О церковном понятии анафемы

иеро­мо­нах Иов (Гуме­ров)

Цер­ков­ное поня­тие ана­фема (от греч. ana – далеко; tihein – ста­вить) озна­чает отлу­че­ние, отде­ле­ние. В пра­ви­лах Все­лен­ских Собо­ров и Помест­ных собо­ров, а также святых отцов оно встре­ча­ется 31 раз.

На II Все­лен­ском соборе (381 г., Кон­стан­ти­но­поль) ана­феме были пре­дана всякая ересь, и именно: ересь евно­миан, ано­меев, ариан, или евдок­сиан, полу­а­риан или духо­бор­цев, савел­лиан, мар­кел­лиан, фоти­ниан, и аппо­ли­на­риан (пра­вило 2‑е).

В 842 г. после смерти послед­него импе­ра­тора-ико­но­борца Фео­фила св. царица Фео­дора и Кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­арх св. Мефо­дий  окон­ча­тельно вос­ста­но­вили почи­та­ние икон, под­твер­жден­ное еще на VII Все­лен­ском Соборе (787 г.). На празд­нич­ном бого­слу­же­нии  в Соборе святой Софии в Кон­стан­ти­но­поле в первое вос­кре­се­нье Вели­кого поста 19 фев­раля 843 г. было тор­же­ственно вос­ста­нов­лено Пра­во­сла­вие. Тогда же были про­из­не­сены ана­фемы на все ереси и всех ере­ти­ков. Посте­пенно служба эта рас­ши­ри­лась. В чине нынеш­него бого­слу­же­ния недели Тор­же­ства Пра­во­сла­вия названы реально все ереси. Мир, кото­рый по слову св. апо­стола Иоанна Бого­слова лежит во зле (1Ин. 5:19), про­дол­жает соблаз­нять людей раз­лич­ными «новыми» лже­уче­ни­ями. Но все это – лишь старые ереси в новых личи­нах.

Ана­фема имеет две сто­роны: фор­мально-дис­ци­пли­нар­ную (лише­ние права цер­ков­ного обще­ния) и духовно-таин­ствен­ную (реаль­ную потерю бла­го­дати, несмотря на фор­маль­ное уча­стие в цер­ков­ной жизни). По слову Святи­теля Инно­кен­тия Хер­сон­скогоПод­верг­шийся ана­феме, уже пере­стаёт быть в союзе с таин­ствен­ным телом Церкви.

«Боже­ствен­ная Истина воче­ло­ве­чи­лась, чтобы спасти Собою нас, погиб­ших от при­ня­тия и усво­е­ния убий­ствен­ной лжи. Аще вы пре­бу­дете во сло­веси Моем, вещает Спа­си­тель, если вы при­мете Мое учение и пре­бу­дете вер­ными ему, воис­тинну уче­ницы Мои будете, и ура­зу­ме­ете истину, и истина сво­бо­дит вы (Ин. 8:31–32). Пре­быть вер­ными учению Хри­стову может только тот, кто с реши­тель­но­стью отверг­нет и посто­янно будет отвер­гать все учения, при­ду­ман­ные и при­ду­мы­ва­е­мые отвер­жен­ными духами и чело­ве­ками, враж­деб­ные учению Хри­стову, учению Божи­ему…» (св. Игна­тий Брян­ча­ни­нов. Слово в неделю Тор­же­ства Пра­во­сла­вия).

Путь к вос­ста­нов­ле­нию бла­го­дат­ного един­ства с Цер­ко­вью, как Телом Хри­сто­вым, лежит только через таин­ство пока­я­ния.

Православие.ру

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки