Живопись в христианстве

См. ИКОНА. ЦЕР­КОВ­НОЕ ИСКУС­СТВО, ИКОНА – ОКНО В ИНОЙ МИР

***

Жи́вопись – 1) один из основ­ных видов изоб­ра­зи­тель­ного искус­ства, пред­став­ля­ю­щий собой худо­же­ствен­ные изоб­ра­же­ния пред­ме­тов мира в линиях и крас­ках; 2) про­из­ве­де­ния этого вида искус­ства.

Чем рели­ги­озно-пра­во­слав­ная живо­пись отли­ча­ется от живо­писи вообще?

Рели­ги­озно-пра­во­слав­ная живо­пись пред­став­ляет собой вид искус­ства, нераз­рывно свя­зан­ный с верой в Бога, Свя­щен­ным Писа­нием и Пре­да­нием Церкви, пра­во­славно-рели­ги­оз­ной жизнью, Таин­ствами, обря­дами, пра­во­слав­ным сим­во­лиз­мом и т.д.

Суще­ство­вала ли живо­пись у древ­них евреев?

В иудей­ской тра­ди­ции суще­ство­вал запрет на изоб­ра­же­ния Бога. Однако, по воле Божьей, Скиния, а затем и храм Соло­мо­нов были укра­шены рядом свя­щен­ных изоб­ра­же­ний. Так, на покро­вах и завесе Скинии спе­ци­ально избран­ными на то масте­рами были изоб­ра­жены херу­вимы искус­ной работы (Исх.26:1–31). Гово­рится в Ветхом Завете и об укра­ше­нии живо­пис­ными изоб­ра­же­ни­ями стен  (Иез.23:14–15), кото­рым сим­па­ти­зи­ро­вали неко­то­рые пред­ста­ви­тели Изра­иля, домов (2Мак.2:30), язы­че­ских идолов (Прем.15:4), при этом послед­ние названы «лука­вым чело­ве­че­ским изоб­ре­те­нием», «бес­плод­ным трудом худож­ни­ков».

Каковы истоки хри­сти­ан­ской живо­писи?

Истоки хри­сти­ан­ской живо­писи сле­дует искать не в иудей­ской, а в греко-рим­ской и еги­пет­ской тра­ди­циях, где изоб­ра­зи­тель­ное и пла­сти­че­ское искус­ство было широко раз­вито. В какой-то мере хри­сти­ан­ская икона явля­ется пре­ем­ни­цей антич­ного погре­баль­ного изоб­ра­же­ния, что под­твер­ждает срав­ни­тель­ный анализ ран­не­хри­сти­ан­ских икон и т. н. фаюм­ских порт­ре­тов – еги­пет­ских погре­баль­ных изоб­ра­же­ний, най­ден­ных архео­ло­гами в Фаюме и других горо­дах Египта.

Можно ли назвать ико­нами настен­ные изоб­ра­же­ния в рим­ских ката­ком­бах?

Данные изоб­ра­же­ния, дати­ру­е­мые пери­о­дом со II по VI век, можно назвать пред­те­чами икон, но не ико­нами в совре­мен­ном смысле этого слова. Между тем, поскольку икона, в бук­валь­ном зна­че­нии слова, осмыс­ли­ва­ется как образ, а эти изоб­ра­же­ния являют либо образы святых лиц, либо образы зна­чи­мых для Церкви собы­тий, ико­нами их назвать можно, условно. Все ката­комб­ные изоб­ра­же­ния можно раз­де­лить на несколько кате­го­рий: 1) сим­волы и сим­во­ли­че­ские изоб­ра­же­ния; 2) полу­сим­во­ли­че­ские изоб­ра­же­ния; 3) изоб­ра­же­ния, наве­ян­ные антич­ными обра­зами, пере­осмыс­лен­ными в хри­сти­ан­ском духе; 4) кар­тины на хри­сти­ан­ские сюжеты. Все эти изоб­ра­же­ния имеют нрав­ственно-дидак­ти­че­ский харак­тер и при­званы отра­зить основ­ные истины хри­сти­ан­ского веро­уче­ния. Боль­шин­ство изоб­ра­же­ний выпол­нено в тех­нике фрески, однако встре­ча­ются и моза­ики.

Чем обыч­ная кар­тина, на кото­рой изоб­ра­жен, напри­мер, святой, отли­ча­ется от иконы, где изоб­ра­жен тот же святой?

Отли­чий ико­но­пис­ного твор­че­ства от свет­ской рели­ги­оз­ной живо­писи мно­же­ство, назо­вем неко­то­рые из них: икона тео­цен­трична (во главе всего Бог), а кар­тина часто бывает антро­по­цен­трична (в центре всего чело­век); пер­со­нажи, изоб­ра­жен­ные на кар­ти­нах, в отли­чие от ико­но­пис­ных наде­лены чело­ве­че­скими эмо­ци­ями, на кар­ти­нах при­сут­ствует хорошо про­ри­со­ван­ный пейзаж, а в иконах он не имеет такого зна­че­ния; худож­ники пыта­ются под­ра­жать дей­стви­тель­но­сти, а ико­но­писцы «под­ра­жать непод­ра­жа­е­мому».

Как хри­сти­ан­ство отно­сится к свет­ской живо­писи?

Хри­сти­ан­ство поло­жи­тельно отно­сится к свет­ской живо­писи в тех слу­чаях, когда про­из­ве­де­ния живо­писи не содер­жат в себе греха и не подви­гают чело­века на совер­ше­ние оного, но напро­тив, вооду­шев­ляют его на добро.

См. также ИКОНА, ИКО­НО­ГРА­ФИЯ.
Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки