Политика

Литература по теме
Оглавление

Полити́ка (др.-греч. πολιτική — «государственная деятельность», от πόλις — «город, государство») —

1) искусство управления государством;
2) борьба за власть; 3) деятельность какой-либо общности, направленная на решение его внутренних и внешних задач (пример: политика партии, политика Церкви).

Существуют ли каноны, запрещающие священнослужителям заниматься государственной (мирской) политической деятельностью?

81‑е Апостольское правило гласит: «Не подобает епископу, или пресвитеру вдаватися в народные управления, но неупустительно быти при делах церковных». О том же говорится и в 6‑м Апостольском правиле, а также в 10‑м правиле VII Вселенского Собора.

На пользу ли Церкви ее взаимоотношения с политиками?

Взаимоотношения между политиками и духовенством имеют долгую историю и в разное время носили как положительный характер, так и негативный. Заметим, Церкви, именно в соответствии со своим призванием, нередко приходится решать и такие задачи, которые подразумевают взаимоотношение со светскими властями, в том числе с высшим политическим руководством. Однако всегда необходимо помнить слова Спасителя: «Кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф.22:21).

Почему Церковь не вмешивалась в политику во время революции и Гражданской войны?

Сказать, будто Церковь, в лице своих членов, совершенно не вмешивалась в политику во время революции и гражданской войны, по-видимому, нельзя. Другой вопрос, насколько высока или низка была степень такого вмешательства. Опять же, значительная часть православного духовенства в годы Гражданской войны занимала нейтральную, срединную позицию между противоборствующими сторонами и тогда еще существовавшими различными политическими партиями, надеясь на то, что смута в России скоро закончится. Этому нейтралитету способствовали и воззвания патриарха Тихона в 1918–1919 годах, когда он, с одной стороны, призывал народ к прекращению братоубийственной войны, а с другой – предостерегал духовенство от участия в политической борьбе, чтобы не провоцировать советскую власть и не давать повода для террора. Он напоминал, что священнослужители находятся выше по духовному сану и должны помнить, в первую очередь, о законах Святой Церкви.

Когда появился современный запрет на политическую деятельность священнослужителей?

Современный запрет на участие православного духовенства в политической деятельности был принят на расширенном заседании Священного Синода 8 октября 1993 года, которое проходило всего через несколько дней после расстрела Белого Дома президентскими танками.

Могут ли православные миряне заниматься политикой?

Православные миряне как граждане своей страны имеют право принимать участие в политической деятельности. Личная позиция и форма участия христианина в политической деятельности может определяться и тем, насколько существующая власть содействует или препятствует воплощению заповедей Бога. Выражаться она может различно: от участия в выборах до протестных акций. Согласно «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви», «участвуя в управлении государством и в политических процессах, православный мирянин призван основывать свою деятельность на нормах евангельской морали, на единстве справедливости и милосердия (Пс.84:11), на заботе о духовном и материальном благе людей, на любви к отечеству, на стремлении преображать окружающий мир по слову Христову».

Как относиться к тому, что кто-то из священнослужителей советует голосовать за какого-то кандидата или партию? Является ли это мнением Церкви?

Церковь не указывает своим чадам за кого голосовать на выборах. Более того, Церковь, как живой организм, объединяет в себе множество разных людей, совершенно разной политической ориентации и социального положения, в разных странах мира. Всех их объединяет вера в Господа Иисуса Христа. Каждый православный христианин вполне может сам определить, какому кандидату на выборах отдать свой голос. К этому его призывает не Церковь, а Конституция, право избирать и быть избранным — законное право каждого гражданина.
В то же время, каждый православный христианин, будь то священнослужитель или мирянин, имея свои политические воззрения, может высказывать их открыто и публично. Если это делает священник или церковный иерарх, то может сложиться впечатление, что он агитирует прихожан за того или иного кандидата на выборах. Однако, частное мнение не может являться призывом Церкви к участию в политической борьбе или голосованию на конкретного кандидата на выборах. Оно так и остается частным мнением, и каждый христианин сам определяет, принимать ли совет священника или иерарха как призыв к действию или самому решить за кого отдать свой голос.

Какая форма власти наиболее приемлема с христианской точки зрения?

С христианской точки зрения приемлема та форма власти, которая наиболее способствует распространению и укоренению в обществе евангельских ценностей. В идеале Церковь всегда должна выдвигать главное утверждение политикам: законы внутри страны должны соответствовать нравственным законам, данным нам Самим Господом.
Следует учитывать, что государственные законы могут противоречить Божиему Закону или быть внутренне противоречивы. От того, например, что аборты ради комфорта могут быть разрешены законодательством той или иной страны или даже оплачиваться из госбюджета, они не перестают быть тягчайшим грехом — убийством родителями своего ребенка. Или законодательные акты об ограничении митингов могут противоречить Конституции в части свободы собраний.

Является ли для политика ложь приемлемой, как и для дипломата?

И для политика, и для дипломата ложь не является приемлемой. С точки зрения Христа “лжецом и отцом лжи” является дьявол (Ин.8:44).

Прп. Иосиф Волоцкий о неподчинении неправедным властям:

«Если же некий царь царствует над людьми, но над ним самим царствуют скверные страсти и грехи: сребролюбие и гнев, лукавство и неправда, гордость и ярость, злее же всего – неверие и хула, – такой царь не Божий слуга, но дьяволов, и не царь, но мучитель. Такого царя, за его лукавство, Господь наш Иисус Христос называет не царем, а лисицей: «Пойдите, – говорит Он, – скажите этой лисице» (Лк.13:32). И пророк говорит: «Царь надменный погибнет, потому что пути его темны» (Ср.: Иез.28:17–19; Дан.5:20).
И три отрока не только не покорились повелению царя Навуходоносора, но и назвали его врагом беззаконным, ненавистным отступником и царем злейшим на всей земле (Дан.3:32). И ты не слушай царя или князя, склоняющего тебя к нечестию или лукавству, даже если он будет мучить тебя или угрожать смертью. Этому учат нас пророки, апостолы и все мученики, убиенные нечестивыми царями, но не покорившиеся их повелению».

Кто из церковных иерархов обличал беззаконие политиков?

Среди церковных иерархов, обличавших беззаконие власти можно назвать следующих:

  • Никита (?–1126), митрополит Киевский. По мнению исследователей, Переяславская кафедра после кончины в 1123 г. епископа Сильвестра два с половиной года пустовала вследствие отказа митрополита пойти навстречу благоверному князю Владимиру Мономаху, желавшему выделить из Переяславской епархии самостоятельную кафедру в Смоленске. Владимир Мономах в свою очередь упорно отказывался утвердить нового кандидата на Переяславскую кафедру и лишь после кончины Владимира его сын Мстислав исполнил волю митрополита.
  • Святитель Филипп II (Колычев) (1507–1569), митрополит Московский и всея Руси с 1566 по 1568 г., обличал злодейства царя Ивана Грозного и погиб в застенках.
  • Святитель Иов, патриарх Московский и всея Руси (1525–1607) — первый патриарх Московский с 1589 по 1605 г.; предал анафеме Лжедмитрия I и его сторонников.
  • Священномученик Ермоген, патриарх Московский (~1530–1612) был противником семибоярщины; находясь в заключении, рассылал по городам грамоты с призывом к борьбе с польской интервенцией. Благословил оба ополчения, призванные освободить Москву от поляков. Бескомпромиссная позиция Патриарха стала причиной репрессий против него, и 17 февраля 1612 г., находясь в заключении, он мученически скончался от голода и жажды.
  • Ефрем (Хвостов) (?–1613), митрополит Казанский и Свияжский, местоблюститель патриаршего престола отказался присягать сыну Лжедмитрия II.
  • Патриарх Иоасаф I (?–1640) в 1632 г., будучи архиепископом Псковским и Изборским, подвергся опале от патриарха Филарета за подпись под челобитной псковичей царю Михаилу Феодоровичу о том, «чтобы немцам в Пскове не быть». Европейские купцы добивались разрешения на свободную торговлю в городе и на постройку в нем немецкого двора. В Москве челобитная псковичей была воспринята как противление царской власти, и патриарх наложил прещение на Псковского владыку. В скором времени первосвятитель простил архиепископа.
  • Патриарх Питирим (?–1673) заступился перед царем за боярыню Феодосию Морозову и сестру ее княгиню Евдокию Урусову, пребывавших в заточении за «сумасбродную лютость» в защите «старой веры», предлагая царю вернуть ей дом и имение; царь счел предложение неуместным.
  • Патриарх Никон (Минин) (1605–1681) бескомпромиссно отстаивал интересы Церкви перед царем Алексеем Михайловичем.
  • Патриарх Адриан (~1637–1700) отказался постричь в монашество супругу Петра I Евдокию Лопухину; во время Стрелецкого бунта заступился за казнимых, но его ходатайство было отвергнуто Петром I.
  • святитель Митрофан Воронежский (Васильев) (1623–1703) не побоялся отказать во встрече царю Петру I, когда, войдя во двор, ведущий ко дворцу, увидел статуи греческих богов и богинь, поставленные в качестве украшения по царскому приказанию. Разгневанный Петр приказал передать епископу: «Если он не придет, то ослушанием предержащей власти подвергнет себя смертной казни». На эту угрозу епископ Митрофан отвечал: «В жизни моей государь властен; но неприлично христианскому государю ставить языческих идолов и тем соблазнять простые сердца». Конфликт завершился примирением — царь простил епископа и приказал убрать статуи, после чего владыка явился во дворец.
  • Платон (Малиновский) (?–1754), архиепископ Московский и Севский, в 1731 г. за защиту книги «Камень веры» (полемическое произведение митрополита Стефана Яворского, направленное против протестантской проповеди в России) был арестован и предан суду Тайной канцелярии, неоднократно подвергаем телесным истязаниям, в 1738 г. лишен сана и монашества и с мирским именем (Павел) сослан в Камчатку на всегдашнее пребывание. В 1740 г. по ходатайству епископа Иннокентия (Нероновича) ему возвращен сан.
  • Иларион (Алфеев), митрополит Волоколамский. В 1991 г. в Вильнюсе, будучи настоятелем православного собора в Каунасе, иеромонах Иларион призвал по литовскому радио советских солдат не исполнять возможного приказа стрелять в людей, всем же «убийцам — и тем, кто отдает приказы, и тем, кто их выполняет, — позор, проклятье, анафема!».

***

Согласно Конституции Российской Федерации, «носителем суверенитета… в РФ является ее многонациональный народ» (1.3.1). Президент РФ «при вступлении в должность… приносит народу… присягу», в которой клянется «верно служить народу» (4.82.1).
Именно власть народа является верховной властью в современной России, а президент, правительство и все государственные служащие, согласно Конституции, являются чиновниками на службе у народа: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (1.3.2).

***

Представим себе человека, от природы здорового сильного, умного, способного и незлого, — а именно таким и считают все, и весьма справедливо, наш русский народ.

Мы узнаём, что этот человек или народ находится в крайне печальном состоянии: он болен, разорен, деморализован. Если мы хотим ему помочь, то, конечно, прежде всего постараемся узнать, в чем дело, отчего он попал в такое жалкое положение.

И вот мы узнаём, что он, в лице значительной части своей интеллигенции, хотя и не может считаться формально умалишенным, однако одержим ложными идеями, граничащими с манией величия и манией вражды к нему всех и каждого. Равнодушный к своей действительной пользе и действительному вреду, он воображает несуществующие опасности и основывает на них самые нелепые предположения.

Ему кажется, что все соседи его обижают, недостаточно преклоняются перед его величием и всячески против него злоумышляют. Всякого и из своих домашних он обвиняет в стремлении ему повредить, отделиться от него и перейти к врагам — а врагами своими он считает всех соседей. И вот, вместо того, чтобы жить своим честным трудом на пользу себе и ближним, он готов тратить все свое состояние и время на борьбу против мнимых козней.

Воображая, что соседи хотят подкопать его дом и даже напасть на него вооруженною рукой, он предлагает тратить огромные деньги на покупку пистолетов и ружей, на железные заборы и затворы. Остающееся от этих забот время он считает своим долгом снова употреблять на борьбу — с своими же домашними…

Узнав все это и желая спасти несчастного, мы не станем, конечно, ни снабжать его деньгами, ни лечить от лихорадки или чего-нибудь другого. Мы постараемся убедить его, что мысли его ложны и несправедливы. Если он не убедится и останется при своей мании, то ни деньги, ни лекарства — не помогут. Если же убедится и образумится, откажется от нелепых идей и обидных действий, то будучи человеком умным, способным и крепким, легко найдет в самом себе средства восстановить свое здоровье и поправить свои дела.

Владимир Сергеевич Соловьев. «Мнимые и действительные меры к подъему народного благосостояния». Сентябрь 1892 г.

Цитаты о политике

«Не следует считать богатство, корабли и войска [главнейшим] делом правителей, о котором из всех возможных только и следует им печься. Поскольку, [будь оно так], чем [такие правители] будут отличаться от тиранов, для которых нет ничего важнее оружия, которые готовы пожертвовать и законами, и справедливостью, и святыней, и всем [вообще], чтобы властвовать силой оружия? Но добрые правители, которые заслуженно носят это имя, напротив, восходят к власти с той целью, чтобы сохранить законы и обеспечить подданным приличествующую человеку свободу. Именно этим тирания и хуже достойного государственного строя: одни вооружаются ценой порабощения подданных и беззакония, а другие ценят оружие потому, что оно защищает законы от нарушения и свободу — от поругания. Одним нет дела до благополучия подданных: [якобы] заботясь о них, они устраивают собственные дела и используют и [подданных], и все их имущество для собственной безопасности и удовольствия. Другие же сами прилагают усилия, чтобы принести пользу подданным, трудятся, не жалея себя, над тем, что может послужить [людям] во благо и идут на все ради этого, сознавая, что важнее всего право и законы. Одни презирают [законы], осуждая крайнюю глупость тех, кто их устанавливает. Другие же всячески заботятся о них, поскольку нет иного пути к утверждению державы и безопасности подданных».
праведный Николай Кавасила

Комментировать

*

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки