Первоверховная двоица

Первоверховная двоица

Елена Тростникова
(5 голосов3.6 из 5)

Первоверховные — самые главные, наравне. Празднуем их память вместе, ею завершается апостольский пост. Два равновеликих — таких разных, таких схожих.

Их двое, первоверховных. В народном сознании и произношении их имена иногда сливаются в единое «Пётр-Павел»: «Пётр-Павел час убавил». Петропавловский собор, Петропавловская крепость в городе святого Петра — Санкт-Петербурге. И очень часто — общая икона, на двоих. В последние десятилетия статичное изображение, где оба они в рост стоят — Петр с ключами, Павел с книгой, — стало всё больше вытесняться иконой, где они в дружеском объятии.

Первоверховные — самые главные, наравне. Празднуем их память вместе, ею завершается апостольский пост (вот в народном названии поста остаётся один Пётр: петровки, Петров пост). И уж назавтра — празднуются двенадцать апостолов, среди которых снова первым — Пётр, но Павла там нет, как нет его в Евангелиях. Павел ведь появился позже, о нем повествует лишь книга Деяний Апостольских.

Два равновеликих — таких разных, таких схожих.

«Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть»

Вот Петр — галилейский рыбак, которого Господь Иисус Христос призвал одним из первых в число Своих учеников. Самый яркий, самый заметный среди двенадцати учеников, самый пылкий.

Напомню два тесно связанных эпизода, два чудесных лова рыбы.

Первый — начало призвания Симона-Петра, в рассказе евангелиста Луки. Господь вошел в лодку Петра, чтобы проповедовать множеству людей, теснивших Его на берегу. «Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть» (Лк. 5:4–5) И вот сеть переполнена, даже прорвалась, а две лодки, куда выгрузили рыбу, уже зачерпывают бортами воду от тяжести улова. «Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных» (Лк. 5:8–9).

…Прильнул к ногам и говорит: «Выйди от меня!» (Лк. 5:8). В этом весь Петр с его горячностью. В этом — и подлинный страх Божий, начало премудрости: понимание величия Божия, несоизмеримого со всем, чем живём мы, превосходящего человеческое…

«И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков». (Лк. 5:10)

А по воскресении Христовом, в Евангелии Иоанна — снова лов рыб. Снова не поймали в ту ночь ничего. Утром неузнанный еще Иисус стоит на берегу и говорит: «Дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы» (Ин.21:5–6). Иоанн первым говорит: «Это Господь!»(Ин.21:7). Но Петр уже и сам узнал Возлюбленного Господа в этом повторении чуда с рыбой, потрясшего некогда его существо.

И он прыгает в озеро и плывёт! Но ведь на лодке — не только проще, но и быстрее! Однако невозможно ждать, пока они все поймут, пока управят лодку к берегу! — Прыгает в воду и плывёт!

И вот вслед за этим, у таинственного костра, на котором разложены были рыба и хлеб, Господь испытывает Петра, чтобы вернуть ему утраченное через отречение звание апостола: «Симоне Ионин, любиши ли Мя?» (Ин 21:15)

Тот, кто уснул в Гефсиманском саду, когда Господь молился до кровавого пота — схватился за нож в том же саду и отсек ухо рабу архиерея (Ин. 18:10). Неумелый удар мирного человека, никогда не применявшего оружие против людей.

Тот, кто с полной искренностью восклицал: «Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти!» (Лк. 22:33) — отрекся, сам того не заметив. «Говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня» (Лк 22:34). И все мы помним это пенье петуха, и этот рассказ о нем, звучащий в чине Двенадцати Евангелий вечером Великого Четверга.

Я встречала людей, которые не могли из-за этого принять Петра, исполнялись к нему неприязни. Но я не знаю, как можно не почувствовать и не оценить искренность этой пламенной любви.

«Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих» (Ин. 21:17)

А когда Дух Святой сошел на святых апостолов, именно Петр вышел к народу и сказал о том, что произошло и происходит, — первая проповедь Церкви, богословски глубокая, ёмкая, опирающаяся на Писание. И произнес ее бывший галилейский рыбак — с этой именно минуты «ловец человеков», новый человек в Духе.

Сошествие Святого Духа. Сербия, Косово, Печская патриархия, фреска XIV в.

«Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил»

Павел. Юный фарисей Савл, сын фарисея, который трясся от обиды и бессилия, что не мог участвовать в побиении камнями первомученика архидиакона Стефана (Деян. 7:58) — ему, «как маленькому», поручили стеречь одежды тех, кто швырял свои камни… С какой горячностью пронес он эту свою ненависть к «еретикам»-христианам, как он гнал их позже! Как рад был отправиться в Дамаск, чтобы арестовывать и тащить в Иерусалим «последующих сему учению»!

И здесь, на пути, его настиг Господь. «Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? И Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать» (Деян. 9:3–6)

И всё. Другой человек.

В послании к христианам Коринфа Павел говорил о многотрудной жизни апостольской:

«…Я гораздо более других был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?..»(2Кор 11:23-29)

«Я родил вас во Христе Иисусе» (1Кор 4:15), — говорил он тем, кому принёс знание о Христе и свет Его любви. А потом он шёл или плыл в иные страны, томился в заключении (где тоже проповедовал и тоже «рождал» — так, о беглом рабе Онисиме он пишет его хозяину Филимону: «я родил его во узах моих»(Филим. 1:10) ) — а дети оставались, и эти дети были не только отдельные, горячо любимые люди, но целые церкви. Они оставались не брошенными: как бы далеко ни был апостол, он помнил их, любил их, молился о них и отвечал за них перед Богом. И обо всём наиболее важном и необходимом для них он писал им послания — письма.

Живое слово Павловых посланий давало всходы в душах его учеников; оно дошло и до нас через века, и для всех христиан это такое же слово любви и назидания, как для тех, кого любовно перечислял Павел по именам в начале и конце своих писем

Во время Нероновых гонений уже из темницы, в ожидании казни, Павел писал своему ученику Тимофею:

«Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2Тим. 4:6-8).

Венец правды — всем, возлюбившим явление Его…

Единство во Христе

Павел не видел Господа Иисуса Христа на земле. Он не был на тайной вечере. Но на композиции «Причащение апостолов (Евхаристия)», которая часто помещается в храмах над Царскими вратами, он есть. Да, конечно, это Небесная Евхаристия, совершаемая в вечности.

Причащение апостолов. Мозаика храма св. Софии в Киеве. Первая половина XI в.

Но на иконах двунадесятых праздников, отражающих события после Воскресения Христова — Вознесения Господня, Сошествия Святого Духа на апостолов — Павел, вопреки «исторической правде», часто присутствует, симметрично Петру. Хотя ни при Вознесении на горе Елеонской, ни при сошествии Святого Духа в Сионской горнице, — Павла не было. И это не недосмотр иконописцев, а древнее иконописное предание, отражающее подлинность Павлова апостольства. Его Бог избрал иначе, чем всех прочих апостолов, явившись ему прямо в Духе. Наша Церковь на земле созидалась и создалась трудами более всего апостолов Петра и Павла (и книга Деяний именно об их трудах рассказывает преимущественно).

Вознесение Господне. Школа Андрея Рублева.

Они разные. Богословы спорят об одном конфликте между ними. Но как многое объединяет их!

Имя «Апостола любви» носит у нас Иоанн, открыто сказавший, что Бог есть Любовь и в чем эта любовь заключается.

Но Апостолами Любви можно назвать и Петра, и Павла.

«Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти!»(Лк 22:33) — это ли не любовь? Тогда еще трагичная — ведь отрекся, но после — пошел и в темницу, и на смерть. «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя!» (Ин 21:17)

А Гимн любви, самое сильное, что было сказано о ней во Вселенной во все века —принадлежит апостолу Павлу (13-я глава Послания к Коринфянам).

У обоих первоверховных апостолов начальное, нареченное имя сменилось в служении другим. Симон стал Петром, Кифой (камень, скала). Савл, или Саул, тезоименитый первому царю Израиля — становится Павлом, «малым», умалившимся перед Христом. «Я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию» (1Кор.15:9).

Оба — воскрешали: Петр — Тавифу (Деян. 9, 36–41), Павел — юношу Евтиха, упавшего с высокого окна и разбившегося (Деян. 20:9–11). Обе истории удивительно цельные и мощные, их надо читать и перечитывать в Деяниях!

Оба претерпевали неоднократные аресты. Оба были чудесным образом изводимы ангелами из темничного заключения (Деян. 12:3–17; 16:23–32).

И Петра, и Павла казнили в Риме — по преданию, в один и тот же день, 29 июня. Петр был распят вниз головой, а Павлу, благодаря его римскому гражданству, отсекли голову мечом, как свободному гражданину.

Святые первоверховные апостолы Петре и Павле, молите Бога о нас!

Комментировать

1 Комментарий

  • Роман, 12.07.2024
    Святые Апостолы Петре и Павле, молите Бога о нас! С Праздником! Ответить »