Я стояла перед большой иконой, изображающей некий собор святых, и стала всматриваться, кто же именно на ней изображен. Внизу картуш или табличка для надписи, но надписи нет…
Летом 2006 года мы с друзьями и детьми побывали на Байкале. Остановились в поселке Листвянка и в воскресный день пошли на Литургию в местный храм святителя Николая. Храм удивительный, из тех, что почти не закрывались в советское время — а это сразу ощущается. (Перерыв в служении был только с 1938 по 1945 год.) Я стояла перед большой иконой, изображающей некий собор святых, и стала всматриваться, кто же именно на ней изображен. Внизу картуш или табличка для надписи, но надписи нет…
Вглядываюсь в лики. Такие узнаваемые апостолы Петр и Павел, святитель Николай… Александр Невский, великомученица Екатерина… Дальше уже стала разбирать надписи над нимбами… И тут осенило: да это же всё святые покровители русских царей и цариц! Икона с характерным для начала XX века орнаментальным обрамлением. Да вот и даты по бокам — 1613 слева, 1913 справа. Да! Эта икона писалась к 300-летию Царского дома Романовых! А надпись на табличке, конечно же, была именно об этом, — и ее предусмотрительно замазали. Иначе икона бы не уцелела!
«…В целях увековечения памяти лиц, принадлежащих к членам низвергнутой народом династии»
Позже я узнала, что в Инструкции Народного комиссариата юстиции о порядке проведения в жизнь Декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (июнь 1918 г.) был специальный пункт:
«Местная Советская власть устраняет или обязует соответствующих лиц устранить из храмов и других молитвенных домов, составляющих народное достояние, все предметы, оскорбляющие революционное чувство трудящихся масс, как-то: мраморные или иные доски, надписи на стенах и на богослужебных предметах, произведенные в целях увековечения памяти каких бы то ни было лиц, принадлежащих к членам низвергнутой народом династии, и ее приспешников».
Спустя десять лет я впервые оказалась в составе съемочной группы фильма о непрославленных новомучениках на Алтае, в городе Рубцовске, где был расстрелян один из героев нашего фильма. В старейшем Михаило-Архангельском храме, он же кафедральный собор епархии, сотрудница епархии Елена Владимировна Бычкова с гордостью показала нам икону, на которой я узнала тех же святых, ту же композицию.
Композиция иконы в память 300-летия царствования Дома Романовых была создана художником Александром Антиповым. О том, что планируется создать и распространить по России этот образ, в 1912 г. написали все крупные периодические издания. 12 декабря 1912 года государь император Николай II в присутствии министров и других ответственных лиц одобрил проект образа, а 19 декабря Синод издал постановление под номером 11737 о повсеместном распространении его.
Вверху иконы парит Феодоровский образ Божией Матери — образ, которым благословляли первого царя из Романовых, Михаила. Феодоровская икона особо почиталась в царской семье и считалась покровительницей правящей династии. Великие княгини, рожденные на Западе, становясь русскими царицами, при переходе в Православие именно по этой причине получали отчество «Фео́доровна». (Последняя русская царица — Александра Феодоровна; супруга Александра III, мать Николая II — Мария Феодоровна).
Двенадцать святых — покровителей всех русских правителей рода Романовых: преподобный Михаил Малеин (покровитель первого царя Михаила Феодоровича Романова), преподобный Алексий, человек Божий (царя Алексея Михайловича), великомученик Феодор Стратилат (царя Феодора Алексеевича), святой Иоанн Креститель (царей Иоанна IV и Иоанна V), праведная Елисавета (императрицы Елизаветы Петровны), пророчица Анна (императриц Анны Иоанновны и Анны Леопольдовны), великомученица Екатерина (императриц Екатерины I и Екатерины II), апостол Павел (императора Павла I), апостол Петр (императоров Петра I Великого, Петра II и Петра III), благоверный князь Александр Невский (императоров Александра I, Александра II и Александра III), святитель Николай Чудотворец (императоров Николая I и Николая II), святитель Алексий, митрополит Московский (цесаревича Алексея Николаевича).
Всего на русском престоле правили 18 правителей рода Романовых, а цесаревич Алексей не успел вступить на престол, погибнув в отроческом возрасте от рук богоборцев.
Судьба Рубцовской иконы
В 1972 году по Алтаю путешествовали местные художники Владислав Владимирович Тихонов и Михаил Прокопьевич Манеев. В алтайском селе Колывань, в красном уголке местной художественной школы, где демонстрировали советскую атрибутику, они заметили стол необычной формы.
В. Тихонов, заинтересовавшись столом, заглянул под столешницу и… обнаружил там лики святых. Как бывало и с некоторыми другими иконами, именно такое утилитарное использование доски спасло ее от уничтожения. Художники заявили руководству школы, что столешница представляет художественную ценность, забрали ее и передали в краеведческий музей города Рубцовска Алтайского края (в ту пору там был крупнейший центр сельскохозяйственного машиностроения СССР — Алтайский тракторный завод).
Двадцать лет пролежала икона в запасниках Рубцовского краеведческого музея. В 1992 году Елена Владимировна Бычкова, тогда — сотрудник музея, к 100-летию города решила создать художественную композицию «Возвращение к истокам». Центром композиции стала икона из села Колывань с изображением Богородицы и 12 святых. Икона была не отреставрирована, тем не менее благородные лики святых, изящество и простота образа, чистые цвета, ее необычайная внутренняя сила привлекали внимание.
К иконе потянулись верующие — стали приходить в музей и читать перед ней акафисты. И только значительно позже стало ясно, что это за образ, когда в Барнауле священник Константин Метельницкий показал Елене Владимировне журнал из личного семейного архива, в котором находилось подробное описание, фотография и история возникновения иконы − «Русский паломник» № 27 за 1913 год.
После того как выяснили название и историю иконы, клирики Михайло-Архангельского храма г. Рубцовска (этот храм построил в 1906 году основатель города, предприимчивый крестьянин-переселенец Михаил Алексеевич Рубцов), стали ходатайствовать перед руководством музея о перенесении иконы из музея в храм.
Неожиданно обнаружилось, что за все время нахождения в запасниках икона не фигурировала ни в каких музейных документах. Отсутствовала даже запись, фиксирующая ее поступление в музей! Благодаря этому икону оказалось можно передать церкви без каких бы то ни было затруднений и согласований.
И вот в 2003 году икону торжественным крестным ходом перенесли из музея в церковь. Год спустя было принято решение восстановить утраченный киот-сень с царскими атрибутами. В этом киоте икона пребывает в настоящее время в Михайло-Архангельском храме, прихожане которого с благоговением чтут святой образ как чудотворный.
Елена Владимировна Бычкова, бывший сотрудник Рубцовского краеведческого музея, а ныне работник Рубцовской епархии и мой хороший друг, связывает свой приход к вере именно с этим святым образом.
И все-таки они сохранились
В публикации на сайте Православие.ру за 2016 г., посвященной Царской иконе из Рубцовска, говорится, что пока известна еще только одна подобная икона — в Троицком храме г. Всеволожска Ленинградской области. Эта икона писана на цинке, высота ее более метра, ширина около 70 см, с полукруглым завершением, с чеканным бортом, покрытым эмалью с позолотой.
В том же 2016 году я рассказала Елене Владимировне Бычковой об иконе из Листвянки. Есть подобная икона и в Москве, в храме великомученика Димитрия Солунского на Благуше. В описании святынь храма она указана только как соответствующий собор святых, а так как таблички с подписью нет, то, возможно, она доселе и не опознана как памятная икона Дома Романовых.
Я не сомневаюсь, что в каких-то из многочисленных храмов Златоглавой также можно обнаружить эти мемориальные иконы. Ног это произойдет не раньше, чем мы научимся глубоко чтить святыни наших Царственных Страстотерпцев и узнавать о них как можно больше.
Интернет-поиск показывает, что и в антикварных фирмах можно найти иконы, посвященные 300-летию дома Романовых.
Святыня Великой княжны
И наконец уже не об этой иконе, но о главной жемчужине, святыне Музея Русской иконы в Москве. Не все знают об этом поразительном музее почти в центре города. Его создал благотворитель и меценат Михаил Юрьевич Абрамов, трагически погибший в 2019 году. Михаил Абрамов преобразовал богатейшую частную коллекцию в общедоступный музей, и этот великолепный музей до сих пор остается общедоступным, бесплатным.
Каждый раз, когда я прихожу в этот музей и привожу сюда друзей, первым делом мы заходим в ближний зал №2 — иконопись XIX – начала XX вв. В центре зала расположена маленькая Казанская икона Божией Матери в эмалевом узорном окладе. Почти «карманная», такая, что можно носить и на груди. Эту икону братия Троице-Сергиевой Лавры поднесла в благословение Великой княжне Татиане Александровне «во дни празднования 300-летия благополучного царствования дома Романовых», как гласит надпись на табличке, на обороте иконы.
И этот образ был с Великой княжной до последних дней, до Ипатьевского дома, до самого кровавого расстрела! Свидетельство тому — процарапанный на торце оклада инвентарный номер Екатеринбургской ГубЧК. Потом среди прочих «остатков имущества бывшей царской семьи» икону продали за границу, и только в 2011 году ее выкупили у частного коллекционера в Нью-Йорке — для этого собрания.
Стоишь перед ней, и можешь только молчать. Здесь воплощены и молитва, и мученичество, и великая судьба России.
Венец «благополучного царствования дома Романовых».
Святые Царственные страстотерпцы, молите Бога о нас!
Комментировать