Клерикализм

(2 голоса5.0 из 5)

 

Клерикали́зм (от лат. clericalis — церковный) — термин из области социологии, который может нести позитивный или негативный смысл. Под клерикализмом в широком смысле понимается рост влияния Церкви в религиозной, нравственной, культурной жизни общества, в узком — рост влияния духовенства. 

Позитивный клерикализм — нравственное и духовное просвещение общества Церковью, её социальное служение, дела милосердия, борьба с пороками общества.
Негативный клерикализм — негативные тенденции внутри церковного устройства — бюрократизация церковной организации, обмирщение клира, феодальные отношения в церковной иерархии.

Деятельность Церкви — клерикализм?

Известно, что за последние годы деятельность Русской Православной Церкви заметно активизировалась. Как результат, на её канонической территории возросло количество храмов, духовных образовательных учреждений, монастырей. Вместе с тем увеличилось количество светских образовательных учреждений, в программы которых входит изучение основ Православия. Многие это приветствуют, но многим такие перемены не по душе, мол, столь заметная и значимая роль Церкви в жизни общества противоречит принципу отделённости Церкви от государства. В этой связи Церковь нередко подвергается обвинениям в клерикализме. Но можно ли с этим согласиться?

Известно, что основные принципы деятельности Православной Церкви определены в Священном Писании и Священном Предании. Согласно этим принципам, одной из центральных задач Православной Церкви является задача распространения православной веры, чем, собственно Русская Церковь и занимается. А это, естественно, ведёт к укреплению её влияния в обществе. Противоречит ли это принципу отделённости Церкви от государства? Отнюдь. Дело в том, что отделённость Церкви от государства нельзя понимать, как отделенность Церкви от (основной части) его граждан: Церковь — не гетто. Отделённость Церкви от государства означает и отделенность государства от Церкви, чем подразумевается невмешательство государства в сугубо церковные дела. Стало быть, в этом отношении деятельность Церкви нельзя обозначать как клерикализм (в уничижительном понимании слова).

Далее, почвой для обвинений Церкви в клерикализме часто служит главенствующая роль духовенства, мол, претензии духовенства на власть отграничивают его от «простых» верующих, мирян. Так ли это? — Не так. Как духовенство, так и миряне — члены единого Тела Христова, и именно вокруг пастырей объединяются приходские общины, а вокруг архипастырей — приходы. Другое дело, что встречаются и такие случаи, когда отдельные представители духовенства злоупотребляют своей пастырской властью, безответственно относятся к своим пастырским обязанностям. Это действительно может приводить к отчуждению от них вверенных им верующих. Однако подобные случаи, даже если они и не единичны, не следует артикулировать как общее правило, а, напротив, следует связывать их с нарушением отдельными священнослужителями канонических правил Церкви.

***

«Как правило, критики политической активности Церкви выдвигают ей два противоречивых обвинения. С одной стороны, при каждом удобном случае Церковь обвиняют в «бездействии», в равнодушии к повседневной реальности. Но, с другой стороны, как только Церковь проявляет минимальную активность, ее начинают обвинять в «обмирщении», и этот порочный круг, круг в обвинении, может вращаться до бесконечности. Если в 90е годы эти выпады воспринимались очень болезненно, то сегодня Церковь только утвердилась в желании взять на себя миссию не только воцерковления общества, но и его элементарной ценностной социализации, ибо государство ушло от этой обязанности».
Аркадий Малер

Рейтинг@Mail.ru