные на фоне распластанного по земле брусового «финского» домика (форма) и круговая нюансная композиция из растений с сине-фиолетовой гаммой цветов на фоне желтого забора (цвет). Аналогичным образом можно построить и нюансные композиции. Но этот прием чреват тем, что композиция может «прилипнуть» к окружению и не будет восприниматься самостоятельно. Прием нюанса более подходит к композициям одностороннего обзора.
Круговая композиция не обязательно состоит из растений разных видов. В этом случае в одну большую посадочную яму или на очень близком расстоянии – до 50–60 см друг от друга – сажают несколько деревьев одного вида. Вид выбирается в зависимости от размеров группы, которые, в свою очередь, регламентируются размерами участка, удалением видовых точек. Березы, сосны, орехи – все возможно. Они будут по-разному развиваться: сосны взметнутся ввысь почти прямыми стволами, березы дуговидно изогнутся, орехи и вовсе разойдутся стволами в стороны друг от друга. Но все они накроют кронами довольно большую площадь, по сути, будут выглядеть как одно дерево с пышной широкой кроной и несколькими стволами.
Композициями кругового обзора, созданными из растений одного вида, трудновато достичь продолжительного декоративного эффекта. Для этого или сами растения, использующиеся в букетной посадке, должны иметь несколько периодов декоративности (осенняя окраска, ветвление зимой, весеннее или летнее цветение), или же особое внимание надо уделять фону: при отсутствии декоративности растений в определенные сезоны, он привлечет к себе внимание. С растениями разного облика в этом плане намного проще. Мы просто компенсируем недостаток в декоративности одних введением в композицию других – тех, у которых основной эффект наблюдается именно в это время.
Так, часть растений может быть акцентами только в определенный сезон, а в остальное время они становятся нейтральными и могут послужить фоном для пришедших им на смену новых акцентных растений. К примеру, некоторые сорта дерена зимой будут светиться ярким пятном, а летом послужат нейтральным зеленым фоном для каких-нибудь цветастых метелок травянистых многолетников. С приближением осени эти метелки мы срежем, и дерен вновь привлечет наш взгляд своими ярко-красными листьями. Вообще декоративная композиция с блуждающими цветовыми акцентами (в зависимости от сроков цветения, сезонной окраски) смотрится выигрышно по сравнению с композицией, в которой акценты постоянны, и куда более логична для садов небольшого размера.
Примерная логика построения садовой композиции одностороннего обзора
Потребность «спрятать» или украсить какую-либо вертикальную поверхность в саду, будь то забор или стена дома, возникает практически у каждого владельца дачного участка. Именно поэтому композиции одностороннего обзора в современных садах – едва ли не самые распространенные. Для того чтобы лучше узнать, как создается этот элемент ландшафтного дизайна, нам потребуется обратить внимание на его природный прообраз, а именно лесную опушку.
Действительно, забор или стена дома в саду напоминают стену леса. Сразу у его кромки растут крупные кустарники и небольшие деревья, а по мере приближения к поляне их высота уменьшается, заканчиваясь невысокими травянистыми растениями или кустарничками. То же самое и на нашем участке – высота растений уменьшается по мере их удаления от стен и заканчивается плоскостью газона (опушка переходит в луг). Вполне конкретный прообраз, очень схожий. Он позволяет понять основные законы создания композиции одностороннего обзора, которые помогут воспроизвести природные сообщества растений c учетом их естественных особенностей.
Миксбордер
Говоря о композициях, мы не имеем в виду рядовые посадки вроде стриженой или не стриженой живой изгороди. Такая изгородь представляет собой интересный фон для композиций, но не является самодостаточным элементом дизайна. Здесь же речь именно о совокупности элементов, сложенных в некую композицию и отвечающих замыслу автора. Вариантом такой композиции является миксбордер.
Миксбордер – один из самых явных и распространенных видов композиций одностороннего обзора в наших садах. Это линейная растительная композиция, часто объединяющая самые разнообразные растения. Благодаря размерам, форме, срокам цветения и прочим характеристикам растений миксбордеры теоретически должны быть хороши в любое время года.
Начинать строить композицию одностороннего обзора имеет смысл с подбора основных растений, верхушки которых должны образовать условную линию. При этом важно, чтобы сама композиция по высоте была видна целиком с выявленных и проектируемых видовых точек. Это не означает, что весь объём, в который она «вписана», также должен быть виден целиком. Эти объемы могут быть много выше и служить ей просто фоном. Соотношение же для самой односторонней композиции такое же, как и описанное выше для композиции кругового обзора. Для того чтобы она была видна целиком, необходимо, чтобы высота ее максимальных элементов была в 2–2,5 раза меньше, чем расстояние от видовой точки до самой композиции.
Высота забора или стены, перед которыми строится композиция, также должна быть принята в расчёт. Если верхняя кромка стены не попадает в вертикальный угол зрения вообще, композицию можно сделать любой высоты, не согласуя её с размером стены позади. Но если она видна, эту кромку (или верхний край забора) надо обыграть линией, образуемой вершинами самых высоких элементов растительной группы. Нередко композиции из деревьев, кустарников и многолетников устраивают на фоне длинной плоскости забора с единственной целью – разбить его монотонность. Для этого необходимо, чтобы растения или другие элементы композиции пересекали верхнюю кромку забора по всей ее длине хотя бы один-два раза.
Высота односторонней композиции может изменяться не только от задника к видовой точке, но и вдоль стены, по которой она выстроена. Вспомните лесную опушку: ее верхняя кромка разновысотная. В садовых композициях, глубина (расстояние от забора до передней кромки композиции) которых невелика, разная высота растений вдоль плоскости стены или забора особенно важна. И чем меньше эта глубина, тем больше разновысотных растений должно быть высажено в линию вдоль стен. Старайтесь «обыграть» стену, вместо того чтобы создавать параллельно ей еще одну – из растений, не менее монотонную.
Как уже было сказано, высота элементов композиции должна уменьшаться по мере приближения к видовой точке. Однако не стоит математически высчитывать эти высоты, чтобы потом поочередно высаживать отобранные по размеру растения вдоль забора: высокий рядок, средний рядок, низкий рядок. Композиция станет более естественной (и более эффектной), если некоторые из растений её заднего ряда попадут в средний, растения среднего – в передний, а отдельные растения переднего ряда и вовсе окажутся среди почвопокровных, переводящих композицию в плоскость газона.
Еще одно правило: ряды растений не должны быть параллельными друг другу. Ведь в природе параллельных прямых не бывает. Даже в том случае, когда композиция одностороннего обзора устраивается между параллельными друг другу забором и дорожкой, она не должна иметь внутри себя линий, параллельных этим забору и дорожке. Неплохо, если эти внутренние линии также не параллельны друг другу.
Помимо всего прочего существует зависимость между колебаниями глубины композиции и колебаниями её высоты вдоль забора. Там, где высота полосы линейной композиции больше, – глубина тоже увеличивается, и наоборот. В природе эта зависимость видна невооруженным глазом, она абсолютно логична и всем понятна. Но при проектировании её часто игнорируют. Когда на узкой части композиции высаживают высокие растения, а на широкой – низкие, это смотрится неестественно, глядящий на такую композицию зритель испытывает некоторый дискомфорт.
Интересная ситуация складывается и с протяженностью односторонней композиции. Она может быть небольшой и вписываться в горизонтальный угол зрения шириной 30 градусов, а может быть и протяженной по своим линейным размерам, соответственно, в этот угол не вписываясь. Трудно представить, к примеру, миксбордер, который вписался бы в такой угол. По определению, миксбордер – это ряд последовательных картин. Однако речь вовсе не о том, чтобы построить несколько композиций и последовательно приставить их друг к другу, создавая общую линейную композицию. Мы должны создать именно единую композицию, обозримую с различных видовых точек.
Зритель может обратить внимание на цвет или форму какого-то цветоноса, на размер крупного элемента или на подчинённые элементы и их фон. Но эти, казалось бы, подчинённые элементы в другом фрагменте композиции (воспринимаемом с другой видовой точки) играют уже главенствующую роль, а то, что было над ними, – стало просто фоном. То есть те элементы, которые в определённой ее части играли подчинённую роль, вполне могут стать главными акцентами в соседней ее части.
Не может быть рядом двух равноценных картин или двух равноценных элементов. Какой-то из них всегда должен быть доминирующим. Отсутствие главных и подчиненных элементов – серьезная ошибка. Это монотонно и скучно, глазу не за что «зацепиться». При наличии же главных и подчиненных элементов человек, созерцающий миксбордер, переводит взгляд вправо-влево, вверх-вниз, вычленяет картинки около 30 градусов шириной и любуется ими.
Ритм
Наличие ритма – еще одно существенное требование, предъявляемое к линейным композициям одностороннего обзора. Представьте: вы посадили какое-либо растение, присели на скамеечку, любуясь трудами рук своих, и вдруг говорите себе: всё хорошо, но вот бы еще посадить такое же растение вон там, справа. Это не что иное, как подсознательное требование присутствия ритма.
Чем может быть задан ритм? Отчасти – изменением высоты композиции по всей её длине, о чем мы уже говорили. Некоторый ритм задают просветы между растениями, в которых видны фрагменты забора или стены. Ритм может быть задан формой кроны, цветом, фактурой поверхности. При этом не обязательно использовать одни и те же виды растений – достаточно, если они просто схожи по внешнему виду.
Крупные колосовидные цветоносы могут быть подчеркнуты средними и низкими. Тогда вы задаете ритм не только формой (колосья), но и размером растения (высокие, средние, низкие). Для того чтобы ритм был ощутим человеком, требуется не менее двух-трех повторяющихся элементов. Устойчивое ощущение ритма возникает при повторении четырех-пяти элементов. С другой стороны, слишком большое количество элементов ритма приводит к утомляющей монотонности. Один из приемов, нивелирующих эту монотонность, – различные включения в существующий ритм.
Ориентация по сторонам света
Зрительное восприятие создаваемой композиции будет зависеть не только от ритма. Представьте, что вы стоите на поляне и любуетесь природным прообразом миксбордера – опушкой. Опушек, выходящих на поляну, часто бывает несколько, одна из них вполне красива, а другая выглядит плоской и невзрачной. Почему так? Начинаете анализировать, приходите к выводу, что на обеих опушках одни и те же растения, структура их расположения схожа, но эффект различный. Оказывается, дело в ориентации по сторонам света.
Эту особенность восприятия следует учитывать при построении композиции одностороннего обзора. Создавая её, учитывайте, что при южной ориентации она выглядит плоской, больше похожей на аппликацию на стене. Пастельные тона смотрятся в ней очень невыразительно, а вот ярко-красные и оранжевые, наоборот, чрезвычайно эффектны. Делая ставку на фактуру поверхности растения или очертание его кроны, трудно добиться успеха, но можно вполне удачно работать с цветом и ажурностью крон.
Композиция, сориентированная на север, находится все время в тени. Обычно таких мест боятся и безоговорочно отводят их под что угодно, но только не под растения. Тем не менее растений, которые хорошо себя чувствуют в таких условиях, у нас немало. В основном это травянистые многолетники (купены, папоротники, клопогоны, роджерсии, хосты и пр.) и некоторые древесные (магония, гортензия, пахизандра и др.). В жаркий летний день очень приятно оказаться именно в таком влажном тенистом уголке сада. Такие группы всегда имеет смысл «подсветить» растениями с белой или кремовой листвой. Это байки, что в тени все они становятся зелеными: дерены, сныть, хосты и многие другие вовсе не меняют своей окраски.
Ориентация композиции на восток или запад – одна из самых выгодных с точки зрения местоположения. Рельеф поверхности отдельных растений и композиции в целом необыкновенно красив, светотени эффектны. На восходящие лучи смотрят цветки многих травянистых многолетников и кустарников. Их лучше созерцать, когда солнце светит вам в спину. То же самое справедливо и для некоторых плодов, например, яблонь сорта Эверест. С освещённой стороны яблоки имеют ярко-красные бочки, и плодоносящее дерево в целом кажется намного ярче.
Цветовое решение композиции
Цветовое решение композиции – отдельная серьёзная тема для композиций как одностороннего, так и кругового обзора. Чтобы сделать композицию более эффектной, научиться сглаживать или, наоборот, усиливать определённый цвет, нужно знать некоторые законы восприятия одного цвета на фоне другого. Одно и то же растение будет иметь разные оттенки в зависимости от цвета забора, у которого оно посажено. На фоне зелёного забора жёлтый цвет приобретет оранжевый оттенок, так как к нему добавится красный, дополнительный к зеленому в цветовом круге. Этот же жёлтый, но на фоне красного забора, наоборот, позеленеет, так как к нему добавится дополнительный к красному зелёный и т. д. Данная закономерность распространяется не только на растения на фоне забора, но и на монохромные цветники на фоне газона или на рисунок одного цвета на фоне другого в цветнике.
В последнее время садовые композиции все чаще создаются с использованием ахроматических цветов. Напомним, что к ахроматическим цветам относятся чёрный, белый и все оттенки серого, а к хроматическим – все цвета радуги. Чтобы добиться по-настоящему гармоничного сочетания цветов, соблюдайте следующее правило. К тёплым хроматическим тонам добавляйте тёмные ахроматические тона (чёрный, тёмно-серый и подобные), а к холодным – светлые (белый, светло-серый и подобные). Действительно, с цинерариями, имеющими почти белые листья, значительно более эффектно будут выглядеть синие или фиолетовые, а не оранжевые летники. И наоборот, насыщенный серебристо-серый и красный цвета будут выглядеть в паре куда более утончённо, чем сочетание серого и синего.
Есть и ещё две проблемы, связанные с цветовым решением композиции. Первая касается запрета на излишнюю пестроту. Избыточное количество мелких разноцветных мазков, никак не связанных друг с другом, встречается сплошь и рядом. Возьмем для сравнения живопись. Если внимательно рассматривать живописные полотна, например Винсента Ван Гога, мы увидим, что они состоят из мелких цветовых мазков. Но мазки не разбросаны хаотично по холсту, а четко взаимодействуют между собой, образуя более крупные цветовые пятна, цветовые переходы, контрасты. Попробуйте перенять эту манеру и сделать то же самое, но не красками, а растениями.
Вторая проблема, довольно часто пока встречающаяся, – избыточная цветовая напряженность композиций. Одно дело – пройти мимо яркого цветника в городском сквере, и совсем другое – созерцать его месяц за месяцем на собственном участке. Впрочем, если такая яркая «ярмарочная» композиция на участке уже присутствует и расстаться с ней трудно (особенно если это кустарники с цветными листьями, а не однолетники), то напряженность её можно несколько ослабить. Для этого в композицию вводят элементы светлых тонов (растения или малые архитектурные формы), ахроматические или хроматические. Они существенно снижают цветовой контраст. В этом смысле серебристые растения заслуживают большего внимания в нашем саду, являясь отличным дополнением своих цветных собратьев.
Стилизация
Выше уже было сказано о том, что односторонняя композиция и миксбордер (как частный случай) поддаются стилизации, пожалуй, лучше, чем прочие элементы сада. Любая стилизация – по сути не что иное, как игра на ассоциациях. Если мы хотим показать Японию, то подбираем альтернативу бамбукам, японским клёнам, мхам, если хотим показать Италию – ищем альтернативу кипарисам, оливкам и пиниям.
Однако, стилизуя фрагменты сада, не стоит забывать о чувстве меры. Когда «деревенскую» композицию дополняют пластиковые гуси, а на заборе, как на пожарном щите, развешаны бесчисленные колеса и ухваты – это похоже на китч. Возможно, подобные аксессуары вполне подошли бы для внутреннего дворика в ресторанчике соответствующей направленности, но вряд ли годятся для частного сада. Надо также помнить о том, что в стилизованном ландшафте доминировать должна все же природная составляющая. Мы, конечно, можем использовать самые разнообразные малые архитектурные формы, будь то скульптура, фонари и пр., но крайне осторожно. Даже занимая в композиции совсем немного места, такие элементы имеют куда больший эмоциональный и эстетический вес и могут запросто «подавить» природную составляющую, которая все же является основой сада.
Очень важно принимать во внимание естественную растительность, окружающую композицию, – особенно ту, что попадает в поле зрения за забором, справа и слева. Любые растения, будь то травянистые или древесные, можно поделить на различные типы. Некоторые из них мы смело отнесем к «деревенским», другие к «лесным», третьи к «экзотическим» и т. д. Так вот, если вы хотите на фоне нейтрального среднерусского леса создать экзотический цветник, воспользуйтесь кустарниками или деревьями, попадающими по своему типу в группу «лесных». Возьмите не часто используемые виды, а более экзотические сорта, например, c разрезанными или золотистыми листьями. Такие лесные растения с легким экзотическим оттенком помогут создать плавный переход садового ландшафта в окружающую природу. Ограда участка никуда не денется, однако впечатление будет таким, что она просто «прирезала» часть того леса, который за ней виднеется. Человек воспринимает такой пейзаж на порядок более комфортно по сравнению с пейзажем, в котором обозначен резкий ландшафтный барьер.
Мы уже упоминали о том, что композиция одностороннего обзора, в отличие от композиций кругового обзора, может включать в себя большое количество как различных растений, так и растений одного вида (коллекцию). Скажем, законченную композицию мы вполне можем построить из барбарисов. Акцентами в ней будут барбарисы оттавские или стройные вертикали сорта Эректа барбариса Тунберга до 2,5 м высотой, подчинённые им растения – зонтиковидные сорта барбариса Тунберга и барбариса обыкновенного; а под ними совсем стелющиеся варианты, например как сорт Грин Карпет все того же барбариса Тунберга. Аналогичная ситуация со спиреями, где разнообразие так же велико и мы можем соблюсти взаимоподчинение. Возможно это и с лианами. Скажем, коллекцию клематисов, не располагающую большой вариабельностью форм кроны, легко трансформировать, изменяя форму опоры.
Но сделать то же самое с деренами, лапчатками, хостами, при всем их колоссальном разнообразии, невозможно. В массе те же хосты будут именно массой. Опытные садоводы часто держат две-три коллекционные группы, которые прекрасно дополняют друг друга. Впрочем, все значительно упрощается, если задача обыгрывать конкретные ботанические группы не ставится вообще. Из всего разнообразия растений мы просто выбираем те, которые годятся для экологических условий участка, из оставшихся – подходящие по размерам, затем – по цвету и стилю. Далее находим растения-акценты, подчиненные элементы, фон; создаем ритм; учитываем сезонную изменчивость и т. д.
В качестве основы композиции или ее акцентов следует выбирать устойчивые во всех отношениях растения (зимостойкость, экология участка и пр.). Место менее стойких растений – в подчиненных и фоновых группах. Если растения подобраны именно под условия сада, ухаживать за ним намного проще. А вот сад, созданный под конкретные растения, – это постоянный труд, так как природа будет стремиться вернуть все на свои места. И она, надо заметить, часто оказывается сильнее человека.
Учитывая классические законы дизайнерского искусства (это – соразмерность, колористика, стилистика, экология, климат, сезонность, функциональность), мы рано или поздно заполним запланированные объемы.
Результат восьмого этапа:
- эскизы в перспективе;
- планы на каждый из выбранных фрагментов, в объединенном виде представляющие собой генплан;
- определение видовых точек;
- построение композиций кругового и одностороннего обзора.
Комментировать