преп. Паисий Афонский
Мзда от ухода за стариками

До чего дока­тился мир! И в Фара­сах и в Эпире уха­жи­вали даже за ста­рыми живот­ными. Ну, за мулами — понятно, почему [ — потому что их мясо не упо­треб­ля­ется в пищу]. Но ведь и тех живот­ных, мясо кото­рых было съе­доб­ным, тоже не резали, остав­ляли в живых. К при­меру, старых быков, на кото­рых раньше пахали, хозя­ева чтили. Они уха­жи­вали, забо­ти­лись о них в ста­ро­сти, говоря: «Ведь это наши кор­мильцы». То есть рабо­чие живот­ные, кото­рые тру­ди­лись в поле, имели добрую ста­рость. И ведь тогда у людей не было тех­ни­че­ских средств, кото­рые есть сего­дня. Надо было в ручной мель­нице смо­лоть кор­мо­вую чече­вицу, мелко её подро­бить, чтобы бедный старый бык мог её про­же­вать. А люди нынеш­ние о подоб­ных вещах забыли: они не забо­тятся даже о старых людях, что уж там гово­рить о старых живот­ных!

Нико­гда в жизни я не чув­ство­вал себя так хорошо, как в те несколько дней, когда мне дали послу­ша­ние уха­жи­вать за одним старым мона­хом. Уход за ста­ри­ками имеет вели­кую мзду. Мне рас­ска­зы­вали об одном послуш­нике на Святой Горе, кото­рый был одер­жим страш­ным бесом Ему дали послу­ша­ние уха­жи­вать за шестью ста­рень­кими мона­хами в мона­стыр­ском приюте для ста­ри­ков. Те годы были тяжё­лыми, у людей не хва­тало средств, облег­ча­ю­щих их труд. Бедо­лага взва­ли­вал себе на плечи тюк со ста­ри­ков­ским бельём и тащил всё это на даль­ний пруд, где стирал все это с помо­щью щёлока. Прошло немного вре­мени, он осво­бо­дился от беса, кото­рым был одер­жим, и стал мона­хом. Это про­изо­шло, прежде всего, потому, что сам он жерт­во­вал собой ради других, а ещё и потому, что ста­рички-монахи давали ему свои бла­го­сло­ве­ния.

Многие супруги ропщут и него­дуют на труд­но­сти, кото­рые воз­ни­кают у них в семье из-за чуда­честв и брюз­жа­ния живу­щих с ними ста­ри­ков. Эти люди забы­вают о тех «номе­рах», кото­рые сами они выки­ды­вали, будучи детьми, о том нытье и стран­но­стях, кото­рыми они тогда мучили других. Они не помнят, что плачем и капри­зами сами не давали покоя роди­те­лям. Поэтому Бог попус­кает таким людям тер­петь труд­но­сти, свя­зан­ные с уходом за ста­ри­ками, — чтобы они хоть как-то «рас­пла­ти­лись» за труд­но­сти, кото­рые раньше созда­вали другим. Сейчас пришла их оче­редь под­ста­вить своим старым роди­те­лям плечо и с бла­го­дар­но­стью поза­бо­титься о них, вспо­ми­ная жертвы, на кото­рые роди­тели шли ради них самих, когда они были детьми. Те, у кого нет чув­ства долга к своим роди­те­лям, будут судимы Богом как неспра­вед­ли­вые и небла­го­дар­ные люди.

Я вижу, что часто при­чина тех мук, кото­рые испы­ты­вают многие мир­ские люди, состоит в том, что их роди­тели держат на них обиду. Семьи стра­дают из-за того, что в них не забо­тятся о дедуш­ках и бабуш­ках. Какое там бла­го­сло­ве­ние будут иметь дети, вырос­шие в семье, где несчаст­ную ста­рушку или бедо­лагу-ста­рика отвезли в дом пре­ста­ре­лых, оста­вили там уми­рать с душев­ной болью, забрав себе их иму­ще­ство и не дав им пора­до­ваться своими вну­ками? Сего­дня при­хо­дила одна пожи­лая жен­щина и рас­ска­зы­вала мне, что у неё четыре жена­тых сына. Все они живут в одном город­ском квар­тале, но она не может с ними встре­титься, потому что одна­жды она «дерз­нула» посо­ве­то­вать своим невест­кам: «Имейте между собой любовь, ходите в цер­ковь!» Услы­шав это, они просто взъяри­лись! «Чтобы ноги твоей больше не было в наших домах!» — ска­зали они ей. Несчаст­ная не видела своих детей уже пять лет. «Помо­лись, отче мой, — про­сила она со сле­зами, — ведь у меня есть и вну­чата. Помо­лись, чтобы я уви­дела их хотя бы во сне». Э, ну какое там бла­го­сло­ве­ние будут иметь дети этой жен­щины?

Бабушка в семье — это вели­кое бла­го­сло­ве­ние, но такие люди этого не пони­мают. Обычно муж­чины ста­реют раньше, и за ними уха­жи­вают жёны. Когда муж уми­рает, дети заби­рают бабушку к себе в дом, чтобы она при­смат­ри­вала за вну­ча­тами и не чув­ство­вала себя никому не нужной. Если дети посту­пают так, это очень хорошо. Таким обра­зом и пре­ста­ре­лая мать нахо­дит покой, и семья полу­чает помощь. Ведь мать из-за мно­же­ства своих дел не успе­вает дать детям необ­хо­ди­мую неж­ность и любовь. Именно это недо­ста­ю­щее даёт детям бабушка, потому что воз­раст бабушки — это воз­раст любви и неж­но­сти. Погляди: когда ребё­нок шалит, мать его ругает, а бабушка — лас­кает. Когда дети нахо­дятся под при­смот­ром бабушки, мать успе­вает сде­лать все свои дела, дети окру­жены лаской и любо­вью, но и сама бабушка согрета любо­вью своих внуков.

Чело­век, забо­тя­щийся о своих роди­те­лях, имеет вели­кое бла­го­сло­ве­ние от Бога. Один моло­дой чело­век, женив­шись, поде­лился со мной своими пла­нами: «Геронда, я хочу постро­ить дом и в нижнем этаже устро­ить две малень­кие квар­тирки для моих роди­те­лей и для тёщи с тестем». Знаете, как это меня рас­тро­гало! Знаете, сколько бла­го­сло­ве­ний я дал этому чело­веку! Уди­ви­тельно: почему многие супруги этого не пони­мают?

Несколько дней назад ко мне пришла одна жен­щина и попро­сила: «Отче, моя мать раз­бита пара­ли­чом. Как же я устала! Восемь лет пере­во­ра­чи­вать её с одного на другой бок!» Слы­шишь, что тво­рится? Дочь гово­рит о своей матери в таком тоне! «О, — говорю, — твоя про­блема реша­ется очень просто! Сейчас я помо­люсь, чтобы тебя на восемь лет разбил пара­лич, а твоя мать выздо­ро­вела и за тобой уха­жи­вала». — «Нет, нет, отче!» — закри­чала она. «Четыре года, — говорю, — по край­ней мере, четыре года тебе необ­хо­димо! Как же тебе только не стыдно? Что пред­по­чти­тель­ней? Быть здо­ро­вым, не испы­ты­вать боли и уха­жи­вать за боль­ным чело­ве­ком, имея при этом мзду от Бога, или стра­дать, быть не в состо­я­нии поше­ве­лить ногой, сми­ряться и про­сить: «При­неси мне, пожа­луй­ста, утку, поверни меня на другой бок, подвинь меня к стене…»?» Когда эта жен­щина услы­шала то, что я ей сказал, она немного усты­ди­лась.

В семье не будет подоб­ных про­блем, если дети ставят себя на место своих соста­рив­шихся роди­те­лей или если невестка ставит себя на место све­крови и думает: «Ведь и я когда-то соста­рюсь, в один пре­крас­ный день стану све­кро­вью — и понра­вится ли мне, если моя невестка не будет обра­щать на меня вни­ма­ния?»

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки