Киновит

Кинови́т (от греч. κοινόβιος (кино­виос) – сов­мест­ная жизнь, обще­жи­тие) — пра­во­слав­ный монах, насель­ник обще­жи­тель­ного мона­стыря или кино­вии.

kinovit - Киновит

В отли­чие от ана­хо­рета, кино­вит все необ­хо­ди­мое полу­чает от мона­стыря, тру­дится и молится сов­местно с дру­гими мона­хами, под­чи­ня­ется насто­я­телю мона­стыря.

Осно­ва­те­лем кино­вит­ства или обще­жи­тель­ного мона­ше­ства явля­ется преп. Пахо­мий Вели­кий. Осно­ва­тель первой рус­ской кино­вии – преп. Фео­до­сий Печер­ский.

«В IV–V веках мона­ше­ство еги­пет­ское шло двумя путями: ана­хо­рет­ским и обще­жи­тель­ным. Это наме­чает и два типа жизни, два типа спа­се­ния, два типа отно­ше­ния к лич­но­сти. Эти два типа оста­лись и на всем про­тя­же­нии исто­рии мона­ше­ства и ярко обо­зна­чи­лись как в мона­ше­ском цар­стве – Афоне, так и в России, в Греции и на всем Востоке. Путь ана­хо­рет­ский – путь инди­ви­ду­аль­ный, впо­след­ствии изме­нив­шийся в тип идио­рит­ми­че­ских мона­сты­рей; путь обще­жи­тель­ный – путь кол­лек­тив­ный, менее яркий для лич­но­сти, ее в зна­чи­тель­ной мере подав­ля­ю­щий, но зато более сильно орга­ни­зо­ван­ный для цер­ков­ного стро­и­тель­ства; это – путь мас­со­вого устро­е­ния мона­ше­ского спа­се­ния».
архи­манд­рит Киприан (Керн)

«Осно­ва­те­лем обще­жи­тель­ного мона­ше­ства, или кино­вит­ства (κοινος βιος), счи­та­ется св. Пахо­мий (282–346 г.), бли­жай­шим уче­ни­ком кото­рого был Феодор. Св. Пахо­мий осно­вал на Тавен­ском ост­рове реки Нила и в Фива­иде (Верх­ний Египет) мона­стыри. Его заслуга заклю­ча­ется в том, что он дал креп­кую орга­ни­за­цию неустро­ен­ному еще обще­ству эре­ми­тов; он обнес стеной келий ана­хо­ре­тов и ввел у них дис­ци­плину. Его настав­ле­ния – это древ­ней­шие мона­ше­ские пра­вила, еще при­ми­тив­ные и недо­ста­точ­ные; но они, все-таки, под­чи­няют жизнь мона­хов опре­де­лен­ным здо­ро­вым нормам. Они ставят в прямую обя­зан­ность мона­хов труд и молитву, содер­жат ука­за­ния отно­си­тельно одежды мона­хов, пищи и сна; чрез запре­ще­ние приема внеш­них лиц, Пахо­мий ста­рался обосо­бить, уеди­нить мона­стыри от мира. Мона­хам запре­щено было остав­лять мона­стыри; при един­ствен­ных вратах сидел вра­тарь».
М.Э. Поснов Исто­рия Хри­сти­ан­ской Церкви

***

 См. МОНА­ШЕ­СТВО

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки