Как отличить религию от культа?

А. М. Рас­ска­зов

В XX-ом веке люди столк­ну­лись с тота­ли­тар­ными режи­мами, целые страны и мно­же­ство людей под­верг­лись пора­бо­ще­нию тота­ли­та­ризма. Совет­ский Союз, фашист­ская Италия, нацизм в Гер­ма­нии – это при­меры тота­ли­тар­ных режи­мов без­раз­дельно власт­во­вав­ших над людьми. Никто ныне не будет оспа­ри­вать, как нару­ша­лись права и сво­боды граж­дан этих госу­дарств, но, несмотря на это, граж­дане этих госу­дарств счи­тали, что дей­ство­вали сво­бодно и пра­вильно.

XX-ый век поро­дил также и тота­ли­тар­ные культы, плен­ни­ками кото­рых стало огром­ное коли­че­ство совре­мен­ных людей. Что же такое культ и в чем его отли­чие от рели­гии?

Для начала нужно опре­де­лится в фор­му­ли­ров­ках. Под рели­гией, согласно фило­софу С. Н. Тру­бец­кому, пони­ма­ется любое «орга­ни­зо­ван­ное покло­не­ние высшим силам. Рели­гия не только пред­став­ляет собою веру в суще­ство­ва­ние высших сил, но уста­нав­ли­вает особые отно­ше­ния к этим силам: она есть, сле­до­ва­тельно, извест­ная дея­тель­ность воли, направ­лен­ная к этим силам» 1. Итак, рели­гия согласно этому опре­де­ле­нию не только вера в высшие силы, под кото­рыми могут под­ра­зу­ме­ваться разные поня­тия «Бог», «Судьба», «Карма», и кото­рые ока­зы­вают вли­я­ние на жизнь людей, но и стрем­ле­ние чело­века раз­ными спо­со­бами войти в кон­такт с выс­шими силами.

Что же такое культ? В чем его отли­чие от рели­гии? В этой статье я ста­ра­юсь избе­гать обыч­ного для рус­ского языка слово «секта» по сле­ду­ю­щим при­чи­нам:

Во-первых, в годы совет­ской власти, любое рели­ги­оз­ное дви­же­ние было запре­щено, все рели­ги­оз­ные общины нахо­ди­лись в под­поль­ном состо­я­нии. Все встречи, собра­ния про­хо­дили в закры­тых поме­ще­ниях, и они не декла­ри­ро­ва­лись перед непо­свя­щен­ными. Также соби­ра­лись когда-то во вре­мена гоне­ний ранние хри­сти­ане. В виду этого под сектою, в совет­ский период, пони­ма­лось что-то таин­ствен­ное, закры­тое от непо­свя­щен­ных собра­ние лиц и т.п. В нашу эпоху сво­боды веро­ис­по­ве­да­ния гоне­ния на рели­ги­оз­ные сооб­ще­ства пре­кра­щены, а потому многие секты, открыто про­по­ве­ду­ю­щие на улицах и при­зы­ва­ю­щие на свои собра­ния людей, часто гово­рят: «Мы не секта, а все­мир­ная орга­ни­за­ция… Мы открыты для всех…» и т.д. и т.п..

Во-вторых, за словом «секта» укре­пи­лось нега­тив­ное вос­при­я­тие у боль­шин­ства людей. Часто обыч­ный чело­век, услы­шав слово «секта», начи­нает мор­щиться и свя­зы­вает с этим опре­де­ле­нием нега­тив­ные ассо­ци­а­ции. Хотя слово секта не несет в себе ника­кой отри­ца­тель­ной окраски, оно лишь ука­зы­вает собой на группу лиц не соглас­ных с мне­нием доми­ни­ру­ю­щей Церкви, рели­гии. Скажем, где-нибудь, где Пра­во­слав­ная Цер­ковь не явля­ется тра­ди­ци­он­ной рели­гией, она будет сектой в обыч­ном пони­ма­нии этого слова. Свя­щен­ник Олег Сте­няев, рас­ска­зы­вая о своей мис­си­о­нер­ской поездке в Индию, сказал, что он чув­ство­вал себя как сек­тант, потому что Пра­во­сла­вие не тра­ди­ци­онно для Индии.

Поэтому чтобы ни кого не оби­деть, я созна­тельно избе­гаю слова «секта» и вместо него исполь­зую англий­ское слово «cult» – культ, для того чтобы можно было отде­лить обыч­ное рели­ги­оз­ное обра­зо­ва­ние от культа. Что же опре­де­ляет культ? Согласно, аме­ри­кан­скому пси­хо­логу Сти­вену Хас­сену, около 25-ти лет зани­ма­ю­ще­муся про­бле­ма­ти­кой куль­тов, раз­ли­чие состоит в сле­ду­ю­щем: культы «при­бе­гают к обману и мето­дам кон­троля созна­ния, чтобы подо­рвать сво­бод­ную волю чело­века и поста­вить его в зави­си­мость от лидера группы» 2. От себя добавлю, под «лиде­ром группы» может пони­маться не только кон­крет­ный чело­век, но и группа людей, или орга­ни­за­ция.

Основ­ной кри­те­рий, по кото­рому мы можем отли­чить рели­гию от культа, заклю­ча­ется в сле­ду­ю­щем, если группа пыта­ется навя­зать вам тоталь­ный кон­троль в отно­ше­нии своего учения; если учение группы нельзя рас­смат­ри­вать кри­ти­че­ски, а оста­ется лишь при­нять его таким, как оно есть; и если орга­ни­за­ция наста­и­вает на исклю­чи­тель­но­сти своих лиде­ров, пре­под­но­сит их как явно завы­шен­ных авто­ри­те­тов, с мне­нием кото­рых нельзя не согла­ситься, то перед вами самый насто­я­щий культ.

Любой культ ста­ра­ется навя­зать чело­веку мнение о том, что сво­бод­ное, неза­ви­си­мое мыш­ле­ние (данное чело­веку Богом) – про­иски сатаны. В виду этого нужно при­слу­ши­ваться к тому, что гово­рит лидер (ста­рей­шина, орга­ни­за­ция, пророк, гуру и т.д. и т.п.) для того, чтобы спа­стись.

В отли­чие от этого рели­гия, хотя и пре­под­но­сит своих высших пред­ста­ви­те­лей, как духов­ных авто­ри­те­тов, она не наста­и­вает на том, чтобы их реше­ния нельзя было оспо­рить, или обя­зы­вает к тому, чтобы при­знать их абсо­лют­ный авто­ри­тет. Часто можно встре­тить като­ли­ков, кри­ти­ку­ю­щих дей­ствия папы, пра­во­слав­ных не соглас­ных с реше­ни­ями епи­скопа или пат­ри­арха, да и истин­ный собор в отли­чии от лже­со­бо­ров всегда отли­чался тем, при­ни­мал ли его реше­ния народ или нет.

В отли­чии от этого трудно пред­ста­вить себе, какого-нибудь ста­рей­шину от «Сви­де­те­лей Иеговы», кото­рый кри­ти­ко­вал бы реше­ния опуб­ли­ко­ван­ные на стра­ни­цах «Сто­ро­же­вой Башни»3, члена «Ассо­ци­а­ции Свя­того Духа за объ­еди­не­ние миро­вого хри­сти­ан­ства» не соглас­ного в чем-то с Сан Мен Муном, или пред­ста­ви­теля «Мос­ков­ской Церкви Христа», кри­ти­ку­ю­щего дей­ствия Кипа Мак­кина осно­ва­теля «Бостон­ского дви­же­ния».

Чуть выше было упо­мя­нуто о кон­троле созна­ния, что это такое и в чем это про­яв­ля­ется? Созна­ние чело­века доста­точно хруп­кая вещь и как пока­зы­вают опыты совре­мен­ной Соци­аль­ной пси­хо­ло­гии, не так уж и много нужно, чтобы напра­вить мыш­ле­ние чело­века в нужном русле. Кон­троль созна­ния 4 вклю­чает в себя сле­ду­ю­щие пункты:

  1. Кон­троль инфор­ма­ции.
  2. Кон­троль вре­мени.
  3. Кон­троль пове­де­ния.
  4. Кон­троль эмоций (чувств).

Раз­бе­рем основ­ные про­яв­ле­ния этих пунк­тов более подробно 5.

а. Каким обра­зом дается инфор­ма­ция о веро­уче­нии? Предо­став­ля­ется ли инфор­ма­ция пол­но­стью? Есть ли что-то, что непо­свя­щен­ным нельзя читать, знать? Участ­во­вать в каких-либо цере­мо­ниях? Варьи­ру­ется ли инфор­ма­ция в зави­си­мо­сти от уровня посвя­щен­но­сти?

б. Счи­та­ется ли весь мир, не вхо­дя­щий в эту кон­фес­сию, «миром сатаны»? Делит ли данная орга­ни­за­ция мир на черное и белое, черное — это все, не отно­ся­щи­еся к ней?

в. Как отно­сятся к ушед­шим из орга­ни­за­ции людям? Счи­та­ется ли, что все люди, ушед­шие из орга­ни­за­ции, это неудач­ники, греш­ники? Можно ли иметь что-то общее с этими людьми, можно ли с ними общаться и при этом быть вер­ными чле­нами собра­ния? Согласны ли пред­ста­ви­тели этого рели­ги­оз­ного дви­же­ния, позна­ко­мить Вас с кем-либо ушед­шим в другую рели­гию, для того чтобы узнать, почему он так посту­пил?

г. Какое отно­ше­ние к рели­ги­оз­ной лите­ра­туре, издан­ной не этой рели­ги­оз­ной орга­ни­за­цией? Можно ли ее читать и чер­пать для своего кру­го­зора что-нибудь? Огра­ни­чи­ва­ется ли круг подоб­ной лите­ра­туры только лите­ра­ту­рой энцик­ло­пе­ди­че­ского харак­тера? Какое отно­ше­ние к поле­ми­че­ской лите­ра­туре, напи­сан­ной оппо­нен­тами данной орга­ни­за­ции? Сводит ли данная орга­ни­за­ция доступ СМИ к мини­муму или учит отно­сится к ним с недо­ве­рием?

д. При­ме­няет ли данная орга­ни­за­ция доно­си­тель­ство за дру­гими чле­нами собра­ния? Как пра­вило, в куль­тах это дела­ется под видом чистоты собра­ния. Членам пояс­няют, что Бог при­ем­лет только чистое собра­ние, а греш­ники, сюда входят все те, кто не сле­дует дирек­ти­вам руко­вод­ства культа, осквер­няют собра­ние. При­ме­ня­ется ли прак­тика слежки за дру­гими чле­нами собра­ния (обычно дела­ется это сле­ду­ю­щим обра­зом про­по­вед­ники ходят парами для того, чтобы можно было сле­дить друг за другом и кон­тро­ли­ро­вать друг друга)? Загру­жает ли орга­ни­за­ция чело­века куль­то­выми прак­ти­ками настолько, что у чело­века не оста­ется вре­мени, для иссле­до­ва­ний другой лите­ра­туры, обще­ния с веру­ю­щими из дру­гого веро­ис­по­ве­да­ния? Дости­га­ется это разным спо­со­бом: боль­шое коли­че­ство куль­то­вой лите­ра­туры, частые встречи, собра­ния куль­ти­стов (как бого­слу­жеб­ные, так и сов­мест­ное вре­мя­пре­про­вож­де­ние), боль­шая часть вре­мени для про­по­веди, сбора пожерт­во­ва­ний, для молитвы, меди­та­ций и многое другое.

е. Инкри­ми­ни­ру­ется ли чрез­мер­ное чув­ство вины, посред­ством созда­ния недо­сти­жи­мого идеала бого­угод­ного чело­века? То есть, как бы чело­век не стре­мился к этому идеалу, он все равно не достиг­нет его. Исполь­зу­ется ли также чрез­мер­ное чув­ство страха? Боязнь мыс­лить неза­ви­симо, при­ни­мать свои соб­ствен­ные реше­ния? Боязнь «внеш­него мира»? Боязнь поте­рять спа­се­ние? 6

ж. Отби­ва­ется ли охота к инди­ви­ду­аль­ным реше­ниям? Навя­зы­ва­ется ли мысль, что лучше под­чи­не­ние группе (орга­ни­за­ции), чем личное мнение?

Если боль­шая часть отве­тов на эти вопросы поло­жи­тель­ная, то перед Вами типич­ный тота­ли­тар­ный культ, пыта­ю­щийся кон­тро­ли­ро­вать Ваши эмоции, чув­ства, полу­ча­е­мую инфор­ма­цию.

Для состав­ле­ния объ­ек­тив­ного пред­став­ле­ния о той, или другой рели­гии, тре­бу­ется озна­ком­ле­ние с оппо­зи­цией. Для меня зна­ком­ство с раз­ными точ­ками зрения лишь углуб­ляет пони­ма­ние своей рели­гии. Для куль­ти­стов наобо­рот харак­тер­ным явля­ется как можно быст­рее загнать Вас на свои встречи, собра­ния, поэтому чтение поле­ми­че­ской лите­ра­туры не будет одоб­рено (выра­жаться это может по-раз­ному).

Если Вы про­чи­тали эту статью и почув­ство­вали сомне­ния или заме­тили, что в Вашей орга­ни­за­ции подоб­ные вещи явля­ются харак­тер­ными, попро­буйте узнать больше об этой орга­ни­за­ции со всех сторон (с кри­ти­че­ской в том числе). Не пода­вай­тесь соблазну того, что в орга­ни­за­ции все отзыв­чи­вые и искрен­ние люди, а, сле­до­ва­тельно здесь не может быть обмана, исто­рия XX-го сто­ле­тия пока­зы­вает, что искрен­ность не явля­ется кри­те­рием истин­но­сти. Боль­шин­ство людей в куль­тах – это люди, кото­рые до своего зна­ком­ства с куль­том не были созна­тельно веру­ю­щими людьми. Как пра­вило, они не читали рели­ги­оз­ную лите­ра­туру, а потому не имели воз­мож­но­сти про­ве­рить то, что пре­под­несли им куль­ти­сты. Поэтому они искренне верят в правоту своей веры и своей искрен­но­стью под­ку­пают других. Пусть слова апо­стола Павла будут для Вас при­зы­вом к иссле­до­ва­нию и раз­ре­ше­нию Ваших сомне­ний: «всё испы­ты­вайте; доб­рого дер­жи­тесь» (1Фес. 5:21).


При­ме­ча­ния:

1. Тру­бец­кой С.Н. Рели­гия. // Энцик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь. Т. XXVI‑а. Изда­ние Ф.А. Брок­гауза и Ефрона. – СПб., 1899, с. 540.
2. Осво­бож­де­ние от пси­хо­ло­ги­че­ского наси­лия. Стивен Хассен. «Олма-Пресс». М., 2001. Стр. 47.
3. Если же, конечно, ему это не поз­во­лил оче­ред­ной номер «Сто­ро­же­вой башни», в кото­ром из-за все более сия­ю­щего света, вдруг ока­за­лось, что старое учение, не совсем соот­вет­ствует новым воз­зре­ниям Сви­де­те­лей.
4. Более подробно о кон­троле созна­ния смот­рите книгу Сти­вена Хас­сена Осво­бож­де­ние от пси­хо­ло­ги­че­ского наси­лия. Изда­тель­ство «Олма-Пресс». М., 2001.
5. Хоте­лось бы отме­тить, что в прин­ципе в кон­троле созна­ния нет изна­чально ничего пло­хого, как скаль­пель хирурга может спасти, а может и убить, так и кон­троль созна­ния, если он исполь­зу­ется с согла­сия чело­века, то в нем нет ничего пло­хого. Напри­мер, им поль­зу­ются врачи для того, чтобы помочь изба­виться от нар­ко­за­ви­си­мо­сти и куре­ния, но в отли­чии от куль­тов, в данной ситу­а­ции паци­ент знает об этом.
Также неко­то­рые черты куль­тизма могут встре­чаться и в обыч­ной рели­гии, иногда пас­торы, свя­щен­ники, цер­ков­но­слу­жи­тели пре­вы­шают свои пол­но­мо­чия и пол­но­стью начи­нают кон­тро­ли­ро­вать жизнь людей, неко­то­рые делают это по неопыт­но­сти, неко­то­рые из-за само­обо­льщен­но­сти. В этом случае отли­чить культ от обыч­ной рели­ги­оз­ной общины можно, сопо­ста­вив, при­ме­ня­ется ли данная прак­тика в других общи­нах той же рели­гии, или это само­управ­ство отдель­ного чело­века.
6. Чело­век согласно Библии не может поте­рять свое спа­се­ние, только грех отде­ляет чело­века от Бога и сле­до­ва­тельно от спа­се­ния, но если мы стре­мимся испра­виться, то чело­ве­ко­лю­бие Божие силь­нее любого греха. Хри­стос взял все грехи мира, как совер­шен­ные до Него, так и те, что мы совер­шим в буду­щем. Глав­ное не уме­реть не рас­ка­яв­шись во грехе.

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки