Эстетика

***

Эсте́тика (от греч. αἰσθάνομαι – чув­ство­вать) — наука о пре­крас­ном, о чув­ственно-цен­ност­ном отно­ше­нии чело­века к миру и спо­со­бах его духовно-пpак­ти­че­ского осво­е­ния.

***

Всем ли людям при­суще эсте­ти­че­ское чув­ство?

Эсте­ти­че­ское чув­ство при­суще каж­дому чело­веку, однако оно далеко не всегда и не во всех раз­вито пра­вильно и в полной мере. Его над­ле­жа­щее раз­ви­тие и направ­ле­ние совер­ша­ется путем рас­кры­тия в чело­веке спо­соб­но­сти пра­вильно оце­ни­вать то или иное явле­ние или про­из­ве­де­ние искус­ства. Эсте­ти­че­ски вос­пи­тан­ный чело­век сумеет найти черты совер­шен­ства и кра­соты в хоро­шей кар­тине, музы­каль­ной ком­по­зи­ции или лите­ра­тур­ном про­из­ве­де­нии. Он сам поймет, оценит, сумеет объ­яс­нить дру­гому, что именно кра­сиво в данном про­из­ве­де­нии искус­ства, в чем его содер­жа­ние и в какой форме оно пере­да­ется здесь.

Каковы осо­бен­но­сти рели­ги­оз­ной эсте­тики?

Одной из отли­чи­тель­ных черт рели­ги­оз­ной эсте­тики явля­ется ее связь с веро­уче­нием. Другая ее осо­бен­ность – кон­сер­ва­тизм, так как, если она и меня­ется, то, как пра­вило, мед­лен­нее, чем эсте­тика других обла­стей чело­ве­че­ской жизни; рели­ги­оз­ная эсте­тика не стре­мится соот­вет­ство­вать моде и шаб­ло­нам эпохи. Кроме того, она направ­лена на то, чтобы спо­соб­ство­вать молитве и осо­зна­нию того, что все пре­крас­ное воз­ни­кает не само собой, само­про­из­вольно или слу­чайно, но имеет при­чину своего бытия в Боге, и даже чело­век созда­ю­щий пре­крас­ное оду­хо­тво­ря­ю­щее про­из­ве­де­ние создает его потому, что наде­лен Богом разум­ным твор­че­ским нача­лом.

Какие можно при­ве­сти при­меры эсте­тики в Пра­во­сла­вии?

Резуль­тат про­яв­ле­ния эсте­ти­че­ского чув­ства чув­ство мы встре­чаем и в воз­ве­де­нии храмов, и в бого­слу­же­нии, и в музыке цер­ков­ных пес­но­пе­ний, и в ико­но­писи. Пра­во­слав­ные мона­стыри нередко осно­вы­ва­лись в мест­но­стях, отли­чав­шихся своею кра­со­той, кото­рая при­вле­кала именно в эти места святых осно­ва­те­лей и подвиж­ни­ков данных оби­те­лей, и вос­хи­щала всех без исклю­че­ния бого­моль­цев и посе­ти­те­лей их. Напри­мер, всем зна­кома суро­вая север­ная эсте­тика Вала­ам­ского мона­стыря.

Почему эсте­тика в рамках одной рели­гии не имеет еди­но­об­ра­зия, что хорошо заметно на при­мере рус­ских и гре­че­ских храмов, икон, пес­но­пе­ний?

Пра­во­слав­ные люди умеют ценить и любить кра­соту. Заме­тим, что Пра­во­сла­вие не огра­ни­чи­ва­ется рам­ками одной страны или одного народа. Очень часто рели­ги­оз­ная эсте­тика входит во вза­и­мо­дей­ствие с той или иной мест­ной средой, про­ис­хо­дит адап­та­ция рели­ги­оз­ной эсте­тики к эсте­ти­че­ским реа­лиям той или иной куль­туры, либо наобо­рот, эле­менты мест­ной куль­туры пре­об­ра­зу­ются под вли­я­нием Пра­во­сла­вия в новые формы. Воз­можно здесь и сме­ше­ние рели­ги­оз­ной эсте­тики: так, для Древ­ней Руси харак­тер­ным явля­ется актив­ное осво­е­ние визан­тий­ского худо­же­ственно-эсте­ти­че­ского насле­дия.

Может ли эсте­ти­че­ское чув­ство быть гре­хов­ным?

Эсте­ти­че­ское чув­ство может при­об­ре­тать болез­нен­ные, гре­хов­ные формы, когда, напри­мер, ему при­да­ется зна­че­ния больше поло­жен­ного, и оно ста­но­вится своего рода идолом (эсте­тика ради эсте­тики), когда оно ото­рвано от Бога (отвле­чен­ная эсте­тика), когда его обла­да­тель пре­не­бре­гает Пер­во­при­чи­ной этого мира и кра­соты, когда его при­вле­кает не бого­угод­ная, а бого­про­тив­ная «кра­сота» и когда она начи­нает ока­зы­вать на него обо­льща­ю­щее, чару­ю­щее дей­ствие.

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки