Клерикализм

***

Клерикали́зм (от лат. clericalis — цер­ков­ный) — термин из обла­сти социо­ло­гии, кото­рый может нести пози­тив­ный или нега­тив­ный смысл. Под кле­ри­ка­лиз­мом в широ­ком смысле пони­ма­ется рост вли­я­ния Церкви в рели­ги­оз­ной, нрав­ствен­ной, куль­тур­ной жизни обще­ства, в узком — рост вли­я­ния духо­вен­ства. 

Пози­тив­ный кле­ри­ка­лизм — нрав­ствен­ное и духов­ное про­све­ще­ние обще­ства Цер­ко­вью, её соци­аль­ное слу­же­ние, дела мило­сер­дия, борьба с поро­ками обще­ства.

Нега­тив­ный кле­ри­ка­лизм — нега­тив­ные тен­ден­ции внутри цер­ков­ного устрой­ства — бюро­кра­ти­за­ция цер­ков­ной орга­ни­за­ции, обмир­ще­ние клира, фео­даль­ные отно­ше­ния в цер­ков­ной иерар­хии.

***

Дея­тель­ность Церкви — кле­ри­ка­лизм?

Известно, что за послед­ние годы дея­тель­ность Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви заметно акти­ви­зи­ро­ва­лась. Как резуль­тат, на её кано­ни­че­ской тер­ри­то­рии воз­росло коли­че­ство храмов, духов­ных обра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний, мона­сты­рей. Вместе с тем уве­ли­чи­лось коли­че­ство свет­ских обра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний, в про­граммы кото­рых входит изу­че­ние основ Пра­во­сла­вия. Многие это при­вет­ствуют, но многим такие пере­мены не по душе, мол, столь замет­ная и зна­чи­мая роль Церкви в жизни обще­ства про­ти­во­ре­чит прин­ципу отде­лён­но­сти Церкви от госу­дар­ства. В этой связи Цер­ковь нередко под­вер­га­ется обви­не­ниям в кле­ри­ка­лизме. Но можно ли с этим согла­ситься?

Известно, что основ­ные прин­ципы дея­тель­но­сти Пра­во­слав­ной Церкви опре­де­лены в Свя­щен­ном Писа­нии и Свя­щен­ном Пре­да­нии. Согласно этим прин­ци­пам, одной из цен­траль­ных задач Пра­во­слав­ной Церкви явля­ется задача рас­про­стра­не­ния пра­во­слав­ной веры, чем, соб­ственно Рус­ская Цер­ковь и зани­ма­ется. А это, есте­ственно, ведёт к укреп­ле­нию её вли­я­ния в обще­стве. Про­ти­во­ре­чит ли это прин­ципу отде­лён­но­сти Церкви от госу­дар­ства? Отнюдь. Дело в том, что отде­лён­ность Церкви от госу­дар­ства нельзя пони­мать, как отде­лен­ность Церкви от (основ­ной части) его граж­дан: Цер­ковь — не гетто. Отде­лён­ность Церкви от госу­дар­ства озна­чает и отде­лен­ность госу­дар­ства от Церкви, чем под­ра­зу­ме­ва­ется невме­ша­тель­ство госу­дар­ства в сугубо цер­ков­ные дела. Стало быть, в этом отно­ше­нии дея­тель­ность Церкви нельзя обо­зна­чать как кле­ри­ка­лизм (в уни­чи­жи­тель­ном пони­ма­нии слова).

Далее, почвой для обви­не­ний Церкви в кле­ри­ка­лизме часто служит гла­вен­ству­ю­щая роль духо­вен­ства, мол, пре­тен­зии духо­вен­ства на власть отгра­ни­чи­вают его от «про­стых» веру­ю­щих, мирян. Так ли это? — Не так. Как духо­вен­ство, так и миряне — члены еди­ного Тела Хри­стова, и именно вокруг пас­ты­рей объ­еди­ня­ются при­ход­ские общины, а вокруг архи­пас­ты­рей — при­ходы. Другое дело, что встре­ча­ются и такие случаи, когда отдель­ные пред­ста­ви­тели духо­вен­ства зло­упо­треб­ляют своей пас­тыр­ской вла­стью, без­от­вет­ственно отно­сятся к своим пас­тыр­ским обя­зан­но­стям. Это дей­стви­тельно может при­во­дить к отчуж­де­нию от них вве­рен­ных им веру­ю­щих. Однако подоб­ные случаи, даже если они и не еди­ничны, не сле­дует арти­ку­ли­ро­вать как общее пра­вило, а, напро­тив, сле­дует свя­зы­вать их с нару­ше­нием отдель­ными свя­щен­но­слу­жи­те­лями кано­ни­че­ских правил Церкви.

***

«Как пра­вило, кри­тики поли­ти­че­ской актив­но­сти Церкви выдви­гают ей два про­ти­во­ре­чи­вых обви­не­ния. С одной сто­роны, при каждом удоб­ном случае Цер­ковь обви­няют в «без­дей­ствии», в рав­но­ду­шии к повсе­днев­ной реаль­но­сти. Но, с другой сто­роны, как только Цер­ковь про­яв­ляет мини­маль­ную актив­ность, ее начи­нают обви­нять в «обмир­ще­нии», и этот пороч­ный круг, круг в обви­не­нии, может вра­щаться до бес­ко­неч­но­сти. Если в 90е годы эти выпады вос­при­ни­ма­лись очень болез­ненно, то сего­дня Цер­ковь только утвер­ди­лась в жела­нии взять на себя миссию не только воцер­ко­в­ле­ния обще­ства, но и его эле­мен­тар­ной цен­ност­ной соци­а­ли­за­ции, ибо госу­дар­ство ушло от этой обя­зан­но­сти».
Арка­дий Малер

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки