Нрав­ствен­ный закон

Cм. НРАВ­СТВЕН­НОСТЬ И ДУХОВ­НОСТЬ

***

Нра́вственный зако́н — уста­нов­лен­ный Богом закон, опре­де­ля­ю­щий нормы и пра­вила мыслей, жела­ний, дей­ствий и пове­де­ния чело­века, под­ра­зу­ме­ва­ю­щих воз­мож­ность их нрав­ствен­ной оценки, соот­вет­ству­ю­щих выс­шему при­зва­нию и пред­на­зна­че­нию чело­века.

Есте­ствен­ный нрав­ствен­ный закон — есте­ствен­ный закон, обу­слов­ли­ва­ю­щий чело­ве­че­ское есте­ство, при­су­щий каж­дому чело­веку как лич­но­сти, про­яв­ля­ю­щийся во внут­рен­нем нрав­ствен­ном чув­стве (голосе сове­сти), обна­ру­жи­ва­е­мый во врож­дён­ной для чело­века спо­соб­но­сти знать добро и зло, отли­чать первое от вто­рого и направ­лять себя в сто­рону добра.

Сверхъ­есте­ствен­ный (откро­вен­ный) нрав­ствен­ный закон — данный Богом в Откро­ве­нии закон, кото­рый был сооб­щен людям в разное время через избран­ных пат­ри­ар­хов и святых мужей- про­ро­ков в Ветхом Завете и через Самого Гос­пода нашего Иисуса Христа и Его апо­сто­лов в Новом Завете. В соот­вет­ствии с двумя раз­лич­ными пери­о­дами в рас­кры­тии этого закона он раз­де­ля­ется на вет­хо­за­вет­ный, или Мои­сеев, закон и ново­за­вет­ный, или еван­гель­ский.

***

Если греш­ник спо­со­бен нару­шать тре­бо­ва­ния Боже­ствен­ного нрав­ствен­ного закона, то не сле­дует ли из этого, что в стро­гом зна­че­нии слова нрав­ствен­ный закон — не закон?

Как и любое тво­ре­ние Божье чело­век обу­слов­лен рядом утвер­жден­ных Богом зако­нов: физи­че­ских, хими­че­ских и др. Кроме того, как суще­ству лич­ност­ному чело­веку дан нрав­ствен­ный закон. В соот­вет­ствии с этим зако­ном все люди явля­ются нрав­ственно ответ­ствен­ными перед Созда­те­лем, ближ­ними и самими собой.

Явля­ясь бого­учре­жден­ным зако­ном, нрав­ствен­ный закон под­ра­зу­ме­вает необ­хо­ди­мость под­чи­не­ния ему всех без исклю­че­ния людей. Однако, в отли­чие от физи­че­ских зако­нов, дей­ству­ю­щих на чело­века с без­услов­ной необ­хо­ди­мо­стью, вне зави­си­мо­сти от того, хочет он под­чи­няться этим зако­нам или не хочет, к испол­не­нию норм нрав­ствен­ного закона люди обя­зы­ва­ются, но не непре­одо­лимо.

Согласно учению Церкви, нрав­ствен­ный закон есте­ствен­ным обра­зом про­яв­ля­ется в чело­веке в связи с его нрав­ствен­ным чув­ством; тре­бо­ва­ния этого закона регу­лярно звучат в голосе его сове­сти (Рим.2:14–15); однако чело­век волен не при­слу­ши­ваться к этому голосу.

Тре­бо­ва­ния «есте­ствен­ного нрав­ствен­ного закона» (выра­зи­тель­ни­цей кото­рого и явля­ется совесть) под­креп­лены тре­бо­ва­ни­ями «откро­вен­ного нрав­ствен­ного закона» (по сути речь здесь идёт не о двух разных зако­нах, но о двух формах сооб­ще­ния чело­веку Боже­ствен­ной воли отно­си­тельно его нрав­ствен­ной жизни). Отча­сти поло­же­ния «откро­вен­ного закона» были пере­даны людям во вре­мена Вет­хого Завета, но с боль­шей пол­но­той — Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом во время Его зем­ного слу­же­ния.

Видя, что без­за­кон­ники могут сво­бодно игно­ри­ро­вать тре­бо­ва­ния нрав­ствен­ного закона, многие даже не при­знают этот закон за закон. Мол, что же это за бого­учре­жден­ный закон, если его можно не соблю­дать? Коль скоро, счи­тают они, этот «так назы­ва­е­мый закон» дей­ствует лишь на тех, кто сам желает его соблю­дать, то он и не должен вос­при­ни­маться как объ­ек­тивно суще­ству­ю­щий закон, но в лучшем случае — как субъ­ек­тив­ное пред­став­ле­ние опре­де­лен­ных людей о морали, о том, что такое зло и что такое добро.

Между тем это не так. Нрав­ствен­ный закон — именно закон, и как закон дей­стве­нен в отно­ше­нии всех людей вообще, однако его дей­ствие про­яв­ля­ется не в форме фаталь­ной, непре­одо­ли­мой силы, вле­ку­щей чело­века к Добру, а иначе: побуж­дая к добру, но не наси­луя волю; при этом чело­век имеет воз­мож­ность сле­до­вать напе­ре­кор дан­ному побуж­де­нию.

Однако, ска­зан­ное вовсе не озна­чает, что фактом невы­пол­не­ния греш­ни­ками нрав­ствен­ного закона отри­ца­ется и сама его дей­ствен­ность: если греш­ники не испол­няют тре­бо­ва­ний нрав­ствен­ного закона, тогда его дей­ствие про­явится по отно­ше­нию к ним в соот­вет­ству­ю­щем их гре­хов­но­сти воз­да­я­нии, в том числе в посмерт­ном, на Част­ном суде, и в окон­ча­тель­ном, на Страш­ном Суде.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки