- Миссионерство «на колесах»
- Восходя от силы в силу
- Приняв жребий Божий
- «Многоуважаемый Александр Васильевич»
- Священномученик или священноисповедник?
Миссионер от Бога и добрый пастырь — так до сих пор называют архиепископа Омского и Павлодарского священноисповедника Сильвестра (Ольшевского).
Миссионерство «на колесах»
Январь 1918-го. В одной из солдатских теплушек эшелона, возвращавшегося с фронта, вместе с молодыми солдатами ехал священник с сопровождавшим его диаконом. Молодежь галдела о своем, явно не православном, с опаской — а кто-то и с насмешкой — поглядывая на пожилого священника. Особенно безбожные агитаторы даже стали укорять солдат, зачем-де пустили священнослужителей в поезд.
В том поезде в свой родной Омск ехал преосвященный Сильвестр (Ольшевский). Имея огромный опыт духовного руководства молодежью, архипастырь тогда решил выступить перед солдатами, дабы прервать столь «свободное» общение.
– Братцы, – громко и отчетливо произнес архипастырь, обращаясь к солдатам, – признаете ли вы свободу за всеми людьми? Если признаете свободу, чтобы не веровать, то признайте свободу и за теми, кто желает веровать. Не дозволяйте глумиться над неверующими, но не оскорбляйте и верующих.
О чём угодно гражданском говорите и обсуждайте свободно, но не касайтесь Господа Бога и святыни… А желаете узнать насчет религии, спрашивайте тех, кто на это дело поставлен. Ведь насчет лекарства спрашиваете у доктора, насчет суда спрашиваете у адвоката, так насчет религии спрашивайте у пастырей. (Из заметки: «Восемь суток с солдатами в теплушке»).
…Так постепенно в теплушке завязался разговор между уже известным к тому времени миссионером и молодыми атеистами. Речь шла о святых, их нетленных мощах. Будущий святитель долго отвечал на вопросы солдат, с удовольствием отмечая, как настроение слушателей меняется. Следующие восемь дней совместного путешествия были уже похожи на довольно доброжелательную беседу пастыря и пасомых: всё это время преосвященный молился вместе с солдатами, читал им Евангелие, увещевал, наставлял, не оставляя свою миссионерскую деятельность даже в пути, проповедуя, можно сказать, прямо на колесах.
Восходя от силы в силу
Заниматься миссионерской деятельностью Иустин Львович Ольшевский, будущий святитель Сильвестр, решил еще в постстуденческие годы и не оставлял своей миссии до самой смерти. Родом он был из села Косовка Сквирского уезда Киевской губернии, где летом 1860 года появился на свет в семье диакона Льва Ольшевского. Впоследствии батюшка сам настроил сына на учебу в семинарии.
Там, в Киевской Духовной семинарии, молодого семинариста не раз отмечали за искреннюю любовь к богословским наукам и какую-то особую молитвенность. А вскоре юношу даже рекомендовали в чтецы к знаменитому богослову-догматисту, профессору академии архимандриту Сильвестру (Малеванскому), впоследствии епископу Каневскому, викарию Киевской епархии и ректору Духовной академии. Да и какую пользу принесло молодому студенту это духовное содружество!
Поскольку архимандрит Сильвестр плохо видел, то Иустин должен был ему читать вслух сочинения на богословскую тематику. Как последний впоследствии сам вспоминал, он в ту пору был для архимандрита «очами и пером». Позже при помощи Иустина Ольшевского архимандритом были написаны первые два тома из пятитомного труда «Опыт православного догматического богословия». Большое влияние на семинариста оказала и сама подвижническая жизнь его наставника. Можно сказать, что будущий святитель, имея перед собой прекрасный пример подвижничества и будучи наставляем во всём, возрастал в вере, а кроме того, был лишен тех юношеских сомнений и блужданий, которым подвержены практически все новоначальные, не имеющие духовного наставничества.
Архимандрит Сильвестр и порекомендовал своего ученика к поступлению в Духовную академию, которую тот закончил в 1887 году.
Более чем двадцатилетняя миссионерская деятельность Иустина Ольшевского была связана с Полтавской епархией, где он трудился учителем церковно-приходской школы Киевского Свято-Владимирского Братства, а позже стал преподавать всеобщую и русскую историю в Полтавской Духовной семинарии. Здесь-то он и приобрел богатый опыт работы с молодежью.
Приняв жребий Божий
В начале 1918 года к власти в Омске пришли большевики. Советская власть издала тот самый злополучный декрет об отделении Церкви от государства, который и положил начало гонениям на Русскую Православную Церковь. Во многих городах России тогда прошли крестные ходы. 4 февраля состоялся он и в Омске. Возглавил его не кто иной, как преосвященный Сильвестр. Проходя по улицам города, епископ служил молебны у каждого храма, беседовал с народом, призывал встать на защиту храмов.
Вся эта деятельность епископа не прошла незамеченной властями. Через пару дней его арестовали, но вскоре освободили под подписку о невыезде.
А вскоре началась гражданская война, Омск был освобожден белыми от большевиков. В ноябре 1918 года Сильвестр, уже будучи архипастырем, возглавил в Сибири Временное Церковное Управление. Преосвященный сразу же отменил декрет от 19 января 1918 года, в результате чего Православной Церкви были возвращены собственность земли, а в школы вернулся такой предмет, как Закон Божий.
«Многоуважаемый Александр Васильевич»
Известно, что св. Сильвестр (Ольшевский) оказывал духовную поддержку Верховному правителю России адмиралу А. В. Колчаку. Вот, о чём святитель писал адмиралу в марте 1919 года: «Ваше Высокопревосходительство! Многоуважаемый Александр Васильевич, Вы найдете благоуместным и удобным какое-нибудь участие в крестном ходе войск? Прошу также не оставить меня неуведомленным… При сем посылаю Вам книгу блаженного Августина «Исповедь». На днях представлю Вам книги Святителя Иоанна Златоуста…Вашего Высокопревосходительства покорнейший слуга и усердный богомолец архиепископ Сильвестр».
В другом письме святитель докладывает адмиралу о подготовке проповедников в лице «священников, учителей и профессоров» для «борьбы с большевистскими идеями в войсках и в прифронтовой части». «Взоры наши невольно приковывает к себе Уральский фронт, — пишет святитель Колчаку, — По-обывательски думается, что сейчас страшно трудное, может быть, критическое переживаем мы время. Слабы духом, близки к унынию. Но верующие люди не могут не вспомнить слов Пророка: Куда пойду от Духа Твоего и т. д. (Пс.138:7-12). Всё в руке Господней. Верующих людей Господь одновременно карает и милует. Мы, священнослужители, всячески умиротворяем народ. Веруем и надеемся прежде всего на милость Божию, а затем на Вашу мудрость и силу, как Господом поставленного Вождя войска и народа, — что в разрушительном напоре идущих к нам из-за Урала исчадий сатаны мы устоим, приняв жребий Божий….» (источник: Лосунов А. Архиепископ Сильвестр: новые архивные сведения // Вечерний Омск).
На дворе был июль 1919 года. В 1920-м святитель Сильвестр (Ольшевский) был расстрелян теми самыми исчадиями сатаны….
Священномученик или священноисповедник?
Существует две версии смерти святителя. По одной из них, известный миссионер умер 10 марта 1920 года из-за рака кишечника. В постсоветской прессе однако более известна другая версия. Историк Иван Шихатов (на основании чьих документов св. Сильвестр был выдвинут на канонизацию) считает, что омский миссионер принял мученическую смерть. Вот как об этом тогда писали: «В тюремном каземате омского замка допрос и пытки продолжались два месяца, но монах был духу крепкого и несокрушимого, ни в чём не раскаялся, не повинился. Большевики для него навсегда остались антихристами, сокрушителями веры и осквернителями святынь. Ничего не добившись презрительными и унизительными пытками от стойкого духом пастыря, заплечных дел мастера подвергли его долгой и мучительной казни, распяв и прибив его к полу гвоздями, прижигая тело страдальца за веру раскаленным шомполом, а потом этим же шомполом, раскаленным докрасна, проткнули его сердце. И случилось это 26 февраля 1920 года».
Почему же впоследствии официально была принята версия смерти в результате болезни? В средствах массовой информации тогда прошла информация, что доктор, выдавший медзаключение о смерти, попросту согласился скрыть преступление властей. Так ли это — на сегодняшний день остается зловещей загадкой. Тем не менее в истории христианства появилось еще одно имя защитника православной веры, умевшего, по примеру апостолов, нести Божие слово везде, куда бы ни посылал его Господь.
…История имеет свойство повторяться. Согласитесь, и сегодня порой нет-нет да услышишь где-нибудь разговор ярых атеистов, что так задел когда-то боголюбивую душу святителя в той самой теплушке. А слова архипастыря из письма Колчаку о «страшно трудном, может быть, критическом времени…?» А не на таких ли пастырях, как св. Сильвестр, православное христианство, да и вся история человечества и держится?
Постскриптум. В 2000 году Русской Православной Церковью архиепископ был прославлен в лике священномученика, однако спустя 18 лет в связи с обстоятельствами, которые я упомянула, святителя стали именовать священноисповедником. Его святые мощи покоятся в Успенском кафедральном соборе Омска.
Фото: drevo-info.ru
Комментировать