Канон ико­но­пис­ный

***

Кано́н (см.: Канон) иконопи́сный — сово­куп­ность утвер­жден­ных Цер­ко­вью правил и при­е­мов ико­но­гра­фии и ико­но­пи­са­ния.

Обычно канон вос­при­ни­мают как жест­кие рамки, огра­ни­чи­ва­ю­щие воз­мож­но­сти худож­ника, ско­вы­ва­ю­щие его твор­че­скую инди­ви­ду­аль­ность. Однако это не так. Канон (греч. — пра­вило) — это не внеш­ние рамки, а внут­рен­ний стер­жень, духов­ная основа иконы. Сюда входит содер­жа­ние и смысл образа, сим­во­лика и ико­но­гра­фия, худо­же­ствен­ные приемы и набор сюже­тов, бого­слов­ские поня­тия и эсте­ти­че­ские кри­те­рии. Канон — это своего рода грам­ма­тика иконы, тот язык, на кото­ром гово­рит ико­но­пис­ный образ. Канон не исклю­чает сво­боды твор­че­ства, вели­кие ико­но­писцы про­шлого созда­вали весьма ори­ги­наль­ные про­из­ве­де­ния, исполь­зуя канон. И порой рядом рабо­тав­шие мастера были весьма непо­хожи друг на друга. Самый яркий пример: Феофан Грек и Андрей Рублев рабо­тали в одно время на Руси и даже рас­пи­сы­вали одни и те же храмы, но более непо­хо­жих ико­но­пис­цев найти трудно.
Ирина Язы­кова

***

См. также ИКОНА, ИКО­НО­ПО­ЧИ­ТА­НИЕ, ИКО­НО­СТАС

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки