Власть

Литература по теме
  1. Власть

1) главенство, господство;
2) властвующий субъект;
3) сильное влияние (пример: власть греха).

vlast - Власть
Иван Глазунов «Распни Его». 1994.

Власть в мире разумных существ подразумевает подчиненность одной личности другой. Среди форм подчинения человека можно выделить три:

Власть бывает Богоустановленная и греховная. К Богоустановленной относится подчинение человека Богу и подчинение человеку ради добра, к греховной – подчинение человека человеку ради зла и подчинение падшим духам. Все виды греховной власти будут совершенно упразднены Богом в конце истории.

Властные отношения между Богом и человеком есть особые отношения, основанные на любви, свободе, взаимном единении (обожении). Отличительной чертой власти Бога над человеком заключается в том, что Господь делится с человеком Своим бытием. Греховные виды власти основаны на рабском подчинении.

Высшей и изначальной нормой власти есть власть Бога над человеком. Все остальные виды власти допущены Богом (власть человека над человеком) и попущены (греховные виды власти) вследствие грехопадения.

Каково назначение власти согласно Евангелию?

Высшим назначением власти является служение власть имущих подвластным им: «Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий. Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий» (Лк.22:25-27).

«Нет власти не от Бога». Как понимать эту фразу?

Эту фразу следует читать в контексте (Рим.13:1-7). Вначале даётся указание как поступать: быть покорным властям. Затем объясняется почему так. Причём, дважды: 1) нет власти не от Бога;
2) существующие власти от Бога установлены.

Дальнейший текст лишь укрепляет в этом:
1) противящийся власти противится Божию установлению;
2) противящиеся сами навлекут на себя осуждение.

«Нет власти не от Бога» — в этом положении, сформулированном ап. Павлом (Рим.13:1), речь идет не о всех начальниках, но о самом принципе власти как отражении небесной иерархии в земных установлениях, как о деле премудрости Божией; нечестивые власти не Богом установлены, а попущены за наши грехи нам для испытания. Когда власть мешает человеку проявлять послушание Богу, апостолы призывают не подчиняться такой власти (Деян.4:19), ибо «должно повиноваться больше Богу, чем человекам» (Деян.5:29). А политическая власть, которая выступает против Бога, по христианскому пророчеству, подлежит суду и падению, такова, например, власть римских императоров Нерона и Домициана (Откр.17:1-19).

«Нет власти не от Бога». Только ли о государственной власти здесь говорится?

Не только. Всякая власть — человека над природой (Быт.1:28), мужа над женой (Быт.3:16; Сир.9:2), родителей над детьми (Лев.19:3), господина над слугой (Быт.16:9) и проч. (даже властные отношения, которые существуют в животном мире) — установлена Богом, и осуществление ее подчинено повелительным требованиям воли Божией.

Абсолютна ли власть, даваемая кому-либо Богом?

Власть, даваемая Богом, не абсолютна: она ограничивается моральными обязательствами; отправление ее смягчается законом, определяющим даже права рабов (Исх.21:1-6, 26-27; Втор.15:12-18; Сир.7:22-23, 33:31-33). В частности, власть отца над детьми должна иметь целью их воспитание (Притч.23:13; Сир.7:25-26).

photo 2022 11 02 12 13 00 - Власть

Каково должно быть взаимоотношение власти церковной и власти светской?

Священству вверено Божественное, царству — смертное. Однако постепенно римские папы и их сторонники стремились утвердить взгляд, согласно которому исключительно папе принадлежит вся законная власть в христианской Церкви и даже во всем мире, он является полным хозяином всего церковного и земного, верховным наблюдателем и судьей над всеми людьми, сам не ответствуя за свои действия ни перед кем, кроме Бога. Православная Церковь никогда не признавала никакого наместника Господа Иисуса Христа на земле и др. посредника между Богом и людьми, кроме Христа.

Каково было представление о власти Бога в Ветхом Завете?

Бог есть великий Царь над всей землей (Пс.46:3; 94:3), Он воцарился над народами (Пс.46:9), Он — владыка народов (Пс.21:29), призирает народы (Пс.65:7), судит их (Пс.66:5), «мышца Его со властью» (Ис.40:10), Он «Бог богов и Владыка царей» (Дан.3:47), власть Бога вечна (Пс.65:7). Бог управляет израильским народом обычно через различные органы власти: через них Он дает ему законы, производит суд, ведет его. Таким «органом» по устройству израильской общины был прор. Моисей, соединявший в своем лице различные обязанности (Втор.5:31; 34:10-12; Исх.3:10-12; Числ.11:11-13); в святилище Бога таким «органом» служила ветхозаветная иерархия (Исх.28:1-3, 41; 29:1; Числ.1:47; 3:5; 18:1-7; 4:34; 8:15; Втор.18:1-8); в суде — судьи (Втор.1:16-17); таким же «органом» в отношении гражданских дел является царь (Втор.17:14-20).

Какова была власть Иисуса Христа во время Его земной жизни (учил «как власть имеющий» и т.д.)?

Представленная в Евангелии генеалогия рода царя Давида говорит об Иисусе Христе как об истинном царе (Мф.1:1-16); к роду Давидову принадлежал не только праведный Иосиф Обручник, хотя Иисус и не был ему сыном по крови (Мф.1:20-25), но и Дева Мария. Иисус неоднократно именуется «сыном Давидовым» (Мф.9:27; 12:23; 15:22; Мк.11:9; Лк.1:32); волхвы искали Его как Царя Иудейского (Мф.2:2).

В то же время Он учит «как власть имеющий» (Мф.7:29; Мк.1:21; Лк.4:32; Ин.13-18), Он обладает властью «над всякою плотью» (Ин.17:2), имеет власть над силами природы (Лк.8:22-25; Мк.4:39, 41), власть над бесами (Мф.5:2-18; Мк.5:1-20; Лк.4:36; 8:26-39), над болезнью (Мф.8:8; 9:20-22, 27-29; Мк.2:11; 5:25-34; Лк.5:17, 8:46-50), Его власть давать физическое исцеление является свидетельством еще большей власти — даровать духовное освобождение от грехов: Он «имеет власть прощать грехи» (Мф.9:6; Мк.2:10; Лк.5:24; Ин.8:11), Ему дал Бог «власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий» (Ин.5:27). «Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мф.12:8; Мк.2:23-27; 3:1-5): ветхозаветная заповедь «помни день субботний» приобрела множество второстепенных предписаний по поводу того, что не позволялось делать в субботу, Христос не следует этим предписаниям, однако не отвергает самого требования соблюдать субботу, но заявляет о Своем праве толковать запреты субботнего дня. Иисус Христос имеет власть над смертью, Он Господин жизни и смерти (Ин.11:25): Христос воскрешает дочь Иаира (Мф.9:18-19, 23-26; Мк.5:21-23, 35-42; Лк.8:41-42, 51-55), сына вдовы из Наина (Лк.7:11-17), Лазаря (Ин.11:1-44). Наконец, Он имеет власть над собственной жизнью: «Никто не отнимет ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Ин.10:18).

Власть Иисуса Христа производила сильное впечатление на людей, она проявлялась во всем Его служении. Она заставила учеников бросить дом и последовать за Ним; властью Своей Он изгнал торговцев из храма (Мк.11:15-17); властью Своей побудил уверовать в Него язычника сотника (Мф.8:8-9). У иудеев возникает вопрос: какой властью Он это делает, кто дал Ему такую власть (Мф.21:23; Мк.11:27-33; Лк.20:1-8). Иисус Христос не отвечает прямо на этот вопрос (Мф.21:24-25, 27). Ответ заключается уже в словах Иоанна Крестителя об Иисусе Христе: «Приходящий свыше есть выше всех... Приходящий с небес есть выше всех. ...Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа. Отец любит Сына и все дал в руку Его» (Ин.3:31-35).

Искушая Иисуса Христа, диавол предлагал Ему власть над всем миром, если Он покорится ему (Мф.4:8-9; Лк.4:5-7), но Иисус Христос проявляет совершенное послушание Богу; пройдя через поругания как «Царь Иудейский» (Ин.19:2-3), через унижение на кресте, через смерть, он обретает положение Властителя неба и земли. «Дана мне всякая власть на небе и на земле», — провозглашает Христос (Мф.28:18).

Что говорили о власти святые отцы?

Согласно свт. Василию Великому, у людей одним вверено начальство, другим — подчинение (Симфония по творениям святителя Василия Великого. Писание священное); рабы должны повиноваться, славя Господа, а господа, подражая Богу, должны быть милостивы к рабам; первые должны защищать предписания Божии, а подданные — подчиняться во всем, что не противоречит заповеди Божией (Симфония по творениям святителя Василия Великого. Власть).

Cвт. Иоанн Златоуст подчеркивает слова апостола, что тот, кто покоряется властям, не властям покоряется, но повинуется Богу, установившему их, и то, что существуют власти, продолжает он, и одни начальствуют, другие находятся в подчинении, а не идет все без порядка и разбора, и народы не мечутся, как беспорядочные волны, есть дело Божией премудрости (Слово 21. О начальстве, власти и славе), ибо «если упразднить их, все погибнет и не устоят ни города, ни села, ни дома, ни торжище и ничто другое, но все испровергнется, так как более сильные поглотят более слабых» (Беседы на Послание к Римлянам).

Прп. Исидор Пелусиот предупреждает, что неосмотрительно признавать для каждого человека возможность начальствовать, но многие стали начальствовать, «причинив тысячи зол и себе, и подчиненным, впоследствии же безусловно низринулись в бездну погибели» (Письмо епископу Феодосию).

Блаженный Августин говорил: «Пока мы верим в Бога, и пока мы призваны в Его Царство, мы не должны быть подчинены никакому человеку, который бы попытался уничтожить дар вечной жизни, данный нам Богом» (Комментарий на послание к Римлянам).

Преподобный Иосиф Волоцкий: «Всякий царь или князь, не пекущийся о своих подданных и не имеющий страха Божия, становится слугой сатаны. Не Божий слуга, но дьявол, и не царь, но мучитель. И ты не слушай царя или князя, склоняющего тебя к нечестию или лукавству, даже если он будет мучить тебя или угрожать смертью» (Просветитель).

Цитаты о власти

«Всякая власть христианину – не покой и честь, но больший есть крест, большими и множайшими трудами, попечением и всегдашним терпением обремененный, чего никто не пожелает».

«Хотя от христиан-начальников и не должно ожидать, чтобы они противное Богу и закону Божию приказывали, однако, по­скольку все в мире случается, и как видим в историях, то, когда начальник приказывает что-либо противное Богу, не слушай его. Ибо этому и сама совесть учит, и Божие Слово го­ворит об этом: «Судите, справедливо ли пред Бо­гом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян.4:19). И еще: «Должно повиноваться больше Бо­гу, нежели человекам» (Деян.5:29)».
свт. Тихон Задонский

«Поистине царь есть тот, кто побеждает гнев и зависть и сладострастие, подчиняет все законам Божиим, сохраняет ум свой свободным и не позволяет возобладать душою страсти к удовольствиям. Такого мужа я желал бы видеть начальствующим над народами, и землею и морем, и городами и областями, и войсками; потому что кто подчинил душевные страсти разуму, тот легко управлял бы и людьми согласно с божественными законами. А кто по-видимому начальствует над людьми, но раболепствует гневу и честолюбию и удовольствиям, тот не будет знать, как распорядиться с властью».
свт. Иоанн Златоуст

«Как богатство обыкновенно губит людей неосторожных, так равно и власть. Первое доводит до любостяжания, а последняя до безумия».
свт. Иоанн Златоуст

«Царская власть — великая вещь; царям надлежит повиноваться и не противоречить их указам, но только тем, в которых проявляется царское достоинство. Приказывает нам император поступать справедливо? Это истинно царский указ, ему нельзя противоречить. Повелевает вооружиться против врага? Угодно ему, чтобы мы сделали что-то для общественной пользы? Со всем возможным усердием нужно почтить его волю. Скажет сделать что-то еще для благосостояния и чести властей и подданных? Спешно следует исполнить приказанное. Все это повеления, [достойные] царя, и наш слух нужно — более того, решительно необходимо — иметь готовым, чтобы выслушать такой указ. Но если он, напротив, прикажет — таковы лукавые наущения диавола — совершить нечестие против Бога? Это недостойно царя, так что повиноваться такому указу не только не следует, но и напротив, как нечестивый приказ нечестивого человека его следует счесть за сор. Повелит оклеветать или коварно убить кого-то, разрушить чужой брак, несправедливо отнять чужое имущество? Это дело не царской власти, а разбойника, клеветника, прелюбодея и вора. И всякий, кто любит Бога и чтит Божество и данное Им земное царство, не станет повиноваться этим скверным повелениям, но предпочтет скорее душу свою положить, чем служить тому, кто отдает такие приказания».
свт. Николай Мистик, патриарх Константинопольский

«Если же некий царь царствует над людьми, но над ним самим царствуют скверные страсти и грехи: сребролюбие и гнев, лукавство и неправда, гордость и ярость, злее же всего – неверие и хула, – такой царь не Божий слуга, но дьяволов, и не царь, но мучитель. Такого царя, за его лукавство, Господь наш Иисус Христос называет не царем, а лисицей... И ты не слушай царя или князя, склоняющего тебя к нечестию или лукавству, даже если он будет мучить тебя или угрожать смертью. Этому учат нас пророки, апостолы и все мученики, убиенные нечестивыми царями, но не покорившиеся их повелению».
преподобный Иосиф Волоцкий. Просветитель

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka