протоиерей Дионисий Свечников
Почему Бог не всегда отвечает на наши молитвы

«Молюсь, но Бог не помо­гает». Такие слова при­хо­дится пери­о­ди­че­ски слы­шать от разных людей. В чем при­чины, из-за кото­рых людям кажется, что Бог не слышит их молитвы? Что нужно сде­лать, чтобы полу­чить помощь от Гос­пода? Попро­буем разо­браться.

1. Отступ­ле­ние от Бога

Самая оче­вид­ная при­чина, по кото­рой Бог не отве­чает на молитвы – отпа­де­ние от Бога. Оста­вим в сто­роне явное отри­ца­ние суще­ство­ва­ния Бога, вряд ли атеист станет молиться. Но есть люди, кото­рые отсту­пают от Бога путем обра­ще­ния к дья­волу. И это вовсе не обя­за­тельно откры­тый сата­низм. В послед­ние деся­ти­ле­тия стали неве­ро­ятно попу­лярны раз­лич­ные оккульт­ные и духов­ные прак­тики, кото­рые не имеют ничего общего с верой в Бога. Эзо­те­рика, оккуль­тизм, восточ­ные духов­ные прак­тики, магия, экс­тра­сен­со­рика, язы­че­ство – это далеко не полный список того, к чему не должен при­ка­саться ни в каком виде пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин. Даже баналь­ные горо­скопы и те, несмотря на лег­ко­мыс­лен­ное к ним отно­ше­ние многих людей, губи­тельны для души и посему запретны для хри­стиан. Увы, многие люди пола­гают, что можно сов­ме­щать веру в Бога с посе­ще­нием гада­лок и экс­тра­сен­сов, заня­ти­ями йогой с пением мантр, зани­маться «белой» магией или с языч­ни­ками водить хоро­воды на Купалу. А потом искренне удив­ля­ются, почему же они, придя в храм, поста­вив по 5 свечей на каждый под­свеч­ник, не полу­чили того, что про­сили у Бога. Такой духов­ный вине­грет про­ти­вен Богу и прямо запре­щен в Свя­щен­ном Писа­нии. Только полное отвра­ще­ние от покло­не­ния падшим духам и обще­ния с ними, пока­я­ние и обра­ще­ние к Богу даст уве­рен­ность в том, что Гос­подь захо­чет услы­шать молитву.

2. Мало­ве­рие и сомне­ние в помощи Божией

Другая оче­вид­ная при­чина, по кото­рой Бог не отве­чает на молитвы – мало­ве­рие. Читая Еван­ге­лие, мы встре­чаем мно­же­ство при­ме­ров веры, ради кото­рых Гос­подь Иисус Хри­стос испол­няет просьбы – вос­кре­шает, исце­ляет, очи­щает, изго­няет бесов и т.д. Хри­стос ука­зы­вал веру непре­мен­ным усло­вием для тех чудес, кото­рые Он совер­шал. Так, Иаиру, началь­нику сина­гоги, про­сив­шему исце­лить его при смерти лежа­щую дочь, Хри­стос гово­рит: «не бойся, только веруй, и спа­сена будет» (Лк.8:50). И не только исце­ляет, но вос­кре­шает из мерт­вых, видя веру отца.

Жен­щине, две­на­дцать лет стра­дав­шей от жен­ской болезни с кро­во­те­че­нием, и исце­лив­шейся только от одного при­кос­но­ве­ния к одежде Спа­си­теля, Он гово­рит: «вера твоя спасла тебя; иди с миром» (Лк.8:48). Вера – это первое и важное усло­вие, кото­рое подви­гает чело­века обра­титься к Богу с молит­вой. И вовсе не обя­за­тельно, что про­сить мы будем исце­ле­ния боль­ных или вос­кре­ше­ния мерт­вых. Любая молит­вен­ная просьба тре­бует веры в то, что про­си­мое будет дано.

Вера в это должна быть твер­дой, без­ого­во­роч­ной и не име­ю­щей сомне­ний. О необ­хо­ди­мо­сти именно такой веры крас­но­ре­чиво повест­вует еван­гель­ская исто­рия. Хри­стос, «увидев при дороге одну смо­ков­ницу, подо­шёл к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, гово­рит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смо­ков­ница тотчас засохла. Увидев это, уче­ники уди­ви­лись и гово­рили: как это тотчас засохла смо­ков­ница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усо­мни­тесь, не только сде­ла­ете то, что сде­лано со смо­ков­ни­цею, но если и горе сей ска­жете: «под­ни­мись и вверг­нись в море», – будет; и всё, чего ни попро­сите в молитве с верою, полу­чите» (Мф.21:19-22). Сила веры, и при­ло­жен­ная к ней молитва, спо­собны тво­рить чудеса. Мало­ве­рие же и не спо­собно давать явные, добрые плоды. А если чело­века еще и гложут сомне­ния в том, что Бог помо­жет, то у Бога и вовсе не будет осно­ва­ний отве­чать на молитву.

3. Несо­блю­де­ние запо­ве­дей Божьих

Упор­ство в грехе также явля­ется при­чи­ной того, что Бог может не отве­тить на молитвы. Бог дал людям запо­веди как един­ственно верное духов­ное руко­вод­ство в жизни. Воля Божия для чело­века заклю­чена в испол­не­нии Его запо­ве­дей. Если чело­век не живет согласно запо­ве­дям Божьим, грешит, каяться не желает, а наобо­рот, вос­при­ни­мает грех как норму жизни, то Бог может не отве­тить на молитвы. Кто-то скажет – все люди грешны, и, несо­мненно, будут правы, без­греш­ных людей не бывает. Но есть прин­ци­пи­аль­ное раз­ли­чие в том, что одни люди каются в своих грехах, а другие счи­тают их нормой и каяться не соби­ра­ются. В пример можно при­ве­сти блуд­ные грехи, акту­аль­ные во все вре­мена. Так назы­ва­е­мые «граж­дан­ские браки» явля­ются блуд­ным сожи­тель­ством, но многие люди не видят в них ничего пло­хого и активно прак­ти­куют.

Сюда же можно отне­сти и то, что далеко не все люди имеют прак­ти­че­скую веру, то есть не явля­ются людьми воцер­ко­в­лен­ными – регу­лярно участ­ву­ю­щими в цер­ков­ных Таин­ствах, изу­ча­ю­щими Свя­щен­ное Писа­ние и труды святых отцов, регу­лярно моля­щи­мися. Молитвы от случая к случаю и редкие походы в храм «свечку поста­вить» вряд ли можно назвать прак­ти­кой веры. При этом люди могут быть доб­рыми, отзыв­чи­выми, помо­гать ближ­ним. Но это делают и ате­и­сты. Вовсе не обя­за­тельно быть веру­ю­щим, чтобы, напри­мер, зани­маться бла­го­тво­ри­тель­но­стью. Вера же, согласно опре­де­ле­нию апо­стола Иакова, без дел мертва (Иак.2:26). 

Что же про­ис­хо­дит, когда люди, упор­ству­ю­щие в грехе или не име­ю­щие прак­ти­че­ской веры, обра­ща­ются к Богу с молит­вой? Ответ нахо­дим в Свя­щен­ном Писа­нии: «при­бли­жа­ются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф.15:8). Чтобы Бог отве­тил на молитвы, мало просто кон­ста­ти­ро­вать Его суще­ство­ва­ние, назы­вать себя веру­ю­щим и ста­вить свечки в церкви. Нужно жить так, как запо­ве­дал Гос­подь. А если при­хо­дит осо­зна­ние тяж­кого греха, кото­рый был при­чи­ной гре­хов­ной жизни, то в нем необ­хо­димо при­не­сти искрен­нее пока­я­ние, и лишь потом при­сту­пать к молитве. Тогда помощь Божия будет ощу­щаться во многих делах и благих начи­на­ниях, Гос­подь будет под­дер­жи­вать в болез­нях и скор­бях, и непо­сти­жи­мым для чело­века обра­зом устра­и­вать все к луч­шему.

4. Молитва о том, что не полезно

Слу­ча­ется люди просят у Бога то, что не явля­ется полез­ным для них и может при­ве­сти к печаль­ным послед­ствиям – гре­хо­па­де­нию. Про­мысл Божий о чело­веке заклю­чен в том, что Бог хочет спа­се­ния для каж­дого чело­века и дал сво­бод­ную волю каж­дому из нас, чтобы и мы могли лично участ­во­вать в деле нашего спа­се­ния. Поэтому если чело­век просит чего-то такого, что в итоге будет отри­ца­тель­ным обра­зом влиять на дело спа­се­ния, то Бог вряд подаст про­си­мое. И вовсе не важно, что в кон­крет­ный момент жизни чело­век не видит или не пред­по­ла­гает дурных послед­ствий того, о чем просит. Он не может видеть на годы вперед. Мы даже допод­линно не знаем, что про­изой­дет с нами в сле­ду­ю­щую минуту, а можем только пред­по­ла­гать, пусть и боль­шой сте­пе­нью веро­ят­но­сти. Зато Бог знает все напе­ред. Он знает исход любого нашего дей­ствия, любого про­яв­ле­ния нашей сво­бод­ной воли.

Это все­ве­де­ние Божие очень при­ми­тивно можно пред­ста­вить в виде камня, кото­рый стоит перед былин­ным бога­ты­рем на раз­вилке трех дорог и на кото­ром напи­сан исход каж­дого из путей. Куда бы не пошел бога­тырь, исход тот, что напи­сан на камне. Также и Бог – знает исход любого нашего пути и знает, как повли­яет на нашу жизнь то, что мы просим у Него. Важно пони­мать, что про­яв­ляя свое­во­лие, чело­век может тво­рить разные поступки и про­сить у Бога всего, чего ему забла­го­рас­су­дится. Но поскольку молитва направ­лена к Богу и пода­те­лем блага явля­ется Все­ве­ду­ю­щий Бог, то и окон­ча­тель­ное реше­ние всегда за Ним. Он Сам знает когда, кому и что подать. Поэтому неуди­ви­тельно, что люди, даже живя в согла­сии с Божьими запо­ве­дями, могут годами про­сить у Бога что-то и не полу­чать. Это просто не полезно для их спа­се­ния в данный момент или не полезно вовсе.

Порой слу­ча­ется и так, что чело­век молится только о мате­ри­аль­ных благах, напрочь забыв настав­ле­ние Спа­си­теля: «Не соби­райте себе сокро­вищ на земле, где моль и ржа истреб­ляют и где воры под­ка­пы­вают и крадут, но соби­райте себе сокро­вища на небе, где ни моль, ни ржа не истреб­ляют и где воры не под­ка­пы­вают и не крадут, ибо где сокро­вище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:19-21). Если сердце отяг­чено стра­стью стя­жа­ния, то и молитвы будут соот­вет­ству­ю­щими. Но будет ли Гос­подь подо­гре­вать эту страсть? Вряд ли. Апо­стол Иаков явно дает понять это: «Про­сите и не полу­ча­ете, потому что про­сите не на добро, а чтобы упо­тре­бить для ваших вожде­ле­ний» (Иак.4:3).

Поэтому самой пра­виль­ной молит­вой явля­ется не просто «подай, Гос­поди, потому, что мне это надо», а «подай, Гос­поди, если мне это полезно и пусть будет воля Твоя». Воз­ла­гая на Бога попе­че­ние о нашем спа­се­нии, мы должны про­сить в первую оче­редь о нем и о том, что полезно для него. Первая молитва должна быть об этом, а лишь потом все наши хоте­ния и жела­ния.

Также важно пом­нить, что о полу­чен­ных бла­го­де­я­ниях нужно Бога бла­го­да­рить. Многие люди совер­шенно забы­вают об этом чрез­вы­чайно важном деле – молитве бла­го­да­ре­ния, при­ни­мая бла­го­де­я­ния Божии как долж­ное. Просил – полу­чил. Однако, полу­чаем мы ответ на наши просьбы только потому, что Бог любит нас. Роди­тели, вос­пи­ты­вая ребенка, учат его, чтобы он бла­го­да­рил, гово­рил «спа­сибо». Обща­ясь с близ­кими, кол­ле­гами, началь­ством, людьми на улице, чело­век бла­го­да­рит за помощь. Это есть при­знак куль­туры и вос­пи­та­ния. Так разве не нужна такая куль­тура и вос­пи­та­ние в обще­нии с Богом? Бог – это не джинн из бутылки, кото­рый испол­няет наши жела­ния, стоит лишь попро­сить Его об этом или свечку поста­вить. Бог – наш Отец, а если мы зем­ному своему роди­телю гово­рим «спа­сибо», то и Бога должны бла­го­да­рить. Иначе можно упо­до­биться девяти из десяти про­ка­жен­ных, кото­рые после исце­ле­ния ушли и не вер­ну­лись побла­го­да­рить Христа.

5. Молитва о плохом

Порой люди просят Бога о чем-то не просто не полез­ном, а об откро­венно плохом. Неко­то­рые просят о воз­мез­дии, о нака­за­нии обид­чи­ков, пыта­ются свою личную непри­язнь «навя­зать» Богу и при­звать Его быть неким пора­жа­ю­щим ору­жием. Причем осно­ва­нием для такой молитвы в боль­шин­стве слу­чаев высту­пает некое «чув­ство спра­вед­ли­во­сти», а воз­ло­же­ние на Бога обя­зан­но­сти «разо­браться с обид­чи­ком» обу­слав­ли­ва­ется ложным и при­твор­ным «упо­ва­нием» на Бога. На самом же деле ни о каком хри­сти­ан­ском сми­ре­нии и упо­ва­нии на Бога тут и речи быть не может, а «чув­ство спра­вед­ли­во­сти» — не более, чем уязв­лен­ная гор­дыня.

Кто-то воз­ра­зит и скажет – а как же, напри­мер, молитва за воинов на поле брани? Разве в таких молит­вах не просим мы даро­вать победу хри­сто­лю­би­вому воин­ству нашему? Разве не нужно было молиться, напри­мер, о победе над гит­ле­ров­ской Гер­ма­нией? Или разве плоха молитва о тех воинах и пра­во­охра­ни­те­лях, кото­рые борются с тер­ро­риз­мом? Ответ будет прост – все это допу­стимо, а иногда и необ­хо­димо, потому, что молимся о пре­кра­ще­нии зла. Зло может быть в разных вопло­ще­ниях. Гитлер или тер­ро­рист с поясом смерт­ника – это тот чело­век, кото­рый смыс­лом своей жизни сделал зло, истреб­ле­ние людей. Это люди, кото­рые уко­ре­ни­лись в грехе и грех их направ­лен против других людей. Но даже в борьбе с такими людьми крайне важно пони­мать, что война, какими бы поры­вами и чув­ствами не была обу­слов­лена, всегда явля­ется злом. Даже обо­ро­ни­тель­ная война тоже явля­ется злом. Неиз­беж­ным злом. Неиз­беж­ным не потому, что неиз­бежно в прин­ципе, а потому, что не уда­лось избе­жать этого зла, не уда­лось сохра­нить мир. Если же пола­гать, что зло неиз­бежно в прин­ципе, то можно оправ­дать любую войну и любое истреб­ле­ние. Поэтому молитва о воинах и победе – это, в первую оче­редь, молитва о пре­кра­ще­нии зла и наступ­ле­нии мира. В такой молитве, дей­стви­тельно, нужно воз­ло­жить упо­ва­ние на Гос­пода.

Этого нельзя ска­зать о ситу­а­ции меж­лич­ност­ных кон­флик­тов. Своих личных врагов Хри­стос учит про­щать: «Вы слы­шали, что ска­зано: «люби ближ­него твоего и нена­видь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, бла­го­слов­ляйте про­кли­на­ю­щих вас, бла­го­тво­рите нена­ви­дя­щим вас и моли­тесь за оби­жа­ю­щих вас и гоня­щих вас, да будете сынами Отца вашего Небес­ного» (Мф.5:43-45). Сложно запре­тить чело­веку взвы­вать в молит­вах к спра­вед­ли­вому суду Божьему в случае явной неспра­вед­ли­во­сти, но нужно пони­мать, что Суд Божий может быть не тут и не сейчас, и точно не по заказу. Всех нас ждет Страш­ный Суд, там и раз­ре­шатся все споры, а зако­ном, по кото­рому будут всех судить – запо­веди Божьи.  

6. Отсут­ствие сми­ре­ния и тер­пе­ния в молитве

Выше было ска­зано, что Бог решает когда, что и как подать чело­веку. Однако, многие люди крайне нетер­пе­ливы в ожи­да­нии про­си­мого. Гос­поди, дай, и все тут! Мне надо! Для неко­то­рых отсут­ствие ответа ста­но­вится пово­дом для разо­ча­ро­ва­ния, ослаб­ле­ния молитвы, потери всякой надежды и даже отча­я­ния. Как нельзя кстати вспо­ми­на­ется исто­рия хана­не­янки, дочь кото­рой исце­лил Хри­стос. Еван­ге­лист Матфей так повест­вует об этом собы­тии: «И вот, жен­щина Хана­не­янка, выйдя из тех мест, кри­чала Ему: поми­луй меня, Гос­поди, сын Дави­дов, дочь моя жестоко бес­ну­ется. Но Он не отве­чал ей ни слова. И уче­ники Его, при­сту­пив, про­сили Его: отпу­сти её, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погиб­шим овцам дома Изра­и­лева. А она, подойдя, кла­ня­лась Ему и гово­рила: Гос­поди! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехо­рошо взять хлеб у детей и бро­сить псам. Она ска­зала: так, Гос­поди! но и псы едят крохи, кото­рые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, жен­щина! велика вера твоя; да будет тебе по жела­нию твоему. И исце­ли­лась дочь её в тот час» (Мф.15:22-28).

Тут мы видим, что Хри­стос не сразу отве­чает на просьбу жен­щины. Более того, сна­чала он даже и гово­рить с ней не хочет. Разве можно при­ду­мать более веский повод для обра­ще­ния к Мессии, чем бес­но­ва­ние дочери? Жен­щина знает, что Он может исце­лить дочь, кричит Ему об этом, но Он молчит. Как это похоже на наши житей­ские ситу­а­ции, когда мы молимся и не полу­чаем помощи от Бога! Даже на просьбу апо­сто­лов Хри­стос отве­чает отка­зом, уходя, каза­лось бы, в жест­кий и даже жесто­кий фор­ма­лизм – «Я послан только к погиб­шим овцам дома Изра­и­лева». Но хана­не­янка не отсту­пает, ее упор­ство достойно похвалы. Она вновь обра­ща­ется к Спа­си­телю – Гос­поди, помоги мне! Здесь видим еще один для себя урок – тер­пе­ние и упор­ство в молитве. Какова бы не была горестна и без­от­ла­га­тельна наша жиз­нен­ная ситу­а­ция, и сколько бы обра­ще­ния к Богу и святым оста­ва­лись без ответа, мы не должны отча­и­ваться и осла­бе­вать в молитве. Читая эти еван­гель­ские строки, видим, что Хри­стос посту­пает жестко с жен­щи­ной, кото­рая и без того нахо­дится в край­ней сте­пени отча­я­ния из-за бес­но­ва­ния дочери. Кто-то и вовсе уди­вится – как же так, неужели это Хри­стос, кото­рый учит любви к ближ­нему, вдруг назы­вает псами целый народ, пред­ста­ви­тель­ни­цей кото­рого была эта несчаст­ная? Однако, этим Спа­си­тель ука­зы­вает не на чело­ве­че­ские каче­ства людей, а на их язы­че­скую сущ­ность. Хана­не­яне были языч­ни­ками и покло­ня­лись идолам, при­нося им в жертву даже соб­ствен­ных детей. Но эта жен­щина, языч­ница, про­яв­ляет неве­ро­ят­ную веру и сми­ре­ние, она не отсту­пает от Христа с обидой, но с завид­ным упор­ством молит – «псы едят крохи, кото­рые падают со стола господ их». Вера, упор­ство и сми­ре­ние дали плоды, Хри­стос исце­ляет ее дочь одним лишь словом.

Очень пока­за­тель­ная исто­рия и пример того, как не оску­де­вать в молитве. Бог может про­ве­рять нашу веру и сми­ре­ние, как про­ве­рял хана­не­янку, и лишь увидев осно­ва­ние, помочь.

7. Жела­ние полу­чить все без труда

Иногда люди думают, что Бог, внимая к их молит­вам, должен все сде­лать за них. Это похоже на дет­скую наив­ность. Захо­дит ребе­нок с роди­те­лями в мага­зин, видит игрушку и хочет тут же полу­чить ее здесь и сейчас. Если не полу­чает, то начи­нает каприз­ни­чать и тре­бо­вать. Ника­кого осо­бого труда для полу­че­ния игрушки ребе­нок, конечно, не при­ла­гает, а только просит. Так и чело­век думает, что доста­точно просто про­сить Бога о помощи и не при­ла­гать ника­ких усилий, чтобы полу­чить про­си­мое. Но это далеко не так. Есть пого­ворка: «Молись так, как будто всё зави­сит только от Бога; дей­ствуй так, как будто всё зави­сит только от тебя». И еще одна извест­ная народ­ная муд­рость гласит: «На Бога надейся, но сам не плошай». Гос­подь ждет, когда и мы при­ло­жим свои ста­ра­ния, усилия и труды, для того, чтобы полу­чить про­си­мое. Было бы очень само­на­де­ян­ным ждать от Бога пря­мого и кар­ди­наль­ного вме­ша­тель­ства в нашу жизнь, обычно Он дей­ствует через других людей и раз­лич­ные обсто­я­тель­ства. И мы должны тру­диться, вза­и­мо­дей­ствуя с этими людьми и обсто­я­тель­ствами, чтобы уча­стие Божие в нашей жизни стало явным.

8. Неже­ла­ние жерт­во­вать чем-либо

Самая силь­ная молитва – та, кото­рая сопря­жена с личным подви­гом моля­ще­гося. Это под­твер­ждает важ­ность молит­вен­ного про­ше­ния. Иначе полу­ча­ется, что чело­век просит у Бога чуда, а сам не хочет при­не­сти даже мини­маль­ную жертву. Однако, непра­вильно пола­гать, что жертва эта изме­ря­ется только коли­че­ством постав­лен­ных в свечей или раз­ме­ром опу­щен­ной в ящик для пожерт­во­ва­ния суммы. Есть древ­няя тра­ди­ция соче­тать сугу­бые молит­вен­ные про­ше­ния с постом, пешим палом­ни­че­ством, мило­сты­ней. Борьба стра­стями также может высту­пать таким зало­гом в молит­вен­ном про­ше­нии.

Пре­по­доб­ный Паисий Афон­ский рас­ска­зы­вал:

«Отец девочки, тяжело боль­ной раком, пришел на Святую Гору к старцу и попро­сил молитв о своей дочке. Отец принес с собой и неко­то­рые вещи ребенка, чтобы батюшка пере­кре­стил их. Старец сказал несчаст­ному:
– Я буду молиться, но и ты, как отец, должен при­не­сти какую-нибудь жертву, т.к. Бог сильно «подви­га­ется» от жерт­вен­ной любви.

Отец девочки спро­сил:
– Чем же пожерт­вую, батюшка?

Старец сказал:
– Пожерт­вуй какую-нибудь одну свою страсть.

Тот, имея слабое пред­став­ле­ние о духов­ной жизни, отве­тил:
– Нет у меня ника­кой стра­сти.

Тогда старец спро­сил:
– Сига­реты куришь?

– Да, – отве­тил отец девочки.

– Итак, брось курить, по любви к дочери, и Бог сде­лает её здо­ро­вой, – потре­бо­вал старец.

Тот немед­ленно бросил курить. Девочка начала посте­пенно поправ­ляться и совер­шенно выздо­ро­вела, что под­твер­дили и врачи.

Отец, однако, забыв­шись, нару­шил свое обе­ща­ние Богу и опять начал курить. Одно­вре­менно же у дочери его опять начал обна­ру­жи­ваться рак, и девочка снова пришла в преды­ду­щее тяже­лое состо­я­ние. И тогда отец её опять пришел к старцу. Но старец с твёр­до­стью сказал ему:
– Если ты, будучи отцом, не имеешь любо­че­стия и не жерт­ву­ешь стра­стью, раз­ру­ша­ю­щей твое тело, ради жизни ребёнка, то и я не могу тебе помочь ни в чём».

9. Молитва против чужой сво­бод­ной воли

Слу­ча­ется, люди молят о том, чтобы Бог каким-то обра­зом подей­ство­вал на других людей и сделал это именно так, как им хочется. Напри­мер, девушки часто просят, чтобы вер­нулся моло­дой чело­век, с кото­рым не сло­жи­лись отно­ше­ния. Насильно мил не будешь – гласит народ­ная муд­рость. Если отно­ше­ния рас­па­лись и муж­чина (хотя это, конечно, может быть и жен­щина) не хочет про­дол­жать их, то разве должен Бог «застав­лять» это делать? Бог – не сваха и не воро­жея, нельзя при­пи­сы­вать Ему таких свойств. Молитва вер­нуть люби­мого вопреки его жела­нию изна­чально обре­чена быть неис­пол­нен­ной. Бывает жен­щины молят о том, чтобы вер­нулся муж, кото­рый ушел к другой. Это ситу­а­ция похожа на преды­ду­щую, но с той раз­ни­цей, что тут рас­па­да­ется брак, порой вен­чан­ный. Хочется его сохра­нить, вер­нуть мужа и отца в семью. С одной сто­роны, понят­ное жела­ние, поскольку муж­чина впал в грех пре­лю­бо­де­я­ния. Но с другой сто­роны, это жела­ние почти всегда свя­зано с чув­ством соб­ствен­ни­че­ства, поскольку жена хочет себе обратно своего мужа, а вовсе не того, чтобы он не грешил. Полу­ча­ется просьба вроде «он мой, Гос­поди, верни мне его обратно». Хотя должно быть по-дру­гому – «Гос­поди, вра­зуми его и помоги больше не гре­шить». Такая молитва, дей­стви­тельно, может быть услы­шана Богом, но ведь и сво­бод­ной воли муж­чины никто не отме­нял, а посему нет гаран­тии, что даже после осо­зна­ния греха и отвра­ще­ния от него, муж вер­нется в семью.

Такая же ситу­а­ция скла­ды­ва­ется, когда при­хо­дится молиться за алко­го­ли­ков. С одной сто­роны, такая молитва крайне необ­хо­дима, но с другой – если алко­го­лик сам не захо­чет изба­виться от гре­хов­ной стра­сти, она будет тщетна. И вовсе не потому, что Бог хочет, чтобы чело­век про­дол­жал гре­шить, а потому, что в грехе есть про­яв­ле­ние сво­бод­ной воли чело­века. Не Бог застав­ляет пить, чело­век сам делает это. Увы, при­ме­ров того, как роди­тели, супруги и дети годами молятся за своих близ­ких-алко­го­ли­ков, но ничего не меня­ется, очень много.

10. Зло­па­мят­ство

Когда читаем молитву Гос­подню, про­из­но­сим слова «прости нам долги наши, как и мы про­щаем долж­ни­кам нашим» (Мф.6:12). Если не про­щаем, то этими сло­вами просим Бога не про­щать и нас, то есть сами молим Бога о том, чтобы Он не слышал наших просьб. А ведь Гос­подь ясно гово­рит: «Итак, если ты при­не­сёшь дар твой к жерт­вен­нику и там вспом­нишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жерт­вен­ни­ком, и пойди прежде при­ми­рись с братом твоим, и тогда приди и при­неси дар твой» (Мф.5:23-24). Бог не желает слы­шать молитв зло­па­мят­ного чело­века и ждет от него при­ми­ре­ния с ближ­ним.

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки