Культура

Культу́ра (от лат. cultura — обра­ботка, воз­де­лы­ва­ние, раз­ви­тие, вос­пи­та­ние) —

1) область обще­ственно зна­чи­мой чело­ве­че­ской дея­тель­но­сти, свя­зан­ная с реа­ли­за­ций духовно-нрав­ствен­ных запро­сов и потреб­но­стей людей;
2) сово­куп­ность обще­ствен­ных дости­же­ний, свя­зан­ных с этим направ­ле­нием чело­ве­че­ской дея­тель­но­сти;
3) про­све­щен­ность, вос­пи­тан­ность, обра­зо­ван­ность;
4) сово­куп­ность опре­де­лен­ных правил и норм пове­де­ния чело­века (куль­тура пове­де­ния);
5) сово­куп­ность дости­же­ний чело­ве­че­ского обще­ства в обще­ствен­ной, про­из­вод­ствен­ной и духов­ной сферах жизни; циви­ли­зо­ван­ность, (реже) циви­ли­за­ция.
6) исто­ри­че­ски сфор­ми­ро­вав­шийся образ жизни того или иного обще­ства, лока­ли­зо­ван­ного во вре­мени и про­стран­стве, осно­ван­ный на опре­де­лен­ных пред­став­ле­ниях о цен­но­стях, воз­зре­ниях, зако­нах, веро­ва­ниях, обы­чаях, обря­дах, фольк­лоре, тех­но­ло­гиях, спо­со­бах внут­рен­него и внеш­него обще­ния, и др. (пример: рус­ская куль­тура; антич­ная куль­тура; древ­не­еги­пет­ская куль­тура).

Как появился термин «куль­тура»?

Счи­та­ется, что пер­во­на­чально термин «куль­тура» упо­треб­лялся для обо­зна­че­ния дея­тель­но­сти по воз­де­лы­ва­нию почвы (agricultura). Затем его стали исполь­зо­вать для обо­зна­че­ния ремес­лен­ной обра­ботки при­род­ных мате­ри­а­лов. Со вре­ме­нем, этот термин задей­ство­вали для обо­зна­че­ния дея­тель­но­сти по «воз­де­лы­ва­нию» души (cultura animi) и обще­ства.

Какой бывает куль­тура?

Куль­тур­ное раз­ви­тие совре­мен­ного обще­ства под­ра­зу­ме­вает мно­же­ство раз­но­об­раз­ных направ­ле­ний, среди кото­рых можно выде­лить: рели­ги­оз­ную, про­из­вод­ствен­ную, поли­ти­че­скую куль­туру, куль­туру быта, куль­туру обще­ния, куль­туру пове­де­ния, физи­че­скую куль­туру, куль­туру пита­ния и др. В фор­мате этих направ­ле­ний выра­ба­ты­ва­ются и соблю­да­ются нормы, пра­вила и стан­дарты при­ме­ни­тельно к соот­вет­ству­ю­щим им обла­стям жиз­не­де­я­тель­но­сти кон­крет­ного чело­века и чело­ве­че­ских обществ (чело­ве­че­ского обще­ства) в целом.

Учи­ты­вая, что гло­баль­ное чело­ве­че­ское обще­ство состоит из мно­же­ства обществ со своими тра­ди­ци­ями, обы­ча­ями, цен­но­стями и т. п., направ­ле­ния куль­туры можно диф­фе­рен­ци­ро­вать по другим при­зна­кам: реги­о­наль­ному, наци­о­наль­ному, тер­ри­то­ри­аль­ному и рели­ги­оз­ному. Кроме того, и в рамках отдель­ных обществ куль­тур­ное раз­ви­тие может по-раз­ному осу­ществ­ляться в разных соци­аль­ных слоях и про­слой­ках. В этом отно­ше­нии раз­ли­чают, к при­меру, куль­туру мас­со­вую и эли­тар­ную, а также выде­ляют так назы­ва­е­мые суб­куль­туры, скажем, моло­деж­ная суб­куль­тура.

Для чего нужна куль­тура?

Куль­тура во всей её пол­ноте есть сфера чело­ве­че­ской дея­тель­но­сти по созда­нию, сохра­не­нию и пере­даче мате­ри­аль­ных и духов­ных цен­но­стей. Такова функ­ция любой куль­туры (в широ­ком зна­че­нии этого слова).  

Другая функ­ция куль­туры – оце­ноч­ная. В рамках любой куль­туры посто­янно ста­вится и реша­ется вопрос о том, что из создан­ного людьми сто́ит сохра­не­ния, при­умно­же­ния, рас­про­стра­не­ния и т. п., а что нет.

С оце­ноч­ной функ­цией тесно свя­зана нор­ма­тив­ная, заклю­ча­ю­ща­яся в фор­ми­ро­ва­нии систем норм и тре­бо­ва­ний, предъ­яв­ля­е­мых обще­ством к каж­дому чело­веку при­ме­ни­тельно к раз­лич­ным обла­стям его жизни и дея­тель­но­сти (нормы морали, права, пове­де­ния).

Ещё одна функ­ция куль­туры – пере­дача и обмен зна­ни­ями, цен­но­стями и опытом между людьми и сооб­ще­ствами, вклю­чая дости­же­ния пред­ше­ству­ю­щих поко­ле­ний. Эту функ­цию назы­вают инфор­ма­ци­он­ной.

Пере­дача и обмен зна­ни­ями осу­ществ­ля­ется не только через офи­ци­аль­ные каналы и инсти­ту­ции, но и непо­сред­ственно – от чело­века к чело­веку. Куль­тура, таким обра­зом, носит ком­му­ни­ка­тив­ную функ­цию, через кото­рую люди вовле­ка­ются в про­цесс соци­а­ли­за­ции.

Что такое куль­тура тела?

Куль­тура тела вклю­чает в себя нормы, пра­вила и дей­ствия, направ­лен­ные на жиз­не­обес­пе­че­ние, пра­виль­ное раз­ви­тие и под­дер­жа­ние здо­ро­вья телес­ного орга­низма: физи­че­скую куль­туру как систему упраж­не­ний, дие­те­тику, про­фи­лак­тику и охрану телес­ного здо­ро­вья. В каче­стве обще­ствен­ного явле­ния куль­тура тела пред­став­лена в спорте (в отли­чие от физ­куль­туры спорт пред­по­ла­гает обя­за­тель­ное уча­стие в пуб­лич­ных сорев­но­ва­ниях). Куль­тура тела отча­сти воз­вра­щает нас к древ­нему пони­ма­нию куль­туры как воз­де­лы­ва­ния земли.

Что такое куль­тура чувств?

Поня­тие «куль­тура чувств» упо­треб­ля­ется в науч­ной и про­све­ти­тель­ской лите­ра­туре в раз­лич­ных зна­че­ниях.  В любом случае с куль­ту­рой чувств свя­зы­ва­ется дея­тель­ность, посвя­щен­ная «пра­виль­ному» раз­ви­тию спо­соб­но­стей и воз­мож­но­стей чело­века, свя­зан­ных с исполь­зо­ва­нием и про­яв­ле­нием чувств (напри­мер, чув­ства пре­крас­ного, чув­ства любви, чув­ства состра­да­ния). Сюда отно­сится и спо­соб­ность к утон­чен­ному вос­при­я­тию дей­стви­тель­но­сти и спо­соб­ность кон­тро­ли­ро­вать свои чув­ства (эмоции). Само поня­тие «пра­виль­ное» в разных соци­аль­ных средах может интер­пре­ти­ро­ваться по-раз­ному. Напри­мер, в одних обще­ствах, в опре­де­лен­ных ситу­а­циях, при­нято давать волю чув­ствам, а в других, при сход­ных обсто­я­тель­ствах, – сдер­жи­вать их. Чув­ства могут выра­жаться непо­сред­ственно, напри­мер, в эмо­ци­о­наль­ной реак­ции на про­ис­хо­дя­щее, и опо­сре­до­ванно – напри­мер, через про­из­ве­де­ния искус­ства.

Искус­ство фор­ми­рует куль­туру чув­ствен­ного вос­при­я­тия, созда­вая образцы и идеалы пре­крас­ного. Изоб­ра­зи­тель­ные искус­ства и музыка фор­ми­руют идеалы пре­крас­ных форм. Лите­ра­тура, театр и кине­ма­то­граф при­званы к созда­нию иде­а­лов пре­крас­ных нравов. Таким обра­зом искус­ство ока­зы­вает вос­пи­та­тель­ное воз­дей­ствие и тесно свя­зано со сле­ду­ю­щим уров­нем куль­туры.

Что такое куль­тура духа?

Куль­тура духа (духов­ная куль­тура) – это такое направ­ле­ние куль­туры, кото­рое ори­ен­ти­ро­вано на духов­ное раз­ви­тие чело­века. Поня­тие «куль­тура духа» тесно свя­зано с такими поня­ти­ями как «духов­ность», «духов­ное раз­ви­тие», «духов­ные нормы», «духов­ные цен­но­сти».  В раз­лич­ных обще­ствах пред­став­ле­ния о духов­но­сти, духов­ных нормах и цен­но­стях могут раз­ниться чуть ли не до про­ти­во­по­лож­но­сти. Напри­мер, в хри­сти­ан­стве так назы­ва­е­мая «одно­по­лая любовь» счи­та­ется формой поло­вого извра­ще­ния, тяжким грехом, а в совре­мен­ной Европе отста­и­ва­ние прав «сек­су­аль­ных мень­шинств» воз­но­сится в ранг высших демо­кра­ти­че­ских цен­но­стей.  На личном уровне, если исполь­зо­вать рели­ги­оз­ный язык, духов­ная куль­тура может выра­жаться в личном бла­го­че­стии. Как обще­ствен­ное явле­ние духов­ная куль­тура выра­жа­ется, в част­но­сти, в куль­тах – рели­ги­оз­ных или свет­ских.

Что такое куль­тура воли?

Под куль­ту­рой воли под­ра­зу­ме­ва­ется такое направ­ле­ние куль­туры, кото­рое ори­ен­ти­ро­вано на раз­ви­тие, кон­троль и упо­треб­ле­ние воле­вых спо­соб­но­стей чело­века в соот­вет­ствии с нор­мами, при­ня­тыми в его обще­стве, рели­ги­оз­ном сооб­ще­стве. Эти нормы вклю­чают в себя морально-нрав­ствен­ные нормы. Как пра­вило, чело­век, грубо отсту­па­ю­щий от этих норм, под­вер­га­ется кри­тике или даже юри­ди­че­скому / дис­ци­пли­нар­ному пре­сле­до­ва­нию. Иногда нрав­ствен­ность трак­ту­ется как обще­ствен­ное явле­ние – некий свод правил пове­де­ния в обще­стве, а мораль – как внут­рен­ние нрав­ствен­ные ори­ен­тиры чело­века. При таком пони­ма­нии морали и нрав­ствен­но­сти допус­ка­ется, что они могут войти в про­ти­во­ре­чие, кото­рое порой раз­ре­ша­ется тра­ги­че­ски. При­ме­рами могут слу­жить хри­сти­ан­ские муче­ники, кото­рые пред­по­чли вер­ность Христу, а не обычаи язы­че­ского обще­ства.

Почему сле­дует гово­рить о куль­туре воли, а не о куль­туре поступка? Потому что воля как воз­мож­ность поступка есть всегда, а посту­пок может быть не совер­шён из-за разных причин. Если мораль­ность поступка опре­де­ля­ется моти­вом, то мораль­ность чело­века опре­де­ля­ется его общим нрав­ствен­ным состо­я­нием. Добрым мы назы­ваем чело­века, кото­рый настроен на добро, а злым, кото­рый рас­по­ло­жен к совер­ше­нию зла.

Нрав­ствен­ность может при­ни­мать и часто при­ни­мает нор­ма­тив­ную форму коди­фи­ци­ро­ван­ного права. В таком случае можно гово­рить о куль­туре права и о пра­во­вой куль­туре отдель­ных лиц и обще­ства в целом.

В обще­стве, раз­де­лён­ном на группы, нередко воз­ни­кают кон­фликты инте­ре­сов, и одни группы нередко пыта­ются навя­зать свои инте­ресы другим.

Что такое куль­тура ума?

Куль­туру ума можно назвать интел­лек­ту­аль­ной куль­ту­рой или куль­ту­рой мыш­ле­ния. К этой куль­туре отно­сятся науки, в част­но­сти, фило­со­фия.

Можно ли прийти в Цер­ковь через куль­туру?

Мно­же­ство людей при­хо­дит в Цер­ковь именно через куль­туру. Заме­тим, что в стра­нах, в кото­рых зна­чи­тель­ная часть насе­ле­ния испо­ве­до­вала / испо­ве­дует хри­сти­ан­скую веру, даже свет­ская куль­тура во многом осно­вы­ва­ется на рели­ги­оз­ных нормах хри­сти­ан­ства.

Может ли куль­тура навре­дить хри­сти­а­нину?

Дей­стви­тельно, неко­то­рые ново­на­чаль­ные хри­сти­ане, начи­тав­шись без долж­ного пони­ма­ния аске­ти­че­ской лите­ра­туры, вос­при­ни­мают слова «куль­тур­ный», «душев­ный» нега­тивно, про­ти­во­по­став­ляя их «духов­ному». В дей­стви­тель­но­сти куль­тура может и помо­гать чело­веку в осу­ществ­ле­нии хри­сти­ан­ского дела­ния, и вре­дить. Чтобы обще­куль­тур­ное раз­ви­тие не про­ти­во­ре­чило хри­сти­ан­скому совер­шен­ство­ва­нию, там, где куль­тур­ные ори­ен­тиры про­ти­во­ре­чат хри­сти­ан­ским, сле­дует отда­вать пред­по­чте­ние послед­ним.

Что такое пра­во­слав­ная куль­тура?

Пра­во­слав­ная куль­тура – куль­тура, осно­ван­ная на пра­во­слав­ном цер­ков­ном учении, пра­во­слав­ных тра­ди­циях, пра­во­слав­ных рели­ги­оз­ных и эти­че­ских нормах и пр. Она созда­ва­лась тыся­че­ле­ти­ями пред­ста­ви­те­лями разных наро­дов.

Что такое куль­ту­ро­ло­гия?

Куль­ту­ро­ло­гия – сово­куп­ность иссле­до­ва­ний куль­туры как струк­тур­ной целост­но­сти. Эта наука очень моло­дая. Суще­ствуют разные школы куль­ту­ро­ло­гии. Воз­зре­ния пред­ста­ви­те­лей одних школ на те или иные аспекты куль­туры, куль­тур­ного раз­ви­тия, могут отли­чаться от воз­зре­ний пред­ста­ви­те­лей других школ.

Цитаты о куль­туре

«Свя­то­оте­че­ская мысль четко и пра­вильно раз­ли­чает в чело­веке сферы телес­ного, душев­ного и духов­ного. К душев­ному отно­сится лите­ра­тура, музыка, поэзия, то есть сфера изящ­ного во всех ее про­яв­ле­ниях. Ну а духов­ное — это вера, пока­я­ние, молитва, пост и прочие хри­сти­ан­ские подвиги. Хри­сти­ан­ские учи­теля отме­чают, что душев­ное делает чело­века эсте­ти­че­ски чутким, утон­чает его и раз­рых­ляет его душу, но само по себе не спа­сает. В этом смысле спра­вед­ливо упре­кать дея­те­лей куль­туры в натяжке, когда они свою работу назы­вают “духов­ной”. Поэт, худож­ник, режис­сер, сце­на­рист — это не люди духов­ного труда. Это люди труда душев­ного. Но обрат­ной сто­ро­ной медали явля­ется также то, что невоз­можно дать чело­веку духов­ное, не дав прежде душев­ное. Об этом пишет апо­стол Павел, говоря, что “вна­чале душев­ное, а потом — духов­ное”».
прот. Андрей Ткачев

«Не слу­чайно культ и куль­тура — слова одно­ко­рен­ные. Куль­тура не должна ста­но­виться куль­том и под­ме­нять рели­гию для интел­ли­ген­ции. Она должна пред­ше­ство­вать культу и слу­жить ему».
игумен Силуан (Тума­нов)

«Эти­мо­ло­гия слова куль­тура при­во­дит нас к идее про­ра­щи­ва­ния, роста, раз­ви­тия. И дей­стви­тельно, то, что мы на рас­хо­жем языке име­нуем куль­ту­рой, куль­тур­но­стью, суть не что иное, как фор­ми­ро­ва­ние чело­века, сред­ства и резуль­таты этого фор­ми­ро­ва­ния. Мы раз­ли­чаем мате­ри­аль­ную и духов­ную куль­туру, народ­ную и рафи­ни­ро­ванно-интел­лек­ту­аль­ную, но всегда это то, что обра­зует, хранит и совер­шен­ствует чело­века.
Если совре­мен­ная куль­тура служит вели­кому делу при­по­ми­на­ния чело­ве­ком своей изна­чаль­ной боже­ствен­но­сти и боже­ствен­ной же цели своего суще­ство­ва­ния, она – сози­да­тельна. Это – хри­сти­ан­ская куль­тура. Чело­век, взра­щи­ва­е­мый этой куль­ту­рой знает, что его жизнь — не резуль­тат игры слепой судьбы, что в его личном суще­ство­ва­нии есть свой особый смысл, своя суть и что перед ним открыта веч­ность, не пре­се­ка­е­мая смер­тью.
Если же куль­тура, напро­тив, напо­ми­нает чело­веку только о том, что он гово­ря­щее живот­ное, и лжет, замал­чи­вая в своих героях голос сове­сти и порыв к веч­но­сти, мысли о Боге и жгучее рас­ка­я­ние и стыд за дурные дела и слова, — то такая куль­тура не есть куль­тура хри­сти­ан­ская, и даже не куль­тура вовсе, ибо она не взра­щи­вает, но уби­вает чело­века, делает его без­ли­ким сгуст­ком психо-сома­ти­че­ских рефлек­сов».
проф. Андрей Зубов

«Свет­ская куль­тура – это как бы тело, а душа — это рели­гия; в секу­ляр­ном обще­стве про­изо­шёл разрыв между душой и телом, этот разрыв явля­ется про­об­ра­зом смерти».
про­то­и­е­рей Димит­рий

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки