Как относиться христианину к ветхозаветнымозаветным заповедям?

Сергей Кома­ров

В апо­столь­ском чтении 17‑й Недели по Пяти­де­сят­нице мы слышим такие слова: «Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: все­люсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим наро­дом. И потому вый­дите из среды их и отде­ли­тесь, гово­рит Гос­подь, и не при­ка­сай­тесь к нечи­стому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дще­рями, гово­рит Гос­подь Все­дер­жи­тель. Итак, воз­люб­лен­ные, имея такие обе­то­ва­ния, очи­стим себя от всякой скверны плоти и духа, совер­шая свя­тыню в страхе Божием» (2Кор. 6:16–7:1). 

Апо­стол Павел напо­ми­нает одну из вет­хо­за­вет­ных фор­му­ли­ро­вок завета Бога с людьми. Завет (дого­вор) пред­по­ла­гает вза­им­ные обя­за­тель­ства двух сторон. Нечто обе­щает Бог, и опре­де­лен­ные обя­зан­но­сти при­ни­мает чело­век. Гос­подь гово­рит: «Все­люсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим наро­дом…  И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дще­рями». Что же народ должен сде­лать для этого? Ему необ­хо­димо испол­нить все, запо­ве­дан­ное Богом. Из многих запо­ве­дей Вет­хого Завета апо­стол Павел выби­рает сле­ду­ю­щую: «Вый­дите из среды их и отде­ли­тесь, гово­рит Гос­подь, и не при­ка­сай­тесь к нечи­стому». Напом­нив такие строки, Павел объ­яс­няет их духовно-нрав­ствен­ный смысл: «Итак, воз­люб­лен­ные, имея такие обе­то­ва­ния, очи­стим себя от всякой скверны плоти и духа, совер­шая свя­тыню в страхе Божием».

Обра­тим вни­ма­ние на то, как отно­сится к вет­хо­за­вет­ным запо­ве­дям апо­стол Павел. Для вели­кого про­по­вед­ника они сохра­няют свою акту­аль­ность. Однако апо­стол осмыс­ляет древ­ние пове­ле­ния по-новому, обна­ру­жи­вая скры­тый в них духовно-нрав­ствен­ный смысл.

Ветхий Завет содер­жит в себе и вечное, и пре­хо­дя­щее. Напри­мер, в нем мы нахо­дим обря­до­вый закон, так назы­ва­е­мые 613 мицвот (запо­ве­дей), о кото­рых сам Павел сказал: «Закон был для нас дето­во­ди­те­лем ко Христу» (Гал. 3:24), т. е. приход Спа­си­теля обо­зна­чил завер­ше­ние эпохи вет­хо­за­вет­ной обря­до­во­сти. Но в первой части Библии начер­тан также закон духовно-нрав­ствен­ный, выра­жен­ный прежде всего в Дека­логе, – и его никто не отме­нял.

«Не думайте, что Я пришел нару­шить закон или про­ро­ков: не нару­шить пришел Я, но испол­нить» (Мф. 5:17), – гово­рит Гос­подь в Нагор­ной про­по­веди. «Испол­нить» озна­чает не только бук­валь­ное выпол­не­ние, но и напол­не­ние новым содер­жа­нием. Хри­стос в точ­но­сти соблюл закон­ные пра­вила (перед тем как их отме­нить), а также пре­об­ра­зил древ­ние запо­веди, свел их внутрь чело­ве­че­ского сердца, соеди­нил с ними наш ум и чув­ства. В таком углуб­лен­ном, пре­об­ра­жен­ном виде они обя­за­тельны для хри­стиан.

Напри­мер, в Дека­логе ска­зано: «Не пре­лю­бо­дей­ствуй» (Исх. 20:14). От Христа же мы слышим: «А Я говорю вам, что всякий, кто смот­рит на жен­щину с вожде­ле­нием, уже пре­лю­бо­дей­ство­вал с нею в сердце своем» (Мф. 5:28). Моисей пишет: «Не убивай» (Исх. 20:13). Хри­стос же воз­но­сит нас еще выше: «А Я говорю вам, что всякий, гне­ва­ю­щийся на брата своего напрасно, под­ле­жит суду» (Мф. 5:22). А Иоанн Бого­слов еще при­бав­ляет: «Всякий, нена­ви­дя­щий брата своего, есть чело­ве­ко­убийца» (1Ин. 3:15). Итак, в Новом Завете древ­ние уставы ста­но­вятся уже не внеш­ним, но внут­рен­ним импе­ра­ти­вом, зако­ном жизни сердца.

Инте­ресно, напри­мер, как осмыс­ля­ется в Пра­во­слав­ной Церкви 4‑я запо­ведь Дека­лога о суб­боте. Чтим ли мы суб­боту? Да, но мы празд­нуем суб­боту в ее хри­сти­ан­ском пони­ма­нии. Для нас важна суб­бота уже не столько как кален­дар­ный день, а как состо­я­ние, о кото­ром апо­стол Павел гово­рит: «Для народа Божия еще оста­ется суб­бот­ство» (Евр. 4:9). Есть суб­бота как кален­дар­ный день, и есть суб­бот­ство как состо­я­ние покоя во Христе, посто­ян­ной памяти о Боге, пре­бы­ва­ния в Его святых запо­ве­дях. Всякий цер­ков­ный чело­век, ста­ра­ю­щийся жить по Еван­ге­лию, моля­щийся во всякое время Богу, непре­станно празд­нует суб­боту. Но и кален­дар­ный день мы тоже не забы­ваем. Во все суб­боты года Цер­ковь служит Боже­ствен­ную литур­гию. Суб­бота – празд­нич­ный день, в кото­рый запре­щено строго поститься и класть земные поклоны. Даже Вели­ким постом, когда в будние дни не слу­жится Литур­гия, в суб­боту она непре­менно совер­ша­ется, и мы немного ослаб­ляем телес­ный пост и не совер­шаем покло­нов земных. Также в этот день мы всегда вспо­ми­наем тех, кто уже вошел в покой Божий – Бого­ро­дицу, святых и всех усоп­ших хри­стиан. Таково наше празд­но­ва­ние суб­боты и хри­сти­ан­ское испол­не­ние 4‑й запо­веди Деся­то­сло­вия.

Так можно было бы разо­брать любое вет­хо­за­вет­ное пове­ле­ние, нрав­ствен­ное или обря­до­вое, ибо все они имеют скры­тый духов­ный смысл. Даже в том случае если запо­ведь звучит, как кажется, не по-хри­сти­ан­ски. Напри­мер: «Пере­лом за пере­лом, око за око, зуб за зуб» (Лев. 24:20). Ведь здесь вовсе не име­ется в виду месть. Бог пове­ле­вает, чтобы нака­за­ние не пре­вы­шало вину. Если уж нака­зы­вать, то соот­вет­ственно про­ступку. Вет­хо­за­вет­ный чело­век должен был пони­мать, что за повре­жде­ние одного глаза нельзя выди­рать два. За один пере­лом нельзя ломать все кости. За выби­тый зуб нельзя сокру­шить челюсть. В ответ обид­чику ты имеешь право, как мак­си­мум, сде­лать то же – но не более. Да и пред­на­зна­ча­лась запо­ведь не для отмще­ния, а для пре­ду­пре­жде­ния греха. Чело­веку как бы гово­ри­лось: делая вред дру­гому, ты при­чи­ня­ешь его себе.

Может ли рабо­тать эта запо­ведь в хри­сти­ан­ской жизни? Да. Напри­мер, если маль­чишка украл вело­си­пед, можно при­пуг­нуть его или попро­сить его отца всы­пать про­каз­нику ремня. Но сажать дите в тюрьму за кражу вело­си­педа было бы еще боль­шим пре­ступ­ле­нием. Или если кому-то насту­пили на ногу в транс­порте, он может потре­бо­вать изви­не­ния, если уж такой обид­чи­вый, но не нужно оскорб­лять и лезть в драку. Если при­ме­нить к такой ситу­а­ции закон Моисея, то мак­си­мум, что раз­ре­шено – насту­пить на ногу обид­чику. По-хри­сти­ан­ски, конечно, лучше и этого не делать. Но как часто мы не дости­гаем в своей нрав­ствен­но­сти даже и вет­хо­за­вет­ной меры! Поэтому вет­хо­за­вет­ный кодекс пове­де­ния может быть неким поро­гом, за кото­рый нельзя захо­дить.

Или, скажем, другая запо­ведь: «Не вари коз­ленка в молоке матери его» (Исх. 23:19). Исто­ри­че­ски это пове­ле­ние запре­щало уча­стие в язы­че­ских куль­тах. Варе­ние коз­ленка в молоке матери – атри­бут древ­них хана­ан­ских бого­слу­же­ний. Но данное ука­за­ние имеет и духов­ный, непре­хо­дя­щий смысл. Нельзя исполь­зо­вать то, что пред­на­зна­чено Богом для под­дер­жа­ния жизни (молоко для коз­ленка), в целях раз­ру­ше­ния жизни. Все, что нам дарует Творец, Он дает для жизни, а не для смерти. Но сколь многие дары Божии люди исполь­зуют для того, чтобы уби­вать самих себя и друг друга!

Итак, имеют ли вет­хо­за­вет­ные запо­веди зна­че­ние для хри­стиан? Духовно-нрав­ствен­ные ука­за­ния – да, причем в хри­сти­ан­ском истол­ко­ва­нии. Обря­до­вые же пове­ле­ния в их прямом зна­че­нии не нужны хри­сти­а­нину, но в про­об­ра­зо­ва­тель­ном, или духовно-алле­го­ри­че­ском аспекте сохра­няют свою акту­аль­ность. Запо­веди Дека­лога, кото­рые пре­об­ра­зил и напол­нил новым содер­жа­нием Хри­стос, явля­ются обя­за­тель­ными для любого пра­во­слав­ного чело­века.

Такое пони­ма­ние изба­вит чело­века от разных край­но­стей. Неко­то­рые гово­рят, что тексты Вет­хого Завета нас совсем не каса­ются. Это неправда. Но иногда можно услы­шать и то, что обря­до­вый закон Моисея никто не отме­нял и хри­сти­а­нину надо раз­ли­чать чистых живот­ных от нечи­стых, доз­во­лен­ную пищу от недоз­во­лен­ной и проч. Это тоже неверно. Здесь тре­бу­ется рас­суж­де­ние, осно­ван­ное на цер­ков­ном тол­ко­ва­нии Свя­щен­ного Писа­ния. Есть закон и Закон. Есть вечное и пре­хо­дя­щее. Есть изме­ня­е­мое и неиз­ме­ня­е­мое. Читая Ветхий Завет, необ­хо­димо все это раз­ли­чать. Гос­подь да про­све­тит наши умы и сердца и да сохра­нит нас от вся­кого заблуж­де­ния.

Пра­во­слав­ная жизнь

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки