Малодушие

***

Малоду́шие — это немощь души чело­века, про­яв­ля­ю­ща­яся в таких его осо­бен­но­стях, как нере­ши­тель­ность, отсут­ствие твер­до­сти харак­тера, чрез­мер­ная бояз­ли­вость (в том числе в отно­ше­нии при­ня­тия личной ответ­ствен­но­сти), отсут­ствие реши­мо­сти и после­до­ва­тель­но­сти в деле сле­до­ва­ния запо­ве­дям Божиим.

При­чины мало­ду­шия

Основ­ные при­чины мало­ду­шия — недо­ста­ток веры и надежды на Бога; тще­сла­вие, само­лю­бие и гор­дость; отсут­ствие страха Божия. Прп. Иоанн Лествич­ник под­чер­ки­вает связь мало­ду­шия как с неве­рием (с одной сто­роны), так и с тще­сла­вием и гор­до­стью с другой1.

Опас­ность мало­ду­шия. Послед­ствия для духов­ной жизни чело­века

Мало­ду­шие может стать при­чи­ной тру­со­сти, остав­ле­ния кого-либо в беде, пре­да­тель­ства, а также неис­по­ве­да­ния веры и даже отре­че­ния от Христа. Послед­нее – осо­бенно страшно: «Кто отре­чется от Меня пред людьми, отре­кусь от того и Я пред Отцем Моим Небес­ным» (Мф.10:33). Из-за мало­ду­шия легко воз­можно укло­не­ние с пути сле­до­ва­ния запо­ве­дям Божиим, соот­вет­ственно — отсут­ствие духов­ных плодов. Из еван­гель­ской притчи о сея­теле видно, что бояз­ли­вая душа (не име­ю­щая в себе корня и сму­ща­ю­ща­яся гоне­ни­ями) подобна каме­ни­стому месту, на кото­ром семя слова Божия не может вырасти и оста­ется бес­плод­ным: «Посе­ян­ное на каме­ни­стых местах озна­чает того, кто слышит слово и тотчас с радо­стью при­ни­мает его; но не имеет в себе корня и непо­сто­я­нен: когда наста­нет скорбь или гоне­ние за слово, тотчас соблаз­ня­ется» (Мф.13:20–21). Отсут­ствие духов­ных плодов грозит, в свою оче­редь, лише­нием бла­го­дати Божией и под­вер­жен­но­стью дей­ствию темных сил: «Не пустыня и мрач­ность места укреп­ляет бесов против нас, но бес­пло­дие нашей души», — отме­чает прп. Иоанн2. И глав­ная опас­ность – конеч­ная судьба тех, кто впал в бояз­ли­вость: «Бояз­ли­вых же… участь в озере, горя­щем огнем и серою» (Откр.21:8).

Борьба с мало­ду­шием. Про­ти­во­по­лож­ные мало­ду­шию доб­ро­де­тели

Побуж­де­ние к пре­одо­ле­нию мало­ду­шия и страха и сред­ства, для этого необ­хо­ди­мые, – цен­траль­ная тема напут­ствия Гос­пода уче­ни­кам, посы­ла­е­мым на про­по­ведь (Мф.10:16–42). Важ­ней­шим из озна­чен­ных средств явля­ется страх Божий: «Не бой­тесь уби­ва­ю­щих тело, души́ же не могу­щих убить; а бой­тесь более Того, Кто может и душу и тело погу­бить в геенне». Звучат гроз­ные напо­ми­на­ния: «Кто не берет креста своего и сле­дует за Мною, тот не достоин Меня»; «Сбе­рег­ший свою душу (для вре­мен­ной жизни – ред.) поте­ряет ее (для вечной жизни с Богом – ред.)». Одно­вре­менно чело­век укреп­ля­ется твер­дой надеж­дой на Бога и Его Про­мысл: «Не две ли малые птицы про­да­ются за асса­рий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бой­тесь же: вы лучше многих малых птиц». Тому, кто вопреки мало­душ­ному страху пре­одо­леет испы­та­ния, даются от Гос­пода обе­то­ва­ния с одной сто­роны, о помощи на этом пути, с другой – о вели­кой награде в его конце: «Когда же будут пре­да­вать вас, не заботь­тесь, как или что ска­зать; ибо в тот час дано будет вам, что ска­зать, ибо не вы будете гово­рить, но Дух Отца вашего будет гово­рить в вас»; «Пре­тер­пев­ший же до конца спа­сется»; «Поте­ряв­ший душу свою (отдав­ший вре­мен­ную жизнь – ред.) ради Меня сбе­ре­жет ее (для жизни вечной – ред.)»; «И кто напоит одного из малых сих только чашею холод­ной воды, во имя уче­ника, истинно говорю вам, не поте­ряет награды своей».

Таким обра­зом, про­ти­во­по­ста­вить мало­ду­шию необ­хо­димо веру и надежду на Бога, страх Божий, муже­ство, тер­пе­ние в соче­та­нии с муд­ро­стью и про­сто­той («Вот, Я посы­лаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби»). Сле­дует отме­тить, что рас­се­и­вая страх уче­ни­ков, Гос­подь одно­вре­менно исполь­зует еще более силь­ный страх (бой­тесь более Того…), недву­смыс­лен­ную угрозу (отре­кусь от того и Я…) и спа­си­тель­ную надежду вели­кой награды3. Все это вместе состав­ляет единый пред­мет веры, с тер­пе­нием и муже­ством пре­одо­ле­ва­ю­щей всякое мало­ду­шие и бояз­ли­вость.

Непо­сред­ственно про­ти­во­сто­я­щей мало­ду­шию доб­ро­де­те­лью явля­ется муже­ство. В отли­чие как от бояз­ли­во­сти, так и от дер­зо­сти, муже­ство свя­зано с креп­ким упо­ва­нием на Гос­пода, чем и при­вле­кает бла­го­дат­ную помощь. Дви­жу­щей силой истин­ного муже­ства явля­ется любовь: «Муже­ство есть любовь, гото­вая ради Бога пре­тер­петь всё» (блж. Авгу­стин).


При­ме­ча­ния:

***

Если впа­дешь в мало­ду­шие – молись. Молись со стра­хом и тре­пе­том, молись усердно, бод­ренно и трез­венно. Так подо­бает молиться тем более, что неви­ди­мые враги наши лукаво и неусыпно дей­ствуют: они осо­бенно ста­ра­ются пре­пят­ство­вать такому совер­ше­нию молитвы.
Авва Ева­грий

«Умо­ляем также вас, братия, вра­зум­ляйте бес­чин­ных, уте­шайте мало­душ­ных, под­дер­жи­вайте слабых, будьте дол­го­тер­пе­ливы ко всем» (1Фес.5:14).

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки