Нужно ли воцер­ко­в­ле­ние тем, кто счи­тает, что Бог у них «в душе»?

© В.Ю. Пита­нов

Люди, счи­та­ю­щие, что они не нуж­да­ются в цер­ков­ной жизни, потому что уве­рены, что Бог у них «в душе», по всей види­мо­сти, счи­тают себя высо­ко­нрав­ствен­ными, не име­ю­щими необ­хо­ди­мо­сти ни в Пока­я­нии, ни в соиз­ме­ре­нии своих поступ­ков с объ­ек­тив­ными нрав­ствен­ными кри­те­ри­ями. Часто при­хо­дится стал­ки­ваться с рас­хо­жим мне­нием, что для спа­се­ния доста­точно быть хоро­шим, поря­доч­ным чело­ве­ком, при этом жить цер­ков­ной жизнью совер­шенно необя­за­тельно.

Пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин никак не может согла­ситься с этим утвер­жде­нием в первую оче­редь потому, что поня­тия «поря­доч­ность» явля­ется поня­тием свет­ской этики, а сле­до­ва­тельно, секу­ляр­ной. Это поня­тие не опре­де­лено в себе, никто не может с точ­но­стью рас­крыть его зна­че­ние, так как свет­ская этика не имеет ника­ких кри­те­риев нрав­ствен­но­сти, кроме остав­шихся, весьма раз­мы­тых пред­став­ле­ний о том, что есть добро и что есть зло, поза­им­ство­ван­ных ею опять же из хри­сти­ан­ства.

То, что счи­тает для себя поря­доч­ным один чело­век, другой, воз­можно, оценит как недолж­ный, нечест­ный посту­пок. Нрав­ствен­ность нецер­ков­ных людей a priori может быть лишь отно­си­тель­ной, так как их пред­став­ле­ния о доб­ро­по­ря­доч­но­сти субъ­ек­тивны, ведь объ­ек­тивно оце­ни­вать свои (или чужие) поступки можно только по отно­ше­нию к каким-то объ­ек­тивно дей­ству­ю­щим кри­те­риям.

Эти­че­ские пред­став­ле­ния нево­цер­ко­в­лен­ных людей, к сожа­ле­нию, весьма бес­си­стемны, неполны и неглу­боки, не осмыс­лены и не имеют под собою ника­кого осно­ва­ния, кроме личных пред­по­чте­ний, рас­хо­жих сте­рео­ти­пов и сло­жив­шихся, в силу вли­я­ния соци­аль­ной среды, полу­чен­ного вос­пи­та­ния и обра­зо­ва­ния, мнений.

Гос­подь в Своем Откро­ве­нии, Хра­ни­тель­ни­цей кото­рого явля­ется Цер­ковь, дает нам запо­веди (Исх.20:2–17; Мф.5,6,7), глав­ней­шая из кото­рых – «воз­люби Гос­пода Бога твоего всем серд­цем твоим, и всею душею твоею, всем разу­ме­нием твоим» (Мф.22:37; Втор.6:5). Нет более высо­ких нрав­ствен­ных прин­ци­пов, чем те, к кото­рым при­зы­вает Цер­ковь. Но и их дости­же­ние не само­цель, та вели­кая цель, кото­рую ставит перед чело­ве­ком Бог – это обо­же­ние, стя­жа­ние бла­го­дати Свя­того Духа, свя­тость: «будьте совер­шенны, как совер­шен Отец ваш небес­ный» (Мф. 5:48), «дабы вы… соде­ла­лись при­част­ни­ками Боже­ского есте­ства» (2Пет. 1:4), «…я снова в муках рож­де­ния, доколе не изоб­ра­зится в вас Хри­стос!» (Гал. 4:19), «в вас должны быть те же чув­ство­ва­ния, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2:5). Но вос­хож­де­ние к свя­то­сти невоз­можно без ошибок и паде­ний, поэтому каждый хри­сти­а­нин нуж­да­ется в цер­ков­ном таин­стве Пока­я­ния.

Сама поста­новка рас­смат­ри­ва­е­мого нами вопроса обна­ру­жи­вает плохое пони­ма­ние при­роды Церкви теми людьми, для кото­рых этот вопрос суще­ствует в той форме, как он выра­жен в заго­ловке данной главы. Сто­рон­ники пан­те­и­сти­че­ской кон­цеп­ции миро­устрой­ства, в основ­ном, пред­став­ляют себе Цер­ковь таким обра­зом: Бог есть все, значит, Бог есть и во мне; кроме моего неве­же­ства, никто и ничто меня от Бога не отде­ляет, пости­гая самого себя, я пости­гаю Бога. «Хри­стос» – это поня­тие, харак­те­ри­зу­ю­щее наи­выс­ший уро­вень рас­кры­тия в себе созна­ния. Иисус Хри­стос – это пра­вед­ник по имени Иисус, кото­рый своими уси­ли­ями достиг реа­ли­за­ции в себе Христа. Чело­век духовно раз­ви­ва­ется от одного дости­же­ния к дру­гому, любое паде­ние отно­си­тельно, грех, в хри­сти­ан­ском его пони­ма­нии, отсут­ствует. Цер­ковь же – это стра­да­ю­щая арха­из­мом фор­маль­ная орга­ни­за­ция, кото­рая утвер­ждает, что может помочь в поиске Бога, но Ее слу­жи­тели больше думают о земных благах, чем о небес­ных и т.п. Цер­ковь, по их мнению, пред­став­ляет собой орга­ни­за­цию людей, «слепо» веру­ю­щих в опре­де­лен­ные рели­ги­оз­ные док­трины и при­зна­ю­щие авто­ри­тет цер­ков­ной иерар­хии.

Есте­ственно, что исходя из подоб­ных уста­но­вок, поста­новка вопроса – зачем ходить в храмы, если Бог у меня в душе – выгля­дит вполне зако­но­мерно. Про­блема только в том, что подоб­ное пони­ма­ние Церкви ничего общего не имеет с реаль­но­стью. Многие вос­при­ни­мают Цер­ковь как «духов­ный супер­мар­кет: миряне – поку­па­тели, духо­вен­ство – «про­давцы», если мне нра­вится «товар» и обслу­жи­ва­ние, буду в него ходить, не нра­вится – уйду искать другой. Для других людей Цер­ковь – это место, где можно достичь душев­ного ком­форта, обез­опа­сить себя от серьез­ных жиз­нен­ных труд­но­стей, совер­шив некие «маги­че­ские» дей­ства. Для опре­де­лен­ной части насе­ле­ния Цер­ковь – просто форма «клуб­ного» обще­ния. Как легко заме­тить, в обще­стве бытует немало невер­ных пред­став­ле­ний о Церкви. Но что же такое Цер­ковь?

Начнем с того, что не суще­ствует исчер­пы­ва­ю­щего и пол­но­стью удо­вле­тво­ри­тель­ного опре­де­ле­ния Церкви (1). В пере­воде с гре­че­ского слово ecclesia (2) озна­чает обще­ствен­ное, или «народ­ное собра­ние», про­ис­хо­дит оно от гла­гола ekkaleo – «при­зы­вать» (3). Цер­ковь – это сооб­ще­ство при­зван­ных Хри­стом и живу­щих Им. Цер­ковь – это не фор­маль­ное сооб­ще­ство веру­ю­щих в некие рели­ги­оз­ные док­трины людей, это «тело Хри­стово» (1Кор. 12:27), «Цер­ковь есть образ Пре­свя­той Троицы» (4). Для осмыс­ле­ния хри­сти­ан­ской цер­ков­ной жизни нам необ­хо­димо вспом­нить пер­во­свя­щен­ни­че­скую молитву Спа­си­теля: «Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, [тех], кото­рых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы… Не о них же только молю, но и о веру­ю­щих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино» (Ин.17:11,20–21). В Церкви есть общая жизнь, в кото­рой отдель­ные лич­но­сти настолько объ­еди­ня­ются между собой, что их еди­не­ние можно упо­до­бить един­ству Лиц Пре­свя­той Троицы (5). «Люди, всту­пив­шие в Цер­ковь и воз­лю­бив­шие друг друга, подобны трем Лицам Пре­свя­той Троицы, кото­рых их любовь соеди­няет во единое Суще­ство» (6). Един­ство людей в Церкви воз­можно лишь во Христе, в еди­не­нии с Ним. Как же оно дости­га­ется? «Я хлеб живый, сшед­ший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, кото­рый Я дам, есть Плоть Моя, кото­рую Я отдам за жизнь мира… Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Чело­ве­че­ского и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я вос­крешу его в послед­ний день… Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пре­бы­вает во Мне, и Я в нем. (Ин.6:51,53–54,56). Именно «Таин­ство При­ча­ще­ния соеди­няет людей с Богом и тем самым объ­еди­няет и друг с другом. Вот почему при­ча­ще­ние есть источ­ник именно цер­ков­ной жизни по пре­иму­ще­ству» (7). Как Единый Бог при един­стве сущ­но­сти Тро­и­чен в Лицах, так и хри­сти­а­нин, в таин­стве Евха­ри­стии соеди­ня­ясь со Хри­стом, не пере­стает быть лич­но­стью, но при­об­ща­ется к жизни Бога, обо­жи­ва­ется: обо­же­ние есть «реаль­ное, суще­ствен­ное при­об­ще­ние к Богу всего чело­ве­че­ского есте­ства. Это… при­ча­стие всей пси­хо­фи­зи­че­ской при­роды чело­века Боже­ству, ее про­свет­ле­ние, про­слав­ле­ние, пре­об­ра­же­ние» (8). Цер­ковь суще­ствует в мире, но Она не от мира сего. «Они не от мира, как и Я не от мира» (Ин. 17:16). Цер­ковь – это не столько орга­ни­за­ция, сколько, прежде всего, бытие хри­стиан в Боге. Цер­ковь – это жизнь со Хри­стом и во Христе, дви­жи­мая Святым Духом(9), что поз­во­ляет апо­столу Павлу ска­зать: «уже не я живу, но живет во мне Хри­стос» (Гал. 2:20).

Итак, почему же необ­хо­димо жить цер­ков­ной жизнью и в том случае, если чело­век уверен, что Бог у него в сердце? Потому, что сердце чело­ве­че­ское пере­мен­чиво, и дове­рять его голосу нельзя: «Мы отнюдь не должны веро­вать своему сердцу; ибо кривое пра­вило и прямое кривит» (10). Потому, что так запо­ве­дал Иисус Хри­стос: «…ты – Петр, и на сем камне Я создам Цер­ковь Мою, и врата ада не одо­леют ее» (Мф. 16:18); «У мно­же­ства же уве­ро­вав­ших было одно сердце и одна душа (Деян. 4:32). Потому, что Иисус Хри­стос там, где Его Цер­ковь: «Я с вами во все дни до скон­ча­ния века» (Мф. 28:20). Потому, что Гос­подь забо­тится о Своей Церкви: «Ибо никто нико­гда не имел нена­ви­сти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Гос­подь Цер­ковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Еф. 5:29–30).

В целом, к Церкви не могут отно­ситься, в первую оче­редь, все те, кто не раз­де­ляет Никео-Кон­стан­ти­но­поль­ский Символ Веры. Что же Свя­щен­ное Писа­ние гово­рит нам о тех сооб­ще­ствах и веро­ва­ниях, кото­рые нельзя счи­тать цер­ков­ными? Рас­смот­рим ука­зан­ные Биб­лией при­знаки нецер­ков­ных сооб­ществ. Хри­сти­ан­ская Цер­ковь воз­никла в день Пяти­де­сят­ницы и непре­рывно суще­ствует доныне, поэтому все орга­ни­за­ции, воз­ник­шие позже, ника­кого отно­ше­ния к Хри­сто­вой Церкви не имеют. «Разве раз­де­лился Хри­стос?» (1Кор. 1:13); «Иисус Хри­стос вчера и сего­дня и во веки Тот же» (Евр. 13:8); «Я создам Цер­ковь Мою, и врата ада не одо­леют ее» (Мф. 16:18), «Воз­люб­лен­ные! имея все усер­дие писать вам об общем спа­се­нии, я почел за нужное напи­сать вам уве­ща­ние – под­ви­заться за веру, одна­жды пре­дан­ную святым» (Иуд. 1:3). Не имеют отно­ше­ния к Церкви все те, кто иска­жает Боже­ствен­ное Откро­ве­ние, выра­жен­ное в Свя­щен­ном Пре­да­нии Церкви: «Итак, братия, стойте и дер­жите пре­да­ния, кото­рым вы научены или словом или посла­нием нашим». (2Фес. 2:15); «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и дер­жите пре­да­ния так, как я пере­дал вам». (1Кор. 11:2). А также Откро­ве­ние, выра­жен­ное в Свя­щен­ном Писа­нии Церкви: «Удив­ля­юсь, что вы от при­звав­шего вас бла­го­да­тью Хри­сто­вою так скоро пере­хо­дите к иному бла­го­вест­во­ва­нию, кото­рое [впро­чем] не иное, а только есть люди, сму­ща­ю­щие вас и жела­ю­щие пре­вра­тить бла­го­вест­во­ва­ние Хри­стово». (Гал. 1:6–7); «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал бла­го­вест­во­вать вам не то, что мы бла­го­вест­во­вали вам, да будет ана­фема. Как прежде мы ска­зали, [так] и теперь еще говорю: кто бла­го­вест­вует вам не то, что вы при­няли, да будет ана­фема». (Гал. 1:8–9) . Не имеют ника­кого отно­ше­ния к Церкви лже­про­роки: «Если пророк скажет именем Гос­пода, но слово то не сбу­дется и не испол­нится, то не Гос­подь гово­рил сие слово, но гово­рил сие пророк по дер­зо­сти своей, – не бойся его». (Втор. 18:22); «Бере­ги­тесь лже­про­ро­ков, кото­рые при­хо­дят к вам в ове­чьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узна­ете их. Соби­рают ли с тер­нов­ника вино­град, или с репей­ника смоквы?» (Мф. 7:15–16). Все те, кто утвер­ждает, что Иисус был чело­ве­ком и стал Хри­стом позже Своего Вопло­ще­ния, также не имеют отно­ше­ния к Церкви: «Духа Божия (и духа заблуж­де­ния) узна­вайте так: всякий дух, кото­рый испо­ве­дует Иисуса Христа, при­шед­шего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, кото­рый не испо­ве­дует Иисуса Христа, при­шед­шего во плоти, не есть от Бога, но это дух анти­хри­ста, о кото­ром вы слы­шали, что он придет и теперь есть уже в мире» (1Ин. 4:2–3). Все, кто отвер­гает Вос­кре­се­ние Хри­стово, нахо­дятся вне Церкви: «…а если Хри­стос не вос­крес, то и про­по­ведь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор. 15:14). Все, кто объ­яв­ляют, что второе при­ше­ствие Иисуса Христа уже состо­я­лось, нахо­дятся вне Церкви: «Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Хри­стос, или там, – не верьте. Ибо вос­ста­нут лжехри­сты и лже­про­роки, и дадут вели­кие зна­ме­ния и чудеса, чтобы пре­льстить, если воз­можно, и избран­ных. Вот, Я напе­ред сказал вам. Итак, если скажут вам: «вот, [Он] в пустыне», – не выхо­дите; «вот, [Он] в пота­ен­ных ком­на­тах», – не верьте; ибо, как молния исхо­дит от востока и видна бывает даже до запада, так будет при­ше­ствие Сына Чело­ве­че­ского» (Мф. 24:23–27). К Церкви ника­кого отно­ше­ния не имеют те, кто не любит Иисуса Христа: «Кто не любит Гос­пода Иисуса Христа, ана­фема…» (1Кор. 16:22).

Гос­подь «хочет, чтобы все люди спас­лись и достигли позна­ния истины» (1Тим. 2:4). Для тех, кто созна­тельно отвер­гает слова Свя­щен­ного Писа­ния, спа­се­ние невоз­можно: «Отвер­га­ю­щий Меня и не при­ни­ма­ю­щий слов Моих имеет судью себе: слово, кото­рое Я гово­рил, оно будет судить его в послед­ний день» (Ин. 12:48). О языч­ни­ках и не име­ю­щих воз­ве­щен­ного закона Божи­его Свя­щен­ное Писа­ние нам гово­рит: «Те, кото­рые, не [имея] закона, согре­шили, вне закона и погиб­нут; а те, кото­рые под зако­ном согре­шили, по закону осу­дятся (потому что не слу­ша­тели закона пра­ведны пред Богом, но испол­ни­тели закона оправ­даны будут, ибо когда языч­ники, не име­ю­щие закона, по при­роде закон­ное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они пока­зы­вают, что дело закона у них напи­сано в серд­цах, о чем сви­де­тель­ствует совесть их и мысли их, то обви­ня­ю­щие, то оправ­ды­ва­ю­щие одна другую) в день, когда, по бла­го­вест­во­ва­нию моему, Бог будет судить тайные [дела] чело­ве­ков через Иисуса Христа» (Рим. 2:12–16). Таким обра­зом, вопрос о цер­ков­ной жизни и посе­ще­нии храма отпа­дает сам собой, если хотя бы кратко позна­ко­мится с соот­вет­ству­ю­щими темами пра­во­слав­ной эккле­зио­ло­гии.


При­ме­ча­ния:

1. О вере и нрав­ствен­но­сти по учению Пра­во­слав­ной Церкви. Изд. Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии. 1991. С. 212.
2. Про­то­и­е­рей Вла­ди­слав Цыпин. Курс цер­ков­ного права. Фонд «Хри­сти­ан­ская жизнь», Клин, 2002. С. 1.
3. Епи­скоп Ила­рион (Алфеев). Таин­ство веры. Клин. Хри­сти­ан­ская жизнь. 2004. С. 125.
4. Лос­ский В.Н. Очерк мисти­че­ского бого­сло­вия Восточ­ной Церкви. / Очерк мисти­че­ского бого­сло­вия Восточ­ной Церкви. Дог­ма­ти­че­ское бого­сло­вие. М., СЭИ. 1991. С. 132.
5. См.: Архи­манд­рит Ила­рион Тро­иц­кий. Хри­сти­ан­ства нет без Церкви. М., Пра­во­слав­ная беседа. 1992. С. 14.
6. Там же. С. 15.
7. Там же. С. 20.
8. Архим. Киприан Керн. Антро­по­ло­гия св. Гри­го­рия Паламы. М., Палом­ник. 1996. С. 396.
9. О вере и нрав­ствен­но­сти по учению Пра­во­слав­ной Церкви. Изд. Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии. 1991. С. 211.
10. Пре­по­доб­ного отца нашего аввы Доро­фея Душе­по­лез­ные поуче­ния и посла­ния. Свято-Троице-Сер­ги­ева Лавра. 1900. С. 188 / Цит. по: Игумен Петр Бирю­ков. Нрав­ствен­ное совер­шен­ство­ва­ние хри­сти­а­нина по запо­ве­дям бла­женств Спа­си­теля. Свято-Успен­ская Жиро­виц­кая оби­тель. 1997. С. 116.

Сек­то­ве­де­ние, лже­ре­ли­гии и суе­ве­рия

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки