Десять этапов проектирования малого сада. Часть II

Десять этапов проектирования малого сада. Часть II

Продолжим проектировать малый сад в десять этапов. Предыдущие три мы уже рассмотрели в прошлой статье.

Этап 4 Формирование объёмно-пространственной структуры

Все, что мы делали на предыдущих этапах, – было работой с плоскостью. Теперь нам предстоит перейти к работе с пространством, с формирующими его объемами. Это сложная задача: если с плоскостным планом легко справляются все, то с объёмным – далеко не каждый. Нужно постараться перестроить свою линейку ощущений и представить себя не великаном в стране лилипутов, а муравьём, ползающим среди нарисованных сосен и елей. Такое отношение к плану поможет вам более четко представить себе его объемно-пространственную структуру. Если же такая психологическая трансформация сложна для вас, есть ещё способ, который может помочь. Разработанный на предыдущих этапах план надо положить на стол и сфотографировать, но не фронтально (сверху вниз), а под углом, с каждой из его сторон, а потом на этой плоскости схематично нанести объёмы.

объёмИз чего же складывается будущая объёмно-пространственная территория сада? Из плоскости (поверхность земли), объёмов (насаждения, сооружения, рельеф, малые архитектурные формы) и пространства (так можно назвать пустоты между расставленными объёмами). У многих возникает вопрос: а в каком взаимном балансе эти объёмы и оставшееся открытым пространство должны находиться? Такие нормы есть, но составлены они были для публичных, общественных садов. У нас же сад, принадлежащий конкретному хозяину и его семье. Ни о каком среднестатистическом человеке здесь речи нет. Люди, живущие на данном участке, значительно отличаются от этого «среднестатистического». А значит, и нормы, для него рассчитанные, им не подходят.

У каждой семьи свои нормы, регламентированные только собственным бытом, потребностями, условиями участка и т. д. Это хорошо видно по интерьеру, в котором живут люди: тяжёлые шторы из плотной ткани, низкие абажуры, ковры на стенах и полу, подушки на диванах или широкие, почти не занавешенные окна, много светильников, светлые по цвету стены, минимализм в мебели… Чувствуете, насколько различаются это дома, насколько разные люди в них живут? Так вот и сады у этих людей будут разными. Кто-то любит солнце и воздух, а кто-то укромные уголки, если так можно выразиться, «норки», укрытые со всех сторон. Для «норного» интроверта надо проектировать сад закрытый, а для экстраверта – наоборот, солнечный, открытый.

Кстати, есть очень интересная гипотеза, будто бы к закрытым пространствам тяготеют те люди, чьи предки принадлежали к лесным славянским племенам (древлянам, про которых летописец писал: «занеже в поле седяху»), а вот к открытому пространству – те, кто произошел от равнинных жителей (полян, родимичей, вятичей). Так это или не так, но ясно одно: даже если не брать в расчёт крайние случаи клаустрофобии (боязнь закрытого пространства) или агорафобии (боязнь открытого пространства), то все мы, так или иначе, тяготеем к какому-то конкретному типу

эскиз садаСтремление человека к конкретному типу объёмно-пространственной структуры сада видно не только из интерьера, в котором он живёт, но и из того, как человек отдыхает. Что ближе для него: пойти в лес за грибами или валяться часами на пляже. Косвенно можно определить пристрастия человека, следя за его реакцией при рассматривании картинок с изображениями пейзажей, различных по типу пространственной структуры. А также по восхищению теми или иными книгами, картинами, странами, садами… И становится ясно, что одному человеку нужен максимально заросший участок, а другому смешанный – сад и открытый газон. Крайние варианты – абсолютно закрытый или абсолютно открытый – вообще подходят единицам. Надо отметить, что абсолютно травянистые сады: с газонами, цветниками, огородами, но без деревьев – встречаются редко.

У открытого пространства есть один большой минус: иногда просто необходимо перекрывать растениями неприглядные виды на соседские участки, да и себя мы частенько желаем прикрыть от соседей. Немаловажен и момент, заключающийся в желании иметь на одном (зачастую небольшом) участке разностилевые решения его отдельных фрагментов. Это невозможно на слишком открытом пространстве.

Мы жители преимущественно лесной страны, и наши идеалы природы (а сад – это именно идеализированная модель природы) – пейзажи с присутствием деревьев и кустарников. В садах их ассортимент со временем менялся: от чисто лесного (сосны и ели в русской дореволюционной усадьбе) до утилитарного (яблоневые сады в современных садовых товариществах). И продолжает меняться, но древесные растения всегда есть, были и будут.

С другой стороны, содержать древесный массив на участке непросто, возникает немало проблем. От чисто технических: например, каким должен быть почвенный покров, до эмоционально-психологических. Ведь массив на участке – это не группа на газоне, от которой можно отвернуться. Здесь не отвернёшься, так как собственно в нём и находишься. Он формирует душевный настрой, который иногда зависит даже от видов окружающих нас деревьев. Не случайно на Руси издавна ходит пословица про лес: «В сосновом – молиться, в берёзовом – веселиться, а в еловом – удавиться».

В современных российских садах чаще встречаются не берёзовые рощи и сосновые боры (хотя и подобное стало появляться на больших участках), а яблоневые и сливовые сады. Такой массив не агрессивен и не давит на психику, как, к примеру, еловый лес, но и из него некоторым из нас хочется побыстрее выйти на открытое пространство. И снова тот же вывод: требуется разумное сочетание одного и другого.

Закрытый тип пространственной структуры

Закрытый тип пространственной структуры может подразделяться, в свою очередь, на два подтипа: с горизонтальной сомкнутостью и с вертикальной сомкнутостью. Что это значит? Представьте себе, например, сосновый бор. Высокие стволы сосен, высоко поднятые кроны. Мы вроде и в лесу, но видимость на многие метры вперед. По сути, над нами только «крыша», а «стен» как таковых нет. Следовательно, это и есть закрытый тип пространственной структуры с горизонтальной сомкнутостью.

закрытый садТеперь представьте – на том же месте не сосны, а, например, ели с густыми, низко опущенными кронами. Это уже не крыша, а стена, то есть вертикальная плоскость. Соответственно это и будет закрытый тип пространственной структуры с вертикальной сомкнутостью.

К какому типу относится яблоневый сад? Старый яблоневый сад, в котором кроны деревьев подняты высоко, – несомненно «горизонтальная сомкнутость», а проектируемый нами, скажем, миксбордер из кустарников и многолетников – это «вертикальная сомкнутость». И каждому из этих типов – свое место в саду. Существующие сооружения (дом, гараж, баня) являются закрытым типом пространственной структуры, причем закрытым с вертикальной сомкнутостью, так как фактически образуют стену на пути нашего взгляда.

Открытый тип пространственной структуры

По сути, это не занятые какими-либо объемами (крупными кустарниками, деревьями, зданиями и сооружениями и пр.) плоскости. Это могут быть и газоны, и плоские цветники, и водная гладь, и мощение. Как и в случае с закрытым типом пространственной структуры, открытый тип имеет несколько подтипов, из которых в нашем случае интересны замкнутый и обращенный .

Открытый замкнутый подтип пространственной структуры – это пространство, ограниченное со всех сторон, по сути – коробка без крышки, на дне которой вы находитесь.

Открытый обращенный подтип – это та же коробка, но у неё присутствует лишь часть стенок, а не все четыре по периметру. Надо заметить, что в частных садах второй вариант (обращенный подтип) встречается несколько чаще, чем первый (замкнутый). Зачастую из одной точки сада у нас открываются разные виды, то есть одна или несколько стен той воображаемой «коробки» отсутствуют.

открытый садТакие обращенные пространства для нас интересны, прежде всего, тем, что с помощью них мы можем ненавязчиво «диктовать» гостям сада, куда им следует смотреть, а куда – нет (нежелательные, с вашей точки зрения, виды). Естественно, что взгляд человека направлен в сторону открытого пространства, то есть именно в ту, где у воображаемой «коробки» (в которой мы находимся) отсутствует стенка. Вряд ли кому-то будет комфортно смотреть на стену, если за спиной имеется широкое открытое пространство. Туда же его будет и «затягивать» при прогулке по саду.

Ведь когда мы, гуляя по лесу, вдруг видим поляну – обязательно выходим на нее. Вряд ли кто-то, заметив поляну, метнется назад в лесную глушь. То же и в саду: переход из яблоневого сада на газон, обрамленный яркими цветниками, воспринимается очень положительно. При этом важно и чередование разных типов пространственной структуры по пути движения гостя вашего сада. В этом случае сам сад становится интереснее, загадочнее и воспринимается бо’льшим по размеру, чем он есть на самом деле.

От чего отталкиваться при выборе того или иного типа, нам отчасти стало ясно из первого этапа, на котором мы изучали быт семьи, а отчасти исходя из плана функционального зонирования, разработанного на третьем этапе. Понятно, что огород – это открытая плоскость, а, например, яблоневый сад – объём и закрытое пространство. Однако зоны могут быть как открытыми, так и закрытыми в зависимости от предпочтений владельцев сада. Мнения тут самые разные. Одни считают, что их парковка должна быть открытой, и тогда машина не будет засыпана листьями (опадом) с деревьев, а другие – что исключительно в тени, и тогда машина не будет нагреваться. Так и со всеми иными зонами сада. Различными по своему типу могут быть и входная зона, и площадка отдыха, и иные части сада.

Теперь, с учётом накопленных на предыдущих этапах знаний, наша задача состоит в том, чтобы весь участок разделить на те фрагменты, в которых останется открытое пространство, и на те, где это пространство будет заполнено объёмами. На данном этапе не следует рассматривать конкретные виды и сорта растений, стилистику деталей, варианты цветового решения и пр. Важно проработать цельную, логичную, функциональную и при этом красивую объёмно-пространственную структуру. Уже потом, зная, что в этой части сада пространство открытое, мы будем думать о его насыщении (это может быть вода, мощение, газон, цветники).

интересный садИли, напротив, зная, что пространство закрытое, решим, что этому месту подойдут плотные миксбордеры из кустарников или ажурные группы растений (на газоне) с высоко поднятыми кронами. Располагая объёмы в саду, нужно иметь в виду те или иные взаимодействия функциональных зон (определённые на предыдущем этапе). Где не требуется визуальной связи – мы расположим плотные объёмы, высота которых должна быть как минимум в рост человека. Где же, напротив, требуется хороший обзор, нам нужно либо не располагать объёмы вовсе, либо делать это так, чтобы они не препятствовали взгляду (например, деревья, крона которых поднята выше роста человека, или растения с узкими вертикальными, а может быть, ажурными кронами).

Разобраться с объёмами будет легче, если вы станете их проектировать не сразу, а сначала заполните цветом (например, жирным маркером) все то, что уже точно является закрытым пространством. Часто это дом, баня, сарай, а также сохраняемые при новой планировке насаждения (за исключением низких ягодных кустарников). Огород, цветник, газон – это точно открытые пространства. В итоге у вас перед глазами появляется объёмно-пространственная структура сада. Всё белое – открытое пространство, всё закрашенное – закрытое.

Надо понимать, что прорисованные линии не являются окончательными границами газонов, насаждений и пр. Это лишь принципиальная схема распределения открытого и закрытого пространств, которая частично будет трансформирована в процессе насыщения ее реальными элементами. Здесь же учитывается необходимость (если таковая присутствует) создания зелёных изгородей, которые помогают скрыть от посторонних глаз участок, создают шумо– и пылезащиту.

Результат четвертого этапа: получение плана открытых и закрытых пространств. Если баланс вас визуально устраивает, принимайте его за основу.

Этап 5 Формирование дорожно-тропиночной сети

На прошлом этапе на плане сада мы разместили объёмы, которые впоследствии будут преимущественно заполнены растениями, а также строениями, малыми архитектурными элементами и другими элементами сада. Теперь важно сделать так, чтобы расставленные объемы наиболее удачно воспринимались именно при движении по саду. Залог успеха здесь состоит в грамотном расположении дорожно-тропиночной сети.

Термин «дорожно-тропиночная сеть», а не просто «сеть дорожек» или «тропинки», не случаен. Само это словосочетание подсказывает нам, что есть как минимум «дорожки» и есть «тропинки». Действительно, редко бывает, чтобы в частном саду все дорожки были равнозначными. Есть основные, по которым мы часто ходим, которые чистим зимой, а есть, так сказать, «прогулочные», используемые от случая к случаю.

Хочется развеять миф, гуляющий от книжки к книжке, от статьи к статье. Часто встречается рекомендация: перед тем как проложить дорожку, перекопать в этом месте землю и оставить так на некоторое время. Мол, где будут ходить, там и надо выкладывать плитку. Это неверно. Естественно, если это плоскость без каких-либо преград на пути движения – всякий нормальный человек будет пересекать путь от точки А до точки Б по прямой. Но будет ли это красиво?

В регулярном саду наверное, но ведь подавляющее большинство из нас строят сад, имитирующий естественные природные пейзажи. А посему способ этот хорош, но не для того, чтобы определить расположение трассы самой дорожки, а для того, чтобы понять приоритетные направления движения. Увидеть, где ходят больше, а где меньше (насколько сильно будет утоптана перекопанная земля), и в зависимости от этого определить, где будут основные дорожки, а где вспомогательные. Это и, пожалуй, направление движения – все, чем может нам помочь данный метод.

Отчасти, где должны быть дорожки, а где нет, мы определили на этапе функционального зонирования; речь шла о том, какие зоны должны быть связаны друг с другом, а какие нет. Первичную дорожно-тропиночную сеть мы наносим без какой-либо детализации, легким движением руки, соединяя те зоны, которые надо соединить. Дорожки должны быть функциональными, а определённая их изогнутость позволит сделать открывающиеся виды более интересными.

Понятно, что там, где надо быстро попасть из одной части сада в другую, никто не будет передвигаться по сильно извилистой тропе, а пойдет по прямой. Однако это не говорит и о том, что дорожка должна быть как стрела. Это может быть дуга, но очень большого радиуса. В таком случае восприятие пейзажей с нее меняется, порой кардинально. Проводить линию дорожки надо, по возможности, за один прием. Мы не должны поочередно связывать площадку 1 с площадкой 2, потом площадку 2 с площадкой 3 и т. д. Нужно сразу провести линию, соединяющую площадки 1, 2, 3 и т. д.

Если вы проведете по всему саду линию в один прием, соединив все требуемое, – это будет замечательно. Помните и о том, что линия должна вестись легко. Если она неуверенно проводится на бумаге, то по ней трудно будет идти и ногами, и наоборот – легко и непринужденно проведённая линия станет дорожкой, по которой удобно передвигаться по саду. При этом если линий несколько – они не должны дублироваться.

дорожно-тропиночная сетьПосле того как линии будут проведены, необходимо проанализировать, какие из них превратятся в основные дорожки, а какие станут второстепенными. Поняв это, часть дорожек принимаем за основные, а все остальные автоматически становятся второстепенными. Впоследствии это скажется на подборе материала для них (с какого-то снег счищать легко, а с какого-то трудно), на способе укладки (предполагается разная нагрузка), на ширине (стандарт для одного человека – 0,75 м). Но на этом этапе мы должны дать лишь трассировку, да и то лишь первичную, так как при детальном проектировании зон трассировка может поменяться, сохранив, однако, при этом свое направление и взаимодействие со структурой проектируемого сада.

Ещё один довольно важный момент, который часто в современных садах игнорируется. Проводя первичную линию дорожки в саду, неплохо было бы делать это так, чтобы она проходила через закрытые и открытые пространства, пересекая границу этих двух типов пространств. Чаще же можно увидеть, как дорожка совпадает с этой границей. В последнем случае куда сложнее сделать интересный сад. Да и естественней будет именно первый вариант, так как в природе происходит именно так. Дорожки не обязательно должны проходить через все зоны сада, но обязаны быть связаны с ними, скажем, ответвлениями. Если уже есть сложившиеся пути движения людей, необходимо учитывать их, что, впрочем, совсем не означает полного переноса стихийно возникших троп на бумагу.

Все изгибы дорожки, которые мы делаем, чтобы она выглядела более живописной, должны быть мотивированы. Это важно. Довольно часто человек, прочитав, что прямую дорожку трудно «обыграть», начинает изгибать её, но при этом о второй части – её оформлении – забывает. Извилистая дорожка на абсолютной плоскости (например, газона) будет смотреться так же нелепо, как и прямая среди живописной картинки в природном стиле. Такая извилистая дорожка на плоскости не только странно выглядит, но и вызывает большое желание срезать путь. И рано или поздно она спрямится за счёт протоптанной поверх неё прямой линии (такое часто можно наблюдать в городских скверах).

В природе дорожка изгибается, когда на пути человека встает хоть какое-то изменение рельефа (горка или ямка), когда растет дерево или обширный кустарник, лежит камень и т. д. Значит, и у нас любой поворот тропинки должен быть обозначен каким-либо из этих элементов. Только в природе сначала появляется рельеф, вырастает дерево, ледник приносит камень – а лишь потом люди обходят препятствия, формируя дорожки. Мы же в своем проекте сначала проводим красивую линию дорожки, давая ей приятные взгляду изгибы, а уже потом мотивируем их, насыщая распланированные объмы деревьями, меняя рельеф, раскладывая камни и т. д. Несмотря на разность подхода – мы приходим к одному и тому же с природой результату: естественной картинке. После того как вы провели линию дорожки по плану сада, важно проанализировать ее. Делать это лучше не из положения сверху, склонившись над планом, а подняв его вертикально на уровень глаз.

Теперь мысленно представьте, что вы стоите на дорожке и, поворачивая план, начинаете двигаться по ней. Важно это сделать в обоих направлениях: сначала по часовой, потом – против часовой стрелки. Когда мы пройдём по всей линии дорожки в обоих направлениях, то сможем выделить проблемные зоны. Чаще всего это сочленение нескольких дорожек, перекрестки, слияние с площадками у входа в здание. Заметьте, на данном этапе мы только определяем эти проблемные зоны, но не пытаемся решать проблему!

Уже потом (а не сейчас!) мы станем следить за тем, чтобы развилки и отмыкания дорожек особо не имели острых углов, чтобы пересечение нескольких дорожек оформлялось в площадку, а пересечение их осей (когда их больше двух), по возможности, происходило в одной точке и т. д. Ко всему прочему, если участок располагается на склоне, мы должны учитывать это. Ведь дорожка, идущая вдоль склона (вспомним серпантин в горах), это нормально, а вот поперек – может стать трудной для движения. В саду иногда нельзя проложить дорожки только по ровной поверхности, при перепадах высот определенная их часть пойдет вверх-вниз. И тут уже мы будем смотреть, насколько велик уклон и требуется ли сооружение лестничного марша.

Считается что максимально допустимый уклон для тропинок – 10–12 % (10–12 см на 1 м). Если больше – надо менять их направление или создавать ступени. Однако это зависит и от функции дорожки: какая она – прогулочная, проложенная в дальней части сада, или ведет к дому от калитки.

При этом, меняя направление дорожек в тех или иных местах, радиус их поворота, изгибы, мы неизбежно приходим к их частичному изменению и в других местах, так как все части нашей дорожно-тропиночной сети взаимодействуют друг с другом. Приведём слова известного теоретика ландшафтного дизайна Джона Саймондса, книга которого переведена в том числе и на русский:

«Объект не может быть охвачен по всей полноте с какой-либо одной точки наблюдения. Он воспринимается скорее посредством потока впечатлений. Находясь в движении, мы видим ряд изображений, сливающихся в одно обширное зрительное осознание какого-либо объекта, пространства или пейзажа».

Результат пятого этапа: получение плана дорожно-тропиночной сети с выделенными проблемными зонами.

Этап 6 Анализ видовых точек

Итак, на предыдущем этапе мы определили примерную трассировку дорожек и место их основных узлов. Теперь необходимо подумать, как сделать так, чтобы передвигаться по ним было удобно (кратчайшим маршрутом по всем нужным видовым точкам сада). Важно, чтобы идущий по саду человек видел то, что мы хотим ему показать. Важно подумать и о том, что видит человек не только во время движения по саду, но и тогда, когда сидит на скамейке, выходит на крыльцо или оглядывает сад из окна гостиной. Для этого необходимо выявить имеющиеся видовые точки и центры пейзажных картин, а также спроектировать те и другие, если существующих не хватает.

Для начала немного о самих терминах.

Видовая точка

Видовая точка – это место, где человек находится, а не которое созерцает. Поэтому слова: «в видовой точке А мы сажаем то-то и то-то…» неверны, правильнее было бы сказать: «с видовой точки А открывается вид на…».

Центр пейзажной картины

Кого-то может смутить сам термин «пейзажная картина». Многие сразу представляют себе полотна Шишкина и Репина, но речь не об этом, а всего лишь об устоявшемся термине в ландшафтной архитектуре, который определяет собой то, что мы видим, находясь в видовой точке. Сама «пейзажная картина» ограничивается «рамками», в роли которых выступают растения, окна, двери и т. д.

Размеры «рамы» (ширина, высота и в отличие от живописного полотна еще и глубина), соответственно, напрямую будут зависеть от того, насколько далеко видовая точка отнесена от неё. Есть у пейзажной картины и центр – ядро композиции, вокруг которого она строится и к которому взгляд приковывается в первую очередь. Он может быть выражен как одним элементом (например, солитер на газоне), так и совокупностью из нескольких (например, крыльцо, увитое разноцветными лианами).

Если с терминами все понятно, то наступила очередь выявления в саду существующих видовых точек и центров пейзажных картин, если они там имеются.

Выявление существующих видовых точек

На всей территории проектируемого сада проводим выявление существующих видовых точек. Они будут в тех местах, откуда можно любоваться садом. Несомненно, это калитка в сад (оттуда мы бросаем первый взгляд на него), терраса, крыльцо дома или надворной постройки, площадка отдыха.

Отдельного внимания заслуживает выявление точек из дома. Очень часто можно видеть, как видовая точка рисуется непосредственно на подоконнике. Однако человек вряд ли сидит на подоконнике, любуясь садом. Скорее – на диване в гостиной или за письменным столом в кабинете. Значит и видовые точки необходимо наносить именно там.

Не так прост и момент выявления существующих видовых точек по пути движения, как это кажется поначалу. С одной стороны, практически каждый новый шаг (когда мы идем по дорожке) является новой видовой точкой. Но с другой стороны, с точек, которые расположены столь близко друг от друга, мы видим практически не меняющуюся пейзажную картину. Выявляя видовые точки, важно обнаружить тот момент, когда одна картина меняется на другую. Именно в этом месте и ставится новая точка. Пока картинка неизменна, новые точки можно не наносить.

Явно видовыми точками будут те места, где мы переходим из одного типа пространственной структуры в другой (с закрытого – на открытый). Не надо бояться того, что видовых точек получается слишком много. Это нормальная ситуация. «Пройдите» по дорожкам на плане в одну сторону, потом в другую, выявляя видовые точки. Возможно, при проходе обратно их количество увеличится. Почти всегда видовые точки располагаются внутри границ участка. Исключение составляют те случаи, когда требуется произвести впечатление на кого-то извне, например, на людей, проходящих по дороге мимо участка.

Выявление существующих центров будущих пейзажных картин

Нам необходимо на всей территории проектируемого сада выявить существующие центры пейзажных картин, по сути – акценты, уже имеющиеся в саду. Именно вокруг них и отталкиваясь от них мы на последующих этапах будем строить композиции. Что такое акцент? Прежде всего, то, что отличается какими-то характеристиками от окружения и тем самым приковывает к себе наш взгляд. Это не обязательно должно быть большое дерево, привлекать к себе внимание может и меньший по размеру элемент. Эти элементы, в отличие от видовых точек, вполне могут находиться и за пределами границ нашего участка.

Считать акцентом или центром пейзажной картины яблоневый сад мы не можем. Вот было бы у нас одно дерево, мы обязательно занесли бы его в число выявленных акцентов. То же касается и дома. Он, безусловно, акцент, но только в том случае, если «читается» целиком (домик в горах или на лесной опушке, созерцаемый издалека). Чаще же дом не является акцентом, но зато вполне могут быть акцентами его выделяющиеся элементы: крыльцо, веранда, балкон и пр. Несомненно, композиция вокруг будет строиться исходя из них, а не из общих пропорций и характеристик дома. Надворные постройки (сараи, бани и пр.), калитки и ворота также являются явными акцентами, которые будут нами в дальнейшем обыгрываться.

Если мы говорили о том, что видовых точек может быть сколь угодно много, то центров будущих пейзажных картин много быть просто не может. Если, стоя в одной точке, человек имеет возможность созерцания нескольких равноценных акцентов (центров пейзажных картин), то акценты перестают быть акцентами, а взгляду в итоге не за что зацепиться. Центров пейзажных картин всегда гораздо меньше, чем видовых точек. Здесь же считаем нужным определить и антиакценты, то есть те элементы, которые, как и акценты, привлекают к себе внимание, но мы бы не хотели сосредотачивать на них внимание гостей сада, и даже наоборот – предпочтительно, чтобы их не увидели вообще. Это может быть все что угодно – от нашего собственного курятника до соседского сарая.

Анализ взаимодействия выявленных видовых точек и центров будущих пейзажный картин

Мы выявили существующие видовые точки и центры пейзажных картин. Теперь нам необходимо понять, а как же они взаимодействуют между собой. В конечном счете ситуация должна быть такой, чтобы с каждой видовой точки человек видел акцент (центр пейзажной картины). Однако это вовсе не означает, что каждой точке мы находим по акценту. Выше упоминалось, что видовых точек существенно больше, чем центров пейзажных картин, а, соответственно, один акцент работает сразу на несколько видовых точек.

Сначала проверим, все ли видовые точки имеют акценты. Если имеют, то поставим стрелочки, показывающие направление взгляда от видовых точек в сторону акцента. Если нет – позже будем проектировать там акцент, а сейчас просто пометим, чтобы не забыть, это место звездочкой. После этого необходимо проанализировать, а все ли выявленные акценты охвачены выявленными точками. Если не все, то нам потребуется проектирование дополнительных видовых точек. Как и в случае с акцентами, мы не будем сейчас придумывать, чем будет эта новая видовая точка (скамейка, беседка, гамак). Сейчас мы просто пометим жирной точкой место, где она нужна, а что это будет, решим на этапе детализации.

Проектирование недостающих видовых точек и центров будущих пейзажных картин. На этом этапе мы должны указать места расположения недостающих акцентов и видовых точек. Мы не должны проектировать акценты всем точкам, которым их не хватало. Нужно выбрать такие места под центры будущих пейзажных картин, которые были бы видны с максимального количества точек. На схеме запроектированные видовые точки и акценты следует обозначить теми же знаками, что и выявленные, но выделить другим цветом.

В заключение хочется сказать, что сейчас у нас совсем нет необходимости думать, какими окажутся проектируемые видовые точки и акценты. Куда важнее найти для них правильное место, понять, какого примерно размера и какой формы они должны быть. А их реальное воплощение – это еще ждет нас впереди при проектировании пейзажных картин.

Результат шестого этапа: получение плана с расположением видовых точек, направлениями, по которым раскрываются наиболее интересные виды, и ориентировочным расположением центров пейзажных картин.

Часть III, часть IV

Комментировать