Смысл анафемы

интер­вью про­то­и­е­рея Мак­сима Коз­лова

— Видимо, отец Максим, раз­го­вор есте­ственно начать с выяс­не­ния зна­че­ния самого тер­мина «ана­фема». Боль­шая совет­ская энцик­ло­пе­дия утвер­ждает, что в хри­сти­ан­стве это «цер­ков­ное про­кля­тие, отлу­че­ние от церкви». Так ли?

— «Ана­фема» – слово гре­че­ское, вос­хо­дит к гла­голу «ана­ти­фими», озна­ча­ю­щему «воз­ла­гать, пре­да­вать кому-либо что-либо». Ана­фема – то, что отдано, вру­чено в абсо­лют­ную волю, в абсо­лют­ное вла­де­ние кому бы то ни было. В цер­ков­ном же зна­че­нии ана­фема – то, что пре­дано на окон­ча­тель­ный суд Божий и о чем (или о ком) Цер­ковь уже не имеет ни своего попе­че­ния, ни своей молитвы. Объ­яв­ляя кому-то ана­фему, она тем самым открыто сви­де­тель­ствует: данный чело­век, пусть даже и име­нует себя хри­сти­а­ни­ном, таков, что своим миро­воз­зре­нием и поступ­ками сам удо­сто­ве­рил – к Церкви Хри­сто­вой он не имеет ника­кого отно­ше­ния.

Так что ана­фема – это ника­кое не «про­кля­тие цер­ков­ное», как вслед за Боль­шой совет­ской энцик­ло­пе­дией счи­тают иные люди или без­гра­мотно трак­туют мир­ские СМИ; это и не отлу­че­ние от Церкви в свет­ском пони­ма­нии этого тер­мина. Конечно, пре­дан­ный ана­феме уже не вправе участ­во­вать в жизни Церкви: испо­ве­до­ваться, при­ча­щаться, быть на бого­слу­же­ниях. Но отлу­че­ние от цер­ков­ного обще­ния, как тако­вое, бывает и без ана­фемы. По нашим кано­нам, тяжко согре­шив­ший может на извест­ный срок отстра­няться от уча­стия в цер­ков­ных Таин­ствах… Поэтому ана­фема озна­чает не просто отлу­че­ние, а сви­де­тель­ство­ва­ние Церкви о том, о чем винов­ный, со своей сто­роны, давно сам знал и был в том утвер­жден: его миро­ощу­ще­ние, пози­ции и взгляды с цер­ков­ными никак не сов­па­дают, никак не соот­но­сятся.

— Верно ли, что впер­вые все веро­от­ступ­ники были пре­даны ана­феме в IX веке, после победы Церкви над ересью ико­но­бор­че­ства?

— Это не совсем так. Уже в апо­столь­ских посла­ниях гово­рится о пре­да­нии ана­феме тех, кто не испо­ве­дует Христа Сыном Божиим, считая Его всего лишь мудрым учи­те­лем нрав­ствен­но­сти или неким иде­аль­ным про­ро­ком. Святой апо­стол Павел писал: «Как прежде мы ска­зали, так и теперь еще говорю: кто бла­го­вест­вует вам не то, что вы при­няли, да будет ана­фема». Ана­фемы объ­яв­ля­лись, конечно, и на Все­лен­ских Собо­рах. Так, в IV веке был осуж­ден пре­сви­тер Алек­сан­дрий­ской церкви Арий, отри­цав­ший, что Сын Божий во всем равен Отцу. В V веке такая же участь постигла кон­стан­ти­но­поль­ского пат­ри­арха Несто­рия, ложно учив­шего о соеди­не­нии Боже­ствен­ной и чело­ве­че­ской при­роды во Христе. Такие цер­ков­ные суды были вплоть до VII Все­лен­ского Собора, на кото­ром были пре­даны ана­феме ико­но­борцы.

В 842 году в Гре­че­ской Церкви в первое вос­кре­се­нье Вели­кого поста был впер­вые совер­шен празд­ник Тор­же­ства Пра­во­сла­вия в знак победы над всеми ере­сями, осуж­ден­ными на Все­лен­ских Собо­рах, и вообще над всеми нече­сти­выми анти­хри­сти­ан­скими уче­ни­ями. Бого­слу­жеб­ный чин этого празд­ника вклю­чал в себя, во-первых, про­воз­гла­ше­ние вечной памяти подвиж­ни­кам бла­го­че­стия, защит­ни­кам веры, во-вторых, про­воз­гла­ше­ние мно­го­ле­тия царям, пат­ри­ар­хам и иным ныне сущим защит­ни­кам веры и, нако­нец, объ­яв­ле­ние ана­фемы глав­ней­шим ересям и их носи­те­лям.

— Этот празд­нич­ный чин и сейчас совер­ша­ется в нашей Церкви?

— В Неделю Тор­же­ства Пра­во­сла­вия («неделя» на сла­вян­ском озна­чает «вос­кре­се­нье») этот чин пол­но­стью совер­шался у нас до боль­ше­вист­ской рево­лю­ции 1917 года. И хотя ника­кого спе­ци­аль­ного цер­ков­ного поста­нов­ле­ния на сей счет не было, ана­фему пере­стали объ­яв­лять, чтобы не усу­губ­лять и без того враж­деб­ное отно­ше­ние новой власти к Церкви. Данный чин в каче­стве обще­цер­ков­ного на сего­дня не вос­ста­нов­лен, что пред­став­ля­ется разум­ным, поскольку он конечно же нуж­да­ется в уточ­не­нии – при­ме­ни­тельно к нынеш­ней цер­ков­ной ситу­а­ции. Какой резон пре­да­вать ана­феме несу­ще­ству­ю­щих ариан или во многом ото­шед­ших от давних заблуж­де­ний пре­ем­ни­ков тех же несто­риан, если сего­дня рос­си­яне бук­вально стонут от вак­ха­на­лии враж­деб­ных Пра­во­сла­вию тота­ли­тар­ных сект, псевдо­хри­сти­ан­ских «учений» и лжехри­стов?

— К вопросу вос­ста­нов­ле­ния чина ана­фе­мат­ство­ва­ния мы позже обя­за­тельно вер­немся, а пока хоте­лось бы пого­во­рить об особо гром­ких осуж­де­ниях в нашей цер­ков­ной исто­рии. Неко­то­рые люди и сейчас зада­ются вопро­сом: не пере­бор­щила ли в свое время Цер­ковь с отлу­че­нием Льва Нико­ла­е­вича Тол­стого?

— При­зна­вая его одним из вели­чай­ших рус­ских писа­те­лей, Цер­ковь вместе с тем не могла умол­чать о рели­ги­оз­ных заблуж­де­ниях писа­теля, ибо «мол­ча­нием пре­да­ется Бог». Только не нужно пред­став­лять то собы­тие по извест­ному рас­сказу Куп­рина, с амво­нов рус­ских церк­вей ана­фема «боярину Льву» нико­гда не про­воз­гла­ша­лась – это худо­же­ствен­ный домы­сел автора. В дей­стви­тель­но­сти же очень выдер­жан­ное Сино­даль­ное опре­де­ле­ние от 22 фев­раля 1901 года было сви­де­тель­ство­ва­нием соб­ствен­ных взгля­дов писа­теля. Он к тому вре­мени в своих рели­ги­озно-фило­соф­ских иска­ниях сам пришел и к отри­ца­нию необ­хо­ди­мо­сти Церкви и ее Таинств – Кре­ще­ния, Испо­веди, При­ча­стия, и к отри­ца­нию основ­ного посту­лата хри­сти­ан­ства – что Хри­стос явля­ется дей­стви­тельно Сыном Божиим. Нако­нец, писа­тель дерз­нул соста­вить «Еван­ге­лие, изло­жен­ное Львом Тол­стым», в гор­дыне своей считая, что он лучше всех из живших на про­тя­же­нии девят­на­дцати веков до него, лучше всех понял, чему учил Хри­стос… «…Посему Цер­ковь не счи­тает его своим членом и не может счи­тать, доколе он не рас­ка­ется и не вос­ста­но­вит своего обще­ния с нею…» – гово­ри­лось в цер­ков­ном опре­де­ле­нии. Напомню, что Лев Нико­ла­е­вич неза­долго до смерти был в Опти­ной пустыни, но войти в келью старца так и не решился, а в даль­ней­шем уже оптин­ского старца не допу­стили к уми­рав­шему писа­телю. Так что окон­ча­тель­ным для него был суд Божий.

— А чем объ­яс­ня­ется пре­да­ние ана­феме такой лич­но­сти, как гетман Мазепа?

— Не только он, измен­ник Оте­че­ства, но и Гришка Отре­пьев, и Сте­пашка Разин были отлу­чены от Церкви не по веро­учи­тель­ным осно­ва­ниям, а как враги госу­дар­ства. В те вре­мена суще­ство­вало прин­ци­пи­аль­ное пони­ма­ние «сим­фо­нии вла­стей» – цер­ков­ной и свет­ской. Первая забо­ти­лась о нрав­ствен­ном здо­ро­вье народа, вторая – о без­опас­но­сти госу­дар­ства и защите самой Церкви. Всякий, кто вос­ста­вал против госу­дар­ства, вос­ста­вал не только против монар­хии, но против Дер­жавы, на про­тя­же­нии веков являв­шейся опло­том все­лен­ского Пра­во­сла­вия. В силу этого анти­го­су­дар­ствен­ные дей­ствия одно­вре­менно рас­це­ни­ва­лись и как анти­цер­ков­ные, поэтому винов­ные в них под­вер­га­лись и цер­ков­ному осуж­де­нию через ана­фе­мат­ство­ва­ние.

— В послед­ние годы за анти­цер­ков­ную дея­тель­ность были пре­даны ана­феме бывший мит­ро­по­лит Фила­рет (Дени­сенко), бывший свя­щен­ник Глеб Якунин… Ска­жите, у них и у других столь же сурово осуж­ден­ных Цер­ко­вью людей в прин­ципе сохра­ня­ется воз­мож­ность воз­вра­ще­ния в Дом Божий?

— Ана­фема – это не только сви­де­тель­ство цер­ков­ному миру о винов­ных, но и сви­де­тель­ство, обра­щен­ное к ним самим, к этим несчаст­ным, впав­шим в пре­лесть, в гордое само­ослеп­ле­ние людям: «Оду­май­тесь! Пре­дель­ный воз­мож­ный суд на земле о вас выне­сен. Покай­тесь в соде­ян­ном и вер­ни­тесь в отчий дом, в родную Цер­ковь». Как ни стран­ным это кому-то пока­жется, но ана­фема есть и сви­де­тель­ство хри­сти­ан­ской любви к уже, каза­лось бы, окон­ча­тельно заблуд­шим людям, ана­фема все-таки не лишает их путей к пока­я­нию.

Чин ана­фемы с людей, глу­боко рас­ка­яв­шихся, отка­зав­шихся от своих заблуж­де­ний, сни­ма­ется, вос­ста­нав­ли­ва­ется пол­нота их пре­бы­ва­ния в Церкви, они могут вновь при­сту­пить к Таин­ствам, а самое глав­ное – они опять полу­чают воз­мож­ность спа­се­ния. Един­ствен­ное, что не может быть им воз­вра­щено, – это преж­ний сан.

— Инте­ресно, а суще­ствует ли ана­фе­мат­ство­ва­ние в Римско-Като­ли­че­ской Церкви?

— В Вати­кане есть Кон­гре­га­ция по вопро­сам веро­уче­ния, кото­рая явля­ется пра­во­пре­ем­ни­цей печально зна­ме­ни­той свя­щен­ной инкви­зи­ции, бро­сав­шей в Сред­ние века в костры ере­ти­ков по всей Европе. Хотел бы здесь же под­черк­нуть, что Рус­ская Цер­ковь нико­гда не зани­ма­лась насиль­ствен­ным иско­ре­не­нием ереси… Так вот, в нынеш­ней вати­кан­ской Кон­гре­га­ции по вопро­сам веро­уче­ния пери­о­ди­че­ски выно­сятся суж­де­ния и о кон­крет­ных лицах, и о кон­крет­ных направ­ле­ниях рели­ги­оз­ной мысли. Можно назвать ряд бывших като­ли­че­ских бого­сло­вов и рели­ги­оз­ных воз­зре­ний (к при­меру, «тео­ло­гия осво­бож­де­ния» в Латин­ской Аме­рике), кото­рые в новей­ший период были осуж­дены Вати­ка­ном, что рав­но­значно пре­да­нию ана­феме.

— В заклю­че­ние просил бы вас, отец Максим, вер­нуться к про­блеме вос­ста­нов­ле­ния обще­цер­ков­ного чина ана­фе­мат­ство­ва­ния в Неделю Тор­же­ства Пра­во­сла­вия…

— Думаю, что при обсто­я­тель­ном и широ­ком разъ­яс­не­нии пра­во­слав­ному народу, что же являет собой ана­фема, что такое сви­де­тель­ство Церкви о заблуж­да­ю­щихся, вос­ста­нов­ле­ние этого чина имело бы серьез­ное зна­че­ние для многих наших совре­мен­ни­ков. В первую оче­редь для тех, кто под воз­дей­ствием сек­тант­ской веле­ре­чи­во­сти стал счи­тать, будто и впрямь допу­стимо быть одно­вре­менно пра­во­слав­ным и, скажем, саен­то­ло­гом. Или быть пра­во­слав­ным и состо­ять в какой-то оди­оз­ной про­те­стант­ской секте, лидеры кото­рой обманно гово­рят о себе – «мы вообще хри­сти­ане».

Пола­гаю, что «пер­спек­тива» быть ана­фе­мат­ство­ван­ным может удер­жать нераз­бор­чи­вого в духов­ном плане чело­века от опас­ного увле­че­ния лже­учи­те­лями, а это в конеч­ном счете ока­жется небес­по­лез­ным и в целом для духов­ного здо­ро­вья народа. Насколько я знаю, такого мнения при­дер­жи­ва­ются многие свя­щен­ники и миряне.

газета “Труд”

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки