прот. Дионисий Свечников
Кратко о церковной свече

Оглав­ле­ние

Про­то­и­е­рей Дио­ни­сий Свеч­ни­ков,
руко­во­ди­тель моло­деж­ного отдела
Бакин­ско-Азер­бай­джан­ской епар­хии

cerkovnaja svecha - Кратко о церковной свече

1. Свеча не имеет духов­ной сущ­но­сти, это лишь воск и фитиль. Свеча настра­и­вает на молитву, даёт свет, несёт сим­во­ли­че­ское зна­че­ние. Покупка свечи в цер­ков­ной лавке – одна из форм пожерт­во­ва­ний «на храм».

По своим физико-хими­че­ским харак­те­ри­сти­кам цер­ков­ная свеча не имеет прин­ци­пи­аль­ных отли­чий от подоб­ных ей «нецер­ков­ных» свечей – это воск и фитиль. И свет от неё такой же, как от «обыч­ной» свечи. Правда, зна­чи­мость её как све­тиль­ника в век элек­три­че­ства опре­де­ленно зани­жена. Ника­кого духов­ного напол­не­ния свеча сама по себе не имеет. Но имеет сим­во­ли­че­ское зна­че­ние: горе­ние свечи сим­во­ли­зи­рует молитву веру­ю­щего, служит выра­же­нием его веры, являет теп­лоту любви ко Гос­поду, Божией Матери, святым, к своим ближ­ним, напо­ми­нает о при­сут­ствии Божьем (заме­тим, что и в Свя­щен­ном Писа­нии образ огня неод­но­кратно исполь­зу­ется в каче­стве сим­вола Бога). Подобно тому, как воск пре­тво­ря­ется в огонь, веру­ю­щий – при личном усер­дии и содей­ствии Боже­ствен­ной бла­го­дати – пре­об­ра­жа­ется из греш­ного в менее греш­ного, пра­вед­ного, свя­того. Стало быть, цер­ков­ная свеча выра­жает и стрем­ле­ние хри­сти­а­нина к духов­ному пре­об­ра­же­нию. Покупка свечи в храме – пожерт­во­ва­ние на содер­жа­ние и функ­ци­о­ни­ро­ва­ние храма, она явля­ется доб­ро­воль­ной жерт­вой чело­века Богу и Его храму за себя и своих ближ­них.

2. Свеча не молится, не отпус­кает грехи, не «застав­ляет» Бога выпол­нить наше жела­ние.

Глав­ное при воз­жи­га­нии свечи – это молитва. Свечка сама не молится, молится чело­век, кото­рый её воз­жи­гает. Свеча явля­ется «вспо­мо­га­тель­ным эле­мен­том» во время молитвы, а вовсе не некой само­до­ста­точ­ной вещью. Совер­шенно бес­смыс­ленно просто ста­вить свечи в храме, не про­из­нося при этом даже крат­кой молитвы. Попытка же наку­пить доро­гих свечей и без молитвы заста­вить ими все под­свеч­ники в храме более похожа на откуп, чем на обра­ще­ние к Богу. Конечно, пред­ста­вить, чтобы хри­сти­а­нин, созна­тельно идущий в хри­сти­ан­ский храм, поку­пал свечи, воз­жи­гал их и при этом совер­шенно не воз­но­сился умом и серд­цем к Богу или Его святым, доста­точно трудно, однако воз­можно, если, скажем, допу­стить, что он при­над­ле­жит хри­сти­ан­ству только фор­мально, но в дей­стви­тель­но­сти не верит в резуль­та­тив­ность молитв.  Ещё более стран­ным выгля­дит жела­ние чело­века поста­вить свечку за грехи, пола­гая, что бла­го­даря уже только этому дей­ствию, его грех будет очищен, без­за­ко­ние уда­лено. Не свечка отпус­кает грехи, а Гос­подь. Без пока­ян­ной молитвы, без уча­стия в Таин­стве пока­я­ния не про­ис­хо­дит отпу­ще­ния грехов. И, конечно же, воз­жи­га­ние свечей никак не может «заста­вить» Бога выпол­нять жела­ния людей. Просьбы свои мы озву­чи­ваем в молит­вах, и Гос­подь знает когда, кому и как подать про­си­мое. Почему Бог не всегда отве­чает на наши молитвы – это отдель­ная тема, разбор кото­рой не входит в задачи данной статьи.

3. Богу свечи не нужны, но угодны моля­щи­еся люди, в том числе со све­чами.

Бог явля­ется Твор­цом всей все­лен­ной и наивно пола­гать, что Ему нужна свечка. Про­мысл Божий о чело­веке можно кратко заклю­чить в выра­же­нии – Бог хочет всем людям спа­се­ния и позна­ния истины. Поскольку воз­жже­ние свечи так или иначе подви­гает чело­века к молитве, то это угодно Богу. Угодна сама молитва, а не про­цесс воз­жже­ния свечей.

4. Свечи не освя­щают, но бла­го­слов­ляют к исполь­зо­ва­нию.

Вопреки рас­хо­жему мнению, цер­ков­ные свечи не освя­щают. Молитва, чита­е­мая свя­щен­ни­ком над све­чами, нахо­дится в Треб­нике под назва­нием «Молитва на бла­го­сло­ве­ние свеч цер­ков­ных» и содер­жит про­ше­ния о бла­го­сло­ве­нии как самих свечей, так и людей, их исполь­зу­ю­щих. Подробно о раз­ли­чии между освя­ще­нием и бла­го­сло­ве­нием можно про­честь в статье: Освя­ще­ние или бла­го­сло­ве­ние?

5. Свечи можно зажи­гать от других свечей.

Неже­ла­тельно зажи­гать свечи от лампад – можно слу­чайно запач­кать воском лам­паду или нака­пать воск в масло, либо даже слу­чайно зага­сить пла­мень лам­пады. Во многих храмах за этим строго следят цер­ков­ные работ­ники и могут сде­лать заме­ча­ние на данный счёт. Впро­чем, в самом про­цессе зажи­га­ния свечи от лам­пады нет ничего дур­ного, если делать это акку­ратно. Но жела­тельно зажи­гать свечи от других свечей.

6. Огарки свечей обычно ути­ли­зи­руют в храме.

Там, где есть воз­мож­ность, их пере­плав­ляют и делают новые свечи.

7. Свеча может при­не­сти вред чело­веку только в том случае, если исполь­зо­вать её не по назна­че­нию (напри­мер, упо­треб­лять в пищу) или нару­шать меры пожар­ной без­опас­но­сти.

Суе­вер­ные страхи, кото­рыми нередко сопро­вож­да­ется прак­тика исполь­зо­ва­ния свеч, не имеют ничего общего с пра­во­слав­ным веро­уче­нием.

8. Не имеет зна­че­ния цвет свечей.

Крас­ные свечи на Пасху, белые на Рож­де­ство, зелё­ные на Троицу – это всего лишь тра­ди­ция. В Церкви не суще­ствует черных свечей на смерть, крас­ных на любовь и белых на здо­ро­вье. Думать, что между особым цветом свечи и дей­ствен­но­стью молитвы суще­ствует прямая без­услов­ная связь, что резуль­та­тив­ность молитвы в зна­чи­тель­ной мере обу­слов­лена именно цветом свечи, а, думая так, исполь­зо­вать в разных слу­чаях свечи только опре­де­лен­ных цветов – магизм и суе­ве­рия, не име­ю­щие ничего общего с Пра­во­сла­вием.

Порой в храмы при­хо­дят люди, кото­рые хотят при­об­ре­сти свечи раз­ного цвета. Учи­ты­вая ска­зан­ное выше, пони­маем, что это жела­ние может сви­де­тель­ство­вать о под­вер­жен­но­сти чело­века суе­ве­риям или жела­нию осу­ще­ствить наме­рен­ные дей­ствия маги­че­ского харак­тера. Ведь часто оккуль­ти­сты (гадалки, экс­тра­сенсы, маги и т.д.) наме­ренно посы­лают своих кли­ен­тов в храм, при­об­ре­сти и при­не­сти свечи раз­ного цвета, чтобы совер­шить с их исполь­зо­ва­нием раз­лич­ные риту­алы. Необ­хо­димо знать и пом­нить, что любые наме­рен­ные маги­че­ские риту­алы с цер­ков­ными све­чами в храме или вне его явля­ются тяжким грехом.

9. Не суще­ствует спе­ци­аль­ных свечей за здра­вие и за упокой.

Свеча, постав­лен­ная на заупо­кой­ный под­свеч­ник (канун) или на другие под­свеч­ники перед ико­нами, всё равно оста­ется просто свечой.

10. Свеча, по ошибке постав­лен­ная на заупо­кой­ный под­свеч­ник, не сулит смерть или болезни тем, за здра­вие кого была про­из­не­сена молитва.

Суще­ствует очень рас­хо­жее суе­ве­рие, что если поста­вить свечу за упокой живого чело­века, то это неиз­бежно ему навре­дит. Это якобы сулит болезни и даже смерть тому, за кото­рого такую свечу поста­вили. Свое про­ис­хож­де­ние это суе­ве­рие берет из маги­че­ских риту­а­лов. Дей­стви­тельно, свечи и другая цер­ков­ная атри­бу­тика часто исполь­зу­ется оккуль­ти­стами в риту­а­лах. Это носит кощун­ствен­ный харак­тер осквер­не­ния свя­тыни, хотя для «кли­ента» это может выгля­деть как нечто без­обид­ное и даже хоро­шее. Но, по сути, кре­стом, ико­нами и цер­ков­ными свеч­ками оккуль­ти­сты при­кры­вают свои чёрные дела. Хотя чёрные дела могут быть вполне откро­вен­ными, и оккуль­тист может отпра­вить «кли­ента» в храм поста­вить свечку «на смерть». Несо­мненно, это дей­ствие «кли­ен­том» будет вполне осо­знано, и будет он делать это наме­ренно, а с пози­ции магии и кол­дов­ства оно будет иметь особый статус. Маги­че­ские дей­ствия, совер­шён­ные в храме, счи­та­ются наи­бо­лее «силь­ными».

Но что же делать, если свеча на заупо­кой­ный под­свеч­ник (канун) была постав­лена совсем не умыш­ленно, а чело­век, поста­вив­ший её, вовсе не соби­рался при­чи­нять никому ника­кого зла? Стоит ли пере­жи­вать по этому поводу? Ответ прост – делать ничего не надо и пере­жи­вать тоже не нужно. Бог – это не авто­мат, рабо­та­ю­щий на свеч­ках и выпол­ня­ю­щий жела­ния за свечки. Бог видит: кто, о ком и как молится. И если чело­век молился о здра­вии и спа­се­нии своих близ­ких, то Бог, конечно же, знает об этом. Но чело­веку одно­значно стоит заду­маться о своем воцер­ко­в­ле­нии, чтобы не путать под­свеч­ники и не попа­дать в плен суе­ве­рий.

11. Если свечи трещат, текут, падают, гаснут, то это вовсе не озна­чает, что в этом сле­дует видеть особые знаки – хоро­шие или плохие. Не нужно искать мистику и знаки там, где их нет.

Люди суе­вер­ные во всём ищут знаки, нахо­дят их и в свеч­ках. Конечно, Бог может явить зна­ме­ние и через горя­щую свечу, но это не значит, что всякий «есте­ствен­ный» случай, когда со свечой что-то не так, сле­дует рас­смат­ри­вать как сверхъ­есте­ствен­ное вме­ша­тель­ство высших сил. Свечи могут тре­щать, течь и гас­нуть из-за осо­бен­но­стей их каче­ствен­ных харак­те­ри­стик. Напри­мер, плохое каче­ство воска, несо­от­вет­ствие диа­метра фитиля диа­метру свечи, а также вслед­ствие осо­бен­но­стей мик­ро­кли­мата в районе горе­ния свечи – свеча, сто­я­щая в окру­же­нии других горя­щих свечей, может гореть ярче и сго­рать быст­рее, чем оди­ноко сто­я­щая свеча, а свеча, горя­щая на сквоз­няке, может погас­нуть от потока воз­духа. Ника­кой мистики, только физика и химия. Но если всё-таки чело­век взвол­но­вался, сму­тился, то верной реак­цией на воз­ник­шее состо­я­ние может стать искрен­няя, сер­деч­ная молитва.

12. Не имеет зна­че­ния, дого­рела ли свеча до конца, или её сняли цер­ков­ные работ­ники в виде неболь­шого огарка.

Нет ника­ких причин бес­по­ко­иться, если цер­ков­ные работ­ники сни­мают огарки, порой даже боль­шие. Сни­мать огарки гораздо проще и удоб­ней, чем выни­мать застряв­шие кусочки из под­свеч­ника. Дого­рит ли свеча до конца или нет, не имеет прин­ци­пи­аль­ного зна­че­ния.

13. Пред­по­чти­тельны свечи из нату­раль­ного воска.

Издревле цер­ков­ные свечи изго­тав­ли­ва­лись из пче­ли­ного воска. И сейчас изго­тав­ли­ва­ются свечи из этого нату­раль­ного мате­ри­ала, но их заметно потес­нили свечи с частич­ным или полным содер­жа­нием других мате­ри­а­лов.
С нача­лом бур­ного раз­ви­тия хими­че­ской и неф­тя­ной про­мыш­лен­но­сти появи­лись свечи из сте­а­рина и пара­фина. Какое-то время сте­а­рин был основ­ным мате­ри­а­лом про­из­вод­ства свечей. Пара­фин прак­ти­че­ски вытес­нил сте­а­рин в тот момент, когда уда­лось полу­чить его путем пере­гонки сырой нефти. Эти мате­ри­алы поз­во­ляют зна­чи­тельно уде­ше­вить про­из­вод­ство свечей. Пара­фи­но­вые свечи стоят на поря­док дешевле, чем вос­ко­вые. В храмах сейчас можно встре­тить как вос­ко­вые, так и пара­фи­но­вые свечи, либо свечи с добав­ле­нием иных искус­ствен­ных мате­ри­а­лов. Если есть выбор, то пред­по­чти­тель­ней отдать его вос­ко­вым свечам, поскольку Богу стоит при­но­сить самое лучшее. Пожа­луй, порой, лучше купить одну вос­ко­вую свечу, чем несколько пара­фи­но­вых.

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки