Госу­дар­ство

***

Госуда́рство — поли­ти­че­ская орга­ни­за­ция обще­ства, основ­ными при­зна­ками кото­рой явля­ются:
I. Нали­чие пуб­лич­ной поли­ти­че­ской власти, регла­мен­ти­ру­ю­щей на основе права граж­дан­ские отно­ше­ния и обла­да­ю­щей исклю­чи­тель­ным правом при­ме­не­ния силы для под­дер­жа­ния пра­во­по­рядка, а также для защиты целост­но­сти и без­опас­но­сти госу­дар­ства в слу­чаях внеш­ней угрозы со сто­роны дру­гого госу­дар­ства;
II. Нали­чие тер­ри­то­рии, насе­лен­ной граж­да­нами (под­дан­ными) этого соци­ума;
III. Суве­ре­ни­тет, заклю­ча­ю­щийся в вер­хо­вен­стве госу­дар­ствен­ной власти внутри госу­дар­ства и неза­ви­си­мо­сти от иных госу­дарств (суще­ствуют госу­дар­ства с огра­ни­чен­ным суве­ре­ни­те­том);
IV. Суще­ство­ва­ние одного или несколько языков (де-факто или де-юре име­ю­щих харак­тер госу­дар­ствен­ных) как усло­вие осу­ществ­ле­ния зако­но­да­тель­ной, испол­ни­тель­ной и судеб­ной дея­тель­но­сти;
V. Как пра­вило, сбор нало­гов в том или ином виде.

С хри­сти­ан­ской точки зрения госу­дар­ство — бого­уста­нов­лен­ный инсти­тут. Однако необ­хо­ди­мость суще­ство­ва­ния госу­дар­ства (в нашем пони­ма­нии) не выте­кает непо­сред­ственно из содер­жа­ния замысла Божия о пер­во­здан­ном Адаме. Госу­дар­ства, кото­рые зарож­да­лись, фор­ми­ро­ва­лись, утвер­жда­лись, нередко раз­ру­ша­лись, воз­рож­да­лись на про­тя­же­нии исто­рии раз­ви­тия чело­ве­че­ства, суще­ство­вали в усло­виях, свя­зан­ных с гре­хо­па­де­нием пра­ро­ди­те­лей, по бла­го­сло­ве­нию или же попу­ще­нию Все­дер­жи­теля, конечно, учи­ты­вав­шего (учи­ты­ва­ю­щего) гре­хов­ность чело­ве­че­ского рода. Антро­по­ло­ги­че­ская при­чина двой­ствен­но­сти фено­мена госу­дар­ства коре­нится, таким обра­зом, в пад­ше­сти чело­века. Гре­хо­па­де­ние, иска­зив­шее пер­во­здан­ную при­роду чело­века, его разум и волю, не поз­во­ляет чело­веку при­нять пол­ноту все­со­вер­шен­ного Боже­ствен­ного закона, тео­кра­тию как прямое прав­ле­ние Бога; в то же время закон, созда­ва­е­мый несо­вер­шен­ным чело­ве­че­ством, несет на себе печать несо­вер­шен­ства. Госу­дар­ствен­ное устрой­ство обще­ства бла­го­слов­ля­ется Богом потому, что в испор­чен­ном грехом мире чело­век нуж­да­ется во власт­ной и при­нуж­да­ю­щей силе, в ограж­де­нии от раз­ру­ши­тель­ных про­яв­ле­ний гре­хов­но­сти и своей соб­ствен­ной, и своих ближ­них. «…Для направ­ле­ния чело­ве­че­ских зако­нов… к цели, пред­на­чер­тан­ной Про­мыс­лом Божиим, Бог даро­вал… госу­дар­ствен­ной власти силу, чтобы она рукою, воору­жен­ною мечом правды и спра­вед­ли­во­сти, вела людей во имя Его благим путем», — пишет епи­скоп Нико­дим (Милаш).

Согласно Свя­щен­ному Писа­нию, пер­во­на­чаль­ной ячей­кой чело­ве­че­ского обще­ства, пред­те­чей госу­дар­ства, были семей­ные союзы: семья Адама и Евы (Быт.1:27–30), семьи их потом­ков (Быт.4:17–5:32). Уста­нов­ле­ние Богом в самом начале обще­ствен­ной жизни власти мужа над женой (Быт.3:16) и тем самым власти главы семьи над всеми осталь­ными ее чле­нами яви­лось, по словам епи­скопа Нико­дима (Милаша), осно­ва­нием «вер­хов­ной власти одного над другим», огра­ни­че­нием само­во­лия и про­об­ра­зом госу­дар­ствен­ной власти. Раз­рас­та­ясь, семьи пре­об­ра­зо­вы­ва­лись в общины, пле­мена и народы. В резуль­тате исто­ри­че­ского раз­ви­тия, кото­рым руко­во­дит Про­мысл Божий, услож­не­ние обще­ствен­ных связей при­вело к обра­зо­ва­нию у раз­лич­ных наро­дов госу­дарств.

Древ­ние евреи жили пат­ри­ар­халь­ной родо­вой общи­ной и не знали госу­дар­ства вплоть до пере­се­ле­ния в Египет семей­ства Иакова (Быт.46:5–7), но и в Египте не имели соб­ствен­ного госу­дар­ства. Древ­ний Изра­иль при­об­рел черты госу­дар­ствен­ного устрой­ства с заво­е­ва­нием земли обе­то­ван­ной (Нав., Суд.). Бла­го­слов­ляя для Изра­иля устро­е­ние зем­ного цар­ства во главе с царем, Гос­подь устами прор. Саму­ила ясно гово­рит, что ожи­дает от царя и госу­дар­ствен­ной власти вер­но­сти Его запо­ве­дям и тво­ре­ния добрых дел (1Цар.12:13–15). В Свя­щен­ном Писа­нии под­чер­ки­ва­ется сози­да­тель­ная роль госу­дар­ства, власть имущие при­зы­ва­ются исполь­зо­вать его силу для огра­ни­че­ния зла и под­держки добра, в чем видится нрав­ствен­ный смысл суще­ство­ва­ния госу­дар­ства (Рим.13:4–5; 1Пет.2:14–15). Обра­зом иде­аль­ного пра­ви­теля стал для хри­сти­ан­ского мира вет­хо­за­вет­ный царь Давид при всех его чело­ве­че­ских немо­щах и гре­хов­ных паде­ниях. Согласно Вет­хому Завету, даже язы­че­ские пра­ви­тели полу­чают досто­ин­ство пома­зан­ника Божия, чтобы про­во­дить волю Бога (Ис.45:1). Таким обра­зом, анар­хия — отсут­ствие в обще­стве пра­во­по­рядка и всякое стрем­ле­ние к раз­ру­ше­нию пра­во­по­рядка, к отмене права — про­ти­во­ре­чит запо­ве­дям Божиим и учению Церкви.

Какое было отно­ше­ние к госу­дар­ству у Иисуса Христа во дни Его земной жизни?

Из рода царя Давида по плоти про­изо­шел Иисус Хри­стос, Спа­си­тель, Царь цар­ству­ю­щих и Гос­подь гос­под­ству­ю­щих (1Тим.6:15), Осно­ва­тель и Глава Церкви, Кото­рый в Своей земной жизни под­чи­нил Себя зем­ному порядку вещей и пови­но­вался носи­те­лям госу­дар­ствен­ной власти. Однако в Еван­ге­лии не содер­жится раз­вер­ну­тое учение об отно­ше­ниях госу­дар­ства и Церкви, потому что про­по­ве­ду­е­мое в Еван­ге­лии Цар­ство Божие, по словам Самого Спа­си­теля, «не от мира сего» (Ин.18:36). Как пишет про­то­пре­сви­тер Иоанн Мей­ен­дорф, «госу­дар­ство же, поскольку оно есть учре­жде­ние этого мира, по своему суще­ству не входит в конеч­ную цель суще­ство­ва­ния хри­сти­ан­ской Церкви», бого­уста­нов­лен­ность госу­дар­ствен­ной власти опо­сре­до­вана исто­ри­че­ским про­цес­сом. «Сей мир» отча­сти пови­ну­ется Богу, отча­сти авто­но­ми­зи­рует себя от своего Творца. В той мере, в какой мир не под­чи­ня­ется Богу, он под­чи­ня­ется сатане и «лежит во зле» (1Ин.5:19).

В ответ на иску­си­тель­ный вопрос фари­сеев о поз­во­ли­тель­но­сти давать подать кесарю, то есть главе язы­че­ского госу­дар­ства, не при­зна­ю­щему еди­ного Бога, Хри­стос сказал: «Отда­вайте кеса­рево кесарю, а Божие Богу» (Мф.22:21), то есть испол­няйте свои обя­зан­но­сти, как в отно­ше­нии к Богу, так и в отно­ше­нии к госу­дар­ствен­ной власти, поскольку послед­нее не про­ти­во­ре­чит пер­вому. «…Глав­ный аспект хри­сти­ан­ского отно­ше­ния к госу­дар­ству: раз­де­ле­ние между цар­ством Божиим и цар­ством мира сего», пишет про­то­пре­сви­тер Иоанн Мей­ен­дорф.

***

Что гово­рили апо­столы об отно­ше­нии хри­сти­а­нина к госу­дар­ству?

О хри­сти­ан­ском отно­ше­нии к госу­дар­ствен­ной власти учили святые апо­столы Павел и Петр: поскольку госу­дар­ство есть Божие уста­нов­ле­ние, «всякая душа да будет покорна высшим вла­стям, ибо нет власти не от Бога. …Про­ти­вя­щийся власти про­ти­вится Божию уста­нов­ле­нию. …Началь­ству­ю­щие страшны не для добрых дел, но для злых. …Началь­ник… не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмсти­тель в нака­за­ние дела­ю­щему злое. И потому надобно пови­но­ваться не только из страха нака­за­ния, но и по сове­сти. Для сего вы и подати пла́тите, ибо они — Божии слу­жи­тели, сим самым посто­янно заня­тые. …Отда­вайте вся­кому долж­ное: кому по́дать — по́дать; кому оброк — оброк; кому страх — страх; кому честь — честь» (Рим.13:1–7). «…Будьте покорны вся­кому чело­ве­че­скому началь­ству, для Гос­пода: царю ли, как вер­хов­ной власти, пра­ви­те­лям ли, как от него посы­ла­е­мым для нака­за­ния пре­ступ­ни­ков и для поощ­ре­ния дела­ю­щих добро,- ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграж­дали уста неве­же­ству безум­ных людей, — как сво­бод­ные, не как упо­треб­ля­ю­щие сво­боду для при­кры­тия зла, но как рабы Божии. Всех почи­тайте, брат­ство любите, Бога бой­тесь, царя чтите» (1Пет.2:13–17). Апо­столы учили хри­стиан пови­но­ваться вла­стям неза­ви­симо от отно­ше­ния госу­дар­ства к Церкви. В апо­столь­ский век Цер­ковь Хри­стова была гонима и иудей­ской, и госу­дар­ствен­ной рим­ской вла­стью. Это не мешало хри­сти­а­нам, в том числе муче­ни­кам, молиться за гони­те­лей (1Тим.2:2). 

Что делать хри­сти­а­нину, если госу­дар­ство, в кото­ром он живет, бого­бор­че­ское?

Когда власть мешает чело­веку про­яв­лять послу­ша­ние Богу, апо­столы при­зы­вали не под­чи­няться ей (Деян.4:19), ибо «должно пови­но­ваться больше Богу, чем чело­ве­кам» (Деян.5:29). В книге Откро­ве­ние Иоанна Бого­слова в кон­тек­сте прин­ци­пи­аль­ного про­ти­во­по­став­ле­ния цар­ства зем­ного Цар­ству Божию гово­рится о совре­мен­ном автору рим­ском госу­дар­стве как о Вави­лоне — матери блуд­ниц (Откр.17:5).

Что значит: «Цер­ковь отде­лена от госу­дар­ства»?

Отде­ле­ние церкви от госу­дар­ства — прин­цип вза­и­мо­от­но­ше­ний госу­дар­ства и церкви, пред­по­ла­га­ю­щий отказ госу­дар­ства от вме­ша­тель­ства в цер­ков­ные дела; сво­боду граж­дан от при­нуж­де­ния к испо­ве­да­нию той или иной рели­гии; отсут­ствие закреп­лен­ных за цер­ко­вью госу­дар­ствен­ных функ­ций. Свет­ский харак­тер госу­дар­ства Рос­сий­ская Феде­ра­ция закреп­лен в пункте 1 статьи 14 ныне дей­ству­ю­щей Кон­сти­ту­ции России, пункт 2 той же статьи преду­смат­ри­вает отде­ле­ние рели­ги­оз­ных объ­еди­не­ний от госу­дар­ства.

Это не исклю­чает вза­и­мо­дей­ствия церкви и госу­дар­ства. Госу­дар­ство заин­те­ре­со­вано в церкви, т. к. у него нет мощных внут­рен­них, духов­ных сти­му­лов для под­дер­жа­ния порядка, а есть только идео­ло­ги­че­ские и репрес­сив­ные. Церкви от госу­дар­ства тре­бу­ется здо­ро­вый нрав­ствен­ный климат, кото­рый явля­ется осно­вой для духов­ного раз­ви­тия чело­века.

При этом не сле­дует не забы­вать, что Цер­ковь от госу­дар­ства отде­лена, а госу­дар­ство (в лице его граж­дан) от Церкви – нет.

Каково сего­дняш­нее отно­ше­ние Церкви к раз­лич­ным формам госу­дар­ства?

Госу­дар­ство как чело­ве­че­ское учре­жде­ние не должно пре­вра­щаться в само­до­вле­ю­щий инсти­тут, иначе оно теряет свое под­лин­ное пред­на­зна­че­ние, ука­зы­ва­ется в «Осно­вах соци­аль­ной кон­цеп­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви», доку­менте, при­ня­том Архи­ерей­ским юби­лей­ным Собо­ром РПЦ 2000 г.

«Форма и методы прав­ле­ния, — гово­рится в том же доку­менте, — во многом обу­слов­ли­ва­ются духов­ным и нрав­ствен­ным состо­я­нием обще­ства. Зная это, Цер­ковь при­ни­мает соот­вет­ству­ю­щий выбор людей или, по край­ней мере, не про­ти­вится ему. При судей­стве — обще­ствен­ном строе, опи­сан­ном в Книге Судей, — власть дей­ство­вала не через при­нуж­де­ние, а силой авто­ри­тета, причем авто­ри­тет этот сооб­щался Боже­ствен­ной санк­цией. Чтобы такая власть дей­ственно осу­ществ­ля­лась, вера в обще­стве должна быть весьма силь­ной. При монар­хии власть оста­ется бого­дан­ной, но для своей реа­ли­за­ции исполь­зует уже не столько духов­ный авто­ри­тет, сколько при­нуж­де­ние. Пере­ход от судей­ства к монар­хии сви­де­тель­ство­вал об ослаб­ле­нии веры, отчего и воз­никла потреб­ность заме­нить Царя Незри­мого царем види­мым». Согласно вет­хо­за­вет­ному повест­во­ва­нию, раз­вра­щен­ные гре­хами и без­за­ко­ни­ями, непо­слу­ша­нием Богу изра­иль­тяне захо­тели, подобно другим наро­дам, иметь зем­ного пра­ви­теля, отверг­нув тем самым прин­ципы тео­кра­тии. Гос­подь принял этот выбор, но в то же время выра­зил сожа­ле­ние о нем: «И сказал Гос­подь Саму­илу… они… отвергли Меня, чтоб Я не цар­ство­вал над ними… итак… пред­ставь им и объяви им права царя, кото­рый будет цар­ство­вать над ними» (1Цар.8:7–9).

«Совре­мен­ные демо­кра­тии, в том числе монар­хи­че­ские по форме, не ищут Боже­ствен­ной санк­ции власти. Они пред­став­ляют из себя форму власти в секу­ляр­ном обще­стве, пред­по­ла­га­ю­щую право каж­дого дее­спо­соб­ного граж­да­нина на воле­изъ­яв­ле­ние посред­ством выбо­ров». Пере­ход власти в более рели­ги­озно-уко­ре­нен­ную форму невоз­мо­жен без оду­хо­тво­ре­ния обще­ства, иначе это изме­не­ние дис­кре­ди­ти­рует себя. «Однако нельзя вовсе исклю­чить воз­мож­ность такого духов­ного воз­рож­де­ния обще­ства, когда рели­ги­озно более высо­кая форма госу­дар­ствен­ного устро­е­ния станет есте­ствен­ной». «Вместе с тем Цер­ковь должна уде­лять глав­ное вни­ма­ние не системе внеш­ней орга­ни­за­ции госу­дар­ства, а состо­я­нию сердец своих членов. Посему Цер­ковь не счи­тает для себя воз­мож­ным ста­но­виться ини­ци­а­то­ром изме­не­ния формы прав­ле­ния» и при­дер­жи­ва­ется пози­ции «непред­по­чти­тель­но­сти» для себя «какого-либо госу­дар­ствен­ного строя, какой-либо из суще­ству­ю­щих поли­ти­че­ских док­трин», — гово­рится в «Осно­вах соци­аль­ной кон­цеп­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви».

Источ­ники:

  1. Пра­во­слав­ная энцик­ло­пе­дия;
  2. Основы соци­аль­ной кон­цеп­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви. — М.: Изд-во Мос­ков­ской пат­ри­ар­хии РПЦ, 2019. — 176 с.;
  3. Нико­дим (Милаш), еп. Пра­во­слав­ное цер­ков­ное право: моно­гра­фия. — СПб.: Тип. В.В. Кома­рова, 1897. — 726 с.
  4. Мей­ен­дорф И., про­топр. Цер­ковь и госу­дар­ство // Рус. зару­бе­жье в год 1000-летия Кре­ще­ния Руси: Сб. М., 1991. С. 281–290. 

***

Если власть при­нуж­дает пра­во­слав­ных веру­ю­щих к отступ­ле­нию от Христа и Его Церкви, а также к гре­хов­ным, душе­вред­ным дея­ниям, Цер­ковь должна отка­зать госу­дар­ству в пови­но­ве­нии». 
(Основы Соци­аль­ной кон­цеп­ции).

«Цер­ковь не должна слу­жить любому госу­дар­ству на любых усло­виях. Она может помо­гать госу­дар­ству, если оно стре­мится сле­до­вать пара­дигме хри­сти­ан­ских цен­но­стей. Но всегда надо пом­нить о том, что любое госу­дар­ство несо­вер­шенно. Оно ущербно онто­ло­ги­че­ски, так как появи­лось в резуль­тате гре­хо­па­де­ния и было при­звано просто поме­шать людям истре­бить друг друга».
прот. Геор­гий Мит­ро­фа­нов

***

См. также: СИМ­ФО­НИЯ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки