прот. Дионисий Свечников
Кратко о церковной свече

Оглавление

Протоиерей Дионисий Свечников,
руководитель молодежного отдела
Бакинско-Азербайджанской епархии

cerkovnaja svecha - Кратко о церковной свече

1. Свеча не имеет духовной сущности, это лишь воск и фитиль. Свеча настраивает на молитву, даёт свет, несёт символическое значение. Покупка свечи в церковной лавке – одна из форм пожертвований «на храм».

По своим физико-химическим характеристикам церковная свеча не имеет принципиальных отличий от подобных ей «нецерковных» свечей – это воск и фитиль. И свет от неё такой же, как от «обычной» свечи. Правда, значимость её как светильника в век электричества определенно занижена. Никакого духовного наполнения свеча сама по себе не имеет. Но имеет символическое значение: горение свечи символизирует молитву верующего, служит выражением его веры, являет теплоту любви ко Господу, Божией Матери, святым, к своим ближним, напоминает о присутствии Божьем (заметим, что и в Священном Писании образ огня неоднократно используется в качестве символа Бога). Подобно тому, как воск претворяется в огонь, верующий – при личном усердии и содействии Божественной благодати – преображается из грешного в менее грешного, праведного, святого. Стало быть, церковная свеча выражает и стремление христианина к духовному преображению. Покупка свечи в храме – пожертвование на содержание и функционирование храма, она является добровольной жертвой человека Богу и Его храму за себя и своих ближних.

2. Свеча не молится, не отпускает грехи, не «заставляет» Бога выполнить наше желание.

Главное при возжигании свечи – это молитва. Свечка сама не молится, молится человек, который её возжигает. Свеча является «вспомогательным элементом» во время молитвы, а вовсе не некой самодостаточной вещью. Совершенно бессмысленно просто ставить свечи в храме, не произнося при этом даже краткой молитвы. Попытка же накупить дорогих свечей и без молитвы заставить ими все подсвечники в храме более похожа на откуп, чем на обращение к Богу. Конечно, представить, чтобы христианин, сознательно идущий в христианский храм, покупал свечи, возжигал их и при этом совершенно не возносился умом и сердцем к Богу или Его святым, достаточно трудно, однако возможно, если, скажем, допустить, что он принадлежит христианству только формально, но в действительности не верит в результативность молитв.  Ещё более странным выглядит желание человека поставить свечку за грехи, полагая, что благодаря уже только этому действию, его грех будет очищен, беззаконие удалено. Не свечка отпускает грехи, а Господь. Без покаянной молитвы, без участия в Таинстве покаяния не происходит отпущения грехов. И, конечно же, возжигание свечей никак не может «заставить» Бога выполнять желания людей. Просьбы свои мы озвучиваем в молитвах, и Господь знает когда, кому и как подать просимое. Почему Бог не всегда отвечает на наши молитвы – это отдельная тема, разбор которой не входит в задачи данной статьи.

3. Богу свечи не нужны, но угодны молящиеся люди, в том числе со свечами.

Бог является Творцом всей вселенной и наивно полагать, что Ему нужна свечка. Промысл Божий о человеке можно кратко заключить в выражении – Бог хочет всем людям спасения и познания истины. Поскольку возжжение свечи так или иначе подвигает человека к молитве, то это угодно Богу. Угодна сама молитва, а не процесс возжжения свечей.

4. Свечи не освящают, но благословляют к использованию.

Вопреки расхожему мнению, церковные свечи не освящают. Молитва, читаемая священником над свечами, находится в Требнике под названием «Молитва на благословение свеч церковных» и содержит прошения о благословении как самих свечей, так и людей, их использующих. Подробно о различии между освящением и благословением можно прочесть в статье: Освящение или благословение?

5. Свечи можно зажигать от других свечей.

Нежелательно зажигать свечи от лампад – можно случайно запачкать воском лампаду или накапать воск в масло, либо даже случайно загасить пламень лампады. Во многих храмах за этим строго следят церковные работники и могут сделать замечание на данный счёт. Впрочем, в самом процессе зажигания свечи от лампады нет ничего дурного, если делать это аккуратно. Но желательно зажигать свечи от других свечей.

6. Огарки свечей обычно утилизируют в храме.

Там, где есть возможность, их переплавляют и делают новые свечи.

7. Свеча может принести вред человеку только в том случае, если использовать её не по назначению (например, употреблять в пищу) или нарушать меры пожарной безопасности.

Суеверные страхи, которыми нередко сопровождается практика использования свеч, не имеют ничего общего с православным вероучением.

8. Не имеет значения цвет свечей.

Красные свечи на Пасху, белые на Рождество, зелёные на Троицу – это всего лишь традиция. В Церкви не существует черных свечей на смерть, красных на любовь и белых на здоровье. Думать, что между особым цветом свечи и действенностью молитвы существует прямая безусловная связь, что результативность молитвы в значительной мере обусловлена именно цветом свечи, а, думая так, использовать в разных случаях свечи только определенных цветов – магизм и суеверия, не имеющие ничего общего с Православием.

Порой в храмы приходят люди, которые хотят приобрести свечи разного цвета. Учитывая сказанное выше, понимаем, что это желание может свидетельствовать о подверженности человека суевериям или желанию осуществить намеренные действия магического характера. Ведь часто оккультисты (гадалки, экстрасенсы, маги и т.д.) намеренно посылают своих клиентов в храм, приобрести и принести свечи разного цвета, чтобы совершить с их использованием различные ритуалы. Необходимо знать и помнить, что любые намеренные магические ритуалы с церковными свечами в храме или вне его являются тяжким грехом.

9. Не существует специальных свечей за здравие и за упокой.

Свеча, поставленная на заупокойный подсвечник (канун) или на другие подсвечники перед иконами, всё равно остается просто свечой.

10. Свеча, по ошибке поставленная на заупокойный подсвечник, не сулит смерть или болезни тем, за здравие кого была произнесена молитва.

Существует очень расхожее суеверие, что если поставить свечу за упокой живого человека, то это неизбежно ему навредит. Это якобы сулит болезни и даже смерть тому, за которого такую свечу поставили. Свое происхождение это суеверие берет из магических ритуалов. Действительно, свечи и другая церковная атрибутика часто используется оккультистами в ритуалах. Это носит кощунственный характер осквернения святыни, хотя для «клиента» это может выглядеть как нечто безобидное и даже хорошее. Но, по сути, крестом, иконами и церковными свечками оккультисты прикрывают свои чёрные дела. Хотя чёрные дела могут быть вполне откровенными, и оккультист может отправить «клиента» в храм поставить свечку «на смерть». Несомненно, это действие «клиентом» будет вполне осознано, и будет он делать это намеренно, а с позиции магии и колдовства оно будет иметь особый статус. Магические действия, совершённые в храме, считаются наиболее «сильными».

Но что же делать, если свеча на заупокойный подсвечник (канун) была поставлена совсем не умышленно, а человек, поставивший её, вовсе не собирался причинять никому никакого зла? Стоит ли переживать по этому поводу? Ответ прост – делать ничего не надо и переживать тоже не нужно. Бог – это не автомат, работающий на свечках и выполняющий желания за свечки. Бог видит: кто, о ком и как молится. И если человек молился о здравии и спасении своих близких, то Бог, конечно же, знает об этом. Но человеку однозначно стоит задуматься о своем воцерковлении, чтобы не путать подсвечники и не попадать в плен суеверий.

11. Если свечи трещат, текут, падают, гаснут, то это вовсе не означает, что в этом следует видеть особые знаки – хорошие или плохие. Не нужно искать мистику и знаки там, где их нет.

Люди суеверные во всём ищут знаки, находят их и в свечках. Конечно, Бог может явить знамение и через горящую свечу, но это не значит, что всякий «естественный» случай, когда со свечой что-то не так, следует рассматривать как сверхъестественное вмешательство высших сил. Свечи могут трещать, течь и гаснуть из-за особенностей их качественных характеристик. Например, плохое качество воска, несоответствие диаметра фитиля диаметру свечи, а также вследствие особенностей микроклимата в районе горения свечи – свеча, стоящая в окружении других горящих свечей, может гореть ярче и сгорать быстрее, чем одиноко стоящая свеча, а свеча, горящая на сквозняке, может погаснуть от потока воздуха. Никакой мистики, только физика и химия. Но если всё-таки человек взволновался, смутился, то верной реакцией на возникшее состояние может стать искренняя, сердечная молитва.

12. Не имеет значения, догорела ли свеча до конца, или её сняли церковные работники в виде небольшого огарка.

Нет никаких причин беспокоиться, если церковные работники снимают огарки, порой даже большие. Снимать огарки гораздо проще и удобней, чем вынимать застрявшие кусочки из подсвечника. Догорит ли свеча до конца или нет, не имеет принципиального значения.

13. Предпочтительны свечи из натурального воска.

Издревле церковные свечи изготавливались из пчелиного воска. И сейчас изготавливаются свечи из этого натурального материала, но их заметно потеснили свечи с частичным или полным содержанием других материалов.
С началом бурного развития химической и нефтяной промышленности появились свечи из стеарина и парафина. Какое-то время стеарин был основным материалом производства свечей. Парафин практически вытеснил стеарин в тот момент, когда удалось получить его путем перегонки сырой нефти. Эти материалы позволяют значительно удешевить производство свечей. Парафиновые свечи стоят на порядок дешевле, чем восковые. В храмах сейчас можно встретить как восковые, так и парафиновые свечи, либо свечи с добавлением иных искусственных материалов. Если есть выбор, то предпочтительней отдать его восковым свечам, поскольку Богу стоит приносить самое лучшее. Пожалуй, порой, лучше купить одну восковую свечу, чем несколько парафиновых.

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka