протоиерей Дионисий Свечников
Освящение или благословение?

«Освя­ще­ние или бла­го­сло­ве­ние?» «Что Цер­ковь бла­го­слов­ляет, а что освя­щает?» Для про­стого обы­ва­теля вопросы, каза­лось бы, совсем не прин­ци­пи­аль­ные и мало­важ­ные. И мало кто из нево­цер­ко­в­лен­ных людей при­дает этому хоть какое-то зна­че­ние. Как пра­вило, все име­ну­ется освя­ще­нием — освя­ще­ние дома, машины, офиса, икон, натель­ных кре­сти­ков и т.д. Но можно ли освя­тить офис? Можно ли назвать дей­ствие, совер­ша­е­мое свя­щен­ни­ком, освя­ще­нием? Вопрос этот может быть довольно инте­рес­ным для чело­века, кото­рый хотя бы немного погру­жен в цер­ков­ную жизнь и имеет пред­став­ле­ние об осно­вах пра­во­слав­ной веры. Попро­буем разо­браться в том, что в совре­мен­ной цер­ков­ной прак­тике име­ну­ется освя­ще­нием и бла­го­сло­ве­нием.   

Бла­го­сло­ве­ние в Ветхом и Новом Завете

Пра­во­слав­ная Энцик­ло­пе­дия опре­де­ляет бла­го­сло­ве­ние как «поже­ла­ние либо полу­че­ние особой бла­го­склон­но­сти Божией для отдель­ной лич­но­сти или общ­но­сти людей посред­ством соот­вет­ству­ю­щих слов или сим­во­ли­че­ских жестов»1. В цер­ков­ной прак­тике термин «бла­го­сло­ве­ние» может также упо­треб­ляться по отно­ше­нию к пред­ме­там в зна­че­нии, близ­ком к слову «освя­ще­ние». Напри­мер, освя­ще­ние иконы или бла­го­сло­ве­ние жилища. Поэтому довольно часто под «бла­го­сло­ве­нием» пони­мают «освя­ще­ние», и наобо­рот. Однако, эти два поня­тия в искон­ном своем про­ис­хож­де­нии имеют раз­ли­чия. 

Обра­тимся к Свя­щен­ному Писа­нию. Впер­вые «бла­го­сло­ве­ние» упо­ми­на­ется в книге Бытия и опи­сы­вает отно­ше­ние Божие к чело­веку и сотво­рен­ному миру в целом: «И сотво­рил Бог чело­века по образу Своему, по образу Божию сотво­рил его; муж­чину и жен­щину сотво­рил их. И бла­го­сло­вил их Бог, и сказал им Бог: пло­ди­тесь и раз­мно­жай­тесь, и напол­няйте землю, и обла­дайте ею, и вла­ды­че­ствуйте над рыбами мор­скими, и над пти­цами небес­ными, и над всяким живот­ным, пре­смы­ка­ю­щимся по земле» (Быт.1:27-28). Ана­ло­гич­ное бла­го­сло­ве­ние было дано людям после потопа: «бла­го­сло­вил Бог Ноя и сынов его и сказал им: пло­ди­тесь и раз­мно­жай­тесь, и напол­няйте землю; да стра­шатся и да тре­пе­щут вас все звери земные, и все птицы небес­ные, всё, что дви­жется на земле, и все рыбы мор­ские: в ваши руки отданы они» (Быт.9:1-2). Эти древ­ней­шие бла­го­сло­ве­ния явля­ется сви­де­тель­ством осо­бого Божьего про­мысла по отно­ше­нию к тво­ре­нию. 

Бог, про­мыш­ляя о чело­веке, бла­го­слов­ляет Авра­ама и через него все чело­ве­че­ство: «Я про­из­веду от тебя вели­кий народ, и бла­го­словлю тебя, и воз­ве­личу имя твоё, и будешь ты в бла­го­сло­ве­ние; Я бла­го­словлю бла­го­слов­ля­ю­щих тебя, и зло­сло­вя­щих тебя про­кляну; и бла­го­сло­вятся в тебе все пле­мена земные» (Быт.12:2-3).

В книгах Вет­хого Завета встре­ча­ются бла­го­сло­ве­ния Божьи как отдель­ным людям, так и целым наро­дам. Во многих слу­чаях они свя­заны с повсе­днев­ной жизнью людей, содер­жат поже­ла­ния мира, бла­го­ден­ствия, земных благ. Бла­го­сло­ве­ние Божие отнюдь не без­условно, оно пре­по­да­ется людям, соблю­да­ю­щим Его запо­веди: «Если будешь слу­шать запо­веди Гос­пода, Бога твоего, кото­рые я запо­ве­дую тебе сего­дня — любить Гос­пода, Бога твоего, ходить по путям Его и испол­нять запо­веди Его, и поста­нов­ле­ния Его, и законы Его, то будешь жить и раз­мно­жишься, и бла­го­сло­вит тебя Гос­подь, Бог твой» (Втор.30:16).

Бог дает Свое бла­го­сло­ве­ние не только напря­мую, но и через людей, нахо­дя­щихся в согла­сии с Его волей и дей­ству­ю­щих согласно ей2. Сила и дей­ствен­ность этих бла­го­сло­ве­ний нераз­рывно свя­заны с верой в Бога и всегда про­из­но­сятся во имя Его. Так, в вет­хо­за­вет­ную эпоху особую зна­чи­мость для изра­иль­ского народа играли бла­го­сло­ве­ния Божьих избран­ни­ков – Моисея, Иисуса Навина, других судей, а в эпоху уста­нов­ле­ния царств – бла­го­сло­ве­ния монар­хов.

Бла­го­сло­ве­ние про­из­но­си­лось не только Богом по отно­ше­нию к людям, но и было выра­же­нием пре­кло­не­ния чело­века перед Богом, бла­го­дар­но­сти за Его мило­сти. Такое бла­го­сло­ве­ние часто при­об­ре­тает харак­тер сла­во­сло­вия. Так, псал­мо­пе­вец Давид вос­кли­цает: «Бла­го­словлю Гос­пода во всякое время; хвала Ему непре­станно в устах моих. Гос­по­дом будет хва­литься душа моя; услы­шат крот­кие и воз­ве­се­лятся. Вели­чайте Гос­пода со мною, и пре­воз­не­сем имя Его вместе. Я взыс­кал Гос­пода, и Он услы­шал меня, и от всех опас­но­стей моих изба­вил меня» (Пс.33:2-5).

Начало Нового Завета озна­ме­но­вало бла­го­сло­ве­ние архан­гела Гав­ри­ила: «радуйся, Бла­го­дат­ная! Гос­подь с Тобою; бла­го­сло­венна Ты между женами» (Лк.1:28). Ему вторит пра­вед­ная Ели­за­вета: «бла­го­сло­венна Ты между женами, и бла­го­сло­вен плод чрева Твоего!» (Лк.1:42). Старец Симеон, совер­шая поло­жен­ное по закону в Иеру­са­лим­ском храме, бла­го­слов­ляет Бога, Богом­ла­денца Христа, Его Мать и пра­вед­ного Иосифа (Лк.2:28,34). Глав­ным Пода­те­лем бла­го­сло­ве­ния, согласно Еван­ге­лию, явля­ется Бог3. Гос­подь Иисус Хри­стос, как воче­ло­ве­чив­шийся Сын Божий, бла­го­слов­ляет своих уче­ни­ков, детей. Бла­го­сло­ве­нием Его мно­жатся хлебы для насы­ще­ния тысяч людей, уста­нав­ли­ва­ется Таин­ство Евха­ри­стии на Тайной вечери. Про­щаль­ное бла­го­сло­ве­ние пре­по­да­ется апо­сто­лам в момент Воз­не­се­ния: «И вывел их вон из города до Вифа­нии и, подняв руки Свои, бла­го­сло­вил их. И, когда бла­го­слов­лял их, стал отда­ляться от них и воз­но­ситься на небо» (Лк.24:50-51).

Хри­стос не только пре­по­дает бла­го­сло­ве­ние Сам, но и учит этому уче­ни­ков, при­зы­вая бла­го­слов­лять даже врагов: «любите врагов ваших, бла­го­слов­ляйте про­кли­на­ю­щих вас, бла­го­тво­рите нена­ви­дя­щим вас и моли­тесь за оби­жа­ю­щих вас и гоня­щих вас, да будете сынами Отца вашего Небес­ного» (Мф.5:44-45).  

Свя­щен­ни­че­ское бла­го­сло­ве­ние

Особо необ­хо­димо кос­нуться вопроса свя­щен­ни­че­ского бла­го­сло­ве­ния и бого­слу­жеб­ного упо­треб­ле­ния бла­го­сло­ве­ния. Свое начало оно берет из Вет­хого Завета, и было свя­зано с устрой­ством и функ­ци­о­ни­ро­ва­нием пер­вого храма, посвя­щен­ного Еди­ному и Истин­ному Богу,  – скинии собра­ния, кото­рую изра­иль­ский народ пере­но­сил с собой и уста­нав­ли­вал во время сто­я­нок на про­тя­же­нии 40-лет­него стран­ство­ва­ния по пустыне. Библия повест­вует об особом посвя­ще­нии целого колена (рода) из народа в слу­же­ние при храме: «В то время отде­лил Гос­подь колено Леви­ино, чтобы носить ковчег завета Гос­подня, пред­сто­ять пред Гос­по­дом, слу­жить Ему и бла­го­слов­лять именем Его» (Втор.10:8). Пер­во­свя­щен­ни­ком Бог назна­чил Аарона, брата Моисея. Именно ему и его сыно­вьям-свя­щен­ни­кам было пору­чено бла­го­слов­лять народ именем Божьим: «И сказал Гос­подь Моисею, говоря: скажи Аарону и сынам его: так бла­го­слов­ляйте сынов Изра­и­ле­вых, говоря им: «Да бла­го­сло­вит тебя Гос­подь и сохра­нит тебя!» «Да при­з­рит на тебя Гос­подь свет­лым лицом Своим и поми­лует тебя!» «Да обра­тит Гос­подь лицо Своё на тебя и даст тебе мир!». Так пусть при­зы­вают имя Моё на сынов Изра­и­ле­вых, и Я бла­го­словлю их» (Числ.6:22-27). Из дан­ного отрывка Свя­щен­ного Писа­ния ясно, что свя­щен­ник, про­из­но­ся­щий бла­го­сло­ве­ние, явля­ется выра­зи­те­лем Божьего бла­го­сло­ве­ния, право же бла­го­сло­ве­ния при­над­ле­жит исклю­чи­тельно Самому Богу, поскольку именно Он – Пода­тель всех благ. Содер­жа­нием свя­щен­ни­че­ского, или Ааро­нова, бла­го­сло­ве­ния явля­ется при­зва­ние Имени Божьего на бла­го­слов­ля­е­мого, а целью – даро­ва­ние мира и раз­лич­ных благ. Такое же пони­ма­ние свя­щен­ни­че­ского бла­го­сло­ве­ния сохра­ня­ется в ново­за­вет­ной Церкви. Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст писал: «Не чело­век бла­го­слов­ляет, а Бог его рукою и устами». И сам свя­щен­ник, пре­по­да­вая бла­го­сло­ве­ние, делает это со сло­вами «Бог бла­го­сло­вит!».

В более позд­ний период в вет­хо­за­вет­ном хра­мо­вом бого­слу­же­нии бла­го­сло­ве­ние про­из­но­сил черед­ной (слу­жа­щий) свя­щен­ник после при­не­се­ния утрен­ней жертвы. При про­из­не­се­нии бла­го­сло­ве­ния свя­щен­ник «сойдя, под­ни­мал руки свои на все собра­ние сынов Изра­и­ле­вых, чтобы устами своими пре­по­дать бла­го­сло­ве­ние Гос­пода и похва­литься именем Его; народ повто­рял покло­не­ние, чтобы при­нять бла­го­сло­ве­ние от Все­выш­него» (Сир. 50, 19-23). В трое­крат­ном про­из­не­се­нии Ааро­нова бла­го­сло­ве­ния можно видеть про­ро­че­ское пред­вос­хи­ще­ние хри­сти­ан­ского откро­ве­ния о Боге, Едином в Святой Троице. В пра­во­слав­ном бого­слу­же­нии Ааро­нову бла­го­сло­ве­нию соот­вет­ствует гла­во­пре­клон­ная молитва, пред­ва­ря­е­мая пре­по­да­нием мира воз­гла­сом свя­щен­ника «Мир всем».

В Ветхом Завете бла­го­сло­ве­нию сопут­ство­вали жесты, наи­бо­лее частыми из кото­рых были под­ня­тие и воз­ло­же­ние рук. Из Еван­ге­лия известно, что Свои бла­го­сло­ве­ния Гос­подь Иисус Хри­стос сопро­вож­дал воз­ло­же­нием, при­кос­но­ве­нием или воз­де­я­нием рук. Сим­во­лизм жестов сохра­нен и в хри­сти­ан­стве. Через воз­ло­же­ние рук епи­скопа на голову став­лен­ника на свя­щен­ни­че­ское слу­же­ние и при­зва­ние бла­го­дати Свя­того Духа совер­ша­ется Таин­ство свя­щен­ства. Крест (крест­ное зна­ме­ние) явля­ется одним из глав­ных сим­во­лов и жестов в Церкви. Начер­тан­ный рукой свя­щен­ника, образ Креста сопут­ствует бла­го­сло­ве­нию. Для пре­по­да­ния бла­го­сло­ве­ния также могут исполь­зо­ваться раз­лич­ные пред­меты – кресты, еван­ге­лия, иконы, Чаша со Свя­тыми Дарами и др.  

Исто­ри­че­ски зна­че­ние тер­мина «бла­го­сло­ве­ние» в хри­сти­ан­стве варьи­ро­ва­лось. Так, в сочи­не­ниях хри­сти­ан­ских авто­ров I‑IV вв. этот термин при­ме­ня­ется по отно­ше­нию к чино­по­сле­до­ва­ниям Таинств Евха­ри­стии, Кре­ще­ния и Миро­по­ма­за­ния, Свя­щен­ства. К бла­го­сло­ве­нию были отне­сены и молитвы над хлебом, вином, елеем, начат­ками плодов и др. С тече­нием вре­мени на Востоке бла­го­сло­ве­ние стало также упо­треб­ляться в более узком зна­че­нии, опи­сы­вая фор­мулы, в опре­де­лен­ных слу­чаях про­из­но­си­мых свя­щен­но­слу­жи­те­лем над пред­ме­тами или людьми. Как пра­вило, такое бла­го­сло­ве­ние сопро­вож­да­лось опре­де­лен­ным жестом или дей­ствием. Со вре­ме­нем среди хри­стиан утвер­ди­лось поня­тие «свя­щен­ни­че­ское бла­го­сло­ве­ние», что, впро­чем, не исклю­чало прак­тики бла­го­сло­ве­ния мирян со сто­роны других мирян (напри­мер, прак­тики бла­го­сло­ве­ния роди­те­лями детей на женитьбу).

Сейчас в цер­ков­ном бого­слу­же­нии под бла­го­сло­ве­нием пони­ма­ется сло­вес­ная фор­мула, свя­зан­ная с жестом или литур­ги­че­ским знаком, содер­жа­щая про­ше­ние об освя­ща­ю­щем дей­ствии или поже­ла­ние Божиих бла­го­де­я­ний. Либо свя­щен­но­дей­ствия, совер­ша­е­мые в соот­вет­ствии с опре­де­лен­ными чино­по­сле­до­ва­ни­ями над людьми, пред­ме­тами, живот­ными, пред­ме­тами быта и т.д. Также утвер­ди­лась тра­ди­ция пони­мать бла­го­сло­ве­ние как раз­ре­ше­ние духов­ника на тот или иной посту­пок. Тра­ди­ци­онно испра­ши­вают бла­го­сло­ве­ние у свя­щен­ника при встрече. В целом, термин «бла­го­сло­ве­ние» в совре­мен­но­сти имеет особое хри­сти­ан­ское осмыс­ле­ние и более широ­кую трак­товку по срав­не­нию с тем, что он пред­став­лял в вет­хо­за­вет­ные вре­мена. Именно поэтому его часто путают с освя­ще­нием.

Освя­ще­ние в Ветхом и Новом Завете

Термин «освя­ще­ние» впер­вые упо­ми­на­ется в книге Бытия: «И бла­го­сло­вил Бог седь­мой день, и освя­тил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, кото­рые Бог творил и сози­дал» (Быт.2:3). Свт. Фила­рет (Дроз­дов) так пояс­няет освя­ще­ние седь­мого дня: «Освя­ще­ние вообще зна­ме­нует отде­ле­ние к выс­шему назна­че­нию (Нав.20:7; Чис.3:13), и при­пи­сы­ва­ется иногда тому, что само по себе свято (Ин.10:36; Ин.17:19), в осо­бен­но­сти же освя­ще­ние времен есть назна­че­ние их для бого­слу­же­ния (4Цар.10:2; Неем.8:9; Иоил.1:14,2:15-16). Итак, Бог, бла­го­слов­ляя и освя­щая седь­мой день, делает его неза­бвен­ным памят­ни­ком Своей славы и весе­лия о тво­ре­нии (Пс.103:31) и вре­ме­нем, по пре­вос­ход­ству, свя­щен­ным для чело­века». Свя­щен­ная осо­бен­ность седь­мого дня, хотя и полу­чила харак­тер запо­веди лишь в зако­но­да­тель­стве Моисея (Исх.20:8; Втор.5:12), имела место и раннее. Про­фес­сор Лопу­хин пишет, что «суще­ствует целый ряд силь­ных дока­за­тельств, из кото­рых видно, что в форме бла­го­че­сти­вого обычая она прак­ти­ко­ва­лась гораздо раньше Моисея и что про­ис­хож­де­ние ее в этом смысле чуть ли не совре­менно самому началу чело­ве­че­ской исто­рии». В этом убеж­дает и сед­мич­ность исчис­ле­ния вре­мени, бывшее в упо­треб­ле­нии еще до потопа (Быт.8:4,10,12) и у пат­ри­ар­хов (Быт.29:27). 

Далее в текстах Вет­хого Завета термин «освя­ще­ние» упо­треб­ля­ется в смысле осо­бого посвя­ще­ния Богу. Освя­ще­ние, как и бла­го­сло­ве­ние, свя­зано с устро­е­нием скинии – пер­вого храма. Для освя­ще­ния храма Моисей, по пове­ле­нию Божьему, исполь­зо­вал елей пома­за­ния: «И взял Моисей елей пома­за­ния, и пома­зал скинию и все, что в ней, и освя­тил это; и покро­пил им на жерт­вен­ник семь раз, и пома­зал жерт­вен­ник и все при­над­леж­но­сти его, и умы­валь­ницу, и под­но­жие её, чтобы освя­тить их; и возлил елей пома­за­ния на голову Аарона, и пома­зал его, чтоб освя­тить его» (Лев.8:10-12). Также для освя­ще­ния исполь­зо­ва­лась кровь жерт­вен­ного живот­ного: «взял Моисей елея пома­за­ния и крови, кото­рая на жерт­вен­нике, и покро­пил Аарона и одежды его, и сынов его, и одежды сынов его с ним; и так освя­тил Аарона и одежды его, и сынов его, и одежды сынов его с ним» (Лев.8,30). Таким обра­зом, освя­ще­ние, будучи посвя­ще­нием Богу, каса­лось не только самого храма, но и свя­щен­ни­ков. Освя­ще­ние лиц или пред­ме­тов могло быть свя­зано с их пред­ва­ри­тель­ным или одно­вре­мен­ным риту­аль­ным очи­ще­нием (Лев.8:15), (Лев.8:33-34). Освя­щены были храм Соло­мона (3Цар.8:63), второй храм (Езд.6:16), стены и ворота Иеру­са­лима (Неем.12:27).

В Ветхом Завете освя­ще­ние имело в основ­ном обря­дово-бого­слу­жеб­ное зна­че­ние. Через освя­ще­ние про­ис­хо­дило постав­ле­ние людей и посвя­ще­ние пред­ме­тов на слу­же­ние Богу. Но уже тогда Бог, при­об­щая избран­ный народ к Своей свя­то­сти, дает запо­веди – тре­бо­ва­ния нрав­ствен­ного закона. «Святы будьте, ибо свят Я Гос­подь, Бог ваш», – так обра­ща­ется Гос­подь к веру­ю­щим в Него (Лев.19:2). Соблю­де­ние обря­до­вой и нрав­ствен­ной чистоты было обя­зан­но­стью члена изра­иль­ского обще­ства. Однако, на прак­тике обря­до­вая чистота во многих слу­чаях ста­ви­лась во главу угла, что пори­ца­лось Спа­си­те­лем.

Особое осмыс­ле­ние освя­ще­ние при­об­ре­тает в Новом Завете. Гос­подь Иисус Хри­стос Своими стра­да­ни­ями, Своим послу­ша­нием вплоть до смерти крест­ной спо­соб­ство­вал освя­ще­нию людей. Теперь и мы освя­щены исти­ною (Ин.17:19), Хри­стос сде­лался для нас «освя­ще­нием и искуп­ле­нием» пред Богом (1Кор.1:30). Апо­стол Павел пишет: «истина во Иисусе, – отло­жить преж­ний образ жизни вет­хого чело­века, истле­ва­ю­щего в обо­льсти­тель­ных похо­тях, а обно­виться духом ума вашего и облечься в нового чело­века, создан­ного по Богу, в пра­вед­но­сти и свя­то­сти истины» (Еф.4:21-24). Поэтому наи­важ­ней­шим делом для хри­сти­а­нина ста­но­вится свя­тость, под­ра­жа­ние своему Небес­ному Учи­телю. Бог спа­сает чело­века, но не без его уча­стия. Освя­ще­ние, будучи все­цело дея­нием Божьим, Его даром чело­веку, тре­бует пол­ного уча­стия хри­сти­а­нина. «Ста­рай­тесь иметь мир со всеми и свя­тость, без кото­рой никто не увидит Гос­пода», — при­зы­вает апо­стол Павел (Евр.12:14).

Освя­ще­ние чело­века, упо­доб­ле­ние его Богу невоз­можно без Церкви и уча­стия в ее Таин­ствах. Освя­ще­ние жизни хри­сти­а­нина – основ­ной смысл и цель Таинств. Но если с освя­ще­нием рели­ги­оз­ной сто­роны жизни чело­века все в целом понятно, то как же стоит посту­пать с бытом хри­сти­а­нина, его повсе­днев­но­стью? Цер­ковь пред­ла­гает бла­го­слов­лять и освя­щать быт и повсе­днев­ность, дабы исполь­зу­е­мые хри­сти­а­ни­ном вещи или упо­треб­ля­е­мая пища были полезны для души и тела. Для этого в Треб­нике и иных бого­слу­жеб­ных книгах содер­жится мно­же­ство чинов и молитв.

Раз­ли­чия между освя­ще­нием и бла­го­сло­ве­нием

Разо­брав­шись с исто­ри­че­скими аспек­тами поня­тий освя­ще­ния и бла­го­сло­ве­ния, мы подо­шли к основ­ной цели пуб­ли­ка­ции – ука­зать раз­ли­чия между ними в совре­мен­ной прак­тике. Что освя­ща­ется, а что бла­го­слов­ля­ется? Если гово­рить кратко, то освя­ща­ются пред­меты и вещи, име­ю­щие сакраль­ную зна­чи­мость, отде­лен­ные от прочих и посвя­щен­ные Богу, а бла­го­слов­ля­ются те, что имеют упо­треб­ле­ние в обыч­ной повсе­днев­ной жизни. Храмы, иконы, кресты, бого­слу­жеб­ные пред­меты и др. – освя­ща­ются (иногда исполь­зу­ется фор­мула «бла­го­слов­ля­ется и освя­ща­ется»). А дома, машины, разные пред­меты быта (коло­дец, печь и т.д.) – бла­го­слов­ля­ются. Бла­го­слов­ля­ется также любая пища (напри­мер, «Молитва на бла­го­сло­ве­ние сыра и яиц в первый день Святой Пасхи»). Бла­го­сло­ве­ние посред­ством особых молит­вен­ных после­до­ва­ний полу­чают и люди (напри­мер, «Молеб­ное пение о при­зы­ва­нии помощи Свя­таго Духа перед нача­лом вся­кого дела» или «Чин бла­го­сло­ве­ния в путь»).

В целом, поня­тие «бла­го­сло­ве­ние» в совре­мен­ной цер­ков­ной прак­тике гораздо шире, чем во вре­мена Вет­хого Завета и ран­него хри­сти­ан­ства. Бла­го­сло­ве­ние испра­ши­вают у свя­щен­ника при встрече и про­ща­ясь с ним. Под бла­го­сло­ве­нием пони­мают раз­ре­ше­ние духов­ника или свя­щен­ника на некое важное дей­ствие или заня­тие (напри­мер, бла­го­сло­ве­ние на помощь при храме), молитву (напри­мер, бла­го­сло­ве­ние на добав­ле­ние молитв к домаш­нему молит­вен­ному пра­вилу) и т.д.

Выше было ука­зано, что источ­ни­ком освя­ще­ния и бла­го­сло­ве­ния явля­ется Бог. Поэтому к любому акту бла­го­сло­ве­ния или освя­ще­ния необ­хо­димо отно­ситься со всей серьез­но­стью. Очень часто в цер­ков­ной среде слово «бла­го­сло­вите» исполь­зу­ется не вполне обду­манно, на авто­мате, почти как при­сказка. Напри­мер, цер­ков­ный работ­ник по какому-либо при­ход­скому вопросу хочет войти в рабо­чий каби­нет к насто­я­телю, и, посту­чав­шись, про­из­но­сит «бла­го­сло­вите, отец … » для того, чтобы полу­чить раз­ре­ше­ние на это дей­ствие. Выгля­дит чинно, по-цер­ков­ному, но если вду­маться, то это обес­це­ни­вает суть полу­че­ния бла­го­сло­ве­ния. Чело­веку не нужно особое Божье бла­го­сло­ве­ние на то, чтобы просто войти в каби­нет, да и свя­щен­ник вряд ли вста­нет с места, осенит чело­века крест­ным зна­ме­нием со сло­вами «Бог бла­го­сло­вит!», если он уже деся­тый раз на дню видит его. Раз­ре­ше­ние войти можно спро­сить у свя­щен­ника обще­при­ня­тым и вполне умест­ным «раз­ре­шите войти». К сожа­ле­нию, испра­ши­ва­ние бла­го­сло­ве­ния свя­щен­ника на всякую мелочь стало обы­ден­но­стью на многих при­хо­дах. Как было ска­зано выше, это обес­це­ни­вает саму суть бла­го­сло­ве­ния – просьба и полу­че­ние Боже­ствен­ной помощи в том или ином деле. Дабы не ума­лять сути, было бы вполне логич­ным при­дер­жи­ваться логики, про­сле­жи­ва­е­мой в Треб­нике – испра­ши­вать бла­го­сло­ве­ние только на важные дела посред­ством совер­ша­е­мых чинов и после­до­ва­ний. Либо, если нет нужды в молит­вен­ных после­до­ва­ниях, просто полу­чать бла­го­сло­ве­ние свя­щен­ника на важные дела.

С долж­ным бла­го­го­ве­нием должно отно­ситься к освя­ще­нию и бла­го­сло­ве­нию раз­лич­ных вещей и пред­ме­тов. В Треб­нике есть «Молитва на освя­ще­ние всякой вещи», кото­рая, как мы думаем, лишь по некому недо­ра­зу­ме­нию сейчас печа­та­ется во многих молит­во­сло­вах для мирян. Пред­по­ла­га­ется, что миря­нин, может само­сто­я­тельно освя­тить ту или иную вещь, про­чи­тав эту молитву и покро­пив вещь святой водой. Непо­ни­ма­ние сути освя­ще­ния в этом случае зача­стую при­во­дит к тому, что люди, про­яв­ляя нера­зум­ное усер­дие, начи­нают освя­щать все вокруг себя – пред­меты быта, новую одежду, мебель и т.д. Стоит вдум­чиво про­чи­тать слова молитвы: «Созда­тель и Устро­и­тель чело­ве­че­ского рода, дару­ю­щий духов­ную бла­го­дать и пода­ю­щий вечное спа­се­ние! Ты Сам, Гос­поди, пошли Твоего Свя­того Духа с небес­ным бла­го­сло­ве­нием на эту вещь, чтобы для жела­ю­щих ее упо­треб­лять она, воору­жен­ная силой небес­ной защиты послу­жила для телес­ного и духов­ного спа­се­ния, защиты и помощи во Христе Иисусе, Гос­поде нашем. Аминь». Оче­видно, что ни новым джин­сам, ни пыле­сосу после ремонта, ни пода­рен­ному сосе­дом табу­рету не тре­бу­ется такого при­зва­ния Свя­того Духа и бла­го­сло­ве­ния Божия. Но вполне уместно будет окро­пить святой водой, напри­мер, рабо­чий инстру­мент, испро­сив помощи Божией в работе. Чтение же этой молитвы лучше оста­вить свя­щен­ни­кам, чтобы они, про­яв­ляя разу­ме­ние, освя­щали и бла­го­слов­ляли то, что уместно.

Таким обра­зом, рас­смот­рев поня­тия освя­ще­ния и бла­го­сло­ве­ния, при­хо­дим к выводу, что они исто­ри­че­ски и прак­ти­че­ски имеют раз­ли­чия, и не явля­ются вза­и­мо­за­ме­ня­е­мыми. В совре­мен­ной цер­ков­ной прак­тике они часто допол­няют друг друга, при этом все же не теряя своей смыс­ло­вой раз­ницы.

Ниже будут при­ве­дены наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ные при­меры из при­ход­ской жизни, в кото­рых будет наглядно пока­зано раз­ли­чие освя­ще­ния и бла­го­сло­ве­ния.

Бла­го­сло­ве­ние пищи

Особо стоит кос­нуться вопроса бла­го­сло­ве­ния пищи. Всякая еже­днев­ная пища бла­го­слов­ля­ется и свя­щен­ни­ком, и миря­ни­ном оди­на­ково – чте­нием поло­жен­ной молитвы и осе­не­нием крест­ным зна­ме­нием. Особым чином свя­щен­ни­ком бла­го­слов­ля­ется только пища на неко­то­рые празд­ники. Напри­мер, на Пасху бла­го­слов­ля­ются яйца, выпечка, мясо и т.д. На празд­ники Пре­об­ра­же­ния Гос­подня, Изне­се­ния Чест­ных Древ Живо­тво­ря­щего Креста Гос­подня и Пере­не­се­ния из Едессы в Кон­стан­ти­но­поль Неру­ко­тво­рен­ного Образа Гос­пода Иисуса Христа тра­ди­ци­онно бла­го­слов­ля­ются плоды нового урожая – яблоки, вино­град, орехи, мед и т.д. Причем, тра­ди­ции такого бла­го­сло­ве­ния сильно зави­сят от мест­но­сти. Так, на юге, где яблоки поспе­вают намного раньше празд­ника Пре­об­ра­же­ния Гос­подня, новый урожай бла­го­слов­ляют уже на празд­ник апо­сто­лов Петра и Павла. Важно отме­тить, что для бла­го­сло­ве­ния всю эту пищу не вносят в храм, на это есть прямое ука­за­ние в Уставе. Так, напри­мер, в Триоди цвет­ной (бого­слу­жеб­ная книга на пас­халь­ный период) ска­зано о бла­го­сло­ве­нии яиц: «Яица же и сыр при­не­сен­ныя постав­ля­ются в при­творе, в цер­ковь же отнюд не подо­бает вно­сити». А о мясе: «Ведомо же буди и се, яко мяс пра­во­слав­нии хри­сти­ане к церкви не при­но­сят, но в дом ко иерею». Раньше свя­щен­ник, кото­рый жил рядом с храмом, мог бла­го­слов­лять при­но­ше­ния рядом с домом, но сейчас жизнь совсем иная и порой свя­щен­ник живет далеко, иногда в другом городе. Поэтому совре­мен­ная прак­тика пред­по­ла­гает бла­го­сло­ве­ние при­но­ше­ний в цер­ков­ной ограде.

Порой люди, про­яв­ляя излиш­нее и нера­зум­ное бла­го­че­стие, пыта­ются особым обра­зом ути­ли­зи­ро­вать остатки бла­го­слов­лен­ной свя­щен­ни­ком пищи. Напри­мер, на Пасху не ред­ко­стью бывает вопрос «что делать со скор­лу­пой освя­щен­ных яиц?». Усу­губ­ля­ется ситу­а­ция тем, что сейчас в про­даже пред­ла­га­ется мно­же­ство раз­лич­ных наклеек на пас­халь­ные яйца, на кото­рых изоб­ра­жены иконы. И если в случае с про­стыми кра­шен­ными яйцами ответ оче­ви­ден – «скор­лупу просто выкиньте, не надо ее ни сжи­гать, ни в реке топить», то реше­ние вопроса как посту­пать с ико­нами-наклей­ками ста­но­вится целой про­бле­мой. Их как раз при­дется сжи­гать. Поэтому лучше не гоняться за подоб­ной «кра­со­той» и не делать из про­стых яиц, кото­рые нужно съесть, яйца Фаб­ерже. Любые же остатки бла­го­слов­лен­ной пищи нужно ути­ли­зи­ро­вать как обыч­ные быто­вые отходы.   

«Освя­ще­ние» верб

Инте­ресно обстоит дело с так назы­ва­е­мым освя­ще­нием верб на празд­ник Входа Гос­подня в Иеру­са­лим. Вербы настолько глу­боко про­никли в тра­ди­цию, что даже сам празд­ник стали име­но­вать Верб­ным вос­кре­се­ньем. Хотя, на самом деле, ника­ких верб в Иеру­са­лиме в тот момент, когда Гос­подь Иисус Хри­стос тор­же­ственно въез­жал в него, сидя на ослике, и в помине не было. Они там просто не растут. Но растут пальмы и другие дере­вья, ветви кото­рых люди сре­зали с дере­вьев и пости­лали на пути перед Спа­си­те­лем. Неко­то­рые люди пости­лали свои одежды. Это дей­ствие в древ­нем мире счи­та­лось вели­кой честью для того, кого при­вет­ствуют таким обра­зом. Как пишет свт. Фео­фи­лакт Бол­гар­ский, «пости­ла­ние одежд выра­жает вели­кую честь, а ноше­ние сре­зан­ных ветвей — про­яв­ле­ние тор­же­ства». Так жители Иеру­са­лима при­вет­ство­вали и Христа, кото­рый нака­нуне вос­кре­сил своего друга Лазаря, чет­ве­ро­днев­ного мерт­веца. Многие в тот момент почи­тали Его за вели­кого про­рока, воз­можно, даже не подо­зре­вая, что перед ними Спа­си­тель мира.

Что же каса­ется верб, то все очень просто – в России пальмы не растут, но растут вербы, кото­рые как раз начи­нают давать кра­си­вые пуши­стые почки ко вре­мени празд­ника. И люди, согласно древ­ней цер­ков­ной тра­ди­ции при­но­сят на празд­ник в храм веточки верб, под­ра­жая в этот день жите­лям Иеру­са­лима, тор­же­ственно встре­чав­ших Спа­си­теля. Это дей­ствие напол­нено глу­бо­ким хри­сти­ан­ским смыс­лом и не имеет ничего общего с тем, что зача­стую про­ис­хо­дит в храмах – люди в тече­ние всего дня несут в храм вербы, чтобы их им освя­тили, окро­пив святой водой. Многие люди и поня­тия не имеют, для чего, на самом деле, стоит при­но­сить веточки верб в храм, им просто хочется унести домой нечто освя­щен­ное. Удру­ча­юще выгля­дит зре­лище – люди стоят в цер­ков­ном дворе и ждут освя­ще­ния верб, а в храме в этот момент совер­ша­ется празд­нич­ное бого­слу­же­ние. К сожа­ле­нию, также про­ис­хо­дит и с пас­халь­ным бла­го­сло­ве­нием яиц и кули­чей и бла­го­сло­ве­нием плодов нового урожая на Пре­об­ра­же­ние Гос­подне.     

Что же гово­рит цер­ков­ный устав по поводу освя­ще­ния верб? Стоит отме­тить, что в цер­ков­ном кален­даре име­ну­ется Неде­лей Ваий, то есть, Паль­мо­вым вос­кре­се­ньем. Вайи – это орган папо­рот­ни­ко­вых и паль­мо­вых рас­те­ний, похо­жий на листья. То есть то, что обычно в оби­ходе име­ну­ется паль­мо­выми листьями и есть вайи. В цер­ков­ном же оби­ходе вайями име­ну­ются паль­мо­вые ветви, о кото­рых уже было ска­зано выше. Во время бого­слу­же­ния же ника­кого освя­ще­ния верб или даже паль­мо­вых ветвей не про­ис­хо­дит. Устав пред­пи­сы­вает свя­щен­нику, кре­сто­об­разно пока­див (окурив лада­ном) пред­ло­жен­ные паль­мо­вые или иные ветви, про­из­не­сти молитву, в кото­рой нет ни еди­ного слова об освя­ще­нии или бла­го­сло­ве­нии верб, но смысл кото­рой сво­дится к словам: «… и нас, по под­ра­жа­нию онех (т.е. нас, в под­ра­жа­ние людей, встре­чав­ших Гос­пода вет­ками), в пред­праздн­ствен­ный сей день, ваия и ветви древес в руках нося­щих, соблюди и сохрани». Таким обра­зом, Цер­ковь видит в этом дей­ствии бла­го­сло­ве­ние в, первую оче­редь, людей, несу­щих в руках ветви дере­вьев, а вовсе не самих ветвей. Инте­ресно, что кроп­ле­ние святой водой, кото­рое совер­ша­ется после про­чте­ния молитвы, явля­ется позд­ней тра­ди­цией, отра­жа­ю­щей уже уста­но­вив­шу­юся прак­тику. Прак­тика эта отра­жена в бого­слу­жеб­ных книгах и без окроп­ле­ния святой водой сейчас бла­го­сло­ве­ние верб не обхо­дится. Видимо, это дей­ствие и вносит вос­при­я­тие бла­го­сло­ве­ния людей через чита­е­мую свя­щен­ни­ком молитву как некого освя­ще­ния верб. Тем не менее, эта тра­ди­ция окроп­ле­ния святой водой ни в коем случае не отме­няет самой сути бла­го­сло­ве­ния людей, в под­ра­жа­нии древним жите­лям Иеру­са­лима при­шед­ших при­вет­ство­вать Христа вет­вями дере­вьев.

Бла­го­сло­ве­ние жилища и средств пере­дви­же­ния.

Часто свя­щен­ни­кам при­хо­дится слы­шать просьбы освя­тить дом или машину. Оче­видно, что в полном смысле освя­тить, то есть отде­лить от прочих и посвя­тить Богу, нельзя ни жилище, ни машину. В молит­вах, чита­е­мых во время «Чина бла­го­сло­ве­ния нового дома», свя­щен­ник просит Бога бла­го­сло­вить жилище и живу­щих в нем, просит сохра­нить домо­чад­цев невре­ди­мыми от вся­кого зла, и умно­жить всякое благо в их доме. На стены дома нано­сятся изоб­ра­же­ния кре­стов – сим­вола все­по­беж­да­ю­щей силы Божией. Также свя­щен­ник пома­зы­вает стены дома освя­щен­ным елеем (маслом), про­из­нося крат­кую молитву: «Бла­го­слов­ля­ется дом сей пома­за­нием свя­того елея сего, во имя Отца, и Сына, и Свя­того Духа, Аминь». Дей­ствие это, также как и окроп­ле­ние святой водой, несет в себе опре­де­лен­ный смысл – «про­гна­ние всякой сопро­тив­ной силы и сата­нин­ских наве­тов», чтобы «в бег­ство обра­ти­лось всякое лука­вое и бесов­ское дей­ство». Все эти раз­но­об­раз­ные молитвы и дей­ствия авто­ма­ти­че­ски не пре­вра­щают дом в кре­пость, непри­ступ­ную для лука­вых духов и не явля­ются созда­нием некого обе­рега. К испро­шен­ному у Бога бла­го­сло­ве­нию должно отно­ситься со вся­че­ским бла­го­го­ве­нием и не осквер­нять дом непри­стой­ными и недо­пу­сти­мыми для хри­сти­а­нина заня­ти­ями. А такое порой про­ис­хо­дит: люди увле­ка­ются несов­ме­сти­мыми с хри­сти­ан­ством уче­ни­ями – аст­ро­ло­гией, магией, фен-шуем, спи­ри­тиз­мом и т.д., при­но­сят в дом раз­лич­ную атри­бу­тику, лите­ра­туру. Все это как магнит при­тя­ги­вает злых духов и осквер­няет не только дом, но и душу, явля­ясь отступ­ле­нием от Бога. В доме, и в жизни в целом, начи­на­ются про­блемы, кото­рые могут закон­читься весьма пла­чевно. Поэтому дом хри­сти­а­нина, его душа и разум, должны быть чисты от всякой бесов­щины и оккульт­ных учений.

Что же каса­ется бла­го­сло­ве­ния транс­порт­ных средств, то Цер­ковь знает совре­мен­ные чины бла­го­сло­ве­ния колес­ницы, т.е. колес­ного сред­ства пере­дви­же­ния, ладьи, т.е. корабля или лодки, и само­лета. Все они схожи и содер­жат в себе молитвы на бла­го­сло­ве­ние транс­порт­ного сред­ства и путе­ше­ству­ю­щих с его помо­щью, и окроп­ле­ние святой водой. Также суще­ствуют спе­ци­аль­ные чины бла­го­сло­ве­ния в путе­ше­ствия по суше, морю и воз­духу.

Освя­ще­ние кре­стов и икон

В случае с ико­нами и кре­стами все довольно просто и логично – они освя­ща­ются, т.е. в полной мере посвя­ща­ются Богу, будучи сакраль­ными пред­ме­тами. Причем почти все чино­по­сле­до­ва­ния содер­жат фор­му­ли­ровку «бла­го­сло­ве­ние и освя­ще­ние», чем под­чер­ки­ва­ется особая важ­ность освя­ще­ния данных пред­ме­тов. Отли­ча­ется от прочих лишь чин «Бла­го­сло­ве­ния креста для ноше­ния на груди» — натель­ного кре­стика. Молитвы этого чина не содер­жат про­ше­ний на освя­ще­ние кре­стика, в них испра­ши­ва­ется: «призри мило­стиво на это зна­ме­ние Крест­ное, и нис­по­шли Боже­ствен­ное Твое бла­го­сло­ве­ние и бла­го­дать, и подай ему силу и кре­пость, чтобы всякий, кто в вос­по­ми­на­ние спа­си­тель­ных Твоих стра­да­ний, и живо­твор­ной Твоей смерти, и для сохра­не­ния и защиты души и тела на себе его будет носить, полу­чил чрез него Небес­ное бла­го­сло­ве­ние и помощи удо­сто­ился. И как жезл Ааро­нов для отра­же­ния неве­рия про­тив­ни­ков и упразд­не­ния вол­шеб­ных меч­та­ний Ты бла­го­сло­вил, так и это зна­ме­ние Крест­ное бла­го­слови, и Твоего заступ­ле­ния помощь против всех козней диа­воль­ских в него влей, чтобы вся­кому, на себе нося­щему его, оно защи­тою и сохра­не­нием спа­си­тель­ным от вся­кого зла души и тела, и ко умно­же­нию в нем духов­ных Твоих даро­ва­ний и хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лей по бла­го­дати Твоей послу­жило». Таким обра­зом, сло­вами этой молитвы Цер­ковь испра­ши­вает бла­го­сло­ве­ние Божие, в первую оче­редь для чело­века, кото­рый хочет носить на груди крест, и кре­стом бла­го­слов­ляет его.

При­ме­ча­ния

1 Пра­во­слав­ная Энцик­ло­пе­дия / Под редак­цией Пат­ри­арха Мос­ков­ского и всея Руси Кирилла [Элек­трон­ный ресурс] (дата обра­ще­ния: 02.07.21)

2 При­ме­ча­тельно, что Библия при­во­дит и факт бла­го­сло­ве­ния народа Божия волх­вом, Вала­а­мом (Чис.23:16-21)

3 В данном случае под бла­го­сло­ве­нием под­ра­зу­ме­ва­ется дей­ствие Божие, направ­лен­ное на дости­же­ние особых целей Боже­ствен­ного Про­мысла.

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

2 комментария

  • ilfatnasmail-ru, 27.04.2022

    Бла­го­дарю вас за эту полез­ную инфор­ма­цию. Судя по опросу, 90 % людей этого не знают, а я теперь знаю.

    Ответить »
  • Кирилл, 08.02.2022

    Мит­ро­по­лит Рязан­ский и Михай­лов­ский Марк:

    “В наши дни одним из рас­про­стра­нен­ных пово­дов, кото­рый спо­дви­гает чело­века прийти, нако­нец, в храм, ста­но­вится бла­го­че­сти­вое жела­ние «освя­тить» машину, дом, натель­ный кре­стик или икону. При этом такие выра­же­ния, как «освя­тить машину» или «освя­тить квар­тиру», настолько вошли в наш обиход, что люди уже не заду­мы­ва­ются над упо­треб­ле­нием подоб­ных сло­во­со­че­та­ний и их под­лин­ном зна­че­нии.

    Если в отно­ше­нии креста, иконы мы, конечно, с полным правом можем гово­рить об освя­ще­нии, то при­ме­ни­тельно к дому и машине это уже ока­зы­ва­ется не вполне пра­во­мер­ным.

    Слово освя­ще­ние про­ис­хо­дит от слова свя­тость. Дословно в пере­воде с еврей­ского «свя­тость» — чистота, обособ­лен­ность. Святой – значит, обособ­лен­ный, выде­лен­ный для слу­же­ния Богу.

    Когда речь идет об освя­ще­нии, то пред­по­ла­га­ется, что пред­мет, над кото­рым совер­шится чин освя­ще­ния, будет наде­лен сакраль­ным зна­че­нием, то есть станет свя­щен­ным.

    Потому, когда мы гово­рим об освя­ще­нии храма – то есть не обыч­ного дома, в кото­ром живет или рабо­тает чело­век, исполь­зуя его для своих обы­ден­ных земных целей, а Дома Божия, — то мы правы. И когда гово­рим об освя­ще­нии креста – сим­вола Хри­сти­ан­ства, сим­вола победы Жизни над смер­тью, кото­рый мы носим на своей груди, — то мы правы. Когда просим свя­щен­ника «освя­тить икону», то тоже правы, хотя чин освя­ще­ния икон – более позд­няя прак­тика. Так, напри­мер, в ста­ро­об­ряд­че­стве и в гре­че­ских Церк­вах такого чина нет. Потому и отно­ше­ние к ико­но­писи раньше было не в пример бла­го­го­вей­нее, чем в нынеш­нее время. Иконы писали с молит­вой и постом, и каждое дей­ствие худож­ника: от при­го­тов­ле­ния доски и красок до тех­ники испол­не­ния, несло в себе глу­бо­кий сакраль­ный смысл.

    Строго говоря, об освя­ще­нии авто­мо­биля или жилища гово­рить неверно. Эти пред­меты не свя­щенны и потому не могут освя­щаться в прямом смысле этого слова.

    Так что и дом и машина, и прочие мир­ские вещи, не пред­на­зна­чен­ные для сакраль­ного упо­треб­ле­ния, не освя­ща­ются, а бла­го­слов­ля­ются Цер­ко­вью.

    Соб­ственно то, что в народе назы­ва­ется «освя­ще­нием квар­тиры», на цер­ков­ном языке обо­зна­ча­ется как «Чин бла­го­сло­ве­ния жилища». Свя­щен­ник окроп­ляет дом святой водой и изоб­ра­жает кресты на стенах елеем, молясь при этом так:

    “Бла­го­слов­ля­ется дом сей пома­за­нием свя­таго елеа сего, во имя Отца, и Сына, и Свя­таго Духа, аминь. Бла­го­слови, Гос­поди, дом сей, / и исполни его земных Твоих благ, / и в нем бла­го­честно жити хотя­щих / от вся­каго злаго обсто­я­ния невре­жден­ных сохрани, / и всякое изоби­лие небес­наго и зем­наго Твоего бла­го­сло­ве­ния тем даруй, / и яко щедр поми­луй, / по вели­цей Твоей мило­сти”.

    Также в любом треб­нике Вы най­дете и «Чин Вели­кого освя­ще­ния храма быва­е­мого от Архи­ерея» (или малого освя­ще­ния). Эти молитвы вос­хо­дят к V веку, когда чин был утвер­жден на IV Хал­ки­дон­ском Все­лен­ском Соборе. Чин освя­ще­ния также име­ну­ется обнов­ле­нием, потому что чрез освя­ще­ние храм из обыч­ного дома дела­ется святым, то есть совер­шенно иным, новым, он ста­но­вится Домом Гос­под­ним. И уже впо­след­ствии не может быть чем-то другим.

    То есть храм, крест, икона – все это неотъ­ем­ле­мые части литур­ги­че­ской жизни, отме­чен­ные особой бла­го­да­тью, Боже­ствен­ным при­сут­ствием. Они свя­щенны. И не могут упо­треб­ляться иначе. А жилье может быть бла­го­слов­лено, глав­ное – хра­нить его после это в чистоте и не только в быто­вом смысле этого слова, но и духов­ном.”

    Источ­ник: http://portal-logos.ru/index.php/nasha-vera/pervye-shagi-v-khrame/item/948-osvyashchenie-ili-blagoslovenie

    Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки