
В Издательстве Московской духовной академии вышел пятый том серии «Библейские тексты и исследования» (третий в подсерии «Иудейские и ближневосточные источники») — «Очерки по самаритянскому богословию XVIII в. (на материале трактата “Рассеяние тьмы, [покрывающей] тайны Дарующего”)».
Автор книги, посвященной мысли самаритянского богослова и писателя XVIII в. ал-Газзала Газского, — научный сотрудник Института философии РАН кандидат философских наук Фарис Османович Нофал.
«Изучение самаритянского богословия до сих пор остается одним из самых перспективных направлений ближневосточных штудий: неисследованный, но добротно описанный востоковедами-библиографами массив самаритянской литературы и сегодня ждет своего первого исследователя и даже издателя. Особый интерес для заинтересованного читателя представляет арабоязычная самаритянская литература XVII–XIX вв., практически не представленная в западной специализированной периодике. К сожалению, русская востоковедческая наука и поныне избегает рассматривать отдельные проблемы как самаритянской теологии, так и самарийского источниковедения: в то время как отечественные авторы предпочли рассмотрение историографических трудов самаритянской общины ознакомлению с ее же религиозными памятниками, единственным фундаментальным трудом, посвященным самаритянскому богословию, остается во многом устаревшая монография Дж. Макдональда. Вышеупомянутыми обстоятельствами объясняется наше обращение к основной теме настоящего труда — реконструкции системы религиозно-философских воззрений ал-Г̣аззāла б. ʼАбӯ Сурӯра (ум. после 1755).
Творчество ал-Газзала ибн Абу Сурура, книжника палестинского Юга, ознаменовало вершину почти что восьмивекового развития средневековой самаритянской общины: объемный трактат ал-Газзала «Рассеяние тьмы, [покрывающей] тайны Дарующего», толкующий книги Бытия и Исхода, стал своеобразной «суммой» классической самарянской экзегезы и одновременно с тем сохранил следы влияния исламской профетологической литературы. Теперь этот значимый, но ранее не изученный источник по самаритянскому богословию вводится в отечественный и мировой научный оборот: на материале «Рассеяния…» Ф.О. Нофал не только реконструирует натурфилософские, историософские и онтологические теории газского теолога, но и прослеживает их связь с ранней самаритянской традицией, с одной стороны, и с арабо-мусульманским интеллектуальным контекстом — с другой», — отмечает главный редактор журнала «Библия и христианская древность» и «Корпуса христианских текстов и исследований» диакон Сергий Кожухов.
Источник: Сайт Московской духойвной академии
Комментировать