Извод

Аудио-версия статьи

Изво́д – (ико­но­гра­фия) – утвер­жден­ная форма ико­но­гра­фи­че­ского изоб­ра­же­ния какого-либо Свя­того (свя­того) или святых либо сюжета, харак­тер­ная для опре­де­лен­ного вре­мени, места, школы (ико­но­пис­ной мастер­ской), а также её про­то­тип (ори­ги­наль­ное изоб­ра­же­ние).  

***

В прак­тике пра­во­слав­ного ико­но­пи­са­ния изоб­ра­же­ние собы­тий, сюже­тов, отдель­ных пер­со­на­жей осу­ществ­ля­ется в соот­вет­ствии с общими и част­ными тра­ди­ци­ями, пра­ви­лами, опре­де­лен­ным схе­ма­тиз­мом. В этой связи воз­ни­кают устой­чи­вые формы изоб­ра­же­ний. Такие формы в ико­но­гра­фии назы­ва­ются ико­но­гра­фи­че­скими изво­дами. Ико­но­гра­фи­че­ский извод харак­те­ри­зу­ется инфор­ма­ци­онно-содер­жа­тель­ными, худо­же­ствен­ными, сти­ли­сти­че­скими и иными осо­бен­но­стями. Доста­точно часто отли­чия одних изво­дов от других, пред­став­ля­ю­щих одного и того же Свя­того (свя­того), одних и тех же святых, либо один и тот же сюжет, бывают обу­слов­лены опорой на разные лите­ра­тур­ные источ­ники. Как пра­вило, таким источ­ни­ком могли слу­жить жития святых, ори­ги­наль­ные ико­но­гра­фи­че­ские изоб­ра­же­ния (напри­мер, из Визан­тии), Свя­щен­ное Писа­ние, труды по Цер­ков­ной исто­рии, част­ные пре­да­ния и пр.

Ико­но­пис­ный под­лин­ник

В позд­нем Сред­не­ве­ко­вье рус­ский ико­но­пи­сец имел в своем оби­ходе т. н. «ико­но­пис­ный под­лин­ник», кото­рый и опре­де­лял изоб­ра­же­ние сюжета, собы­тия, пер­со­нажа и пр. Под­лин­ник исполь­зо­вался и для сте­но­писи. Само слово «под­лин­ник» под­ра­зу­ме­вало в древ­не­рус­ской пись­мен­но­сти точную пере­дачу опи­са­ния объ­екта. Под­лин­ник в неко­то­рых слу­чаях мог сопро­вож­даться и визу­аль­ными образ­цами. Ико­но­пис­ный под­лин­ник мог состо­ять из статей на раз­но­об­раз­ные темы, свя­зан­ных с изоб­ра­же­нием опре­де­лен­ного сюжета/события/персонажа – от бого­сло­вия до аст­ро­но­мии, а также тех­ни­че­ских настав­ле­ний (где ука­зы­ва­лись тре­бо­ва­ния к ико­но­гра­фи­че­скому изоб­ра­же­нию бороды, оде­я­ния, при­чески, цвета образа и пр. эле­мен­там). Доре­во­лю­ци­он­ный иссле­до­ва­тель Д. А. Гри­го­ров ука­зы­вал, что первый ико­но­пис­ный под­лин­ник возник в XVI веке1. Ико­но­пис­ный под­лин­ник поз­во­лял ико­но­писцу пере­да­вать образ и сюжет­ную ком­по­зи­цию без ошибок и без соб­ствен­ной интер­пре­та­ции образа, что сохра­няло опре­де­лен­ный ико­но­гра­фи­че­ский канон. Но разные списки ико­но­пис­ных под­лин­ни­ков и разные реги­о­наль­ные тра­ди­ции ико­но­писи порож­дали разные устой­чи­вые системы изоб­ра­же­ния, таким обра­зом фор­ми­ро­ва­лись разные ико­но­гра­фи­че­ские изводы в более позд­нее время.

В совре­мен­ных иссле­до­ва­ниях и ста­тьях по ико­но­писи поня­тие «ико­но­гра­фи­че­ский извод» можно встре­тить в двух вари­ан­тах упо­треб­ле­ния: 1. В каче­стве обо­зна­че­ния кон­крет­ного, как пра­вило, реги­о­наль­ного канона в ико­но­пи­са­нии (напри­мер, Нов­го­род­ский ико­но­гра­фи­че­ский извод, Смо­лен­ский ико­но­гра­фи­че­ский извод и т. д.); 2. В каче­стве обо­зна­че­ния кон­крет­ного спо­соба изоб­ра­же­ния опре­де­лен­ного сюжета или пер­соны (извод изоб­ра­же­ния фигуры свя­того, извод изоб­ра­же­ния кон­крет­ного сюжета и пр.). Так, в статье иссле­до­ва­теля В. Г. Пла­то­нова «Раз­ви­тие ико­но­гра­фии «Покрова Бого­ро­дицы» в искус­стве Зао­не­жья XVI–XVIII вв.» встре­ча­ются оба вари­анта одно­вре­менно2.

Ико­но­гра­фи­че­ский извод харак­те­ри­зу­ется не только местом его при­ме­не­ния (Вели­кий Нов­го­род, Суз­даль и пр.), не только стилем испол­не­ния образа, но и вре­мен­ным пери­о­дом суще­ство­ва­ния извода (напри­мер, Нов­го­род­ский ико­но­гра­фи­че­ский извод XI–XIII вв. и Нов­го­род­ский ико­но­гра­фи­че­ский извод XV–XVI вв.). На про­тя­же­нии веков извод мог видо­из­ме­няться и допол­няться. Идеи несколь­ких схожих изво­дов могут быть объ­еди­нены и, таким обра­зом, соста­вить новый тип изоб­ра­же­ния, новый извод.

Ико­но­гра­фи­че­ский извод встре­ча­ется также и в ико­но­писи ста­ро­об­ряд­цев (яркий пример, ико­но­гра­фи­че­ский извод «Николы Отврат­ного» — опре­де­лен­ная система изоб­ра­же­ния свт. Нико­лая Чудо­творца Мир Ликий­ских среди ста­ро­об­ряд­цев южной Бело­рус­сии и Чер­ни­гов­щины, кото­рому моли­лись о предот­вра­ще­нии бед).

При­меры ико­но­гра­фи­че­ских изво­дов в рус­ском Пра­во­сла­вии

  1. Нов­го­род­ский ико­но­гра­фи­че­ский извод. Как извод, так и нов­го­род­ская школа ико­но­писи появи­лись в XIV веке, хотя первые образы как реплики с визан­тий­ский ори­ги­на­лов появ­ля­ются в XI веке. Изна­чально вдох­нов­лен­ная визан­тий­скими образ­цами, ико­но­пись Нов­го­рода долгое время сохра­няла стро­гость и арха­ич­ность форм, с одно­вре­мен­ной глу­бо­кой про­ра­бот­кой волос, бороды, лиц и прочих эле­мен­тов обра­зов святых. Ико­но­пис­ные сюжеты Вели­кого Нов­го­рода отли­ча­ются про­сто­той, силой, ров­но­стью линий и мас­сив­но­стью ликов. Эти харак­тер­ные отли­чи­тель­ные черты полу­чили среди иссле­до­ва­те­лей нов­го­род­ской ико­но­писи назва­ние «нов­го­ро­дизмы».
  2. Ростово-суз­даль­ский (мос­ков­ский) ико­но­гра­фи­че­ский извод. Извод и соот­вет­ству­ю­щая ему школа ико­но­писи (назы­ва­е­мая часто мос­ков­ской ико­но­пис­ной школой) известны с XIII века и офор­ми­лись на рубеже XIV–XV вв. Харак­те­ри­зу­ется ярко­стью и чисто­той света на иконах, выра­зи­тель­но­стью, плав­но­стью линий, но при этом стро­го­стью. Цве­то­вая гамма иконы – мягкие теплые оттенки.
  3. Галиц­кий ико­но­гра­фи­че­ский извод. Возник как синтез визан­тий­ской и киев­ской ико­но­гра­фии в XIV в. Достиг рас­цвета при древ­не­рус­ских кня­зьях (Дани­иле Рома­но­виче и пр.). Уга­са­ние извода в XVI веке свя­зано с поте­рей поли­ти­че­ской субъ­ект­но­сти тер­ри­то­рий юго-запад­ной Руси. Данный стиль ико­но­писи отли­ча­ется слож­но­стью кон­струк­ций образа, раци­о­на­лиз­мом, лако­нич­но­стью и про­ра­бо­тан­но­стью отдель­ных эле­мен­тов.

Стоит отме­тить, что слово «извод» исполь­зу­ется не только для обо­зна­че­ния устой­чи­вых форм ико­но­пи­са­ния, но и в каче­стве опре­де­ле­ния раз­но­вид­но­сти текста руко­пис­ного лите­ра­тур­ного памят­ника (уста­нав­ли­ва­ется на осно­ва­нии осо­бен­но­стей языка), в част­но­сти, для опи­са­ния раз­но­вид­но­стей цер­ков­но­сла­вян­ского языка. В про­шлом поня­тие «извод» также исполь­зо­ва­лось для обо­зна­че­ния реги­о­наль­ных версий одного и того же языка.


При­ме­ча­ния:

1 Гри­го­ров Д. А. Рус­ский ико­но­пис­ный под­лин­ник // ЗРАО. Н. с. 1887. Т. 3. Вып. 1. С. 21–167.

2 Пла­то­нов В. Г. Раз­ви­тие ико­но­гра­фии «Покрова Бого­ро­дицы» в искус­стве Зао­не­жья XVI–XVIII вв. / Элек­трон­ная биб­лио­тека музея-запо­вед­ника «Кижи» — URL: https://kizhi.karelia.ru/library/vestnik‑7/288.html (дата обра­ще­ния: 17.03.2021).

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки