Анафема

Ана́фема (от греч. ἀνάθεμα — отлу­че­ние) – пуб­лич­ная кон­ста­та­ция, сви­де­тель­ство Церкви об отпа­де­нии от неё отдель­ного чело­века, группы людей, общины; край­нее сред­ство вра­зум­ле­ния отступ­ника. Ана­фема соборно про­воз­гла­ша­ется и заклю­ча­ется в отлу­че­нии хри­сти­а­нина от обще­ния с вер­ными и от Цер­ков­ных Таинств. Сле­дует обра­тить вни­ма­ние, что ана­фема имеет отно­ше­ние только:

  • к членам Церкви, а не её сто­рон­ним хули­те­лям;
  • пуб­лично иска­жа­ю­щим её учение, укло­нив­шимся в ереси и рас­колы;
  • активно про­по­ве­ду­ю­щим свои ложные взгляды, а не просто заблуж­да­ю­щимся.

В послед­нее деся­ти­ле­тие были осуж­дены те, кто раз­де­ляет учения сект, «новых рели­ги­оз­ных дви­же­ний», язы­че­ства, аст­ро­ло­гии и т.п. (1994 г.).

Пре­да­ние ана­феме не явля­ется про­кля­тием, не явля­ется актом бес­по­во­ротно закры­ва­ю­щим путь к воз­вра­ще­нию в Цер­ковь и ко спа­се­нию. При пока­я­нии и доста­точ­ных осно­ва­ниях ана­фема может быть снята. Напри­мер, нало­жен­ная на Еме­льяна Пуга­чева ана­фема перед казнью была снята за то, что Пуга­чев «с сокру­ше­нием сер­деч­ным пока­ялся в своих согре­ше­ниях перед Богом», также в 1971 году была снята ана­фема ста­ро­об­ряд­цам.

Цитаты об ана­феме

«Что побуж­дает Цер­ковь – эту люб­ве­обиль­ную матерь, кото­рая все­дневно при­зы­вает на самых строп­ти­вых чад своих бла­го­сло­ве­ния Божий, что побуж­дает ее ныне изре­кать про­кля­тия? Во-первых, необ­хо­ди­мость ука­зать падшим чадам своим ту глу­бину зол, в кото­рую низ­ри­нуло их суе­муд­рие. Будучи тер­пимы в недрах Церкви, они могли бы успо­ка­и­вать свою совесть тем, что заблуж­де­ния их не заклю­чают еще в себе неиз­беж­ной гибели для их души, что образ их мыслей еще может быть сов­ме­щен с духом Еван­ге­лия, что они, по край­ней мере, не так далеко укло­ни­лись от общего пути, чтобы их почи­тать уже совер­шенно заблуд­шими. Само­лю­бие их могло бы еще нахо­дить для себя пищу в том, что они, при­над­лежа к обще­ству хри­стиан, думают, однако же, о пред­ме­тах веры не так, как другие хри­сти­ане. После сего, что оста­ва­лось делать Церкви? Именно то, что она делает теперь: пора­зить суе­муд­рие ужасом и бес­сла­вием ана­фемы! Изводя на позор заблуд­ших, Цер­ковь сим самым отни­мает у заблуж­де­ний пре­лесть осо­бен­ной муд­ро­сти, коей они обо­льщают; пора­жая их именем Божиим, она отни­мает надежду на без­опас­ность; про­ти­во­по­став­ляя испо­ве­да­ние Все­лен­ской Церкви суе­муд­рию част­ных людей, обна­жает ничтож­ность послед­него.
Пусть заблуд­шие про­дол­жают питать, если угодно, свои заблуж­де­ния – Цер­ковь не свя­зы­вает их ума, но она сде­лала свое дело, ука­зала им ту бездну, в кото­рой они нахо­дятся, зара­нее про­из­несла над ними суд, кото­рый, в случае нерас­ка­ян­но­сти, постиг­нет их за гробом. Таким обра­зом, ана­фема есть послед­ний предо­сте­ре­га­ю­щий глас Церкви к заблуж­да­ю­щимся. Но глас предо­сте­ре­же­ния, братие, как бы громок ни был, не есть ли глас любви? Что еще побуж­дает Цер­ковь про­из­но­сить ныне про­кля­тия? Необ­хо­ди­мость предо­сте­речь верных чад своих от паде­ния. Известно, что заблуж­де­ния в устах и писа­ниях людей поги­бель­ных (Ин.17:12) имеют нередко вид самый обо­льсти­тель­ный: все опас­ные сто­роны бывают при­крыты искус­ным обра­зом; напро­тив, мни­мо­по­лез­ные след­ствия их, кои суще­ствуют только на словах, изоб­ра­жены бывают со всей при­вле­ка­тель­но­стью, так что ум про­стой невольно и непри­метно соблаз­ня­ется ими. Подроб­ные, ученые опро­вер­же­ния сих заблуж­де­ний (хотя и в них нет недо­статка для зна­ю­щих), были бы пре­выше разу­ме­ния многих членов Церкви. После сего что оста­ва­лось делать Церкви? То, что она делает теперь: выста­вить на позор заблуж­де­ния в их отвра­ти­тель­ной наготе и, пред­ста­вив их гнус­ность пред очи каж­дого, пора­зить их про­кля­тием. Поз­во­ляй, после сего, если угодно, вооб­ра­же­нию твоему обо­льщаться цве­тами, коими укра­ша­ются заблуж­де­ния: Цер­ковь вну­шила тебе, какие ехидны скры­ва­ются под сими цве­тами; она невинна, если погиб­нешь от их яда».
свт. Инно­кен­тий Хер­сон­ский

«Кому страшно дей­ствие ана­фемы, тот пусть избе­гает учений, кото­рые под­во­дят под нее; кто стра­шится ее за других, тот пусть воз­вра­тит их к здра­вому учению. Если ты, небла­го­во­ля­щий к этому дей­ствию, – пра­во­слав­ный, то идешь против себя, а если поте­рял уже здра­вое учение, то какое тебе дело до того, что дела­ется в Церкви содер­жа­щими ею? Ты ведь уже отде­лился от Церкви, у тебя свои убеж­де­ния, свой образ воз­зре­ний на вещи, – ну, и пожи­вай с ними. Про­из­но­сится ли или нет твое имя и твое учение под ана­фе­мой – это все равно: ты уж под ана­фе­мой, если мудр­ству­ешь про­тивно Церкви и упор­ству­ешь в этом муд­ро­ва­нии. А ведь тебе при­дется вспом­нить о ней, когда для тебя, лежа­щего в гробу хлад­ным и без­ды­хан­ным, потре­бу­ется раз­ре­ши­тель­ная молитва».
cвт. Феофан Затвор­ник

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки