Иконогра́фия — 1) совокупность особенностей, характеризующих иконы того или иного типа (иконография Пресвятой Троицы; иконография Страшного Суда); 2) совокупность утвержденных Церковью правил и норм, которых должен придерживаться иконописец, при написании той или иной православной иконы; 3) (иногда в искусствоведческой литературе) наука, изучающая иконы, историю и обстоятельства формирования христианского искусства
Догматической основой иконопочитания являются свидетельства, запечатленные в Священном Писании и Священном Предании. Как известно, догмат о почитании св. икон был утвержден на VII Вселенском Соборе. Догматические основания располагают верующих создавать и правильно чтить священные изображения.
При создании же икон иконописцы опираются на особые правила или каноны.
Основу тех или иных иконографических образов могут составлять различные источники, среди которых уместно выделить следующие: Священное Писание, церковно-исторические произведения, Жития святых, патерики, литургические тексты и даже фотографические изображения (к ним прибегают, положим, при создании образов святых, почивших о Господе в XX в.).
Яркой иллюстрацией использования образов из Священного Писания могут служить иконы Страшного Суда. На изображениях этого типа встречаются образы, сюжеты, заимствованные из Евангелия, Откровения Иоанна Богослова, Книги пророка Даниила и др.
Церковно-исторические произведения дают основу для воспроизведения на иконах событий из истории Вселенской Церкви. Такого рода образы можно встретить, к примеру, на иконах Вселенских Соборов.
Из патериков и Житий святых иконописцы черпают сведения для формирования образов тех или иных святых, для отображения значимых событий их жизни.
Содержание литургических текстов может служить источником для изображения сцен и сюжетов, связанных с храмовым богослужением.
Наконец, фотографические изображения могут использоваться для создания иконографических образов святых, запечатленных при жизни на фотографических карточках.