Обеты в Священном Писании

Оглав­ле­ние

Виньетка

 

Тол­ко­вый сло­варь даёт сле­ду­ю­щее опре­де­ле­ние слову «обет»: Обет – это обе­ща­ние, доб­ро­воль­ное обя­за­тель­ство что-нибудь сде­лать.

Обет, данный Богу, — это обе­ща­ние, данное Богу, что-то сде­лать для Него в ответ на Его милость, бла­го­склон­ность и бла­го­сло­ве­ния.

Первое упо­ми­на­ние об обете нахо­дится в книге Бытия. Это обет Иакова, данный Богу в Вефиле: «И поло­жил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохра­нит меня в пути сем, в кото­рый я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире воз­вра­щусь в дом отца моего, и будет Гос­подь моим Богом, — то этот камень, кото­рый я поста­вил памят­ни­ком, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, дару­ешь мне, я дам Тебе деся­тую часть» (Быт.28:20–22).

I. Биб­лей­ские при­меры обетов, данных Богу

  • Обет Иеффая: «И дал Иеффай обет Гос­поду и сказал: если Ты пре­дашь Аммо­ни­тян в руки мои, то по воз­вра­ще­нии моем с миром от Аммо­ни­тян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Гос­поду, и воз­несу сие на все­со­жже­ние» (Суд.11:30–31).
  • Обет Анны: «И встала Анна после того, как они ели и пили в Силоме. Илий же свя­щен­ник сидел тогда на седа­лище у входа в храм Гос­по­день. И была она в скорби души, и моли­лась Гос­поду, и горько пла­кала, и дала обет, говоря: Гос­поди Саваоф! если Ты при­зришь на скорбь рабы Твоей и вспом­нишь обо мне, и не забу­дешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя муже­ского пола, то я отдам его Гос­поду на все дни жизни его, и бритва не кос­нется головы его» (1Цар.1:9–11).
  • Обет Авес­са­лома: «По про­ше­ствии сорока лет цар­ство­ва­ния Давида, Авес­са­лом сказал царю: пойду я и исполню обет мой, кото­рый я дал Гос­поду, в Хев­роне; ибо я, раб твой, живя в Гес­суре в Сирии, дал обет: если Гос­подь воз­вра­тит меня в Иеру­са­лим, то я при­несу жертву Гос­поду. И сказал ему царь: иди с миром. И встал он и пошел в Хеврон» (2Цар.15:7–8).
  • Обет языч­ни­ков: «И устра­ши­лись эти люди Гос­пода вели­ким стра­хом, и при­несли Гос­поду жертву, и дали обеты» (Ин.1:16).
  • Обет апо­стола Павла: «Павел, пробыв еще довольно дней, про­стился с бра­ти­ями и отплыл в Сирию, — и с ним Акила и При­с­килла, — остригши голову в Кен­хреях, по обету» (Деян.18:1.

II. Виды обетов

1. Обет обе­ща­ния («neder» — обе­ща­ние или что-то обе­щан­ное)

Вклю­чает в себя обе­ща­ния что-то сде­лать или пожерт­во­вать Богу в бла­го­дар­ность за Его ответ или бла­го­сло­ве­ния от Него: обеты Иакова, Иеффая, Анны и Авес­са­лома.

2. Обет воз­дер­жа­ния («‘esar» — зарок, отказ или воз­дер­жа­ние от чего-либо). Такой обет вклю­чал в себя обе­ща­ние воз­дер­жаться от чего-либо, напри­мер, от супру­же­ства; также обет это обет назо­рей­ства:

  • Зарок от женитьбы или заму­же­ства: «…Если жен­щина даст обет Гос­поду и поло­жит на себя зарок в доме отца своего, в юности своей…» (Числ.30:4).
  • Обет назо­рей­ства. Этот обет вклю­чал в себя воз­дер­жа­ние от алко­голь­ных напит­ков, воз­дер­жа­ние от стрижки волос и от при­кос­но­ве­ния к остан­кам умер­шего. См. (Числ.6:1–21).

Назо­ре­ями  были Самсон (Суд.13:3–7) и Самуил (1Цар.1:11). К назо­реям отно­сят и Иоанна Кре­сти­теля: «Ангел же сказал ему: не бойся, Заха­рия, ибо услы­шана молитва твоя, и жена твоя Ели­са­вета родит тебе сына, и наре­чешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и весе­лие, и многие о рож­де­нии его воз­ра­ду­ются, ибо он будет велик пред Гос­по­дом; не будет пить вина и сикера, и Духа Свя­того испол­нится еще от чрева матери своей» (Лк.1:13–15).

III. Рас­по­ря­же­ния вет­хо­за­вет­ного Закона об обетах

1. Обя­за­тель­ное испол­не­ние обета

Давать обеты Богу в Вет­хо­за­вет­ные вре­мена не было обя­зан­но­стью чело­века по отно­ше­нию к Гос­поду: «… если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха» (Втор.23:22).

Однако испол­не­ние данных Богу обетов счи­та­лось свя­ты­ней и непре­лож­ной обя­зан­но­стью: «Если дашь обет Гос­поду Богу твоему, немед­ленно исполни его, ибо Гос­подь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех; если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха. Что вышло из уст твоих, соблю­дай и испол­няй так, как обещал ты Гос­поду Богу твоему доб­ро­воль­ное при­но­ше­ние, о кото­ром сказал ты устами своими» (Втор.23:21–23).

«Когда он увидел ее, разо­драл одежду свою и сказал: ах, дочь моя! ты сра­зила меня; и ты в числе нару­ши­те­лей покоя моего! я отверз о тебе уста мои пред Гос­по­дом и не могу отречься» (Суд.11:35); «Когда даешь обет Богу, то не медли испол­нить его, потому что Он не бла­го­во­лит к глупым: что обещал, исполни. Лучше тебе не обе­щать, нежели обе­щать и не испол­нить» (Еккл.5:3–4).

Обет обла­дал силой клятвы и посему должен был быть обя­за­тельно испол­нен. Гос­подь запре­щает давать необ­ду­ман­ные клятвы или обеты: «Сеть для чело­века — поспешно давать обет, и после обета обду­мы­вать» (Притч.20:25).

2. В каком случае обет мог быть анну­ли­ро­ван?

Обет мог быть анну­ли­ро­ван только в двух слу­чаях: Отец мог нало­жить вето на обет своей дочери, а муж мог нало­жить вето на обет жены. Если муж не отме­нил обета жены, но позже спо­соб­ство­вал тому, чтобы она нару­шила свой обет, то грех за нару­ше­ние обета ложился на него, а не на неё (Чис.30:4–16).

3. Что могло быть обе­щано Богу во время про­из­не­се­ния обета?

Чело­век мог сде­лать частью своего обета людей (вклю­чая самого себя), живот­ных, землю и другое иму­ще­ство. Ничто святое (что по Закону счи­та­лось святым или свя­щен­ным) не имело право объ­яв­ляться частью обета: ничто пер­во­род­ное, деся­тина и так далее: «Только пер­вен­цев из скота, кото­рые по пер­вен­ству при­над­ле­жат Гос­поду, не должен никто посвя­щать: вол ли то, или мелкий скот, — Гос­подни они… И всякая деся­тина на земле из семян земли и из плодов дерева при­над­ле­жит Гос­поду: это свя­тыня Гос­подня» (Лев.27:26,30).

Гос­подь объ­явил, к какому жерт­во­при­но­ше­нию, воз­не­сён­ному по обету, Он будет бла­го­во­лить, а к какой – нет: «И если кто при­но­сит мирную жертву Гос­поду, испол­няя обет, или по усер­дию, из круп­ного скота или из мел­кого, то жертва должна быть без порока, чтоб быть угод­ною Богу: ника­кого порока не должно быть на ней; живот­ного сле­пого, или повре­жден­ного, или урод­ли­вого, или боль­ного, или коро­сто­вого, или пар­ши­вого, таких не при­но­сите Гос­поду и в жертву не давайте их на жерт­вен­ник Гос­по­день; тельца и агнца с чле­нами, несо­раз­мерно длин­ными или корот­кими, в жертву усер­дия при­не­сти можешь; а если по обету, то это не угодно будет Богу; живот­ного, у кото­рого ятра раз­дав­лены, раз­биты, ото­рваны или выре­заны, не при­но­сите Гос­поду и в земле вашей не делайте сего; и из рук ино­зем­цев не при­но­сите всех тако­вых живот­ных в дар Богу вашему, потому что на них повре­жде­ние, порок на них: не при­об­ре­тут они вам бла­го­во­ле­ния» (Лев.22:21–25).

4. Что можно было выку­пить?

В Ветхом Завете описан закон о выкупе того, что было посвя­щено Гос­поду по обету: Лев.27:1–25. Многое из посвя­ща­е­мого могло быть выкуп­лено за опре­де­лён­ную плату, уста­нов­лен­ную свя­щен­ни­ком (за исклю­че­нием чистого живот­ного).

  • В случае, когда речь шла о земле или домах, сумма выкупа состав­ляла полную цену жертвы плюс ⅕ от цены жертвы. Цена недви­жи­мо­сти также опре­де­ля­лась исходя из того, сколько лет оста­ва­лось до Юби­лей­ного года (Лев.27:15–18).
  • Живот­ное, кото­рое не отве­чало стан­дар­там жерт­во­при­но­ше­ния, могло быть выкуп­лено за свою цену плюс ⅕ цены: «Если же то будет какая-нибудь ско­тина нечи­стая, кото­рую не при­но­сят в жертву Гос­поду, то должно пред­ста­вить ско­тину свя­щен­нику, и свя­щен­ник оценит ее, хороша ли она, или худа, и как оценит свя­щен­ник, так и должно быть; если же кто хочет выку­пить ее, то пусть при­ба­вит пятую долю к оценке твоей» (Лев.27:11–13).

IV. Обеты Богу и сего­дняш­ний день

Закон не обя­зы­вал людей давать обеты Богу. Однако, Свя­щен­ное Писа­ние при­зы­вает нас обра­щаться к Гос­поду в молитве за помо­щью и давать Ему обеты, а после ответа на молитву воз­да­вать Гос­поду обе­щан­ное обетом: «Делайте и воз­да­вайте обеты Гос­поду, Богу вашему; все, кото­рые вокруг Него, да при­не­сут дары Страш­ному» (Пс.75:12).

Вопрос: Почему же псал­мо­пе­вец при­зы­вает давать обеты Богу?

Ответ:

  • Потому что Гос­подь хочет, чтобы мы испы­тали свою веру и силу молитвы и через это воз­росли духовно: «Помо­лишься Ему, и Он услы­шит тебя, и ты испол­нишь обеты твои» (Иов.22:27);
  • Чтобы мы испы­тали вер­ность Гос­пода и про­сла­вили Его за отве­чен­ные молитвы и ока­зан­ные нам бла­го­де­я­ния: «При­неси в жертву Богу хвалу и воздай Все­выш­нему обеты твои, и при­зови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты про­сла­вишь Меня» (Пс.49:14–15);
  • Чтобы мы засви­де­тель­ство­вали окру­жа­ю­щим о Боге, отве­ча­ю­щем на наши молитвы: «Войду в дом Твой со все­со­жже­ни­ями, воздам Тебе обеты мои, кото­рые про­из­несли уста мои и изрек язык мой в скорби моей. Все­со­жже­ния тучные воз­несу Тебе с вос­ку­ре­нием тука овнов, при­несу в жертву волов и козлов. При­дите, послу­шайте, все боя­щи­еся Бога, и я воз­вещу вам, что сотво­рил Он для души моей» (Пс.65:13–16).

Пример обета, кото­рый в наши дни люди дают Гос­поду Богу — это кре­щаль­ные обеты. При­ни­мая кре­ще­ние, чело­век даёт Гос­поду обет жить и слу­жить Богу в доброй сове­сти. Вот как об этом ска­зано в 1Пет.3:21 «Так и нас ныне подоб­ное сему образу кре­ще­ние, не плот­ской нечи­стоты омытие, но обе­ща­ние Богу доброй сове­сти, спа­сает вос­кре­се­нием Иисуса Христа». 

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки