Каинова печать цивилизации

Есть в биб­лей­ском повест­во­ва­нии несколько лич­но­стей, имена кото­рых, став нари­ца­тель­ными, навсе­гда пре­вра­ти­лись в сино­нимы зла. Народ­ная молва тра­ди­ци­онно име­нует пре­да­теля Иудой, жесто­кого и без­жа­лост­ного чело­века – Иродом, гру­бого и бес­такт­ного – Хамом. И первым в этом ряду стоит имя чело­века, про­лив­шего кровь род­ного брата. Имя это – Каин – поро­дило мно­же­ство нео­ло­гиз­мов: “каи­ново семя”, “каи­нова печать”. Кем же на самом деле был Каин и так ли одно­значна его роль в исто­рии чело­ве­че­ства?

Есть в биб­лей­ском повест­во­ва­нии несколько лич­но­стей, имена кото­рых, став нари­ца­тель­ными, навсе­гда пре­вра­ти­лись в сино­нимы зла. Народ­ная молва тра­ди­ци­онно име­нует пре­да­теля Иудой, жесто­кого и без­жа­лост­ного чело­века – Иродом, гру­бого и бес­такт­ного – Хамом. И первым в этом ряду стоит имя чело­века, про­лив­шего кровь род­ного брата. Имя это – Каин – поро­дило мно­же­ство нео­ло­гиз­мов: “каи­ново семя”, “каи­нова печать”. Кем же на самом деле был Каин и так ли одно­значна его роль в исто­рии чело­ве­че­ства?

Пре­ступ­ле­ние и нака­за­ние

Если вни­ма­тельно про­ана­ли­зи­ро­вать все, что гово­рит о Каине Библия, то клю­че­вым словом в опре­де­ле­нии его места в исто­рии будет – “первый”. Каин – первый ребе­нок Адама и Евы. То есть, первый чело­век, не непо­сред­ственно сотво­рен­ный Богом, а рож­ден­ный людьми. Кроме того, он первый стро­и­тель – созда­тель пер­вого города на нашей пла­нете. Но, увы, не за это пер­вен­ство люди вот уже несколько тыся­че­ле­тий вспо­ми­нают его имя. Каин стал винов­ни­ком первой смерти на Земле. Он убил своего брата.

При­чи­ной этого убий­ства стало чув­ство, впо­след­ствии много раз тол­кав­шее людей на пре­ступ­ле­ния – зависть. В Библии ска­зано, что Каин зани­мался зем­ле­де­лием, а его млад­ший брат Авель пас овец. Когда пришло время, каждый из них принес в дар Богу резуль­таты своих трудов: Каин – часть урожая, а Авель – лучших живот­ных своего стада. Но Бог не принял жертву Каина. По пре­да­нию, на жерт­во­при­но­ше­ние Авеля сошел нис­по­слан­ный Гос­по­дом огонь и оно, охва­чен­ное пла­ме­нем, устре­ми­лось к небу. А на дар Каина огонь, зна­ме­ну­ю­щий угод­ность жертвы Богу, так и не сошел. И Каин очень огор­чился. Одер­жи­мый зави­стью, он зама­нил брата в поле и убил его. За что и был про­клят, заклей­мен и изгнан с места, где он тогда жил.

Но почему, соб­ственно, Бог не принял жертву Каина. Понятно, что уби­вать брата в любом случае нельзя. И все же, не было ли у Каина, если можно так выра­зиться, смяг­ча­ю­щих вину обсто­я­тельств? Ведь оба тру­ди­лись, каждый принес Богу, что имел, и вдруг такое разное отно­ше­ние к жерт­вам! Может, Каину просто нужно было бро­сить свое зем­ле­де­лие и заняться ско­то­вод­ством, раз Богу угодно, чтобы Ему при­но­сили в жертву овец, а не пше­ницу и куку­рузу? Вот только, если разо­браться, ока­зы­ва­ется, что жертва Богу вообще не нужна. Ну, дей­стви­тельно, все, что чело­век может при­не­сти Ему в дар, по сути Им же и создано. И пред­по­ла­гать, будто Бог нуж­да­ется в бара­нине более, нежели в овощах, по мень­шей мере – несе­рьезно. Смысл жертвы совсем в другом.

Ведь когда ребе­нок уго­щает роди­те­лей сла­до­стями из ново­год­него подарка, кото­рый они же сами ему и купили, он может выбрать для них самые вкус­ные кон­феты, а может – пару слип­шихся кара­ме­лек. Но если тем, что получше, он поде­литься пожа­лел, роди­те­лям есть отчего рас­стро­иться. Конечно же, дело не в том, что им сла­стей не доста­нется. Просто ребе­нок про­ме­нял любовь на шоко­лад­ного зайца.

Так и с жерт­вой Богу – она нужна самому чело­веку, чтобы про­явить свою любовь к Нему. При­нося в жертву самое лучшее, чело­век как бы гово­рит: смотри Гос­поди, как я при­умно­жил то, что Ты дал мне! Так он своей любо­вью и бла­го­дар­но­стью отве­чает на Боже­ствен­ную любовь и заботу. Так Авель принес лучших овец своего стада в дар Богу.

А Каин, похоже, совер­шил свое жерт­во­при­но­ше­ние по прин­ципу: “На тебе, Боже, что нам негоже”. В кано­ни­че­ском биб­лей­ском тексте на это есть лишь кос­вен­ное ука­за­ние, но Пре­да­ние Церкви сохра­нило более подроб­ный рас­сказ о его жертве. По одной версии, это было неспе­лое зерно и недо­зре­лые плоды, кото­рые нельзя было упо­тре­бить в пищу, по другой – пустые куку­руз­ные початки. В любом случае, о любви тут гово­рить не при­хо­дится.

Мало того, даже убив своего брата, Каин не ужас­нулся соде­ян­ным. На прямой вопрос: “Где Авель, брат твой?” – задан­ный Богом, чтобы дать ему воз­мож­ность пока­яться, он цинично отве­тил: “Не знаю, разве я сторож брату своему?”. Но пытаться обма­нуть Бога может только чело­век с окон­ча­тельно помра­чен­ным рас­суд­ком и извра­щен­ным нрав­ствен­ным чув­ством.

И Бог осудил его на изгна­ние из родных мест и ски­таль­че­ство, отме­тив его особым знаком, кото­рый впо­след­ствии стали назы­вать “каи­но­вой печа­тью”. В чем она заклю­ча­лась, ска­зать трудно. Суще­ствуют самые разные пред­по­ло­же­ния. В Библии же ска­зано только, что зна­ме­ние это дал Каину сам Бог. Отсюда и пого­ворка: “Бог шельму метит”.

Под “каи­но­вой печа­тью” стали пони­мать некое клеймо, подоб­ное тем, кото­рые выжи­гали на лбу у осуж­ден­ных пре­ступ­ни­ков. Но Библия гово­рит совсем о другом. Зна­ме­ние, данное Богом Каину, было вовсе не нака­за­нием, а сви­де­тель­ством того, что он, несмотря на совер­шен­ное им пре­ступ­ле­ние, нахо­дится под защи­той Гос­пода. Более того, Бог нанес на него это зна­ме­ние по просьбе самого Каина. Открыв счет чело­ве­че­ским смер­тям, он очень боялся, что в изгна­нии его самого могут убить. “И сделал Гос­подь Каину зна­ме­ние, чтобы никто, встре­тив­шись с ним, не убил его”. Так Бог сразу пресек воз­мож­ную череду убийств на почве кров­ной мести, кото­рая могла бы раз­го­реться среди первых людей. Так что “каи­нова печать” – знак не гнева, а мило­сер­дия Божия, с кото­рым Он отно­сится ко всем людям без исклю­че­ния. Даже к таким, как первый убийца Каин…

Куль­тура, раз­ру­ша­ю­щая гар­мо­нию

Что же сделал изгнан­ный с родной земли Каин? Он построил город и назвал его именем своего сына. Факт зна­ко­вый в исто­рии чело­ве­че­ства – первый город на Земле построил убийца. Для чего? Да чтобы создать искус­ствен­ную гра­ницу между собой и всем осталь­ным миром, огра­дить себя от окру­жа­ю­щей среды. Сего­дня, когда кон­фликт между город­ской циви­ли­за­цией и при­ро­дой обост­рился до пре­дела, когда вокруг нас загряз­нен­ные реки, гиб­ну­щие леса, а сам воздух города про­пи­тан ядо­ви­тыми выхло­пами, в самом сло­во­со­че­та­нии “окру­жа­ю­щая среда” звучит какая-то отчуж­ден­ность, будто чело­век при­ле­тел на Землю с другой пла­неты и мучи­тельно пыта­ется осво­ить враж­деб­ный ему мир.

А нача­лось все с первой в исто­рии “эко­ло­ги­че­ской ката­строфы”, когда Каин, убив своего брата, пролил его кровь на землю. Вот что гово­рит об этом Библия: “И сказал Гос­подь: что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне про­клят ты от земли, кото­рая отверзла уста свои при­нять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь воз­де­лы­вать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнан­ни­ком и ски­таль­цем на земле”.

Так Каин впер­вые нару­шил эко­ло­ги­че­ское рав­но­ве­сие. Мир стал для него чужим, все, что его окру­жало, пре­вра­ти­лось в источ­ник опас­но­сти. Пси­хо­ло­гия убийцы понятна: ему страшно, тре­вожно и все время хочется спря­таться. Это зало­жено в чело­ве­че­ской при­роде – совер­шив­ший зло стра­шится такого же воз­да­я­ния. Но от кого хотел огра­диться Каин? Ведь на земле не было других людей кроме членов его семьи. По пре­да­нию, после совер­шен­ного убий­ства на Каина стали охо­титься дикие звери (до этого они на людей не напа­дали). Именно тогда Земля пере­стала быть для чело­века домом и пре­вра­ти­лась в “окру­жа­ю­щую среду”. Чело­век, совер­ша­ю­щий смерт­ный грех, раз­ры­вает связь не только с Богом, но и со всей при­ро­дой. Меха­низм этого раз­рыва объ­яс­нить невоз­можно, но послед­ствия его – оче­видны. Кстати, в исто­рии Церкви много при­ме­ров, когда святые (т.е. люди, вос­ста­но­вив­шие в себе эту связь с Богом и сотво­рен­ным Им миром) обща­лись с самыми опас­ными хищ­ни­ками, как с домаш­ними живот­ными.

Таким обра­зом, стро­и­тель­ство пер­вого города было прямым след­ствием бра­то­убий­ства. Все гря­ду­щие войны, меж­до­усо­бицы, борьба за выжи­ва­ние в усло­виях меня­ю­ще­гося кли­мата, – вся тра­гич­ная исто­рия чело­ве­че­ства про­ро­че­ски изоб­ра­жена в биб­лей­ском рас­сказе о первом рож­ден­ном на земле чело­веке.

Именно потомки Каина поло­жили осно­ва­ние тому фено­мену, кото­рый мы сего­дня назы­ваем циви­ли­за­цией. Об одном из них, Иувале, ска­зано, что “он был отец всех игра­ю­щих на гуслях и сви­рели”. Другой, его брат Тувал­каин “был кова­чем всех орудий из меди и железа”, про­воз­вест­ни­ком “мед­ного” и “желез­ного” веков. Потомки Каина начали воору­жаться – первое бра­то­убий­ство пред­опре­де­лило неиз­беж­ность даль­ней­ших войн. А сель­ско­хо­зяй­ствен­ные орудия, сде­лан­ные Тувал­ка­и­ном, были нужны, чтобы силой вырвать у земли те блага, кото­рые она пере­стала давать людям, оро­сив­шим ее кровью. А искус­ство помо­гало засло­ниться от пустоты, вторг­шейся в чело­ве­че­скую жизнь.

Но, на наше сча­стье, у Адама и Евы был еще третий сын – Сиф. В Библии гово­рится, что именно его дети начали при­зы­вать имя Божие, то есть пытаться жить на земле, не раз­ры­вая отно­ше­ний с ее Созда­те­лем. Именно стрем­ле­ние к Богу сынов Сифа, впле­та­ясь в худо­же­ствен­ные изыски потом­ков Каина, при­вело к появ­ле­нию такого искус­ства, бла­го­даря кото­рому мы и сего­дня чув­ствуем, что есть в мире нечто боль­шее, чем мы сами и все наши земные дела и заботы. И при звуках музыки зна­ме­ни­того цер­ков­ного пев­чего – Баха хочется молиться, даже если не знаешь, как это дела­ется. Потому что такое искус­ство сохра­нило память о гар­мо­нии всего сущего, так неосмот­ри­тельно раз­ру­шен­ной в самом начале нашей исто­рии.

журнал «Фома»

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки