Свеча церковная

Свеча́ церко́вная – свеча, пред­на­зна­чен­ная для осо­бого исполь­зо­ва­ния в храме или часовне — жертва на храм и символ, сопро­вож­да­ю­щий молитву. Также свеча может исполь­зо­ваться для фик­си­ро­ва­ния вре­мени молитвы.

Горе­ние свечи сим­во­ли­зи­рует горя­чую, рев­ност­ную молитву веру­ю­щего, являет теп­лоту любви ко Гос­поду, Божией Матери, другим святым, к своим ближ­ним, напо­ми­нает о при­сут­ствии Божьем; выра­жает стрем­ле­ние хри­сти­а­нина к духов­ному пре­об­ра­же­нию (подобно тому как воск пре­тво­ря­ется в огонь); при­об­ре­те­ние свечи в храме — пожерт­во­ва­ние на его содер­жа­ние и функ­ци­о­ни­ро­ва­ние.

svecha cerkovnaja - Свеча церковная

Пожерт­во­ва­ние за свечу явля­ется доб­ро­воль­ной жерт­вой чело­века Богу и Его храму.

В храме свеча пред обра­зом ста­вится, по обычаю, сле­ду­ю­щим обра­зом: подойдя к иконе, сле­дует совер­шить два пояс­ных поклона с молит­вой и крест­ным зна­ме­нием, поста­вить свечу, при­ло­жится к иконе (т.е. поце­ло­вать ее) и, отсту­пив, сотво­рить еще один поклон.

Свечи перед ико­нами в храме сле­дует ста­вить до начала бого­слу­же­ния, чтобы потом, во время службы, не созда­вать хож­де­нием по храму и пере­да­чей свечей неумест­ной суеты и толчеи, нару­ша­ю­щей молит­вен­ное вни­ма­ние пред­сто­я­щих.

За умер­ших свечи ставят на канун (неболь­шой столик с Рас­пя­тием и све­чами).

О домаш­ней свече обычно гово­рят зажечь, и пога­сить, поту­шить; о цер­ков­ной: затеп­лить (устар. сокра­тить).

Суще­ствует хоро­шая пого­ворка для тех, чья духов­ная жизнь сво­дится к свечам: «Не вста­нет свеча перед Богом, а вста­нет душа».

Суще­ствует обычай совер­шать особый чин освя­ще­ния свечей в празд­ник Сре­те­ния Гос­подня (15 фев­раля).

Во время келей­ного (домаш­него) молит­вен­ного пра­вила свеча может выпол­нять роль часов. Затеп­ляем свечу и молимся, пока она горит.

svecha 1 - Свеча церковная

Каков смысл в горя­щей свече: почему мы затеп­ляем её?

Вот что отве­чает на этот вопрос свт. Нико­лай Серб­ский (Вели­ми­ро­вич) (+ 1956):

Во-первых, наша вера – свет. «Аз есмь свет миру», – гово­рит Спа­си­тель. Свеча и лам­пада напо­ми­нают нам о том свете, кото­рым Хри­стос про­све­щает нашу душу.

Во-вторых, это сви­де­тель­ство о ярко­сти души того, перед чьей святою иконою горит свеча. Святых мы назы­ваем сынами света.

В‑третьих, это обли­че­ние наших темных дел, злых помыс­лов и жела­ний, и настав­ле­ние на путь еван­гель­ского света. «Тако да про­све­тится свет ваш пред чело­веки, яко да видят ваша добрая дела и про­сла­вят Отца вашего, иже на небе­сех», – гово­рит Спа­си­тель.

В‑четвертых, это наша скром­ная жертва Богу, Кото­рый отдал Себя в жертву за нас, наш мини­маль­ный знак любви и бла­го­дар­но­сти Тому, Кого мы молим о жизни, здра­вии, спа­се­нии, обо всем том, на что спо­собна Его бес­край­няя небес­ная любовь.

В‑пятых, это защита от тех сил зла, кото­рые по вре­ме­нам напа­дают на нас во время молитвы и уводят наши мысли прочь от Творца: зло любит тьму и боится света.

В‑шестых, это призыв к само­от­вер­жен­но­сти. Как, под­чи­ня­ясь нашей воле, сго­рает масло и воск, так и наша душа должна гореть любо­вью к Спа­си­телю, под­чи­ня­ясь Ему на всех пово­ро­тах судьбы.

В‑седьмых, это урок для нас: как свеча и лам­пада не зажи­га­ются сами по себе, так и сердце, лам­пада нашей души, не заго­рится без свя­того огня Божией бла­го­дати… Наши доб­ро­де­тели и дости­же­ния – это горю­чее, но зажечь его спо­со­бен только небес­ный огонь.

Есть ли в Церкви обряд поста­новки свечей?

Нет, такого обряда не суще­ствует.

Можно ли ста­вить свечи о соб­ствен­ном здра­вии?

Свеча явля­ется малой жерт­вой Богу и лишь сопро­вож­дает молитву, а не молится за чело­века. Да, конечно можно таким обра­зом внести пожерт­во­ва­ние и помо­литься о соб­ствен­ном здра­вии, затеп­лив свечу.

Когда при­нято на службе всем веру­ю­щим стоять со све­чами?

  • Во время чтения Вели­кого Пока­ян­ного канона свт. Андрея Крит­ского (первые четыре дня 1‑ой сед­мицы Вели­кого Поста);
  • вече­ром Вели­кого Чет­верга при чтении 12-ти Страст­ных Еван­ге­лий;
  • во время отпе­ва­ний, пани­хид;
  • на крест­ном ходе на Пасху.

Можно ли ста­вить свечу для про­ще­ния грехов?

Для про­ще­ния грехов Спа­си­те­лем уста­нов­лено Таин­ство Пока­я­ния.

Воз­жже­ние свечей в храме по Уставу

Коли­че­ство горя­щих свечей есть отра­же­ние сте­пени тор­же­ствен­но­сти момента бого­слу­же­ния: В Типи­коне пра­вила воз­жже­ния свечей изло­жены в главах 24 и 25, причем глава 24 «О вжи­га­нии свещ како подо­бает в церкви вжи­гати, в неделю, и на празд­ники Хри­стовы, и Бого­ро­дицы, и святых, и прочия дни», как это понятно из загла­вия, содер­жит пред­пи­са­ния о воз­жже­нии свечей в вос­крес­ные и празд­нич­ные дни, тогда как глава 25 «О все­днев­ном вжи­га­нии свещ» – на все­днев­ном (буд­нич­ном) бого­слу­же­нии. Доста­точно хорошо эти пра­вила Типи­кона (с кор­рек­ти­ров­кой при­ме­ни­тельно к совре­мен­ной прак­тике) изло­жены в «Настоль­ной книге свя­щен­но­слу­жи­теля» том 8, глава 29.

Для того, чтобы понять ниже­из­ло­жен­ные ука­за­ния, выде­лим 3 вари­анта осве­ще­ния храма в зави­си­мо­сти от коли­че­ства горя­щих свечей (эти вари­анты раз­ли­ча­ются в Типи­коне, хотя назва­ний не имеют):

  1. Мини­маль­ный – горят свечи только на амвоне перед ико­нами Спа­си­теля и Бого­ро­дицы (по Уставу – по одной свече).
  2. Сред­ний – в добав­ле­ние к свечам на амвоне зажи­гают свечи в алтаре, перед ико­нами храма и празд­ника (в центре храма).
  3. Мак­си­маль­ный – свечи по всему храму в боль­шом коли­че­стве.

На все­днев­ном бого­слу­же­нии на вечерне от начала до «Гос­поди, воз­звах…» — мини­маль­ное осве­ще­ние, от «Гос­поди, воз­звах…» до «Ныне отпу­ща­еши…» — сред­ний вари­ант, от Три­свя­того до конца вечерни – мини­маль­ный вари­ант. На утрене сна­чала мини­маль­ный вари­ант, от «Бог Гос­подь…» до «Благо есть…» — сред­ний вари­ант. От послед­него Три­свя­того до конца утрени – мини­маль­ный вари­ант осве­ще­ния. Как видно, на все­днев­ном бого­слу­же­нии на вечерне и на утрене мак­си­маль­ный вари­ант осве­ще­ния не исполь­зу­ется.

На часах, а также на пове­че­рии и полу­нощ­нице, если эти службы совер­ша­ются, осве­ще­ние пола­га­ется по мини­маль­ному вари­анту (по одной свече только на амвоне)

На все­нощ­ном бдении свечи воз­жи­гают в сле­ду­ю­щем порядке:

Перед нача­лом вели­кой вечерни – сред­ний вари­ант, от пения «Гос­поди, воз­звах» до окон­ча­ния пения «Ныне отпу­ща­еши» — мак­си­маль­ный, от Три­свя­того до конца вели­кой вечерни – сред­ний.

В начале утрени, когда чита­ется Шесто­псал­мие – мини­маль­ный вари­ант, от пения «Бог Гос­подь» до поли­е­лея – сред­ний вари­ант, от поли­е­лея до 3‑й песни канона вклю­чи­тельно – мак­си­маль­ное коли­че­ство свечей. От 3‑й до 8‑й песни канона – сред­ний вари­ант, от 8‑й песни канона до конца пения сла­во­сло­вия – вновь мак­си­маль­ное коли­че­ство, от Три­свя­того до конца – сред­ний вари­ант.

Пред­ста­вим пра­вила воз­жже­ния свеч на все­нощ­ном бдении в виде схемы (высота пря­мо­уголь­ника соот­вет­ствует сте­пени осве­ще­ния в ука­зан­ный момент службы):

vozzhzhenie svechej v hrame po ustavu 2.docx microsoft word - Свеча церковная

На литур­гии (в любой день). Перед про­ско­ми­дией – только свеча на жерт­вен­нике. Когда в храме начи­на­ется чтение Часов, воз­жи­гают свечи по сред­нему вари­анту. Перед чте­нием Еван­ге­лия – мак­си­маль­ное коли­че­ство свечей, кото­рые горят до заам­вон­ной молитвы, от заам­вон­ной молитвы до конца – сред­ний вари­ант (на прак­тике все свечи гасят только после окон­ча­ния литур­гии).

Можно заме­тить, что в наше время раз­ли­че­ние между сред­ним и мак­си­маль­ным вари­ан­тами можно осу­ще­ствить при помощи пани­ка­дила: когда по Уставу пола­гает мак­си­маль­ный вари­ант осве­ще­ния, вклю­чать пани­ка­дило; в осталь­ных же слу­чаях огра­ни­чи­ваться только све­чами, горя­щими в храме.

Цитаты о цер­ков­ной свече

«Бог есть свет, и нет в Нем ника­кой тьмы».
1Ин.1:5

«Нико­гда не совер­ша­ется у нас бого­слу­же­ние без све­тиль­ни­ков, но мы упо­треб­ляем их не для того только, чтобы раз­го­нять мрак ночи, – литур­гия совер­ша­ется у нас при свете днев­ном; но для того, чтобы изоб­ра­зить чрез это Христа – Свет несо­тво­рен­ный, без Кото­рого мы и среди полдня блуж­дали бы во тьме».
Тер­тул­лиан

«Лам­пады и свечи суть образ веч­ного Света, а также озна­чают свет, кото­рым сияют пра­вед­ники».
свт. Софро­ний Иеру­са­лим­ский

«На глу­бин­ном уровне вос­при­я­тия свеча – это и символ нашей жизни. Чело­век заго­ра­ется огнем веры и горит молит­вой и доб­рыми делами, при­нося всю свою жизнь в жертву Богу и служа све­тиль­ни­ком для окру­жа­ю­щих».
свя­щен­ник Сергий Бегиян

«Свеча – это чело­век. Воск — это тело чело­ве­че­ское, а фитиль — это душа. Если мы свечу не зажи­гаем, то что идет от свечи? Ничего. Так и душа наша бывает мерт­вой, когда она не заго­ра­ется от бла­го­дати Свя­таго Духа».
епи­скоп Горо­дец­кий и Вет­луж­ский Авгу­стин

«Хотя бы раз в жизни нужно поста­вить свечу за тех, кого мы оби­дели, обсчи­тали, у кого украли, не вер­нули долг».
пре­по­доб­ный Сера­фим Выриц­кий

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки