Преддверие Рая

Преддве́рие Ра́я — 1) образ­ное, мета­фо­ри­че­ское бого­слов­ское выра­же­ние, ука­зы­ва­ю­щее на духов­ную бли­зость к Раю; 2) образ­ное, мета­фо­ри­че­ское бого­слов­ское выра­же­ние, условно ука­зы­ва­ю­щее на Небес­ные оби­тели как на такие, в кото­рых достиг­шие их пра­вед­ные души хотя и при­об­щены к нетлен­ным благам, однако не в той пол­ноте, в кото­рой будут при­об­щены после все­об­щего вос­кре­се­ния мерт­вых и Страш­ного Суда.

preddverie raja 1 - Преддверие Рая

Мета­фо­ри­че­ски пред­две­рием Рая име­нуют:

  • Земную жизнь, види­мый мир;
  • молитву;
  • мона­стырь;
  • храм;
  • муче­ни­че­ство за Христа и многое другое.

***

«Что про­ис­хо­дит с душой после смерти? По цер­ков­ному пре­да­нию, осно­ван­ному на словах Христа, души пра­вед­ни­ков отно­сятся анге­лами в пред­две­рие рая, где они пре­бы­вают до Страш­ного Суда, ожидая веч­ного бла­жен­ства: “Умер нищий, и отне­сен был анге­лами на лоно Авра­амово” (Лк.16:22). Души греш­ни­ков попа­дают в руки демо­нов и нахо­дятся “в аду, в муках” (Лк.16:23). Окон­ча­тель­ное раз­де­ле­ние на спа­сен­ных и осуж­ден­ных про­изой­дет на Страш­ном Суде, когда “многие из спящих в прахе земли про­бу­дятся, одни для Жизни Вечной, другие на вечное пору­га­ние и посрам­ле­ние” (Дан. 12:2).»
Из книги Еп. Ила­ри­она (Алфе­ева) “Во что верят пра­во­слав­ные Хри­сти­ане”

«…Когда начи­на­ется чело­ве­че­ское бес­смер­тие? С самого его зача­тия в утробе матери. А когда начи­на­ется чело­ве­че­ский рай или ад? С его сво­бод­ного выбора Божи­его добра или диа­воль­ского зла, Бога или диа­вола. И рай, и ад чело­века начи­на­ется еще на земле, чтобы после смерти про­дол­жаться вечно в той жизни и на том свете… Чело­веку дана без­мер­ная сози­да­тель­ная сила, сила сози­дать веч­ность, какую он желает.»
прп. Иустин (Попо­вич)

Души пра­вед­ных сейчас идут в Рай. Но, пре­бы­ва­ние в Раю – это и есть ещё не окон­ча­тель­ное бла­жен­ство, а лишь пред­две­рие, ожи­да­ние бла­жен­ства.

Полное же бла­жен­ства насту­пит тогда, когда души соеди­нятся с телами при все­об­щем Вос­кре­се­нии и Цар­ство Божие прий­дёт в силе.
свящ. Алек­сей Шляпин

***

Можно ли пони­мать пред­две­рие Рая как особое, третье место загроб­ного пре­бы­ва­ния душ, после Рая и ада?

Пра­во­слав­ная Цер­ковь, в отли­чие от римо-като­ли­ков при­знаёт два, а не три места посмерт­ного пре­бы­ва­ния душ. Выра­же­ние «пред­две­рие Рая» нельзя пони­мать в зна­че­ние неко­его осо­бого места, скажем, чисти­лища, где, как учат римо-като­лики, души, недо­удо­вле­тво­рив­шие Боже­ствен­ному пра­во­су­дию во время земной жизни, доудо­вле­тво­ряют ему после смерти, прежде, чем попасть в Рай.

Если где-то в лите­ра­туре, пусть даже и обо­зна­чен­ной как пра­во­слав­ная, встре­ча­ется выра­же­ние, что святые ныне пре­бы­вают не в Раю, а в пред­две­рии Рая, это выра­же­ние надо либо пони­мать в том смысле, что пока ещё они не испы­ты­вают той пол­ноты благ, кото­рая станет доступна им в буду­щем веке, либо под­верг­нуть сомне­нию (в зави­си­мо­сти от кон­тек­ста).

Удач­ные при­меры исполь­зо­ва­ния образа пред­две­рия Рая встре­ча­ются в пра­во­слав­ной ико­но­гра­фии. Возле Рай­ских врат нередко изоб­ра­жа­ются воз­но­ся­щи­еся (вос­хо­дя­щие) в Небес­ные оби­тели пра­вед­ники, святые. Поло­жим, такие при­меры можно обна­ру­жить на неко­то­рых иконах Успе­ния Пре­свя­той Бого­ро­дицы, на неко­то­рых иконах типа «Вос­кре­се­ние. Соше­ствие во ад». В ико­но­гра­фии Страш­ного Суда исполь­зу­ется образ, пред­став­ля­ю­щий группу пра­вед­ни­ков, воз­глав­ля­е­мых апо­сто­лом Петром, сле­ду­ю­щих в направ­ле­нии Рай­ских врат.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки