О сотворении Адама по образу и подобию Божию

Выдержка седь­мой главы из книги «Пра­во­слав­ное учение о Сотво­ре­нии и теория эво­лю­ции»

про­то­и­е­рей Кон­стан­тин Буфеев

Оглав­ле­ние


1. Образ и подо­бие

Ника­кое из сотво­рен­ных Богом существ, кроме чело­века, не почтено честью иметь образ и подо­бие Божие. Не есте­ствен­ная при­чина – зача­тие и рож­де­ние – а сверхъ­есте­ствен­ная, име­ну­е­мая Пред­веч­ным Божиим сове­том, послу­жила появ­ле­нию Адама: И рече Бог: сотво­рим чело­века (אדם) по образу Нашему и по подо­бию (по-еврей­ски – בצלמנו כדמותנו, бэцальм­эну кид­мут­эну; в сино­даль­ном пере­воде, по образу Нашему и по подо­бию Нашему) (Быт.1:26).

Не только перст­ный Адам, но и все после­ду­ю­щие роды пра­отца уна­сле­до­вали его при­роду (хотя и повре­жден­ную гре­хо­па­де­нием, но име­ю­щую образ и подо­бие пер­во­здан­ного чело­века): Поживе же Адам лет двесте три­де­сятъ и роди сына по виду своему и по образу своему (по-еврей­ски – בדמותו כצלמו, бид­муто кэцальмо; в сино­даль­ном пере­воде: по подо­бию своему, по образу своему), и нарече имя ему Сиф (Быт.5:3).

Так, образ Божий, вос­при­ня­тый изна­чально Адамом при его сотво­ре­нии, живет поныне во всех его потом­ках.

При заклю­че­нии Завета с Ноем Бог дает обе­то­ва­ние в том, что взыщет со вся­кого убийцы (зверя или чело­века) кровь чело­ве­че­скую, яко во образ Божий сотво­рих чело­века (в сино­даль­ном пере­воде: ибо чело­век создан по образу Божию) (Быт.9:6).

Так, образ Божий сохра­нился в сынах Ада­мо­вых и после Потопа. В Свя­щен­ном Писа­нии эта мысль нахо­дит неод­но­крат­ное под­твер­жде­ние.

В Ветхом Завете: Яко Бог созда чело­века в неис­тле­ние и во образ подо­бия Своего сотвори его (Прем.2:23).

В Новом Завете апо­стол упо­ми­нает чело­веки, бывшыя по подо­бию Божию (Иак.3:9).

Как отме­чают неко­то­рые ком­мен­та­торы 188, еврей­ское слово דמות (дмут,«подо­бие») явля­ется одно­ко­рен­ным со словом אדם (адам). Это поз­во­ляет сде­лать вывод о том, что бого­по­до­бие явля­ется изна­чаль­ным отли­чи­тель­ным свой­ством, при­су­щим чело­веку при его сотво­ре­нии. Можно даже ска­зать, что наре­че­ние чело­века Адамом озна­чает сви­де­тель­ство о суще­ство­ва­нии у него подо­бия Божьего. Потеря подо­бия (דמות) при­во­дит к уни­что­же­нию чело­века, истреб­ле­нию в нем духов­ного начала.

Чело­век (אדם, адам) нахо­дится как бы в про­ме­жу­точ­ном поло­же­нии между род­ствен­ными ему состо­я­ни­ями: снизу – земля (אדמה, адама); сверху – образ Божий (דמות, дмут). Каждый чело­век тяго­теет к одному из этих полю­сов.

Евха­ри­сти­че­ский канон Литур­гии Васи­лия Вели­кого содер­жит слова: «…создав бо чело­века, персть взем от земли, и обра­зом Твоим, Боже, почет, поло­жил еси его в Раи сла­до­сти…»141.

Пра­во­слав­ное бого­слу­же­ние в точ­но­сти отра­жает биб­лей­ское учение о созда­нии чело­века по образу Творца.

Пост­ная Триодь [159, ч. 1]:

Плачу и рыдаю, егда помыш­ляю смерть, и вижду во гробех лежа­щую по образу Божию создан­ную нашу кра­соту, без­об­разну, и без­славну, не имущу вида.… (суб­бота Мясо­пуст­ная, слав­ник на Гос­поди, воз­звах)

Цвет­ная Триодь 160:

…при­бе­гает (сле­по­рож­ден­ный) к Све­то­да­телю, от Негоже при­ем­лет свет зрети, и очима своима видети Творца, по подо­бию твоему, и по образу создав­шаго есте­ство чело­ве­че­ское от земли первее… (поне­дель­ник 6‑й сед­мицы по Пасхе, 2‑я сти­хира сти­ховна на утрени)

Минея 103:

По образу и по подо­бию, истлевша пре­ступ­ле­нием (то есть Адама) видев Иисус, при­к­ло­нив небеса сниде, и все­лися во утробу дев­ствен­ную неиз­менно, да в ней истлев­шаго Адама обно­вит, зовуща: слава явле­нию Твоему, Изба­ви­телю мой и Боже. (Рож­де­ство Хри­стово, 4‑я сти­хира на литии)

Октоих 107:

Егда в начале Адама создал еси Гос­поди, тогда Слову Твоему Ипо­стас­ному возо­пил еси Бла­го­у­тробне: сотво­рим по Нашему подо­бию, Дух же Святый сопри­сут­ство­ваше Соде­тель. Темже вопием Ти: Творче Боже наш, слава Тебе. (глас 2, седа­лен на полу­нощ­нице)

Созда­вый по образу Твоему, Чело­ве­ко­любче, чело­века, и умерщ­влена грехом пре­ступ­ле­ния ради, рас­пенся на лобнем, спасл еси. (глас 3, канон кре­сто­вос­кре­сен, песнь 4, тро­парь 1)

Ника­кое другое созда­ние, кроме чело­века, не полу­чило от Творца дыха­ние жизни: И созда Бог чело­века, персть взем от земли, и вдуну в лице его дыха­ние жизни; и бысть чело­век в душу живу (Быт.2:7). Чело­век при Сотво­ре­нии полу­чил от Бога особый дар, кото­рого не полу­чил никто из иных созда­ний.

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст: «Чело­ве­ко­лю­бию Божию угодно было создан­ного из земли чело­века сде­лать обла­да­те­лем разум­ной души, бла­го­даря чему это живое суще­ство ока­за­лось пре­вос­ход­ным и совер­шен­ным. И вдунул, гово­рит Моисей, в лице его дыха­ние жизни. То есть вду­но­ве­ние сооб­щило создан­ному из земли жиз­нен­ную силу, и так обра­зо­ва­лось суще­ство души. Потому Моисей и при­ба­вил: и стал чело­век душею живою. Приняв вду­но­ве­ние, дыха­ние жизни, создан­ный из праха стал душею живою. Что значит: душею живою? Душею дей­ству­ю­щей, для кото­рой члены тела – как орудия ее дей­ствий, послуш­ные ее воле» [цит. по: 9, с. 64].

Пре­по­доб­ный Иоанн Дамас­кин: «Из види­мого и неви­ди­мого есте­ства Бог Своими руками сотво­рил чело­века по образу Своему и по подо­бию; из земли Он обра­зо­вал тело, а душу сло­вес­ную и разум­ную сооб­щил чело­веку Своим вду­но­ве­нием» [цит. по: 92, с. 428].

Святые рав­ноап­о­столь­ные Кирилл и Мефо­дий: «Фило­со­фия – есть разу­ме­ние боже­ских и чело­ве­че­ских дел, кото­рое учит чело­века чрез доб­ро­де­тель, насколько воз­можно, при­бли­жаться к Богу, сотво­рив­шему чело­векапо Своему образу и подо­бию» [46, с. 330] (11 мая).

Пре­по­доб­ный Симеон Новый Бого­слов учил, что чело­века Бог «создал Соб­ствен­ными Своими неви­ди­мыми руками по образу и подо­бию Своему» [139, с. 73].

Цер­ков­ное учение о созда­нии чело­века по образу и подо­бию Божию было в хри­сти­ан­стве изна­чаль­ным и обще­рас­про­стра­нен­ным. В част­но­сти, его испо­ве­до­вали многие муче­ники, стра­дав­шие за веру.

Муче­ники Евстра­тий, Авк­сен­тий, Евге­ний, Мар­да­рий и Орест: «Когда же Бог привел мир в поря­док и пре­крас­ное бытие, создав его не из суще­ство­вав­шей уже ранее мате­рии, но при­ведя к бытию из небы­тия, то Он сотво­рил чело­века по образу Своему и по подо­бию» [46, с. 373] (13 декабря).

Муче­ники Спев­сипп, Елев­сипп, Мелев­сипп: «Он бла­го­во­лил создать по образу Своему и подо­бию чело­века и укра­сил его особым даром пре­муд­ро­сти, веде­ния и разума, чтобы он усердно искал Гос­пода – Вла­дыку всех тварей и не обна­ру­жи­вал непо­чте­ния к Нему чрез пре­не­бре­же­ние позна­нием Его» [46, с. 35] (16 января).

Пре­по­доб­но­му­че­ница Евдо­кия услы­шала от ангела: «Вели­кая радость бывает на небе в ангель­ском лике всякий раз, как какой-нибудь греш­ник обра­ща­ется к чистому свету пока­я­ния, ибо Бог, Отец всех, не хочет, чтобы погибла душа чело­ве­че­ская, кото­рую Он издревле Своими пре­чи­стыми руками создал по подо­бию Своего образа» [46, с. 19] (1 марта).

Муче­ник Дула: «Сей Бог наш вна­чале создал чело­века и почтил его Своим обра­зом, вдох­нув в него дух жизни, и посе­лил его в Раю» [46, с. 331] (15 июня).

Муче­ник Иакинф испо­ве­до­вал «Бога истин­ного, сотво­рив­шего небо, землю, море и все, что в них, даро­вав­шего людям све­тила небес­ные и создав­шего по Своему образу чело­века» [46, с. 42] (3 июля).

Боль­шин­ство учи­те­лей Церкви счи­тают, что раз­ница между обра­зом и подо­бием Божиим в чело­веке заклю­ча­ется в сле­ду­ю­щем.

Образ есть дан­ность, полу­чен­ная от Бога, дар, харак­тер­ная и неотъ­ем­ле­мая часть ада­мо­вой при­роды. Чело­век, сотво­рен­ный по образу Божию, пред­став­ляет собой как бы живую икону Бога. Нали­чие образа Божия в чело­веке отли­чает его от всех осталь­ных тварей.

Подо­бие же Божие в чело­веке – это воз­мож­ность раз­вить свой име­ю­щийся образ до пре­по­до­бия, совер­шен­ства. К этому непре­стан­ному усо­вер­шен­ство­ва­нию был при­зван Адам (и при­званы все мы). Бого­по­до­бие – это цель жизни, итог подвиж­ни­че­ской дея­тель­но­сти святых. К бого­по­до­бию при­зы­вает нас Творец, когда гово­рит: Яко Аз есмь Гос­подь Бог ваш, и да освя­ти­теся и будете святи яко свят есмь Аз Гос­подь Бог ваш (Лев.11:44).

Цер­ков­но­сла­вян­ское слово пре­по­доб­ный озна­чает «святой». Этим эпи­те­том издревле име­но­вали людей бого­угод­ной аске­ти­че­ской жизни, по пре­иму­ще­ству мона­хов, за кото­рыми наиме­но­ва­ние «пре­по­доб­ный» закре­пи­лось как форма свя­то­сти. В этом смысле ста­но­вится понят­ным призыв апо­стола: Подобни мне бывайте, якоже аз Христу (1Кор.4:16). Сле­дует под­ра­жать святым в их стрем­ле­нии к рас­кры­тию в себе бого­по­до­бия, поскольку они стали пре­по­доб­ными, под­ра­жая (упо­доб­ля­ясь) Христу.

Чело­век – венец миро­зда­ния; весь мир сотво­рен ради него. И в этой мысли нет губи­тель­ной гор­до­сти и само­обо­льще­ния, ибо речь идет не о личных досто­ин­ствах и заслу­гах какого-либо чело­века, а о нашем вели­ком пред­на­зна­че­нии – стать подоб­ными Богу: Яко да будете сынове Отца вашего, иже есть на небе­сех (Мф.5:45).

В рус­ском и сла­вян­ском пере­во­дах Книги Бытия при­выч­ным стало выра­же­ние:Сотво­рим чело­века по образу Нашему и по подо­бию Нашему (Быт.1:26) – с пред­ло­гом «по» перед обоими сло­вами. В еврей­ском же тексте Библии перед сло­вами «образ» и «подо­бие» стоит не оди­на­ко­вый пред­лог «по», но раз­лич­ные пре­фиксы: перед «обра­зом» – בּ (бэ, име­ю­щий зна­че­ние «в»), перед «подо­бием» – כּ (ки, име­ю­щий зна­че­ние «как», «как бы»). В итоге бук­валь­ный смысл выра­же­ния בצלמנו כדמותנו (бэцальм­эну кид­мут­эну) может быть пере­ве­ден так: «в образе Нашем и как бы по подо­бию Нашему». Так, слова «образ» и «подо­бие» здесь явля­ются даже не одно­род­ными чле­нами пред­ло­же­ния.

О срав­не­нии в чело­веке образа и подо­бия писали многие святые Отцы.

Свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский: «Первое (по образу) мы имеем по сотво­ре­нию, а послед­нее (по подо­бию) мы сами совер­шаем по про­из­во­ле­нию. Быть по образу Божию свой­ственно нам по пер­вому нашему сотво­ре­нию; но сде­латься по подо­бию Божию зави­сит от нашей воли. И это зави­ся­щее от нашей воли суще­ствует в нас только в воз­мож­но­сти; при­об­ре­та­ется же нами на самом деле посред­ством нашей дея­тель­но­сти» [цит. по: 92, с. 456].

Пре­по­доб­ный Иоанн Дамас­кин: «Словом – по образу, озна­ча­ется сила ума и сила сво­боды, а словом – по подо­бию, упо­доб­ле­ние Богу в доб­ро­де­тели, сколько это воз­можно» [цит. по: 92, с. 455].

Пре­по­доб­ный Диадох Фоти­кий­ский: «Все мы, люди, созданы по образу Божию. Быть же по подо­бию Божию есть при­над­леж­ность только тех, кото­рые по вели­кой любви сво­боду свою пора­бо­тили Богу. Ибо когда мы не бываем своими самим себе, отвер­га­емся себя, тогда бываем подобны Тому, Кто по любви Своей при­ми­рил нас с собою – чего никто не может достиг­нуть, если не убедит душу свою не увле­каться пре­ле­стями жизни само­до­воль­ной и само­угод­ли­вой» [«Сто глав о духов­ном совер­шен­стве», цит. по: 9, с. 40].

Свя­ти­тель Димит­рий Ростов­ский: «Образ Божий есть и в невер­ного чело­века душе, подо­бие же токмо в хри­сти­а­нине доб­ро­де­тель­ном; и егда согре­шает смертне хри­сти­а­нин, тогда подо­бия токмо лиша­ется Божия, а не образа. И аще в муку вечную осу­дится: образ Божий той же в нем вовеки, подо­бие же уже быти не может» [цит. по: 92, с. 457].

Сле­дует уточ­нить: Свя­щен­ное Писа­ние утвер­ждает, что чело­век сотво­рен по образу, но не по подо­бию: И сотвори Бог чело­века, по образу Божию сотвори Его (Быт.1:27). Подо­бие же Божие в нас рас­кры­ва­ется как благая воз­мож­ность, как призыв к его дости­же­нию, как при­зва­ние чело­века и спа­си­тель­ная цель жизни.

Трудно пред­ста­вить себе, как с пози­ций эво­лю­ци­о­низма можно трак­то­вать нали­чие образа Божи­его в чело­веке. Неужели образ Божий некий дости­жи­мый уро­вень, и всякая обе­зьяна, стоит ей только поста­раться, имеет шанс достичь этого каче­ства? Если образ Божий так легко досту­пен, что его можно достичь путем эво­лю­ци­он­ного раз­ви­тия, значит Бог – цели­ком при­над­ле­жит этому миру, а не явля­ется его Созда­те­лем. Такой эво­лю­ци­о­нист­ский «Бог» и не спо­со­бен даро­вать никому цар­ское досто­ин­ство.

Архи­манд­рит Платон (Игум­нов) отме­чает, что стрем­ле­ние лич­но­сти к дости­же­нию пол­ноты – основ­ное пред­на­зна­че­ние чело­века. В основе его – про­цесс рас­кры­тия им своей духов­ной и нрав­ствен­ной ода­рен­но­сти. При этом вос­хож­де­ние чело­века на новые сту­пени бытия есть не эво­лю­ция и не про­гресс, а «мета­мор­фоза» и «пре­об­ра­же­ние».

2. О цар­ствен­ном досто­ин­стве чело­века

Боль­шин­ство святых Отцов пони­мает образ Божий в чело­веке, прежде всего как власть, полу­чен­ную пра­от­цем от Творца.

Еще прежде созда­ния чело­века Бог опре­де­лил ему цель и пред­на­зна­че­ние – вла­ды­че­ство над всеми про­чими тва­рями: Да вла­ды­че­ствуют они (Быт.1:26)…

Сказав о сотво­ре­нии создан­ного по образу Божию чело­века (Быт.1:27), Свя­щен­ное Писа­ние сви­де­тель­ствует о бла­го­сло­ве­нии мужа и жены: Ибла­го­слови их Бог, гла­голя: рас­ти­теся и мно­жи­теся, и напол­ните землю, и гос­под­ствуйте ею, и обла­дайте рыбами мор­скими и зверьми, и пти­цами небес­ными, и всеми ско­тами, и всею землею, и всеми гадами пре­смы­ка­ю­щи­мися по земли (Быт.1:28).

Вто­рично бла­го­сло­ве­ние на власть над всякой тварью было дано чело­ве­че­ству после Потопа: И бла­го­слови Бог Ноя и сыны его и рече им: рас­ти­теся и мно­жи­теся, и напол­ните землю и обла­дайте ею; и страх и трепет ваш будет на всех зверех земных и на всех скотех земных, на всех птицах небес­ных и на всех дви­жу­щихся по земли и на всех рыбах мор­ских: в руце вашы вдах я. И всякое дви­жу­ще­еся, еже есть живо, вам будет в снедь (Быт.9:1–3).

Подобно писал псал­мо­пе­вец Давид: Вся поко­рил еси под нозе его: овцы и волы еще же и скоты поль­ския, птицы небес­ныя и рыбы мор­ския (Пс.8:7–9).

Именно каче­ство гос­под­ства и власти (по-сла­вян­ски «обла­да­ния») отли­чает чело­века от прочих созда­ний Божиих. На это ука­зы­вали многие святые Отцы.

Свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский: «И все богат­ство твари, на земле и в море, уже было при­го­тов­лено, но еще не было того, кому вла­деть этим. Ибо не появи­лось еще в мире существ это вели­кое и досто­чест­ное суще­ство, чело­век. Ведь не подо­бало началь­ству­ю­щему явиться раньше под­на­чаль­ных, но сперва при­го­то­вив цар­ство, затем подо­бало при­нять царя. Поэтому Творец всего при­го­то­вил зара­нее как бы цар­ский чертог буду­щему царю: им стала земля, и ост­рова, и море, и небо, напо­до­бие крыши утвер­жден­ное вокруг всего этого, и вся­че­ское богат­ство было при­не­сено в эти чер­тоги. Богат­ством же я назы­ваю всякую тварь, все рас­те­ния и ростки, и все чув­ству­ю­щее, дыша­щее и оду­шев­лен­ное… Поэтому послед­ним из тво­ре­ний введен был чело­век: не потому, что был как несто­я­щий отри­нут в послед­ние, а потому, что был при­зван сразу стать царем под­власт­ного ему» [26, сс. 12–13].

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст: «Чело­век есть пре­вос­ход­ней­шее из всех види­мых живот­ных; для него-то и создано все это: небо, земля, море, солнце, луна, звезды, гады, скоты, все бес­сло­вес­ные живот­ные… Бог сотво­рил чело­века вла­сти­те­лем всего суще­ству­ю­щего на земле» [60, сс. 60, 62].

Свя­ти­тель Амвро­сий Медио­лан­ский, ком­мен­ти­руя биб­лей­ский стих: Да вла­ды­че­ствуют они (люди) над рыбами мор­скими, и над пти­цами небес­ными… и над всеми гадами, пре­смы­ка­ю­щи­мися по земле (Быт.1:26), гово­рит: «Как видишь, Он дал тебе власть трез­вым суж­де­нием раз­ли­чать роды и виды, ибо ты должен судить обо всем. Бог при­звал к тебе все твари, чтобы ты узнал, что твой ум царит надо всем. Почему же ты поже­лал допу­стить к себе и соеди­ниться с тем, что, как видишь, наи­ме­нее подобно тебе?» [цит. по: 9, с. 83].

Пре­по­доб­ный Максим Грек: «Изна­чала Он создал нас по Своему образу и подо­бию; ранее же того нас не было, и мы не про­сили Его об этом, но Сам Он, по неиз­ре­чен­ной Своей бла­го­сти привел все вообще из небы­тия в бытие и после всего бла­го­во­лил создать чело­века по образу Своему и по подо­бию, поста­вил его над всем создан­ным, как бы князем и вла­сте­ли­ном» [94, ч. 1, с. 118].

Свя­ти­тель Димит­рий Ростов­ский: «Гос­подь создал види­мый мир и вла­дыку его – пер­вого чело­века – Адама, для кото­рого Он наса­дил рай на востоке. Сюда Гос­подь ввел Адама, пове­лев ему гос­под­ство­вать над всею землею, – зве­рями, ско­тами, гадами, рыбами, пла­ва­ю­щими в морях, и пти­цами, лета­ю­щими под небе­сами» [46, с. 663] (март).

Учение о власти чело­века над Божьим тво­ре­нием испо­ве­до­вали многие муче­ники.

Пре­по­доб­но­му­че­ник Епи­к­тет: «Если дети должны почи­тать плот­ского своего роди­теля, то тем более должны они чтить Того, Кто создал нас по образу и подо­бию Своему, дал нам смысл и разум и поста­вил нас вла­ды­че­ство­вать над тво­ре­ни­ями рук Его» [46, с. 145] (7 июля).

Муче­ник Понтий: «Он создал и небо, и землю, и море со всем, что нахо­дится в них; после всего Он сотво­рил по образу и подо­бию Своему бес­смерт­ного чело­века и под­чи­нил его власти все, что на земле, в море и воз­духе» [46, с. 74] (5 авгу­ста).

Слово Божие гово­рит: И созда Бог еще от земли вся звери селныя и вся птицы небес­ныя, и при­веде я ко Адаму видети, что наре­чет я: и всяко еже аще нарече Адам душу живу, сие имя ему (Быт.2:19).

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст в тол­ко­ва­нии на этот стих отме­чает: «И он, видя близ себя зверей, не побе­жал прочь, но как иной гос­по­дин дает имена под­чи­нен­ным ему рабам, так дал имена всем живот­ным… Итак, этого уже довольно бы для дока­за­тель­ства, что звери вна­чале не страшны были чело­веку» [цит. по: 136, с. 482].

Свя­ти­тель при­во­дит и другой аргу­мент, дока­зы­ва­ю­щий изна­чаль­ную власть чело­века над тво­ре­ни­ями и отсут­ствие страха перед живот­ными: «Раз­го­вор змия с женой. Если бы звери страшны были чело­веку, то, увидев змия, жена не оста­но­ви­лась бы, не при­няла бы совета, не раз­го­ва­ри­вала бы с ним с такой без­бо­яз­нен­но­стью, но тотчас бы при виде его ужас­ну­лась и уда­ли­лась. А вот она раз­го­ва­ри­вает, и не стра­шится; страха тогда еще не было» [там же, с. 483].

Цар­ствен­ное досто­ин­ство чело­века, выра­жен­ное в его власти над про­чими тво­ре­ни­ями, невоз­можно рас­смат­ри­вать как резуль­тат борьбы за суще­ство­ва­ние. Оно не есть этап эво­лю­ци­он­ного раз­ви­тия чело­века, но дар Божий. Для того чтобы побе­дить зверей, полез­нее было бы раз­ви­вать силу и лов­кость, а не ум. Поло­же­ние чело­века в иерар­хии живот­ного мира опре­де­ля­ется не его эво­лю­ци­он­ным вос­хож­де­нием по лест­нице борьбы, а его изна­чаль­ным ста­ту­сом царя, полу­чен­ным от Творца.

Конечно, после гре­хо­па­де­ния пра­от­цев все в чело­ве­че­ской при­роде, в том числе и цар­ствен­ное досто­ин­ство людей, весьма повре­ди­лось. Будучи низ­вер­жен из Рая, чело­век поте­рял свое цар­ское досто­ин­ство:

…Иногда царь (неко­гда) сый земных всех созда­ний Божиих, ныне плен­ник явихся от еди­наго без­за­кон­наго совета… [159, ч. 1] (неделя Сыро­пуст­ная, 1‑я сти­хира на хва­ли­тех)

О коли­ких благ ока­ян­ный себе лиших! О какова Цар­ствия отпа­дох страст­ный аз! Богат­ство изну­рив, еже приях запо­ведь пре­сту­пих. Увы мне, страст­ная душе! Огню веч­ному прочее осу­ди­шися. Темже прежде конца возо­пий Христу Богу яко блуд­наго приими мя сына, Боже, и поми­луй мя. [159,ч. 1] (неделя О блуд­ном сыне, сти­хира на Гос­поди, воз­звах, слав­ник)

Для того чтобы вос­ста­но­вить его, необ­хо­димо полу­чить от Бога особую бла­го­дать. С этой целью в таин­стве миро­по­ма­за­ния Цер­ковь испра­ши­вает от Бога бла­го­дат­ную силу буду­щему госу­дарю.

Ни один чело­век не может сам себя про­воз­гла­сить царем, но должен быть кем-то воз­ве­ден в это досто­ин­ство. Пророк Самуил пома­зал на цар­ство сна­чала Саула (1Цар.10:1), затем Давида (1Цар.16:13). Так и Адам не вос­хи­тил пер­вен­ство власти на земле, но полу­чил его как бла­го­сло­вен­ный дар.

Между прочим, именно рево­лю­ци­о­неры, среди кото­рых прак­ти­че­ски все были эво­лю­ци­о­ни­сты (как в России, так и в других стра­нах), ока­за­лись глав­ными вра­гами монар­хии. Они отри­цали цар­ствен­ное досто­ин­ство – дар, вос­при­ни­ма­е­мый пома­зан­ни­ками от Бога. В этой связи уместно вспом­нить ана­фе­ма­тизм из чина Тор­же­ства Пра­во­сла­вия:

Помыш­ля­ю­щим, яко пра­во­слав­нии госу­дари воз­во­дятся на пре­столы не по особ­ли­вому о них Божию бла­го­во­ле­нию, и при пома­за­нии даро­ва­ния Свя­таго Духа к про­хож­де­нию вели­каго сего звания в них не изли­ва­ется, и тако дер­за­ю­щим про­тиву их на бунт и измену, Ана­фема [6, с. 419].

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки