Каждую ступеньку жизни готовил для меня Господь
25 Июн

Каждую ступеньку жизни готовил для меня Господь

(37 голосов4.5 из 5)

Часть 2

История священника Сергия Бортулева

Этот серьезный крупный мужчина отличался уверенным тоном, поставленным голосом, внятными формулировками. Успешный доктор, главный врач частной клиники, кандидат медицинских наук, он твердо шел к поставленной цели. И – стал священником в декабре прошлого года.

Что привело его в храм? Как он интерпретирует происходящие в жизни трудности? И что трогает такого сурового внешне человека – до слез?

Об этом – рассказ священника Сергия Бортулева, клирика Андреевского собора, врача-терапевта и кардиолога высшей категории.

Каждую ступеньку жизни готовил для меня Господь
Священник Сергей Бортулев

Мечтал быть диаконом, а стал врачом

Я родился в семье родителей-атеистов, но у меня была очень набожная бабушка, мама моей мамы. Меня крестили в 1982 году, через полгода после дня рождения, во Всеволожском Троицком храме. И примерно с двух лет бабушка стала водить меня в храм.

Храмов тогда было мало. Мы жили в поселке Янино и ходили в Никольскую церковь на Большеохтинском кладбище. С этого момента, с первого соприкосновения с богослужением у меня появилось отчетливое желание быть священнослужителем.

Помню, когда я оставался у бабушки, я надевал какую-то рубашку моей матери длиной до пола, это был мой стихарь, ставил перед собой табуретку и произносил ектении, как диакон. Настолько мне всё это нравилось.

В 88-м году начались восстановительные работы храма Илии Пророка, и мы с бабушкой туда ходили, помогали. Помню, как бабушка накладывала лопатой на носилки какой-то мусор, и мы его выносили. Мне тогда было 6 лет, так проходило наше лето, мы много трудились. В 92-м году при храме открылась воскресная школа, в которую я пошел. А через год меня пригласили в алтарь – и я, наконец, надел настоящий стихарь. Сначала подавал кадило, ходил со свечой. Потом начал читать. 9 лет шел к этой мечте!

В алтаре были ребята постарше, которые на тот момент учились в семинарии. И немножко они мой пыл остудили. Показались мне заносчивыми, а, с другой стороны, слишком по-простецки относящимися к тому, что в церкви происходит.

В общем, я находил какие-то недостатки и связывал это с тем, что они получают духовное образование. И понял, что поступать по окончании школы в семинарию не готов. Боюсь я туда поступать, не хочу!

Тогда моим духовным отцом был ныне покойный протоиерей Василий Швец. Он служил в Псковской области. Родители к тому времени воцерковились, и мы ездили к батюшке в деревню. Много беседовали, он пытался понять мои настроения, интересы в жизни и так далее.

В какой-то момент сказал: «Благословляю тебя быть врачом».

Карьерный взлет

Оборачиваясь назад, скажу, что это было довольно волюнтаристское благословение. Но в тот момент это для меня стало целью. У меня ее не было, а были смятения и сомнения. И тут у меня появилась четкая цель, к которой я стал двигаться. И сегодня нисколько не жалею о том, что пошел в медицину.

Особенности домашнего воспитания привили такой навык, что если за что-то взялся, то доводишь до конца и делаешь это хорошо. Окончив медицинский институт, я пошел в интернатуру по терапии, это годичное последипломное образование, потом на два года в клиническую ординатуру по кардиологии. Остался ассистентом на кафедре, защитил кандидатскую диссертацию. То есть занимался и педагогической, и научной, и лечебной деятельностью. Женился, у нас родилось двое сыновей. После защиты диссертации больше сосредоточился на науке и практической деятельности. Довольно быстро стал заместителем главного врача, сейчас я главный врач в другой частной клинике.

Вот так примерно складывалась моя судьба. Я ставил задачи и стремился этого добиваться.

Родители развелись и поженились заново, но ничего не изменилось

Спрашиваете, что за особенности домашнего воспитания? Эта долгая история… Я вырос в военном городке, в семье военнослужащего. Соответственно, у меня было довольно суровое семейное воспитание.

И ремень в моей жизни был, и армейский сапог, и кулак. Никакой пощады мне не было. Хотя я был беззащитным маленьким ребенком, который порой даже не понимал, за что получает наказание. А если и понимал, то суровость этого наказания была абсолютно несоответствующей проступку.

И хотя тогда я не знал, что может быть иначе, все равно чувствовал, что не должны взрослые люди так с ребенком поступать! Я не видел других примеров, шли суровые 90-е годы, было плохо абсолютно всем. Общая тревожная, депрессивная ситуация сказывалась внутри семейных отношений. Отец пил и в этом состоянии бил мать, ну и меня.

В какой-то момент родители развелись. Но спустя пару-тройку лет отец вернулся со словами, что он все осознал, ему нужна семья, а пить он бросит. Это был примерно 87-й год. Мать поехала в Пюхтицы, и тамошний архимандрит благословил ее – дескать, выходи за него замуж повторно.

Опять же, сейчас я бы сказал, что это был волюнтаристский поступок с его стороны. Если бы ко мне сегодня обратился кто-то с таким же вопросом, я бы едва ли сказал, что нужно выходить снова замуж за человека, который страдает алкогольной зависимостью и поднимает руку на жену и ребенка. Но, тем не менее, он ей так сказал.

Мой отец вернулся в семью. И, по большому счету, ничего не изменилось.

Каждую ступеньку жизни готовил для меня Господь
Священник Сергей Бортулев

Руководство по восстановлению от детской травмы

Не могу сказать, что я справился с этими болезненными воспоминаниями. Какое-то время назад я прочитал книгу американского психолога Пита Уокера «Комплексное ПТСР. Руководство по восстановлению от детской травмы». И понял, что ничуть я с этим не справился. Во мне живет этот маленький Сережа, этот ребенок трех-, пяти-, восьми лет, который несёт в себе большое количество недополученной ласки и детских обид.

А ведь это постоянно в моем детстве и в моей уже взрослой жизни конфликтует с христианскими убеждениями, что нужно всех прощать. И нельзя приступать к таинству Евхаристии, не простив всех и не попросив у всех прощения. Долгие годы это влияло на меня и мешало жить.

Став взрослым человеком, женившись, родив детей, я продолжал пытаться контактировать со своими родителями, которые свои тиранические черты характера проявляли уже по отношению к моей семье. В какой-то момент я понял, что этому нужно положить конец, выстроив четкие границы.

И только прекратив общение, получилось что-то изменить.

Насилие по нисходящей

Так что у меня за спиной осталось такое прошлое, которое наложило на меня большой отпечаток. И полностью избежать физического насилия по отношению к собственным детям я не смог. Бывало, что срывался, когда они переходили границу дозволенного. Например, когда что-то непозволительное совершали в отношении своей мамы, моей супруги. Однако спустя время я понял, что делаю что-то совершенно неправильно.

Хорошо, что у меня такая жена – по молодости, когда я был слишком горячим по отношению к детям, она меня тормозила. Моя же мать никогда меня не защитила от садисткого произвола моего отца.

И конечно, если продолжать сравнивать наши семьи, для меня был совершенно недопустимым образ пьяного отца, скандалы в семье, когда семья ищет своего папу по дружкам, по пивным, по гаражам и тому подобное. Этого в детстве моих детей точно не было.

И вот когда я прочитал книжку Пита Уокера, я понял, что мне нужно было ее прочитать 17 лет назад, когда мы родили старшего ребенка. И моим детям это тоже нужно прочитать до того, как они родят своих детей. Теперь я смотрю на каждого – на своих родителей, дедушек-бабушек и так далее, видя в них тех, кого недолюбили в детстве. И могу сказать, что уровень насилия в наших семьях все-таки сильно снижается.

Если брать мою бабушку – у нее отец погиб на войне, она осталась старшим ребенком в 4 года, имея двух братьев и сестру младше себя. И она со своей мамой пахала на корове, потому что лошадей забрали на колхозные поля. Ходила зимой босиком. А учиться пошла только после войны, лет в 12. Окончила всего 4 класса.

А потом вышла замуж за алкоголика, который ее бил и который бил их ребенка. То есть в детстве моей матери насилия было еще больше. Но я искренне верю, что оно идет по нисходящей и однажды в моих потомках сойдет к нулю. Я надеюсь, что оно уже на мне прекратилось и дальше пойдет по нарастающей только сила добра.

Единственная конфета – мандарин

Сегодня я практикую в своей семье и просить прощение, и часто говорить о своей любви – детям, жене и всем вместе взятым. И конечно, обнимашки, поддержка того, кому плохо, и так далее. Именно потому, что в моем детстве никогда такого не было. Я видел довольно холодных, бесчувственных родителей.

Когда я рассказываю про свое детство сыновьям, я говорю – у вас всегда есть печенье, конфеты, вы открываете ящик кухонного стола и думаете, а что бы мне взять? И говорите, – мама, купи нам что-нибудь еще вкусненькое, потому что все, что есть, нас не устраивает.

А у меня в детстве не было ни печенья, ни конфет. На Новый год родителям выдавали «новогодний снег» и какой-нибудь мандарин. Это была единственная сладость. Знаете анекдот? «Папа, купи, пожалуйста, мороженое» – «Сынок, я тоже люблю мороженое, но деньги у нас есть только на водку». Так вот этот анекдот про меня.

Единственный человек, который ко мне в детстве хорошо относился, это была бабушка. Которая со своей маленькой пенсии иногда что-то мне выкраивала.

Например, мы с ней ели мороженое, когда ехали из храма. Или она покупала мне шоколадку. Это было крайне редко, потому что жила она бедно, 90-е годы были тяжелыми. И у нее не всегда была возможность что-то себе позволить. Кроме того, родители часто с ней конфликтовали, в том числе потому, что она заступалась за меня.

Как простить?

С отцом я около шести лет не общаюсь совсем. Мы не видимся, не разговариваем. Это гораздо лучше, чем то, что было до этого. Потому что встречи всегда возвращали меня в то самое детство, в котором я испытал много неприятных ощущений.

С матерью у нас тоже был довольно болезненный двухлетний перерыв. После чего она либо изменила стратегию, либо произошли изменения в ее душе. В общем, она пришла и попросила прощения.

Мне было 39 лет, и впервые я от своей мамы услышал извинения. При этом, когда я был маленьким и понимал, что меня сейчас неминуемо ждет наказание, я говорил «прости», а родители считали, что это фальшивые извинения. Мне никогда не верили и мне все равно влетало.

И вот теперь мать попросила прощения, после чего произошел определенный перелом.

Сейчас у нас есть негласные, а где-то гласные договоренности о рамках, о границах, о том, как мы общаемся, как она общается со мной, с моей супругой, чтобы это было уважительно, что она говорит детям, чтобы это не было провокационно, так, что бабушка допрашивает их или стравливает с родителями и так далее. В общем, чтобы избежать каких-то манипулятивных ситуаций, которые были до этого. Это стало возможным, потому что извинения прозвучали.

В свою очередь и я попросил у них прощения. Сейчас могу сказать следующее. Попросить прощения действительно можно не искренне. Но обиду отпустить – вот это неискренним не бывает.

Либо ты ее отпустил, либо не отпустил. Да, даже если отпустишь, она все равно где-то прорывается. Время от времени как-то так складывается, что хочется поделиться. Ведь если ты поделился горем со своим слушателем, то ты разделил его пополам. А если поделился радостью, то умножил ее на два. Так гласит китайская мудрость.

Поэтому иногда хочется поделиться. Иногда в виде поддержки другого – послушай, что было у меня. Все это рано или поздно зарастет рубцами, и будет у тебя все прекрасно. Это временное испытание, давай двигаться дальше.

Но когда я это рассказываю, неизменно каждый раз испытываю боль и слезы, которые приносят мне облегчение, очищение. Тем не менее, я ощущаю, что обиду я отпустил. Приступая к таинству Евхаристии, я это проверяю и понимаю, что на сердце камня на них не лежит. И вот это большое облегчение.

Каждую ступеньку жизни готовил для меня Господь
Священник Сергей Бортулев

Светлое место

Единственным светлым местом в моем детстве, местом, где меня не обижали, была церковь. Людям, которых я там встретил, я доверял, потому что они никогда не совершали никакого насилия – ни физического, ни психологического. Так что моё желание служить в церкви всегда было искренним. Это светлое, чистое место, в котором мне хотелось быть.

А образом отца для меня стал мой духовник. После смерти уже упомянутого отца Василия Швеца моим добрым советчиком стал здравствующий ныне протоиерей Александр Будников. Я его знаю с детства, с открытия Ильинского храма. Человек, который всегда относился ко мне с отеческой лаской, с любовью. И сегодня, когда мне уже 43 года, это тот человек, к чьим советам я действительно прислушиваюсь.

И вот как-то в феврале 2018 года, прямо во время богослужения батюшка меня к себе призывает и спрашивает:

– А ты не планировал поступать в семинарию?

– Ну, вроде не планировал, но как благословите.

– А ты хочешь?

– Хочу.

– Тогда благословляю, готовься, поступай.

Это было перед Великим постом. Я успел подготовиться, сдать успешно экзамены и поступить в семинарию.

Я ведь всегда хотел стать дьяконом, хотел стать священником, но как-то не дерзал. Так что в моей жизни выбор профессии был продиктован двумя лицами. Духовником, которого мне дали родители в детстве, и духовником, которого я избрал, будучи взрослым.

Спустя три года, когда я заканчивал третий курс, в благочинии отца Александра потребовался диакон, и он точно так же подошел ко мне и спросил – а не хочешь ли ты быть диаконом? «Хочу». Он сказал – ну, значит, твое желание сбудется.

После этого запустился процесс, и примерно через месяц я был рукоположен к храму Преображения Господня в Лесном.

Священник и врач

Работа врача и служение в сане священника во многом схожи.

Люди и врачу, и священнику приносят свою боль, страдание. Конечно, речь не о совершении таинств, у этого нет аналогий ни в одной профессии. Но когда ты взаимодействуешь с прихожанами, это очень похоже на работу врача.

Нередко мне сейчас рассказывают истории, напоминающие мою собственную. Я слышу историю меня, или историю моего отца, или моей матери. Важно человека при этом не осудить.

Я в этих ситуациях бывал. Я не жил в рафинированных условиях, я не родился с серебряной ложкой во рту. И вот это мое сложное взросление теперь помогает в служении. Как будто ты с кем-то вместе читаешь одну книгу и ее обсуждаешь. Или смотришь один фильм.

Я сталкиваюсь с жизнью похожих людей, и это позволяет лучше узнать моих родителей – что они чувствуют, что они испытывают. Я считаю, что каждую ступеньку моей жизни, по которой я делал шаг, готовил для меня Господь. Он вёл меня к сегодняшнему дню через опыт предыдущих 43 лет и ведёт через сегодняшний опыт к следующей ступеньке. И я не знаю, сколько их у меня будет.

Разные овцы одного стада

В последние время я, наверное, стал сентиментальным. Иногда смотрю фильм – и слезы текут. Мне не стыдно в этом признаваться. Как-то ко мне пришла женщина, которая всю исповедь плакала. А я стою и плачу вместе с ней…

Возможно, ей в этот момент было нужно, чтобы попался такой священник, который мог сострадать. У Господа же всех много. Есть очень строгие и неэмоциональные отцы, и это наверняка очень хорошо и кому-то полезно. Но есть вот такие, как я, сентиментальные.

И это тоже нужно. Господь стал пастырем стада, в котором есть очень-очень разные овцы.

 

Справка: Священник Сергей Бортулев, клирик Андреевского собора (1982 г. рождения, рукоположен во иереи в декабре 2024 г.). Врач-терапевт высшей категории, кардиолог высшей категории, кандидат медицинских наук. Главный врач ID-clinic (Санкт-Петербург). Учится в магистратуре СПбДА, 2-й курс. Женат, отец двух сыновей.

Записала Анна Ершова

Комментировать

Загрузка формы комментариев...

2 комментария

  • Liubov Mirzai, 26.06.2025
    Благодарю за описание истории вашей жизни. Сил вам от Господа 🙏☦️🌹
    Ответить »
  • Екатерина, 27.06.2025
    Благодарю!
    Ответить »