Обе́т – данное Богу обещание что-либо исполнить: сделать доброе дело, пожертвование, нести какой-либо аскетический подвиг и т.д.
Обеты бывают временные и пожизненные (напр., монашеские – безбрачие (девство), послушание, нестяжание), частные (даются Богу наедине) и торжественные (даются публично в присутствии свидетелей).
Что говорится об обетах в Священном Писании?
Тема обетов затрагивается, главным образом, в текстах Ветхого Завета. В нравственной части закона Моисеева, которая сохраняет свою актуальность для христиан, сказано: «Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех; если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха. Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй так, как обещал ты Господу Богу твоему добровольное приношение, о котором сказал ты устами своими» (Втор.23:21-23). Здесь подчеркивается добровольность принесения обета и обязательность его исполнения.
В законе указывается необходимое условие действительности обета для лиц, которые зависят от других людей в семейной иерархии. «Если женщина даст обет Господу и положит на себя зарок в доме отца своего, в юности своей, и услышит отец обет ее и зарок, который она положила на душу свою, и промолчит о том отец ее, то все обеты ее состоятся, и всякий зарок ее, который она положила на душу свою, состоится; если же отец ее, услышав, запретит ей, то все обеты ее и зароки, которые она возложила на душу свою, не состоятся, и Господь простит ей, потому что запретил ей отец ее. Если она выйдет в замужество, а на ней обет ее, или слово уст ее, которым она связала себя, и услышит муж ее и, услышав, промолчит: то обеты ее состоятся, и зароки ее, которые она возложила на душу свою, состоятся; если же муж ее, услышав, запретит ей и отвергнет обет ее, который на ней, и слово уст ее, которым она связала себя, [то они не состоятся, потому что запретил ей муж ее,] и Господь простит ей» (Чис.30:4-9). Данное положение закона Божия предполагает, что обет юной девушки, находящейся под властью отца, или замужней женщины, находящейся под властью мужа, действителен только при согласии их главы-мужчины (если этот обет затрагивает то, что не находится во власти дающей обет). Отец или муж вправе освободить дочь или жену от соблюдения данного обета, при условии, что они не давали своего согласия на него до этого. Это правило не относится, например, к обету безбрачия, данному осознанно взрослым человеком, независимо от пола.
Каковы необходимые условия принесения действительного обета?
- Предметом обета не может быть что-то греховное или бесполезное, но – только некоторый акт добродетели. Нельзя обещать то, что противоречит обязанностям человека.
- Обет должен даваться добровольно. Нельзя обещать то, что не находится во власти человека.
- Обет должен даваться с согласия старших (для юной девушки – это отец, для жены – муж, для монаха – его игумен). В некоторых случаях требуется согласие жены (например, муж не вправе давать обет воздержания без добровольного согласия жены).
- Обет является осознанным действием, которое отличается от простого намерения или желания что-то делать или чего-то не делать.
Если какое-то из этих условий не соблюдается, невозможно говорить о связанности человека богоугодным обетом.
Что такое крещальные обеты?
Это торжественные обещания, которые дает крещаемый (в случае Крещения младенца – его восприемники) непосредственно перед совершением этого Таинства. Содержание крещальных обетов, сформулированных в виде ответов на вопросы, заключается в отречении от сатаны и всякого зла, и посвящении своей жизни Господу Иисусу Христу.
Первый вопрос-ответ в составе крещальных обетов звучит так: «Отрекаешься ли ты от сатаны, и всех дел его, всех ангелов его, служения его и гордыни его?» – «Отрекаюсь».
Отрекаюсь от сатаны, то есть разрываю любую дружбу и общение с сатаной, мне от него ничего не надо, я больше ему не принадлежу.
Отрекаюсь от всех дел его, то есть я не буду больше совершать дела плоти, пагубные преступления против закона Божия в делах, словах и мыслях.
Отрекаюсь от служения ему, то есть в моей жизни больше нет места идолослужению, магии, оккультизму, гаданиям, следованию суевериям и гороскопам, ношению талисманов, участию в языческих обычаях и т.п.
Отрекаюсь от гордыни (великолепия) его, то есть я отказываюсь от греховных развлечений и увлечений, от всего того, чем сатана гордится в этом мире, от того увлекательного мира, который он создал для своих последователей, чтобы они только не вспоминали о Боге. В моей жизни не будет участия в постыдных, жестоких, смехотворных и азартных мероприятиях и зрелищах.
Свт. Кирилл Иерусалимский увещевает: «Итак, бегай этого, ибо если ты в это впадешь, по отвержении сатаны и по сочетании со Христом, то испытаешь большую жестокость мучителя, который прежде с тобой поступал как будто с домашним своим, послабляя тебе в тяжком рабстве, а ныне сильно преогорчен тобой: и Христа лишишься, и от сатаны большую злобу к себе увидишь».
Второй вопрос-ответ звучит так: «Соединяешься ли ты со Христом?» – «Соединяюсь».
Произнося эти слова, человек добровольно вступает в завет с Богом, становясь частью Его народа – Церкви.
Далее священник спрашивает: «Соединился ли со Христом?» – «Соединился». «Веруешь ли в Него?» – «Верую в Него, как в Царя и Бога».
Этим ответом новый христианин исповедует веру в Иисуса Христа и признает Его Своим Царем и Господом. После чего читает Символ веры.
Данные обещания православный христианин призван хранить всю свою жизнь, сохраняя верность Господу, Церкви и соблюдая все евангельские заповеди, а также церковные предписания.
Что делать, если нерассудительно дал перед Богом обет, который не можешь исполнить?
Все обеты можно разделить на два типа – частные и тожественные.
Первый тип обетов может быть отменен или заменен духовником (в некоторых случаях – епископом), в зависимости от того, что является большим благом в конкретной ситуации. В случае замены, обет заменяется на равный или больший.
Второй тип обетов (например, монашеские обеты или брачные обеты) не может быть отменен, кроме тех случаев, когда имели место канонические нарушения. Такие случаи рассматриваются епархиальным архиереем.
Человеку, который считает, что не может исполнить данный Богу частный обет, следует сказать об этом своему духовнику (священнику, у которого постоянно исповедуется), и если он сочтет возможным, то освободит его от принесенного обета, либо заменит его на другой.
Архиепископ Платон (Фивейский) дает такое наставление: «Священник должен внушать, чтобы верующие не давали никаких важных обетов, не спросив совета у духовника. Безрассудные обеты большею частию вырываются или во время особенного религиозного возбуждения, когда человек мечтает, что он выше немощей, свойственных человеческой природе, или когда находится под бременем какого-нибудь тяжкого бедствия; например иной во время болезни обещает самые трудные вещи, но когда выздоравливает, то обеты кажутся ему весьма трудными и душа его мучится скорбию о данном обете».
Неисполнение, нарушение обета является тяжким грехом, поэтому к принятию его следует относиться со всей ответственностью и смиренной рассудительностью. Преподобный Антоний (Путилов) наставляет: «Обетов и правил на себя не накладывайте никаких без одобрения отца духовного, с советом которого один поклон принесет вам более пользы, нежели тысяча поклонов своечинных».
Личные обеты лучше записать, чтобы не запамятовать, что вы конкретно обещали и на какой срок.
Цитаты об обетах
«Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить».
Еккл.5:3-4
«Грешат все те, которые при Крещении обязываются соблюдать православную веру в Бога до смерти своей, но после по каким-нибудь собственным причинам отступают от нее, или опасаясь потерять честь свою или имение, или страшась лишиться жизни; почему явным образом изменяют клятве, и отрекаются от того, что с клятвой обещали Богу».
Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной
«Те, кто преступает свои обещания и обеты Богу, а в особенности те, кто дает обет стать монахом и не становится им, губят и себя, и свои дома и ничуть не преуспевают в этой жизни. Ведь прежде чем дать обет, надо рассмотреть, способен ли ты исполнить его, а после того, как один раз уже дал обет, больше не можешь его преступить, потому что иначе ты искушаешь Бога и насмехаешься над Ним, как говорит Сирах, прежде, нежели дашь обет, приготовь себя, и не будь как человек, искушающий Господа (Сир.18:23). А если ты не хочешь давать обетов, в этом нет греха, и Бог тебя не принуждает».
прп. Никодим Святогорец
Церковные каноны об обетах
19-й канон свт. Василия Великого о необходимости монахам произнесения обета девства (безбрачия).
28-й канон свт. Василия Великого о достойном смеха обете воздерживаться от свиного мяса.
Литература по теме
- Обеты Библейская энциклопедия
- Что такое обет свт. Николай Сербский
- О нарушенном обете свт. Николай Сербский
- Обеты в Священном Писании
- Сущность христианского понимания молитвы и обетов А.А. Бронзов
- О произвольных обетах митр. Сергий (Ляпидевский)
- Об обетах Фома Аквинский
- Обеты в христианстве: крещальные, монашеские, брачные А.М. Копировский
- Как правильно дать обет протод. Сергий Шалберов
- Монашеские обеты
- Три монашеских обета игумен Дионисий (Шленов)
- О трех обетах монашества архим. Амфилохий
- Обеты. Обеты аскетизма и монашества прот. Николай Стеллецкий
- Необратимость монашеских обетов архим. Тихон (Шевкунов)
- Обеты девства, нестяжательности и послушания еп. Петр (Екатериновский)
- О трех обетах монашества архим. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев)
- О связанных обетом архиеп. Платон (Фивейский)
Комментировать