Устав монашеский

***

Уста́в мона́шеский – свод основ­ных зако­нов и правил пра­во­слав­ного мона­стыря, опре­де­ля­ю­щих его внут­рен­ний строй, регу­ли­ру­ю­щих духов­ную жизнь братии.

Мона­ше­ский Устав не явля­ется только внеш­ним фор­маль­ным доку­мен­том. Мона­ше­ский Устав при­зван упо­ря­до­чить внут­рен­нюю жизнь оби­тели, и тем самым, создать хри­сти­ан­ским подвиж­ни­кам наи­бо­лее бла­го­при­ят­ные усло­вия для тща­тель­ного испол­не­ния еван­гель­ских запо­ве­дей. Сле­до­ва­ние мона­ше­скому Уставу – одно из усло­вий спа­се­ния и стя­жа­ния хри­сти­ан­ского совер­шен­ства для под­ви­за­ю­ще­гося монаха.

Древ­ней­ший мона­ше­ский Устав – Устав пре­по­доб­ного Пахо­мия Вели­кого, данный ему анге­лом для Тавен­не­сий­ского мона­стыря в Египте (4 в.). За ним по вре­мени сле­дуют «Пра­вила мона­ше­ские» свт. Васи­лия Вели­кого (4 в.), Устав прп. Иоанна Кас­си­ана Рим­ля­нина (5 в.), Устав прп. Бене­дикта Нур­сий­ского (6 в.). Мона­ше­ские Уставы сыг­рали огром­ную роль в раз­ви­тии бого­слу­жеб­ного Устава (Типи­кона) Пра­во­слав­ной Церкви. Основ­ными в фор­ми­ро­ва­нии бого­слу­жеб­ного Устава (Типи­кона) были Уставы Иеру­са­лим­ский (или пре­по­доб­ного Саввы Освя­щен­ного), Сту­дий­ский (допол­нен­ный Иеру­са­лим­ский) и Устав Вели­кой церкви – Святой Софии в Кон­стан­ти­но­поле.

«В исто­рии раз­ви­тия хри­сти­ан­ского бого­слу­же­ния особую и чрез­вы­чайно боль­шую роль сыг­рало мона­ше­ство. Из него напол­ня­лись ряды высшей иерар­хии, оно питает про­све­ще­ние и лите­ра­туру, но в осо­бен­но­сти велико его вли­я­ние на бого­слу­же­ние. Глав­ная работа здесь должна быть отне­сена на счет пале­стин­ского и синай­ского мона­ше­ства. В пале­стин­ских мона­сты­рях цен­траль­ною фигу­рою явля­ется пре­по­доб­ный Савва Освя­щен­ный (532 г.). В мона­сты­рях слу­жеб­ный устав был готов уже к IX в. С этого вре­мени ему оста­ва­лось опре­де­литься только в самых мелких част­но­стях и подроб­но­стях. И тогда устав принял вид и харак­тер тол­ко­вого Типи­кона. Было два глав­ных устава – Типи­кон Иеру­са­лим­ской Церкви и вели­кой Кон­стан­ти­но­поль­ской».
М.Э. Поснов. Исто­рия Хри­сти­ан­ской Церкви

***

См. МОНА­ШЕ­СТВО, ТИПИ­КОН (УСТАВ БОГО­СЛУ­ЖЕБ­НЫЙ)

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки