Первоверховные — самые главные, наравне. Празднуем их память вместе, ею завершается апостольский пост. Два равновеликих — таких разных, таких схожих.
Их двое, первоверховных. В народном сознании и произношении их имена иногда сливаются в единое «Пётр-Павел»: «Пётр-Павел час убавил». Петропавловский собор, Петропавловская крепость в городе святого Петра — Санкт-Петербурге. И очень часто — общая икона, на двоих. В последние десятилетия статичное изображение, где оба они в рост стоят — Петр с ключами, Павел с книгой, — стало всё больше вытесняться иконой, где они в дружеском объятии.
Первоверховные — самые главные, наравне. Празднуем их память вместе, ею завершается апостольский пост (вот в народном названии поста остаётся один Пётр: петровки, Петров пост). И уж назавтра — празднуются двенадцать апостолов, среди которых снова первым — Пётр, но Павла там нет, как нет его в Евангелиях. Павел ведь появился позже, о нем повествует лишь книга Деяний Апостольских.
Два равновеликих — таких разных, таких схожих.
«Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть»
Вот Петр — галилейский рыбак, которого Господь Иисус Христос призвал одним из первых в число Своих учеников. Самый яркий, самый заметный среди двенадцати учеников, самый пылкий.
Напомню два тесно связанных эпизода, два чудесных лова рыбы.
Первый — начало призвания Симона-Петра, в рассказе евангелиста Луки. Господь вошел в лодку Петра, чтобы проповедовать множеству людей, теснивших Его на берегу. «Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть» (Лк. 5:4–5) И вот сеть переполнена, даже прорвалась, а две лодки, куда выгрузили рыбу, уже зачерпывают бортами воду от тяжести улова. «Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных» (Лк. 5:8–9).
…Прильнул к ногам и говорит: «Выйди от меня!» (Лк. 5:8). В этом весь Петр с его горячностью. В этом — и подлинный страх Божий, начало премудрости: понимание величия Божия, несоизмеримого со всем, чем живём мы, превосходящего человеческое…
«И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков». (Лк. 5:10)
А по воскресении Христовом, в Евангелии Иоанна — снова лов рыб. Снова не поймали в ту ночь ничего. Утром неузнанный еще Иисус стоит на берегу и говорит: «Дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы» (Ин.21:5–6). Иоанн первым говорит: «Это Господь!»(Ин.21:7). Но Петр уже и сам узнал Возлюбленного Господа в этом повторении чуда с рыбой, потрясшего некогда его существо.
И он прыгает в озеро и плывёт! Но ведь на лодке — не только проще, но и быстрее! Однако невозможно ждать, пока они все поймут, пока управят лодку к берегу! — Прыгает в воду и плывёт!
И вот вслед за этим, у таинственного костра, на котором разложены были рыба и хлеб, Господь испытывает Петра, чтобы вернуть ему утраченное через отречение звание апостола: «Симоне Ионин, любиши ли Мя?» (Ин 21:15)
Тот, кто уснул в Гефсиманском саду, когда Господь молился до кровавого пота — схватился за нож в том же саду и отсек ухо рабу архиерея (Ин. 18:10). Неумелый удар мирного человека, никогда не применявшего оружие против людей.
Тот, кто с полной искренностью восклицал: «Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти!» (Лк. 22:33) — отрекся, сам того не заметив. «Говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня» (Лк 22:34). И все мы помним это пенье петуха, и этот рассказ о нем, звучащий в чине Двенадцати Евангелий вечером Великого Четверга.
Я встречала людей, которые не могли из-за этого принять Петра, исполнялись к нему неприязни. Но я не знаю, как можно не почувствовать и не оценить искренность этой пламенной любви.
«Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих» (Ин. 21:17)
А когда Дух Святой сошел на святых апостолов, именно Петр вышел к народу и сказал о том, что произошло и происходит, — первая проповедь Церкви, богословски глубокая, ёмкая, опирающаяся на Писание. И произнес ее бывший галилейский рыбак — с этой именно минуты «ловец человеков», новый человек в Духе.
«Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил»
Павел. Юный фарисей Савл, сын фарисея, который трясся от обиды и бессилия, что не мог участвовать в побиении камнями первомученика архидиакона Стефана (Деян. 7:58) — ему, «как маленькому», поручили стеречь одежды тех, кто швырял свои камни… С какой горячностью пронес он эту свою ненависть к «еретикам»-христианам, как он гнал их позже! Как рад был отправиться в Дамаск, чтобы арестовывать и тащить в Иерусалим «последующих сему учению»!
И здесь, на пути, его настиг Господь. «Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? И Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать» (Деян. 9:3–6)
И всё. Другой человек.
В послании к христианам Коринфа Павел говорил о многотрудной жизни апостольской:
«…Я гораздо более других был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?..»(2Кор 11:23-29)
«Я родил вас во Христе Иисусе» (1Кор 4:15), — говорил он тем, кому принёс знание о Христе и свет Его любви. А потом он шёл или плыл в иные страны, томился в заключении (где тоже проповедовал и тоже «рождал» — так, о беглом рабе Онисиме он пишет его хозяину Филимону: «я родил его во узах моих»(Филим. 1:10) ) — а дети оставались, и эти дети были не только отдельные, горячо любимые люди, но целые церкви. Они оставались не брошенными: как бы далеко ни был апостол, он помнил их, любил их, молился о них и отвечал за них перед Богом. И обо всём наиболее важном и необходимом для них он писал им послания — письма.
Живое слово Павловых посланий давало всходы в душах его учеников; оно дошло и до нас через века, и для всех христиан это такое же слово любви и назидания, как для тех, кого любовно перечислял Павел по именам в начале и конце своих писем
Во время Нероновых гонений уже из темницы, в ожидании казни, Павел писал своему ученику Тимофею:
«Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2Тим. 4:6-8).
Венец правды — всем, возлюбившим явление Его…
Единство во Христе
Павел не видел Господа Иисуса Христа на земле. Он не был на тайной вечере. Но на композиции «Причащение апостолов (Евхаристия)», которая часто помещается в храмах над Царскими вратами, он есть. Да, конечно, это Небесная Евхаристия, совершаемая в вечности.
Но на иконах двунадесятых праздников, отражающих события после Воскресения Христова — Вознесения Господня, Сошествия Святого Духа на апостолов — Павел, вопреки «исторической правде», часто присутствует, симметрично Петру. Хотя ни при Вознесении на горе Елеонской, ни при сошествии Святого Духа в Сионской горнице, — Павла не было. И это не недосмотр иконописцев, а древнее иконописное предание, отражающее подлинность Павлова апостольства. Его Бог избрал иначе, чем всех прочих апостолов, явившись ему прямо в Духе. Наша Церковь на земле созидалась и создалась трудами более всего апостолов Петра и Павла (и книга Деяний именно об их трудах рассказывает преимущественно).
Они разные. Богословы спорят об одном конфликте между ними. Но как многое объединяет их!
Имя «Апостола любви» носит у нас Иоанн, открыто сказавший, что Бог есть Любовь и в чем эта любовь заключается.
Но Апостолами Любви можно назвать и Петра, и Павла.
«Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти!»(Лк 22:33) — это ли не любовь? Тогда еще трагичная — ведь отрекся, но после — пошел и в темницу, и на смерть. «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя!» (Ин 21:17)
А Гимн любви, самое сильное, что было сказано о ней во Вселенной во все века —принадлежит апостолу Павлу (13-я глава Послания к Коринфянам).
У обоих первоверховных апостолов начальное, нареченное имя сменилось в служении другим. Симон стал Петром, Кифой (камень, скала). Савл, или Саул, тезоименитый первому царю Израиля — становится Павлом, «малым», умалившимся перед Христом. «Я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию» (1Кор.15:9).
Оба — воскрешали: Петр — Тавифу (Деян. 9, 36–41), Павел — юношу Евтиха, упавшего с высокого окна и разбившегося (Деян. 20:9–11). Обе истории удивительно цельные и мощные, их надо читать и перечитывать в Деяниях!
Оба претерпевали неоднократные аресты. Оба были чудесным образом изводимы ангелами из темничного заключения (Деян. 12:3–17; 16:23–32).
И Петра, и Павла казнили в Риме — по преданию, в один и тот же день, 29 июня. Петр был распят вниз головой, а Павлу, благодаря его римскому гражданству, отсекли голову мечом, как свободному гражданину.
Святые первоверховные апостолы Петре и Павле, молите Бога о нас!
Комментировать