Господь совершает чудо только тогда, когда оно необходимо для спасения

иеро­мо­нах Иов (Гуме­ров)

Чудо – доступ­ное внеш­нему наблю­де­нию сверхъ­есте­ствен­ное дей­ствие или собы­тие, про­из­во­ди­мое Боже­ствен­ною силою.

Про­из­во­дит чудо Бог. Совер­шает Он их в ответ на наши молитвы. Для совер­ше­ния чуда нужна вера (Мф. 9:2; 9:28; 17:20; 21:21; Мк.9:23–24; Ин.14:12). Необ­хо­димо также жить по запо­ве­дям Божиим: Кто имеет запо­веди Мои и соблю­дает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот воз­люб­лен будет Отцем Моим; и Я воз­люблю его и явлюсь ему Сам (Ин. 14:21). Оче­видно, что неве­ру­ю­щий не может совер­шить чудо. Не творит Гос­подь чудо и через греш­ни­ков: мы знаем, что греш­ни­ков Бог не слу­шает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слу­шает (Ин. 9:31). Вера и испол­не­ние запо­ве­дей – необ­хо­ди­мые усло­вия.

Однако это не значит, что чело­век может совер­шать чудо, когда поже­лает. Когда Иисус Хри­стос сказал: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: под­ни­мись и вверг­нись в море, и не усо­мнится в сердце своем, но пове­рит, что сбу­дется по словам его (Мк. 11:23), Он в образ­ной речи пока­зал вели­кие воз­мож­но­сти для веру­ю­щего. Чело­веку не нужно пере­дви­гать зем­ля­ные горы, когда вокруг столько гро­мад­ных гор чело­ве­че­ского греха.

Гос­подь уста­но­вил законы види­мого мира. Жизнь чело­века и дело его спа­се­ния совер­ша­ется в пре­де­лах этого задан­ного порядка. Бог дей­ствует в мире, сохра­няя есте­ствен­ный строй жизни. И только в опре­де­лен­ных обсто­я­тель­ствах, когда в этом есть особая необ­хо­ди­мость, Он отме­няет «есте­ства чин». Потому чудес в жизни срав­ни­тельно немного. Гос­подь подаёт чудес­ным обра­зом помощь, когда все есте­ствен­ные воз­мож­но­сти исчер­паны. И даже в этом случае Он совер­шает чудо только тогда, когда оно необ­хо­димо для спа­се­ния. В иных слу­чаях полезно пройти через болезнь, чтобы в огне этих скор­бей сго­рели пагуб­ные гре­хов­ные стра­сти, явля­ю­щи­еся при­чи­ной серьёз­ного недуга, и сохра­не­ние кото­рых может лишить чело­века вечной жизни.

Сам Гос­подь опре­де­ляет, через кого совер­шать чудеса. Одних Бог избрал свя­ти­те­лями и пас­ты­рями, иных наде­лил разу­мом духов­ным, чтобы быть стар­цами, другим дал сугу­бую бла­го­дать тво­рить в изоби­лии чудеса (свят. Нико­лай, преп. Сера­фим Саров­ский, св. прав. Иоанн Крон­штадт­ский и др.). В житиях неко­то­рых вели­ких святых мы не нахо­дим опи­са­ния чудес.

Нужно ска­зать еще об одной сто­роне этого вопроса. Чудо всегда явля­ется духов­ным испы­та­нием для того, через кого Бог его совер­шает. Прежде, чем тво­рить чудеса, надо под­няться на высо­кую и без­опас­ную сту­пеньку сми­ре­ния.

«Авва Анто­ний услы­шал об одном моло­дом монахе, что он сотво­рил на пути такое чудо: увидев неко­то­рых стар­цев, кото­рые путе­ше­ство­вали и уто­ми­лись на пути, он велел диким ослам подойти к ним и на себе нести стар­цев, пока не дойдут до Анто­ния. Когда старцы рас­ска­зали об этом авве Анто­нию, он сказал им: мне кажется, что монах сей есть корабль, испол­нен­ный благ, но не знаю, войдет ли он в при­стань. Спустя несколько вре­мени авва Анто­ний вдруг начал пла­кать, рвать на себе волосы и рыдать. – Уче­ники спро­сили его: о чем пла­чешь, авва? – Старец отве­чал им: сейчас пал вели­кий столп Церкви! Это он гово­рил о моло­дом монахе. Но пой­дите сами к нему, про­дол­жал он, и посмот­рите, что слу­чи­лось! – Уче­ники идут, и нахо­дят монаха сидя­щим на рогоже и опла­ки­ва­ю­щим грех, кото­рый он сделал. – Увидев уче­ни­ков Анто­ния, монах гово­рит им: ска­жите старцу, чтобы он умолил Бога дать мне только десять дней жизни, – и я наде­юсь очи­стить грех свой и пока­яться. Но по про­ше­ствии пяти дней он скон­чался» (Древ­ний пате­рик).

Сейчас не мало совер­ша­ется чудес. Сколько вос­кре­сает душ, кото­рые каза­лись совер­шенно умерщ­влен­ными грехом! Делает это Гос­подь и через свя­щен­ни­ков, но при­кро­венно, потому что сми­ре­ния у людей сейчас мало.

В конце хочется рас­ска­зать об одном чуде, кото­рое убеж­дает нас, что вера может, дей­стви­тельно, пере­дви­гать горы, когда это необ­хо­димо. Об испол­не­нии слов Спа­си­теля сви­де­тель­ствует впе­чат­ля­ю­щее чудо, бывшее в 16 веке в Египте. Там сви­реп­ство­вала чума. Один из врагов хри­сти­ан­ства, врач по про­фес­сии, рас­пу­стил между тур­ками молву, что вина постиг­шего их несча­стия – хри­сти­ане. «Ибо хри­сти­ане, – объ­яс­нял он, – опус­кают в воду крест, что и яви­лось при­чи­ной насто­я­щей смерт­ной болезни». Эта кле­вета рас­про­стра­ни­лась повсюду и стала известна и еги­пет­скому сул­тану, кото­рый потре­бо­вал при­ве­сти к нему пат­ри­арха Иоакима для личных объ­яс­не­ний. Пат­ри­арх явился. Султан сна­чала вёл с ним длин­ную беседу о вере, но, увидев, что он с глу­бо­ким убеж­де­нием и ясными дока­за­тель­ствами оправ­дал веру хри­сти­ан­скую и опро­вер­гал ислам, при­ка­зал ему в оправ­да­ние Еван­гель­ских слов пере­ста­вить гору, нахо­дя­щу­юся по сосед­ству с Каиром. Пат­ри­арх не поко­ле­бался в вере. Попро­сив несколько дней для молитвы, он с вер­ными хри­сти­а­нами постом, бде­нием и молит­вами уми­ло­стив­лял Гос­пода и просил не посра­мить их. В назна­чен­ное время при сте­че­нии мно­же­ства народа пат­ри­арх сказал горе во Имя Хри­стово, чтобы та дви­ну­лась со своего места и пере­шла на другое: гора сотряс­лась в осно­ва­нии и оста­вила своё место. Оста­нов­лен­ная тем же Именем Хри­сто­вым, она полу­чила назы­ва­ние по-турецки дур-даго (стань гора).

Это чудо пора­зило врагов хри­сти­ан­ской веры. Не зная, чем поко­ле­бать их силу, они при­го­то­вили смер­то­нос­ный яд и убе­дили сул­тана, чтобы тот велел пат­ри­арху выпить его. «Ибо Хри­стос, – гово­рили они, – сказал в Еван­ге­лии: если что смер­то­нос­ное выпьют, не повре­дит им». Султан при­ка­зал подать пат­ри­арху яд. Полный веры в силу Креста Хри­стова, пат­ри­арх осенил смерт­ную чашу кре­стом и выпил. Он остался совер­шенно невре­дим. После этого, спо­лос­нув стакан водой, пат­ри­арх просил, чтобы выпил её врач, при­го­то­вив­ший напи­ток. Отка­заться было нельзя, потому что сам султан того тре­бо­вал. Он выпил воду и тут же умер. Когда об этих дивных собы­тиях узнал Кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­арх Нифонт, он послал в Алек­сан­дрию епи­скопа Ран­ди­ний­ского Акакия и пре­по­доб­ного Фео­фила, чтобы они узнали подробно и удо­сто­ве­ри­лись в том, что там про­изо­шло. Они под­твер­дили чудо. Сам преп. Феофил был дивный угод­ник Божий. Его святые мощи нахо­дятся в алтаре его келей­ной церкви свя­того Васи­лия, рас­по­ло­жен­ной в одной из живо­пис­ных долин Афона близ Кареи. Когда про­хо­дишь мимо алтар­ной апсиды, то видишь отвер­стие в стене. Оно было про­де­лано для того, чтобы миро, выте­кав­шее из св. мощей преп. Фео­фила Миро­то­чи­вого, не пере­пол­нило алтарь.

Вопрос: Исто­рия хри­сти­ан­ства на земле – это исто­рия бес­чис­лен­ных чудес, кото­рые Гос­подь посы­лает во укреп­ле­ние испо­ве­да­ю­щим веру истин­ную. А известно ли что-либо допод­линно о чуде­сах в иных веро­ис­по­ве­да­ниях, и как отно­ситься к данным фактам?

Отве­чает иеро­мо­нах Иов (Гуме­ров):

При­сту­пая к реше­нию этого вопроса, необ­хо­димо опре­де­лить и раз­де­лить поня­тия: спа­се­ние, к кото­рому ведет истин­ная вера, и мило­сер­дие Божие, кото­рое про­сти­ра­ется на всех, ибо Гос­подь любит Свое созда­ние: «Бог Свою любовь к нам дока­зы­вает тем, что Хри­стос умер за нас, когда мы были еще греш­ни­ками» (Рим. 5:8). Полу­че­ние от Мило­серд­ного Бога помощи (иногда даже чудес­ным обра­зом) еще не пред­по­ла­гает спа­се­ние.

В Свя­щен­ном Писа­нии мы знаем при­меры чудес, совер­шив­шихся над людьми, кото­рые не испо­ве­до­вали истин­ную рели­гию. Во время голода в Пале­стине Гос­подь Бог посы­лает про­рока Илию в фини­кий­ский город Сарепту к вдове. Она была языч­ница. У нее чудес­ным обра­зом не исто­ща­лась в тече­ние неко­то­рого вре­мени мука и масло. Гос­подь через про­рока Илию вос­кре­сил сына вдовы (см.: 3Цар. 17:9–24). Вое­на­чаль­ника Немана, языч­ника, через про­рока Елисея Бог исце­лил от про­казы (см.: 4Цар. 5:1–19). Гос­подь наш Иисус Хри­стос изба­вил от демона дочь фини­ки­янки-языч­ницы (см.: Мф. 15:22–28; Мк. 7:25–30). Еван­ге­лист Матфей также пишет: «И прошел о Нем слух по всей Сирии; и при­во­дили к Нему всех немощ­ных, одер­жи­мых раз­лич­ными болез­нями и при­пад­ками, и бес­но­ва­тых, и луна­ти­ков, и рас­слаб­лен­ных, и Он исце­лял их» (Мф. 4:24). Во вре­мена Спа­си­теля Сирия была стра­ной язы­че­ской.

Изве­стен случай исце­ле­ния по молитве свя­того пра­вед­ного Иоанна Крон­штадт­ского тата­рина. «При­веду рас­сказ гене­рала от кава­ле­рии Аба­ци­ева, из кото­рого видно будет, что отец Иоанн, пре­бы­вая в Лива­дии во время болезни царя, исце­лил силою своей молитвы заочно боль­ного тата­рина. Гене­рал Аба­циев был фли­гель-адъ­ютан­том госу­даря импе­ра­тора Алек­сандра III, когда царь умирал. Отец Иоанн жил в Лива­дии. Одна дама про­сила гене­рала Аба­ци­ева устро­ить ей сви­да­ние с отцом Иоан­ном. Гене­рал Аба­циев в 5 часов утра пошел к отцу Иоанну. У калитки садика дома, где жил отец Иоанн, уже была толпа, в том числе были и татары, кото­рых поли­ция не пус­кала. На крыльце нахо­ди­лась пла­кав­шая татарка. Поли­ция не пони­мала, что она гово­рила. Аба­циев же знал татар­ский язык, как уро­же­нец Кав­каза, и узнал от татарки, что она при­везла боль­ного мужа, кото­рый лежит в телеге на дороге, и умо­ляла допу­стить ее к мулле Иоанну. Аба­циев застал отца Иоанна за утрен­ней молит­вой, несмотря на 5 часов утра, и рас­ска­зал ему про татарку. Отец Иоанн сказал, чтобы татарку пустили. Через пере­вод­чика Аба­ци­ева отец Иоанн спро­сил татарку, верует ли она в Бога? Полу­чив утвер­ди­тель­ный ответ, отец Иоанн сказал ей: «Будем молиться вместе, ты молись по-своему, а я буду молиться по-своему». Когда отец Иоанн кончил молитву, то бла­го­сло­вил татарку, пере­кре­стив ее. Затем Аба­циев с татар­кой вместе вышел, и, к изум­ле­нию обоих, боль­ной муж татарки уже шел навстречу совер­шенно здо­ро­вым. Из этого рас­сказа видно, что отец Иоанн силою молитвы своей исце­лил даже боль­ного маго­ме­та­нина» (И.К. Сур­ский Отец Иоанн Крон­штад­ский. Гл. 23).

Обра­тим вни­ма­ние, что все при­ве­ден­ные при­меры сви­де­тель­ствуют об одном: чудеса про­ис­хо­дили тогда, когда сто­яв­шие вне истин­ной веры обра­ща­лись не к своей ложной рели­гии, а к Гос­поду Ииусу Христу или пред­ста­ви­те­лям истин­ной рели­гии. Все обра­щав­ши­еся за помо­щью воз­вы­ша­лись над своей рели­гией. Вдова из Сарепты гово­рит про­року Илие: «Жив Гос­подь Бог твой!» (3Цар. 17:12). Хана­не­янка пошла не к идолам, а к Спа­си­телю и молила: «Поми­луй меня, Гос­поди, сын Дави­дов» (Мф. 15:22). Татарка обра­ти­лась не к мулле, а пра­во­слав­ному свя­щен­нику.

В 4‑й книге царств есть очень ценное ука­за­ние для реше­ния нашего вопроса. Полу­чив исце­ле­ния от про­казы, Нееман гово­рит про­року Елисею: «Только вот в чем да про­стит Гос­подь раба твоего: когда пойдет гос­по­дин мой в дом Рим­мона для покло­не­ния там и опрется на руку мою, и покло­нюсь я в доме Рим­мона, то, за мое покло­не­ние в доме Рим­мона, да про­стит Гос­подь раба твоего в случае сем» (4Цар. 5:18). По своему слу­жеб­ному поло­же­нию сирий­ский пол­ко­во­дец должен будет сопро­вож­дать своего царя в капище. Царь будет опи­раться на руку своего вель­можи, и тому при­дется покло­ниться Рим­мону – сирий­скому «боже­ству» воз­духа и бури. Нееман сознает, что это грех, и, по-види­мому, боится, что про­каза за это может вер­нуться к нему. Это биб­лей­ское место дает ключ к реше­нию вопроса, постав­лен­ного в письме: могут ли через молит­венно-обря­до­вые дей­ствия неистин­ной рели­гии про­ис­хо­дит чудеса. Свя­щен­ное Писа­ние сурово обли­чает любое нару­ше­ние первой запо­веди: «Гос­пода, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи» (Втор. 6:13). «Боги, кото­рые не сотво­рили неба и земли, исчез­нут с земли и из-под небес» (Иер. 10:11). Ска­зано это было непо­сред­ственно о язы­че­стве – рели­гии наро­дов, окру­жав­ших избран­ный народ. Но запо­веди Божии не явля­ются исто­ри­че­ски пре­хо­дя­щими. Они уни­вер­сальны и отно­сятся ко всем людям, даны чело­ве­че­ству на весь период его исто­рии. Ошибок и заблуж­де­ний может быть много, а истина всегда одна. Поэтому и истин­ная рели­гия может быть только одна. Не может быть несколько истин­ных рели­гий. Хри­сти­ан­ство осно­вано на Боже­ствен­ном Откро­ве­нии. Без этого источ­ника люди своими есте­ствен­ными силами познать Бога не могут. Сте­пень откло­не­ния от истины может быть разной, но любое откло­не­ние ведет к лже­ду­хов­но­сти. Поэтому совер­шенно оче­видно, что чудес в этих рели­гиях быть не может. Заблуж­де­ния и уко­ре­нив­ши­еся ошибки не сов­ме­стимы с Боже­ствен­ной прав­дой. При­меры, кото­рые при­во­дят пред­ста­ви­тели этих рели­гий, явля­ются в дей­стви­тель­но­сти лже­чу­де­сами. Они совер­ша­ются демо­ни­че­скими силами. О ложных чуде­сах гово­рится в Свя­щен­ном Писа­нии (см.: Исх. 7:11–12; 8:7; Деян. 8:9–11; 13:8). Духов­ная сле­пота и неве­де­ние не дает заблуж­да­ю­щимся воз­мож­но­сти раз­ли­чать духов и понять источ­ник подмен. Епи­скоп Евсе­вий Памфил опи­сы­вает, как муче­ник Асти­рий поло­жил конец одному из таких «чудес»: «Около Кеса­рии Филип­по­вой, кото­рую фини­ки­яне назы­вают Пане­а­дой, пока­зы­вают у подошвы горы Панейон источ­ники, откуда берет начало Иордан; в эти воды в какой-то празд­ник бро­сают жерт­вен­ное живот­ное, а демон силой своей делает его неви­ди­мым. При­сут­ству­ю­щие про­воз­гла­шают это уди­ви­тель­ным чудом. Как-то Асти­рий ока­зался сви­де­те­лем всего про­ис­хо­дя­щего; видя, как потря­сена вся толпа, он сжа­лился над их заблуж­де­нием: воз­ведя глаза к небу, он стал через Христа умо­лять Все­выш­него изоб­ли­чить демона-обо­льсти­теля и пре­кра­тить этот обман. Гово­рят, что, пока он молился, жертва всплыла наверх; чудо исчезло, и ничего дико­вин­ного в этом месте больше не про­ис­хо­дило» (Цер­ков­ная исто­рия. Кн. 7. 17). Отец Сера­фим (Роуз) в книге «Пра­во­сла­вие и рели­гия буду­щего» при­во­дит рас­сказ архи­манд­рита Нико­лая (Дро­бяз­гина), кото­рый на Цей­лоне при­сут­ство­вал на сеансе кол­дуна-факира. «Оше­лом­лен­ные, мы не могли отве­сти глаз от этой пора­зи­тель­ной кар­тины». Далее отец Нико­лай рас­ска­зал: «Я совер­шенно забыл о том, что я свя­щен­ник и монах, что мне вряд ли при­ли­че­ствует при­ни­мать уча­стие в подоб­ных зре­ли­щах. Нава­жде­ние было так необо­римо, что сердце и ум мол­чали. Но мое сердце было тре­вожно и больно заби­лось. Все мое суще­ство охва­тил страх. Мои губы сами собой заше­ве­ли­лись и стали про­из­но­сить слова: «Гос­поди Иисусе Христе, Сыне Божий, поми­луй мя греш­ного!». Я почув­ство­вал немед­лен­ное облег­че­ние. Каза­лось, что какие-то неви­ди­мые цепи, кото­рыми я был опутан, начи­нали спа­дать с меня. Молитва стала более сосре­до­то­чен­ной, и с ней вер­нулся мой душев­ный покой. Я про­дол­жал смот­реть на дерево, как вдруг, будто под­хва­чен­ная ветром, кар­тина зату­ма­ни­лась и рас­се­я­лась… Но вот что-то как будто стало тво­риться и с самим факи­ром. Он сва­лился набок. Встре­во­жен­ный юноша под­бе­жал к нему. Сеанс неожи­данно пре­рвался… Уже уходя, я невольно в послед­ний раз обер­нулся, чтобы запе­чат­леть в памяти всю сцену, и вдруг – я содрог­нулся от непри­ят­ного ощу­ще­ния. Мой взгляд встре­тился со взгля­дом факира, полным нена­ви­сти. Это про­изо­шло в крат­чай­ший миг, и он снова принял свою преж­нюю позу, но этот взгляд раз и навсе­гда открыл мне глаза на то, чьей силой в дей­стви­тель­но­сти про­из­ве­дено это «чудо”». Слу­ча­ются в этих рели­гиях и исце­ле­ния, но они бывают опла­чены доро­гой ценой: душа попа­дает в плен к падшим духам.

Чем отли­ча­ются под­лин­ные чудеса от ложных? По источ­нику и послед­ствиям. Бог «хочет, чтобы все люди спас­лись и достигли позна­ния истины» (1Тим. 2:4). Истин­ное чудо всегда духовно бла­го­творно дей­ствует на чело­века. Вдова из Сарепты после воз­вра­ще­ния к жизни ее сына испо­ве­дала: «Теперь-то я узнала, что ты чело­век Божий, и что слово Гос­подне в устах твоих истинно» (3Цар. 17:24). Изба­вив­шийся от про­казы Нееман гово­рит заме­ча­тель­ные слова, обра­тив­шись к про­року Божию Елисею: «Вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Изра­иля» (4Цар. 5:15). Мы не знаем судьбу татарки, у кото­рой святой пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский исце­лил мужа. Однако чудо это в любом случае было впе­чат­ля­ю­щим собы­тием, рас­по­ла­га­ю­щим ее к Пра­во­сла­вию.

«У кого есть искрен­няя любовь к истине, того она изве­дет из тьмы заблуж­де­ния и при­ве­дет к свету истины. Пример – святой апо­стол Павел. Он искренне любил истину, всей душой был предан тому, что считал истин­ным, без всякой коры­сти. Потому, как только была ему ука­зана истина не в том, что он считал истин­ным, он в ту же минуту бросил это ветхое, ока­зав­ше­еся не истин­ным, и всем серд­цем при­ле­пился к новому, зримо явлен­ному истин­ным… Истина о Христе ясна как день: взыщи и обря­щешь. Помощь же свыше всегда готова искрен­нему иска­телю. «Неве­ру­ю­щий уже осуж­ден» (Ин. 3:18). За что же? За то, что, когда кругом свет, он оста­ется во тьме» (Феофан Затвор­ник, свя­ти­тель. Мысли на каждый день года по цер­ков­ным чте­ниям из слова Божия).

http://www.pravoslavie.ru

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки