Власть

***

Власть – 1) гла­вен­ство, гос­под­ство; 2) власт­ву­ю­щий субъ­ект; 3) силь­ное вли­я­ние (пример: власть греха).

Власть в мире разум­ных существ под­ра­зу­ме­вает под­чи­нен­ность одной лич­но­сти другой. Среди форм под­чи­не­ния чело­века можно выде­лить три:

Власть бывает Бого­уста­нов­лен­ная и гре­хов­ная. К Бого­уста­нов­лен­ной отно­сится под­чи­не­ние чело­века Богу и под­чи­не­ние чело­веку ради добра, к гре­хов­ной – под­чи­не­ние чело­века чело­веку ради зла и под­чи­не­ние падшим духам. Все виды гре­хов­ной власти будут совер­шенно упразд­нены Богом в конце исто­рии.

Власт­ные отно­ше­ния между Богом и чело­ве­ком есть особые отно­ше­ния, осно­ван­ные на любви, сво­боде, вза­им­ном еди­не­нии (обожении). Отли­чи­тель­ной чертой власти Бога над чело­ве­ком заклю­ча­ется в том, что Гос­подь делится с чело­ве­ком Своим бытием. Гре­хов­ные виды власти осно­ваны на раб­ском под­чи­не­нии.

Высшей и изна­чаль­ной нормой власти есть власть Бога над чело­ве­ком. Все осталь­ные виды власти допу­щены Богом (власть чело­века над чело­ве­ком) и попу­щены (гре­хов­ные виды власти) вслед­ствие гре­хо­па­де­ния.

***

Каково назна­че­ние власти согласно Еван­ге­лию?

Высшим назна­че­нием власти явля­ется слу­же­ние власть имущих под­власт­ным им: «Он же сказал им: цари гос­под­ствуют над наро­дами, и вла­де­ю­щие ими бла­го­де­те­лями назы­ва­ются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как мень­ший, и началь­ству­ю­щий – как слу­жа­щий. Ибо кто больше: воз­ле­жа­щий, или слу­жа­щий? не воз­ле­жа­щий ли? А Я посреди вас, как слу­жа­щий» (Лк.22:25–27).

«Нет власти не от Бога». Как пони­мать эту фразу?

«Нет власти не от Бога» — в этом поло­же­нии, сфор­му­ли­ро­ван­ном ап. Павлом (Рим. 13:1), речь идет не о всех началь­ни­ках, но о самом прин­ципе власти как отра­же­нии небес­ной иерар­хии в земных уста­нов­ле­ниях, как о деле пре­муд­ро­сти Божией; нече­сти­вые власти не Богом уста­нов­лены, а попу­щены за наши грехи нам для испы­та­ния, пишет святой бла­жен­ный Фео­фи­лакт Бол­гар­ский (Тол­ко­ва­ние на Посла­ние к Рим­ля­нам свя­того апо­стола Павла. Глава три­на­дца­тая). Когда власть мешает чело­веку про­яв­лять послу­ша­ние Богу, апо­столы при­зы­вают не под­чи­няться такой власти (Деян.4:19), ибо «должно пови­но­ваться больше Богу, чем чело­ве­кам» (Деян.5:29). А поли­ти­че­ская власть, кото­рая высту­пает против Бога, по хри­сти­ан­скому про­ро­че­ству, под­ле­жит суду и паде­нию, такова, напри­мер, власть рим­ских импе­ра­то­ров Нерона и Доми­ци­ана (Откр.17:1–19).

«Нет власти не от Бога». Только ли о госу­дар­ствен­ной власти здесь гово­рится?

Не только. Всякая власть — чело­века над при­ро­дой (Быт.1:28), мужа над женой (Быт.3:16; Сир.9:2), роди­те­лей над детьми (Лев.19:3), гос­по­дина над слугой (Быт.16:9) и проч. (даже власт­ные отно­ше­ния, кото­рые суще­ствуют в живот­ном мире) — уста­нов­лена Богом, и осу­ществ­ле­ние ее под­чи­нено пове­ли­тель­ным тре­бо­ва­ниям воли Божией.

Абсо­лютна ли власть, дава­е­мая кому-либо Богом?

Власть, дава­е­мая Богом, не абсо­лютна: она огра­ни­чи­ва­ется мораль­ными обя­за­тель­ствами; отправ­ле­ние ее смяг­ча­ется зако­ном, опре­де­ля­ю­щим даже права рабов (Исх.21:1–6, 26–27; Втор.15:12–18; Сир.7:22–23, 33:31–33). В част­но­сти, власть отца над детьми должна иметь целью их вос­пи­та­ние (Притч.23:13; Сир.7:25–26).

Каково должно быть вза­и­мо­от­но­ше­ние власти цер­ков­ной и власти свет­ской?

Свя­щен­ству вве­рено Боже­ствен­ное, цар­ству — смерт­ное. Однако посте­пенно рим­ские папы и их сто­рон­ники стре­ми­лись утвер­дить взгляд, согласно кото­рому исклю­чи­тельно папе при­над­ле­жит вся закон­ная власть в хри­сти­ан­ской Церкви и даже во всем мире, он явля­ется полным хозя­и­ном всего цер­ков­ного и зем­ного, вер­хов­ным наблю­да­те­лем и судьей над всеми людьми, сам не ответ­ствуя за свои дей­ствия ни перед кем, кроме Бога. Пра­во­слав­ная Цер­ковь нико­гда не при­зна­вала ника­кого намест­ника Гос­пода Иисуса Христа на земле и др. посред­ника между Богом и людьми, кроме Христа. 

Каково было пред­став­ле­ние о власти Бога в Ветхом Завете?

Бог есть вели­кий Царь над всей землей (Пс.46:3; 94:3), Он воца­рился над наро­дами (Пс.46:9), Он — вла­дыка наро­дов (Пс.21:29), при­зи­рает народы (Пс.65:7), судит их (Пс.66:5), «мышца Его со вла­стью» (Ис.40:10), Он «Бог богов и Вла­дыка царей» (Дан.3:47), власть Бога вечна (Пс.65:7). Бог управ­ляет изра­иль­ским наро­дом обычно через раз­лич­ные органы власти: через них Он дает ему законы, про­из­во­дит суд, ведет его. Таким «орга­ном» по устрой­ству изра­иль­ской общины был прор. Моисей, соеди­няв­ший в своем лице раз­лич­ные обя­зан­но­сти (Втор.5:31; 34:10–12; Исх.3:10–12; Числ.11:11–13); в свя­ти­лище Бога таким «орга­ном» слу­жила вет­хо­за­вет­ная иерар­хия (Исх.28:1–3, 41; 29:1; Числ.1:47; 3:5; 18:1–7; 4:34; 8:15; Втор.18:1–8); в суде — судьи (Втор.1:16–17); таким же «орга­ном» в отно­ше­нии граж­дан­ских дел явля­ется царь (Втор.17:14–20).

Какова была власть Иисуса Христа во время Его земной жизни (учил «как власть име­ю­щий» и т.д.)?

Пред­став­лен­ная в Еван­ге­лии гене­а­ло­гия рода царя Давида гово­рит об Иисусе Христе как об истин­ном царе (Мф.1:1–16); к роду Дави­дову при­над­ле­жал не только пра­вед­ный Иосиф Обруч­ник, хотя Иисус и не был ему сыном по крови (Мф.1:20–25), но и Дева Мария. Иисус неод­но­кратно име­ну­ется «сыном Дави­до­вым» (Мф.9:27; 12:23; 15:22; Мк.11:9; Лк.1:32); волхвы искали Его как Царя Иудей­ского (Мф.2:2).

В то же время Он учит «как власть име­ю­щий» (Мф.7:29; Мк.1:21; Лк.4:32; Ин.13–18), Он обла­дает вла­стью «над всякою плотью» (Ин.17:2), имеет власть над силами при­роды (Лк.8:22–25; Мк.4:39, 41), власть над бесами (Мф.5:2–18; Мк.5:1–20; Лк.4:36; 8:26–39), над болез­нью (Мф.8:8; 9:20–22, 27–29; Мк.2:11; 5:25–34; Лк.5:17, 8:46–50), Его власть давать физи­че­ское исце­ле­ние явля­ется сви­де­тель­ством еще боль­шей власти — даро­вать духов­ное осво­бож­де­ние от грехов: Он «имеет власть про­щать грехи» (Мф.9:6; Мк.2:10; Лк.5:24; Ин.8:11), Ему дал Бог «власть про­из­во­дить и суд, потому что Он есть Сын Чело­ве­че­ский» (Ин.5:27). «Сын Чело­ве­че­ский есть гос­по­дин и суб­боты» (Мф.12:8; Мк.2:23–27; 3:1–5): вет­хо­за­вет­ная запо­ведь «помни день суб­бот­ний» при­об­рела мно­же­ство вто­ро­сте­пен­ных пред­пи­са­ний по поводу того, что не поз­во­ля­лось делать в суб­боту, Хри­стос не сле­дует этим пред­пи­са­ниям, однако не отвер­гает самого тре­бо­ва­ния соблю­дать суб­боту, но заяв­ляет о Своем праве тол­ко­вать запреты суб­бот­него дня. Иисус Хри­стос имеет власть над смер­тью, Он Гос­по­дин жизни и смерти (Ин.11:25): Хри­стос вос­кре­шает дочь Иаира (Мф.9:18–19, 23–26; Мк.5:21–23, 35–42; Лк.8:41–42, 51–55), сына вдовы из Наина (Лк.7:11–17), Лазаря (Ин.11:1–44). Нако­нец, Он имеет власть над соб­ствен­ной жизнью: «Никто не отни­мет ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять при­нять ее» (Ин.10:18).

Власть Иисуса Христа про­из­во­дила силь­ное впе­чат­ле­ние на людей, она про­яв­ля­лась во всем Его слу­же­нии. Она заста­вила уче­ни­ков бро­сить дом и после­до­вать за Ним; вла­стью Своей Он изгнал тор­гов­цев из храма (Мк.11:15–17); вла­стью Своей побу­дил уве­ро­вать в Него языч­ника сот­ника (Мф.8:8–9). У иудеев воз­ни­кает вопрос: какой вла­стью Он это делает, кто дал Ему такую власть (Мф.21:23; Мк.11:27–33; Лк.20:1–8). Иисус Хри­стос не отве­чает прямо на этот вопрос (Мф.21:24–25, 27). Ответ заклю­ча­ется уже в словах Иоанна Кре­сти­теля об Иисусе Христе: «При­хо­дя­щий свыше есть выше всех… При­хо­дя­щий с небес есть выше всех. …Тот, Кото­рого послал Бог, гово­рит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа. Отец любит Сына и все дал в руку Его» (Ин.3:31–35).

Иску­шая Иисуса Христа, диавол пред­ла­гал Ему власть над всем миром, если Он поко­рится ему (Мф.4:8–9; Лк.4:5–7), но Иисус Хри­стос про­яв­ляет совер­шен­ное послу­ша­ние Богу; пройдя через пору­га­ния как «Царь Иудей­ский» (Ин.19:2–3), через уни­же­ние на кресте, через смерть, он обре­тает поло­же­ние Вла­сти­теля неба и земли. «Дана мне всякая власть на небе и на земле», — про­воз­гла­шает Хри­стос (Мф.28:18).

Что гово­рили о власти святые отцы?

Согласно свт. Васи­лию Вели­кому, у людей одним вве­рено началь­ство, другим — под­чи­не­ние (Сим­фо­ния по тво­ре­ниям свя­ти­теля Васи­лия Вели­кого. Писа­ние свя­щен­ное); рабы должны пови­но­ваться, славя Гос­пода, а гос­пода, под­ра­жая Богу, должны быть мило­стивы к рабам; первые должны защи­щать пред­пи­са­ния Божии, а под­дан­ные — под­чи­няться во всем, что не про­ти­во­ре­чит запо­веди Божией (Сим­фо­ния по тво­ре­ниям свя­ти­теля Васи­лия Вели­кого. Власть).

Cвт. Иоанн Зла­то­уст под­чер­ки­вает слова апо­стола, что тот, кто поко­ря­ется вла­стям, не вла­стям поко­ря­ется, но пови­ну­ется Богу, уста­но­вив­шему их, и то, что суще­ствуют власти, про­дол­жает он, и одни началь­ствуют, другие нахо­дятся в под­чи­не­нии, а не идет все без порядка и раз­бора, и народы не мечутся, как бес­по­ря­доч­ные волны, есть дело Божией пре­муд­ро­сти (Слово 21. О началь­стве, власти и славе), ибо «если упразд­нить их, все погиб­нет и не устоят ни города, ни села, ни дома, ни тор­жище и ничто другое, но все испро­верг­нется, так как более силь­ные погло­тят более слабых» (Беседы на Посла­ние к Рим­ля­нам).

Прп. Исидор Пелу­сиот пре­ду­пре­ждает, что неосмот­ри­тельно при­зна­вать для каж­дого чело­века воз­мож­ность началь­ство­вать, но многие стали началь­ство­вать, «при­чи­нив тысячи зол и себе, и под­чи­нен­ным, впо­след­ствии же без­условно низ­ри­ну­лись в бездну поги­бели» (Письмо епи­скопу Фео­до­сию).

Бла­жен­ный Авгу­стин гово­рил: «Пока мы верим в Бога, и пока мы при­званы в Его Цар­ство, мы не должны быть под­чи­нены ника­кому чело­веку, кото­рый бы попы­тался уни­что­жить дар вечной жизни, данный нам Богом» (Ком­мен­та­рий на посла­ние к Рим­ля­нам).

Пре­по­доб­ный Иосиф Волоц­кий: «Всякий царь или князь, не пеку­щийся о своих под­дан­ных и не име­ю­щий страха Божия, ста­но­вится слугой сатаны. Не Божий слуга, но дьявол, и не царь, но мучи­тель. И ты не слушай царя или князя, скло­ня­ю­щего тебя к нече­стию или лукав­ству, даже если он будет мучить тебя или угро­жать смер­тью» (Про­све­ти­тель).

***

См. ГОСУ­ДАР­СТВО

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки