О совершении великопостных богослужений в домашних условиях

О совер­ше­нии миря­нами в домаш­них усло­виях чино­по­сле­до­ва­ний, кото­рые тра­ди­ци­онно совер­ша­ются только в храме, рас­ска­зы­вает пре­по­да­ва­тель Сара­тов­ской пра­во­слав­ной духов­ной семи­на­рии, кан­ди­дат бого­сло­вия, автор учеб­ного посо­бия «Литур­гика» Алек­сей Сер­ге­е­вич Кашкин.

Тео­ре­ти­че­ски в домаш­них усло­виях при нали­чии необ­хо­ди­мых книг можно совер­шить все службы суточ­ного круга. В этом вопросе в каче­стве кон­крет­ного руко­вод­ства можно рас­смат­ри­вать такие книги, как «Часо­слов для мирян» и «Служба мир­ским чином» (Киев, 2006). В то же время запре­щено совер­шать цер­ков­ные таин­ства, в том числе и Литур­гию любого типа (как полную, так и Пре­ждео­свя­щен­ных Даров); важно отме­тить, что Литур­гия не явля­ется служ­бой суточ­ного круга, потому наше утвер­жде­ние о воз­мож­но­сти совер­ше­ния всех служб суточ­ного круга можно при­ни­мать без ого­во­рок. При этом сле­дует руко­вод­ство­ваться сле­ду­ю­щими пра­ви­лами:

  1. Все иерей­ские воз­гласы во всех слу­чаях заме­ня­ются одним: «Молит­вами святых отец наших, Гос­поди Иисусе Христе Боже наш, поми­луй нас. Аминь».
  2. Все те молитвы и пес­но­пе­ния, кото­рые в храме поются, дома могут быть про­чи­таны.
  3. На вечерне и утрене вместо поло­жен­ных по уставу екте­ний про­из­но­сится только «Гос­поди, поми­луй»: за вели­кую и про­си­тель­ную екте­нии — 12 раз, за сугу­бую — 40 раз, за малую — по 3 раза. Сле­дует при этом учесть, что в период Вели­кого поста (до Вели­кой Среды вклю­чи­тельно) сугу­бая екте­ния про­из­но­сится только по суб­бот­ним и вос­крес­ным дням, а также в празд­нич­ные дни (поли­е­лей­ные празд­ники и Бла­го­ве­ще­ние Пре­свя­той Бого­ро­дицы). Вместо воз­гласа по окон­ча­нии екте­нии про­из­но­сится: «Молит­вами святых отец наших Гос­поди Иисусе Христе Боже наш, поми­луй нас. Аминь».
  4. Миряне могут само­сто­я­тельно совер­шать все необ­хо­ди­мые на вели­ко­пост­ном бого­слу­же­нии поклоны, в том числе читать молитву пре­по­доб­ного Ефрема Сирина.
  5. Миряне могут про­из­но­сить про­кимны, «Алли­луиа» и «Бог Гос­подь…» со сти­хами (потому что по Типи­кону эти тексты про­из­но­сит кано­нарх).
  6. Миряне могут читать паре­мии, апо­столь­ские и еван­гель­ские зачала. Все пред­ва­ря­ю­щие и после­ду­ю­щие иерей­ские воз­гласы («Вонмем», «Мир всем», «Пре­муд­рость, прости», «И о спо­до­би­тися нам…» и т.д.) опус­ка­ются. Про­из­но­сится только назва­ние зачала — напри­мер: «К Солу­ня­нам посла­ние свя­таго апо­стола Павла чтение», «От Луки свя­таго Еван­ге­лиа чтение» — и далее сразу чита­ется текст зачала.
  7. Вместо бого­слу­жеб­ного отпу­ста про­из­но­сится сле­ду­ю­щая молитва: «Гос­поди Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пре­чи­стыя Твоея Матере, пре­по­доб­ных и бого­нос­ных отец наших и всех святых, поми­луй нас. Аминь». В текст этой молитвы можно вста­вить поми­но­ве­ние святых дня (по дням сед­мицы) и свя­того Минеи (если в домаш­нем бого­слу­же­нии были исполь­зо­ваны тексты Минеи).

Основ­ные труд­но­сти при совер­ше­нии домаш­него бого­слу­же­ния могут быть свя­заны с двумя аспек­тами: знание бого­слу­жеб­ного после­до­ва­ния и нали­чие ком­плекта бого­слу­жеб­ных книг.

Знание после­до­ва­ния и прин­ци­пов фор­ми­ро­ва­ния бого­слу­же­ний. Среди мирян, дума­ется, лишь еди­ницы могут похва­статься хоро­шим зна­нием бого­слу­жеб­ного устава. Потому чело­веку, не име­ю­щему опыта совер­ше­ния цер­ков­ных бого­слу­же­ний (хотя бы в каче­стве чтеца или певца), будет доста­точно сложно совер­шить на дому полный круг бого­слу­жеб­ных после­до­ва­ний.

С тех­ни­че­ской точки зрения службы можно раз­де­лить на две группы: часо­вые и изме­ня­е­мые. К часо­вым служ­бам отно­сятся все часы (1‑й, 3‑й, 6‑й, 9‑й), пове­че­рие, полу­нощ­ница, изоб­ра­зи­тельны в сед­мич­ные дни поста. Это ста­биль­ные после­до­ва­ния, кото­рые не меня­ются суще­ствен­ным обра­зом в зави­си­мо­сти от дня сед­мицы. По каждой из служб отме­тим сле­ду­ю­щие нюансы.

  1. Вели­ко­пост­ные часы совер­ша­ются по Часо­слову, где на ряду дается полное после­до­ва­ние каж­дого часа. Если чита­ются кафисмы, то рас­пи­са­ние кафисм можно смот­реть по бого­слу­жеб­ным ука­за­ниям, кото­рые доступны в Интер­нете. На 1‑м и на 6‑м часе по «Отче наш…» в среду и пят­ницу есть осо­бен­но­сти в чтении тек­стов Часо­слова, кото­рые отме­чены там же, в бого­слу­жеб­ных ука­за­ниях.
  2. Пове­че­рие (как малое, так и вели­кое) также можно читать только по Часо­слову. При этом нужно иметь в виду, что на вели­ком пове­че­рии по 1‑м Три­свя­том есть два вари­анта тро­па­рей (в зави­си­мо­сти от дня сед­мицы), а в 3‑й части добав­ля­ются каноны (их можно про­чи­тать при нали­чии их тек­стов из Окто­иха и Минеи; если же тексты кано­нов недо­ступны, то можно опу­стить). Окон­ча­ние вели­кого пове­че­рия совер­ша­ется с малым отпу­стом, то есть молит­вой «Гос­поди Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пре­чи­стыя Твоея Матере, пре­по­доб­ных и бого­нос­ных отец наших и всех святых, поми­луй нас. Аминь» без коле­но­пре­кло­не­ния. В пят­ницу вече­ром сле­дует учесть сле­ду­ю­щие осо­бен­но­сти: 1) отме­ня­ются поклоны; 2) по 1‑м Три­свя­том чита­ются тро­пари суб­бот­него празд­ника, по 3‑м Три­свя­том — кондак празд­ника.
  3. Полу­нощ­ница (при жела­нии ее совер­шить, ибо эта мона­стыр­ская служба на при­хо­дах в прин­ципе не совер­ша­ется) вычи­ты­ва­ется без осо­бен­но­стей, кафисма для нее (в сед­мич­ные дни — 17‑я, в суб­боты — 9‑я) чита­ется по Псал­тири.
  4. Изоб­ра­зи­тельны в сед­мич­ные дни поста совер­ша­ются по Часо­слову без отпу­ста (после молитвы пре­по­доб­ного Ефрема Сирина сразу осу­ществ­ля­ется пере­ход на вечерню). Един­ствен­ная устав­ная труд­ность — чтение конда­ков по «Отче наш…». Здесь можно реко­мен­до­вать такую упро­щен­ную схему: кондак дня, свя­того Минеи; «Слава»: «Со свя­тыми упокой…»; «И ныне»: «Пред­ста­тель­ство хри­стиан непо­стыд­ное…». Все пере­чис­лен­ные тексты есть в Часо­слове на ряду, кондак свя­того дня можно взять из Минеи (или, напри­мер, из попу­ляр­ного «Пра­во­слав­ного цер­ков­ного кален­даря с тро­па­рями и конда­ками»).

К изме­ня­е­мым служ­бам сле­дует отне­сти вечерню и утреню, а также изоб­ра­зи­тельны в суб­бот­ние и вос­крес­ные дни. Эти бого­слу­же­ния имеют вну­ши­тель­ное коли­че­ство изме­ня­е­мых пес­но­пе­ний, и их совер­ше­ние в полном виде на дому людьми, не иску­шен­ными в цер­ков­ном уставе, весьма затруд­ни­тельно. Тем не менее именно эти службы явля­ются основ­ными и более зна­чи­мыми, нежели рас­смот­рен­ные выше бого­слу­же­ния часо­вые. При их совер­ше­нии миря­нами дома в сед­мич­ные дни Вели­кого поста можно реко­мен­до­вать, во-первых, попу­ляр­ную книгу «Службы первой сед­мицы Вели­кого поста». Хотя в этой книге, как сле­дует из ее назва­ния, содер­жатся службы только первой сед­мицы, там же даются подроб­ные после­до­ва­ния всех вели­ко­пост­ных служб, так что на после­ду­ю­щих сед­ми­цах можно читать после­до­ва­ние вечерни и утрени по ука­зан­ной книге, заме­няя только тексты Минеи и Триоди акту­аль­ными для кон­крет­ного дня. В край­нем случае можно совер­шить пре­дельно сокра­щен­ное после­до­ва­ние, состо­я­щее только из неиз­ме­ня­е­мых молит­во­сло­вий этих служб, кото­рое опуб­ли­ко­вано в ука­зан­ном выше «Часо­слове для мирян». По мере воз­мож­но­сти каждый бла­го­че­сти­вый хри­сти­а­нин может добав­лять в такой крат­кий чин утрени изме­ня­е­мые тексты: каноны (в сед­мич­ные дни поста про­чи­тать канон Минеи и три­пес­нец Триоди), кафисмы, сти­хиры. Отме­тим также, что в дни, когда поло­жена Литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров, хри­сти­а­нин на дому может про­чи­тать вместо нее вечерню вели­ко­пост­ным чином (это поз­во­ляет делать наш Типи­кон, кото­рый каждый раз после ука­за­ний для Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров делает ого­ворку «аще вели­кия ради нужды несть Литур­гии» и пред­став­ляет после­до­ва­ние вечерни вели­ко­пост­ным чином).

Особо сле­дует ска­зать об изоб­ра­зи­тель­ных в суб­бот­ние и вос­крес­ные дни. В эти дни изоб­ра­зи­тельны фак­ти­че­ски играют роль обед­ницы, и в их после­до­ва­ние добав­ля­ются изме­ня­е­мые тексты Литур­гии огла­шен­ных. Доста­точно хорошо чин такой службы пред­став­лен в книге «Служба мир­ским чином». Отме­тим сле­ду­ю­щие изме­не­ния в срав­не­нии с чином изоб­ра­зи­тель­ных в сед­мич­ные дни Вели­кого поста:

  1. К «Бла­жен­нам» могут быть при­со­еди­нены устав­ные тро­пари.
  2. После «Запо­ве­дей бла­жен­ства» чита­ются ново­за­вет­ные чтения Литур­гии (Апо­стол, Еван­ге­лие) с сопро­вож­да­ю­щими их про­киме­ном и алли­лу­а­рием.
  3. По «Отче наш…» чита­ются кондаки по уставу (схему конда­ков можно взять из бого­слу­жеб­ных ука­за­ний, при этом сле­дует в каче­стве исход­ной взять схему пения тро­па­рей и конда­ков по входе, затем из нее опу­стить тро­пари).

Нали­чие ком­плекта бого­слу­жеб­ных книг. Суще­ствен­ной про­бле­мой для совер­ше­ния вечерни и утрени, а также для чтения кано­нов на пове­че­рии может стать нехватка устав­ных бого­слу­жеб­ных книг (дума­ется, только еди­ницы могут иметь в домаш­ней биб­лио­теке Минею, Пост­ную Триодь и Октоих). Здесь можно посо­ве­то­вать сле­ду­ю­щее.

  1. В Интер­нете при жела­нии можно найти и ска­чать все бого­слу­жеб­ные книги в фор­мате PDF, ско­пи­ро­вать нужную книгу на элек­трон­ное устрой­ство (план­шет или элек­трон­ную книгу) и читать по этому устрой­ству.
  2. Тексты основ­ных служб (празд­ники, суб­бот­ние и вос­крес­ные дни Триоди, Октоих) доступны и легко могут быть най­дены в других фор­ма­тах (HTML, DOC и др.). Так что опять-таки можно найти нужный отры­вок, рас­пе­ча­тать на прин­тере или ско­пи­ро­вать на элек­трон­ное устрой­ство и исполь­зо­вать в домаш­нем бого­слу­же­нии.

В край­нем случае можно мини­ми­зи­ро­вать исполь­зо­ва­ние изме­ня­е­мых пес­но­пе­ний или даже вовсе опу­стить их, огра­ни­чив­шись посто­ян­ными молит­во­сло­ви­ями, кото­рые даются в Часо­сло­вах и Канон­ни­ках. С другой сто­роны, нельзя не учи­ты­вать, что именно изме­ня­е­мые пес­но­пе­ния (если гово­рить о служ­бах Вели­кого поста, то в первую оче­редь име­ются в виду пес­но­пе­ния Триоди) осо­бенно ценные, содер­жа­тель­ные и эсте­ти­че­ски кра­си­вые, именно они при­дают службе кон­крет­ного дня особый коло­рит. Потому жела­тельно хоть какой-то мини­маль­ный набор изме­ня­е­мых тек­стов (в част­но­сти, каноны) все же про­чи­тать при рас­смат­ри­ва­е­мом вынуж­ден­ном совер­ше­нии дома бого­слу­же­ний суточ­ного круга.

“Пра­во­сла­вие и совре­мен­ность”

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки