Анахорет

См. раздел «МОНА­ШЕ­СТВО — ПУТЬ К СОВЕР­ШЕН­СТВУ»

***

Анахоре́т (греч. αναχωρησις – отшель­ник, пустын­ник). Ана­хо­ре­том при­нято назы­вать хри­сти­ан­ского подвиж­ника, уда­лив­ше­гося из мира и живу­щего в полном уеди­не­нии, все­цело посвя­тив­шего себя пока­я­нию, молитве и Бого­по­зна­нию. Образ жизни монаха-ана­хо­рета отли­ча­ется от образа жизни монаха-кино­вита.

В пре­да­нии первым ана­хо­ре­том явля­ется пре­по­доб­ный Павел Фивей­ский (умер ок. 341г.), под­ви­зав­шийся 91 год в отшель­ни­че­стве. Отцом ана­хо­рет­ства счи­та­ется пре­по­доб­ный Анто­ний Вели­кий.

***

«В IVV веках мона­ше­ство еги­пет­ское шло двумя путями: ана­хо­рет­ским и обще­жи­тель­ным. Это наме­чает и два типа жизни, два типа спа­се­ния, два типа отно­ше­ния к лич­но­сти. Эти два типа оста­лись и на всем про­тя­же­нии исто­рии мона­ше­ства и ярко обо­зна­чи­лись как в мона­ше­ском цар­стве – Афоне, так и в России, в Греции и на всем Востоке. Путь ана­хо­рет­ский – путь инди­ви­ду­аль­ный, впо­след­ствии изме­нив­шийся в тип идио­рит­ми­че­ских мона­сты­рей; путь обще­жи­тель­ный – путь кол­лек­тив­ный, менее яркий для лич­но­сти, ее в зна­чи­тель­ной мере подав­ля­ю­щий, но зато более сильно орга­ни­зо­ван­ный для цер­ков­ного стро­и­тель­ства; это – путь мас­со­вого устро­е­ния мона­ше­ского спа­се­ния».
архим. Киприан (Керн)

«Обычно счи­тают отцом мона­ше­ства – соб­ственно отшель­ни­че­ства, ана­хо­рет­ства, – св. Анто­ния Вели­кого (251–356 г.), родом копта, жизнь кото­рого опи­сана св. Афа­на­сием, архи­епи­ско­пом Алек­сан­дрий­ским. Он родился от хри­сти­ан­ских роди­те­лей в селе­нии Кома, близ вели­кого Иерак­лео­по­лиса, в Сред­нем Египте. Будучи 20-тилет­ним юношей, нахо­дясь одна­жды в церкви, он был глу­боко захва­чен и взвол­но­ван еван­гель­ским чте­нием о бога­том юноше (Мф.19). Он роздал свое имение и начал упраж­няться в аске­тизме, под руко­вод­ством одного опыт­ного аскета. Но вот он вне­запно остав­ляет аскета и скры­ва­ется в гроб­нице, а потом посе­ля­ется в запу­щен­ной, остав­лен­ной кре­по­сти, где он прожил много лет в глу­бо­ком уеди­не­нии, лишь время от вре­мени снаб­жа­е­мый хлебом. После 26-тилет­ней жизни в пустыне, он с 306 г. начал соби­рать вокруг себя уче­ни­ков. Его призыв нашел отклик, осо­бенно после зна­ме­на­тель­ного факта появ­ле­ния его, в гоне­ние Мак­си­мина, на улицах Алек­сан­дрии для укреп­ле­ния бра­тьев-хри­стиан в истин­ной вере. Люди всех состо­я­ний начали сте­каться к нему, и он их утвер­ждал и вооду­шев­лял чрез молитву и давал душе­по­пе­чи­тель­ные советы. Место­пре­бы­ва­ние свое он имел в это время в Пис­пире, кото­рый лежал в 30 кило­мет­рах от Нила. Отсюда он пред­при­ни­мал частые путе­ше­ствия для посе­ще­ния эре­мит­ских коло­ний своих уче­ни­ков. Слава Преп. Анто­ния была так велика, что даже импе­ра­тор Кон­стан­тин почтил его своим пись­мом. Во время хри­сти­ан­ской борьбы Анто­ний еще раз появился на стог­нах Алек­сан­дрии, чтобы дать сви­де­тель­ство верным и обра­тить языч­ни­ков. Пред своею смер­тью, он отпра­вив­шись нашел себе глу­боко-уеди­нен­ное место, где и почил в 356 г., бывши 105-тилет­ним стар­цем. Свою овечью шубку и мантию оста­вил защит­нику веры, св. Афа­на­сию, дру­же­ственно к нему рас­по­ло­жен­ному и опи­сав­шему потом его жизнь. Анто­ний не дал ника­кой орга­ни­за­ции мона­ше­ству. Его коло­нии эре­ми­тов, кото­рые носили имя μοναστηρια, объ­еди­няли еди­но­мыш­лен­ни­ков в совер­шенно сво­бод­ный союз под душе­по­пе­чи­тель­ным руко­вод­ством св. монаха». 
М.Э. Поснов, Исто­рия Хри­сти­ан­ской Церкви

***

См. КИНО­ВИТ, МОНА­ШЕ­СТВО

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки