Объ­яс­не­ние Сим­вола Веры

свя­щен­ник Павел Гуме­ров


Оглав­ле­ние 


Виньетка


Мы назы­ва­емся пра­во­слав­ными хри­сти­а­нами, то есть право, пра­вильно сла­вя­щими Бога. Для того, чтобы быть уве­рен­ным, что дела­ешь что-то пра­вильно, нужно многое узнать, мно­гому научиться. Про­честь книги, рас­спро­сить опыт­ных людей. Если чело­век ничего не знает и не хочет знать, но пол­но­стью уверен, что все делает пра­вильно – жди беды. Про­стой пример. Некий чело­век совер­шенно не знает о пра­ви­лах дорож­ного дви­же­ния, но он само­уве­ренно садится за руль и начи­нает ехать на машине. Прой­дет очень немного вре­мени и он поймет, что делает что-то не так: он едет по левой сто­роне дороги, но почему-то все машины несутся ему навстречу, гудят, и он еле-еле успе­вает увер­нуться от них. Он подъ­ез­жает к све­то­фору, заго­ра­ется крас­ный свет, но этот чудак уверен, что он может про­дол­жать дви­же­ние, ведь правил он не знает! Что про­изой­дет дальше, думаю ясно. Очень скоро этот несчаст­ный попа­дет в аварию и, слава Богу, если оста­нется жив. Но если в жизни обыч­ной, мате­ри­аль­ной повсе­днев­ной мы пре­красно пони­маем, что должны изу­чать законы и пра­вила, соблю­дать тех­нику без­опас­но­сти, чтобы не попасть в беду, то тем более в жизни духов­ной. Там тоже суще­ствуют уста­нов­лен­ные от Бога законы, есть свои пра­вила без­опас­но­сти. И вред, кото­рый мы можем нане­сти себе, не зная этих зако­нов или пре­не­бре­гая ими гораздо боль­ший, чем от незна­нии зако­нов физи­че­ского мира. Ибо мы можем нане­сти непо­пра­ви­мый урон не телу, а душе.

Как узнать пра­вила духов­ной жизни, как верить пра­вильно? Для этого есть Слово Самого Бога – Свя­щен­ное Писа­ние, его надо читать, изу­чать, по нему надо стро­ить жизнь. Суще­ствуют запо­веди, кото­рые тоже дал нам Сам Бог, также мы, пра­во­слав­ные люди имеем огром­ный опыт Церкви, опыт, кото­рому уже 2 тысячи лет в мире и тысяча лет у нас на Руси. Этим путем прошли многие мил­ли­оны людей, с Рож­де­ства Хри­стова до наших дней. Мы имеем Цер­ковь, ее создал Гос­подь Иисус Хри­стос и вложил в нее все, что нужно для нашего спа­се­ния. «Создам Цер­ковь Мою, и врата ада не одо­леют ее» (Мф.16:18). В цер­ков­ную сокро­вищ­ницу также вложен опыт святых отцов и подвиж­ни­ков 2‑х тыся­че­ле­тий Хри­сти­ан­ства.

Цер­ковь Пра­во­слав­ная потому так и назы­ва­ется, что она в пол­ноте и непо­вре­жден­но­сти, без иска­же­ний сохра­нила учение, данное нам Самим Богом. Мы знаем как пра­вильно верить в Бога, как пра­вильно его про­слав­лять, Он сам открыл нам это, поэтому наша вера правая, наша вера пра­во­слав­ная

* * *

Символ веры, или испо­ве­да­ние хри­сти­ан­ской пра­во­слав­ной веры – это молит­во­сло­вие, в кото­ром содер­жатся все основ­ные поло­же­ния и дог­маты веры пра­во­слав­ной. Учение Церкви в «Сим­воле» изло­жено в крат­кой, но очень точной форме.

Символ веры состав­лен в 4‑м веке, отцами Пер­вого и Вто­рого Все­лен­ских собо­ров. В древ­ней Церкви и ранее суще­ство­вали сим­волы веры, но с воз­ник­но­ве­нием и уси­ле­нием ложных учений о Боге, потре­бо­ва­лось соста­вить более точное и дог­ма­ти­че­ски без­упреч­ное испо­ве­да­ние веры, кото­рым могла бы поль­зо­ваться вся Все­лен­ская Цер­ковь.

Первый Все­лен­ский Собор был созван в городе Никее по поводу лже­уче­ния пре­сви­тера Ария, кото­рый учил, что Сын Божий, Иисус Хри­стос сотво­рен Богом Отцом и не явля­ется истин­ным Богом, а лишь высшим тво­ре­нием. Собор осудил эту ересь и изло­жил пра­во­слав­ное учение, соста­вив первые семь членов Сим­вола веры. На втором все­лен­ском соборе, созван­ном для осуж­де­ния ереси Маке­до­ния, кото­рый отвер­гал Боже­ство Свя­того Духа, были даны после­ду­ю­щие пять членов Сим­вола веры.

Символ веры необ­хо­димо знать каж­дому пра­во­слав­ному хри­сти­а­нину наизусть, чтобы иметь пра­виль­ное знание о Боге и соб­ствен­ной вере, а также всегда уметь дать ответ всем вопро­ша­ю­щим нас: «как ты веришь?»

Символ веры нужно знать еще до кре­ще­ния, потому что необ­хо­димо еще до при­ня­тия этого таин­ства и вступ­ле­ния в Цер­ковь иметь пра­виль­ные знания о Боге и осно­вах веро­уче­ния. При кре­ще­нии мла­ден­цев, за них Символ веры читают вос­при­ем­ники, крест­ные, и они также, конечно, обя­заны знать его наизусть и читать без ошибок. Выучить Символ Веры несложно, ведь он входит в состав утрен­них молитв, и каждый пра­во­слав­ный читает его, молясь по утрам. Также Символ веры поется каждую литур­гию, в храме всем наро­дом, и чело­век, кото­рый регу­лярно молится по утрам и ходит на вос­крес­ные и празд­нич­ные литур­гии, очень скоро его запом­нит.

Но нам сле­дует не только знать текст Сим­вола веры, но и пони­мать его смысл, для этого надо изу­чать его.

Символ веры

По цер­ковно-сла­вян­ски

1. Верую во еди­наго Бога Отца, Все­дер­жи­теля, Творца небу и земли, види­мым же всем и неви­ди­мым.

2. И во еди­наго Гос­пода Иисуса Христа, Сына Божия, Еди­но­род­наго, Иже от Отца рож­ден­наго прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рож­денна, несо­тво­ренна, еди­но­сущна Отцу, Имже вся быша.

3. Нас ради чело­век и нашего ради спа­се­ния сшед­шаго с небес и вопло­тив­ша­гося от Духа Свята и Марии Девы, и воче­ло­веч­шася.

4. Рас­пя­таго же за ны при Пон­тий­стем Пилате, и стра­давша, и погре­бенна.

5. И вос­крес­шаго в третий день по Писа­нием.

6. И воз­шед­шаго на небеса, и седяща одес­ную Отца.

7. И паки гря­ду­щаго со славою судити живым и мерт­вым, Егоже Цар­ствию не будет конца.

8. И в Духа Свя­таго, Гос­пода, Живо­тво­ря­щаго, Иже от Отца исхо­дя­щаго, Иже со Отцем и Сыном спо­кла­ня­ема и ссла­вима, гла­го­лав­шаго про­роки.

9. Во едину Святую, Собор­ную и Апо­столь­скую Цер­ковь.

10. Испо­ве­дую едино кре­ще­ние во остав­ле­ние грехов.

11. Чаю вос­кре­се­ния мерт­вых,

12. и жизни буду­щаго века. Аминь.

Рус­ский пере­вод

1. Верую в еди­ного Бога Отца, Все­дер­жи­теля, Творца неба и земли, всего види­мого и неви­ди­мого.

2. И в еди­ного Гос­пода Иисуса Христа, Сына Божия, Еди­но­род­ного, рож­ден­ного от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истин­ного от Бога истин­ного, рож­ден­ного, не сотво­рен­ного, одного суще­ства с Отцом, Им же все сотво­рено.

3. Нас ради людей и ради нашего спа­се­ния сошед­шего с небес и вопло­тив­ша­гося от Духа Свя­того и Марии Девы, и сде­лав­ше­гося чело­ве­ком.

4. Рас­пя­того же за нас при Понтии Пилате, стра­дав­шего, и погре­бен­ного.

5. И вос­крес­шего в третий день, согласно с Писа­нием.

6. И вос­шед­шего на небеса, и сидя­щего по правую сто­рону от Отца.

7. И снова гря­ду­щего со славою, чтобы судить живых и мерт­вых, и Цар­ству Его не будет конца.

8. И в Духа Свя­того, Гос­пода, пода­ю­щего жизнь, от Отца исхо­дя­щего, равно с Отцом и Сыном покла­ня­е­мого и про­слав­ля­е­мого, гово­рив­шего через про­ро­ков.

9. В единую, Святую, Собор­ную и Апо­столь­скую Цер­ковь.

10. Испо­ве­дую одно кре­ще­ние для остав­ле­ния грехов.

11. Ожидаю вос­кре­се­ния мерт­вых,

12. и жизни буду­щего века. Истинно так.


^ О ПЕРВОМ ЧЛЕНЕ СИМ­ВОЛА ВЕРЫ


^ Верую в еди­ного Бога Отца, Все­дер­жи­теля, Творца неба и земли, всего види­мого и неви­ди­мого

Хри­сти­ан­ство как един­ствен­ная истин­ная рели­гия, прежде всего, выде­ля­ется уче­нием о Боге. Мы вос­при­ни­маем Бога и обра­ща­емся к Нему, как своему Небес­ному Роди­телю. Бог назы­ва­ется Отцом, потому что пред­вечно рож­дает Сына (об этом речь пойдет дальше), но также потому, что Он явля­ется Отцом для всех нас. В молитве, кото­рую нам дал Гос­подь Спа­си­тель, мы гово­рим: «Отче наш…» (Отец наш). Святой апо­стол Павел гово­рит, обра­ща­ясь к хри­сти­а­нам: «вы не при­няли духа раб­ства <…>, но при­няли Духа усы­нов­ле­ния, Кото­рым взы­ваем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух сви­де­тель­ствует духу нашему, что мы – дети Божии» (Рим.8:15–16). Слово «авва» в ара­мей­ском языке соот­вет­ствует нашему «папа» — дове­ри­тель­ное обра­ще­ние детей к отцу.

Святой апо­стол Иоанн Бого­слов гово­рит, что «Бог есть любовь» (1Ин.4:8). Этими сло­вами выра­жено самое глав­ное свой­ство Бога. Этим опре­де­ля­ется весь строй духов­ной жизни хри­сти­а­нина. Наши отно­ше­ния с Богом осно­ваны на вза­им­ной любви. Небес­ный Отец любит нас любо­вью совер­шен­ной и абсо­лют­ной. Плоды этой любви мы, веру­ю­щие, можем вос­при­нять только тогда, когда всей пол­но­той нашего суще­ства воз­лю­бим Бога. Поэтому любовь к Богу явля­ется первой и глав­ной запо­ве­дью. В Свя­щен­ном Писа­нии рас­кры­ва­ются основ­ные свой­ства Бога в тесной связи с Домо­стро­и­тель­ством спа­се­ния чело­века.

Бог – все­со­вер­шен­ный Дух. Он вечен. Не имеет ни начала, ни конца. Бог – Все­мо­гу­щий. В Свя­щен­ном Писа­нии Он назван Все­дер­жи­те­лем, так как Он все держит в своей силе и власти.

Святые отцы учат нас не только верить в Бога, но во всем Ему дове­рять, потому что Он Все­б­ла­гий и Чело­ве­ко­лю­би­вый. Мило­сер­дие Гос­пода про­сти­ра­ется на каж­дого чело­века. Если чело­век хочет быть всегда с Богом и обра­ща­ется к Нему, то Он не остав­ляет чело­века ни при каких обсто­я­тель­ствах. В одной ста­рин­ной визан­тий­ской руко­писи при­во­дится уте­ши­тель­ное нази­да­ние свя­того старца: «Некто пове­дал мне, что один чело­век всегда молился Богу, чтобы Он не остав­лял его на его земном пути, и, как неко­гда Гос­подь сше­ство­вал со Своими уче­ни­ками на их пути в Эммаус (см.: Лк.24:13–32), так чтобы и с ним сше­ство­вал по дороге его жизни. И вот при конце своей жизни он имел виде­ние: он видел, что идет по пес­ча­ному берегу океана (конечно, разу­мей океан веч­но­сти, вдоль берега кото­рого про­хо­дит путь смерт­ных). И, огля­нув­шись, он увидел отпе­чатки своих стоп на мягком песке, ухо­дя­щие далеко назад: это был прой­ден­ный путь его жизни. И рядом с отпе­чат­ками его стоп шли отпе­чатки еще пары стоп; и он понял, что это Гос­подь сше­ство­вал с ним в жизни, как он и молился Ему. Но в неко­то­рых местах прой­ден­ного пути он видел отпе­чатки только одной пары стоп, кото­рые глу­боко вре­зы­ва­лись в песок, как бы сви­де­тель­ствуя о тяже­сти пути в оное время. И вспом­нил этот чело­век, что это было тогда, когда в его жизни были особо тяже­лые моменты и когда жизнь пред­став­ля­лась непо­сильно труд­ной и мучи­тель­ной. И этот чело­век сказал Гос­поду: вот видишь, Гос­поди, в труд­ные вре­мена моей жизни Ты не шел со мной; Ты видишь, что отпе­чатки только одной пары стоп в те вре­мена гово­рят о том, что тогда я один шел в жизни, и Ты видишь из того, что следы глу­боко вре­за­лись в землю, что мне было тогда очень тяжело идти. Но Гос­подь отве­тил ему: сын Мой, ты оши­ба­ешься. Дей­стви­тельно, ты видишь отпе­чатки только одной пары стоп в те вре­мена твоей жизни, кото­рые ты вспо­ми­на­ешь как самые труд­ные. Но это – отпе­чатки не твоих стоп, а – Моих. Потому что в труд­ные вре­мена твоей жизни Я брал тебя на Свои руки и нес. Так что, сын Мой, это – отпе­чатки не твоих стоп, а – Моих».

Бог имеет Все­ве­де­ние. В его бес­ко­неч­ной памяти запе­чат­ле­лось все про­шлое. Он все знает и видит в насто­я­щем. Ему изве­стен не только любой чело­ве­че­ский посту­пок, но каждое слово и чув­ство. Гос­подь знает буду­щее.

Бог Вез­де­сущ. Он на Небе, на земле. Созер­ца­ние Боже­ствен­ного все­при­сут­ствия вызы­вает радость и поэ­ти­че­ское уми­ле­ние у псал­мо­певца Давида:

«Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в пре­ис­под­нюю – и там Ты.

Возьму ли крылья зари и пере­се­люсь на край моря, – и там рука Твоя пове­дет меня, и удер­жит меня дес­ница Твоя» (Пс.138:8–10).

Бог – Творец неба и земли. Он явля­ется При­чи­ной и Созда­те­лем всего види­мого и неви­ди­мого мира. Наш мир, все­лен­ная неве­ро­ятно сложно и пре­мудро устро­ена, и конечно создать все это мог только Высший, Боже­ствен­ный Разум. В сотво­ре­нии мира участ­во­вала Вся Боже­ствен­ная Троица. Бог Отец творил все своим Словом, то есть Еди­но­род­ным Сыном, при содей­ствии Свя­того Духа.

Бог обла­дает Пре­муд­ро­стью. Псалом 103 явля­ется вели­че­ствен­ным гимном Богу, Кото­рый сотво­рил все Своей пре­муд­ро­стью и про­дол­жает забо­титься не только о чело­веке, но и о других Своих созда­ниях: «Ты напо­я­ешь горы с высот Твоих, пло­дами дел Твоих насы­ща­ется земля. Ты про­из­ра­ща­ешь траву для скота, и зелень на пользу чело­века, чтобы про­из­ве­сти из земли пищу» (Пс.103:13–14).

Кроме того, что Бог явля­ется Твор­цом види­мого, мате­ри­аль­ного мира, Он также сотво­рил мир духов­ный, неви­ди­мый нами. Мир духов­ный, ангель­ский создан Богом еще раньше нашего мате­ри­аль­ного мира. Все ангелы были сотво­рены доб­рыми, но часть из них, во главе с вер­хов­ным анге­лом Люце­фе­ром, воз­гор­ди­лась и отпала от Бога. С тех пор эти ангелы стали тем­ными духами злобы, жела­ю­щими людям, как тво­ре­нию Божию, вся­кого вреда. Они вся­че­ски ста­ра­ются совра­тить людей во грех и погу­бить. Но Бог очень сильно огра­ни­чил их власть и воз­дей­ствие на людей, к тому же у каж­дого хри­сти­а­нина есть свой ангел-хра­ни­тель, кото­рый обе­ре­гает и защи­щает его от зла, в том числе и от воз­дей­ствия дья­воль­ских сил.


^ О ВТОРОМ ЧЛЕНЕ СИМ­ВОЛА ВЕРЫ


^ И в еди­ного Гос­пода Иисуса Христа, Сына Божия, Еди­но­род­ного, рож­ден­ного от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истин­ного от Бога истин­ного, рож­ден­ного, не сотво­рен­ного, одного суще­ства с Отцом, Им же все сотво­рено

Второй член Сим­вола веры посвя­щен Сыну Божию, Гос­поду Иисусу Христу, и здесь настало время пого­во­рить о тайне Святой Троицы.

Позна­вая Боже­ствен­ные свой­ства, веру­ю­щий чело­век посте­пенно при­го­тов­ля­ется к вос­при­я­тию кра­е­уголь­ной истины хри­сти­ан­ства – учения о Пре­свя­той Троице. Бог един по Суще­ству, но имеет три Лица (Ипо­стаси), каждое из Кото­рых обла­дает пол­но­той Боже­ства: Отец, Сын и Святой Дух. Святые отцы, рас­кры­вая и изъ­яс­няя догмат о Троице, опре­де­ляют отно­ше­ния между тремя Лицами такими поня­ти­ями «еди­но­сущны» и «рав­но­честны». Одно­вре­менно они ука­зы­вают и на лич­ност­ные свой­ства каждой Ипо­стаси. Отец – не сотво­рен, не создан, не рожден; Сын – пред­вечно рож­да­ется от Отца; Святой Дух – пред­вечно от Отца исхо­дит. Молит­венно мы испо­ве­дуем Троицу сло­вами: «Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа. Аминь». На чем осно­вана наша вера? На святом Еван­ге­лии: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа (Мф.28:19). У Отца, Сына и Свя­того Духа одно.

Земной чело­ве­че­ский ум соб­ствен­ными силами без Бога не может воз­вы­ситься до этой тайны. Другие моно­те­и­сти­че­ские рели­гии (иуда­изм, ислам), осно­ван­ные на есте­ствен­ном разуме, а не на Откро­ве­нии, под­няться до этой тайны не могли.

Уже в Ветхом Завете име­ются ука­за­ния на тайну Боже­ствен­ной Троицы. Уже в начале святой Библии Бог гово­рит о Себе во мно­же­ствен­ном числе: «И сказал Бог: сотво­рим чело­века по образу Нашему по подо­бию Нашему, и да вла­ды­че­ствуют они над рыбами мор­скими, и над пти­цами небес­ными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пре­смы­ка­ю­щи­мися по земле. И сотво­рил Бог чело­века по образу Своему, по образу Божию сотво­рил его; муж­чину и жен­щину сотво­рил их» (Быт.1:26–27). Слова «сотво­рим чело­века» ука­зы­вает на мно­же­ствен­ность лиц, а «сотво­рил его» ука­зы­вает на един­ство Бога. В книге Бытия есть еще два таких места:

— И сказал Гос­подь Бог: вот, Адам стал как один из Нас (Быт.3:22).

— И сказал Гос­подь: вот, один народ, и один у всех язык… сойдем же и сме­шаем там язык их (Быт.11:6–7).

Когда пат­ри­арх Авраам сидел под дере­вом у дуб­равы Мамре он увидел трех при­шед­ших пут­ни­ков. Он побе­жал им навстречу и, покло­нив­шись до земли, обра­тился: Вла­дыка! если я обрел бла­го­во­ле­ние пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Быт.18:3. Яви­лись три мужа, а Авраам обра­ща­ется как к ним, как к одному – Вла­дыка.


^ О ТРЕ­ТИЕМ ЧЛЕНЕ СИМ­ВОЛА ВЕРЫ


^ Нас ради людей и ради нашего спа­се­ния сошед­шего с небес и вопло­тив­ша­гося от Духа Свя­того и Марии Девы, и сде­лав­ше­гося чело­ве­ком

Чтобы спасти род чело­ве­че­ский Гос­подь в опре­де­лен­ный исто­ри­че­ский момент «во дни царя Ирода» (Мф.2:1) сходит на землю, чтобы вопло­титься, посред­ством наития, содей­ствия Свя­того Духа от Девы Марии, при­нять на себя наше чело­ве­че­ское есте­ство и родиться в Пале­стине, в городе Виф­ле­еме.

Он вос­при­нял все чело­ве­че­ское есте­ство, душу и тело, чтобы вос­со­здать, обо­жить, спасти его. Боже­ствен­ная при­рода во Христе не погло­тила чело­ве­че­ское есте­ство, как учат неко­то­рые ере­тики, но два есте­ства в Нем пре­бу­дут навечно нес­литно, неиз­менно, нераз­лучно и нераз­дельно.

У Спа­си­теля не было чело­ве­че­ского отца, ибо его Отцом был Сам Бог. Зача­тие Его во чреве Бого­ро­дицы про­ис­хо­дило без семени мужа, поэтому и назы­ва­ется оно «непо­роч­ным», «бес­се­мен­ным». Цер­ковь в своих пес­но­пе­ниях гово­рит, что плоть Христа, силой Божией, внутри чрева Бого­ро­дицы ист­ка­лась. Мы знаем, что обыч­ное, чело­ве­че­ское зача­тие про­ис­хо­дит с уча­стием семени мужа, но зача­тие Христа было свер­хе­сте­ствен­ным. Еще Адаму и Еве после гре­хо­па­де­ния, было дано от Бога обе­то­ва­ние-про­ро­че­ство о Семени жены, кото­рое пора­зит главу змия. (Быт.3:15). Но мы знаем, что у жены не может быть семени, семя бывает только у мужа.

Свя­ти­тель Фила­рет Мос­ков­ский (Дроз­дов), гово­рит, что это ука­за­ние «на таин­ство, кото­рое выше при­роды; – на рож­де­ние, о кото­ром при­рода спра­ши­вает: како будет сие, идеже мужа не знаю? (Лк.1:34), и о кото­ром бла­го­дать ответ­ствует: Дух Святый найдет на тя, и сила Выш­няго осенит тя (35); – на чудес­ное рож­де­ние Сына от жены без мужа, на рож­де­ние Христа, Бого­че­ло­века, от Девы». Цер­ковь назы­вает Бого­ро­дицу Прис­но­де­вой, то есть Она была дев­ствен­ни­цей до рож­де­ния Христа, не поте­ряла дев­ства в момент рож­де­ния, и оста­ва­лась Девой после рож­де­ства Спа­си­теля. Бого­ро­дица не испы­ты­вала мук при родах Иисуса, по той же самой при­чине: потому, что «Дева и рож­де­нием своим не нару­шила дев­ства», – гово­рит Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст.

Как такое могло про­изойти? Для Бога ничего невоз­мож­ного нет. Он Своей Пре­муд­ро­стию, Словом создал этот мир. Пер­вого чело­века Адама Бог, создал из «персти земной» и вдох­нул в него дыха­ние жизни, и чудо рож­де­ния без уча­стия мужа, также под­властно Ему. Хри­сти­ан­ский писа­тель 3 века Тер­тул­лиан пишет:

«Подобно тому, как земля ( при тво­ре­нии пер­вого чело­века Ред.) была обра­щена в эту плоть без семени мужа, так и Слово Божье могло перейти в мате­рию той же плоти без свя­зу­ю­щего начала».

Спа­си­тель, приняв на себя чело­ве­че­скую плоть и душу, явля­ется и одно­вре­менно истин­ным Богом и истин­ным чело­ве­ком, во всем, кроме греха.

Он пришел на нашу землю, пол­но­стью пройти путем чело­ве­че­ской жизни. Он тру­дился для Своего про­пи­та­ния, Он испы­ты­вал холод, зной, голод и жажду, Его также пре­сле­до­вали соблазны и иску­ше­ния от дья­вола и немощи чело­ве­че­ской, но Он побе­дил их и соблазны не кос­ну­лись Его. Гос­подь неустанно тру­дился для людей: про­по­ве­до­вал, исце­лял боль­ных, вос­кре­шал мерт­вых.

Гос­подь принял наше есте­ство, прожил чело­ве­че­скую жизнь, чтобы исце­лить, вос­со­здать наше истлев­шую грехом при­роду, обожить ее и пока­зать нам путь спа­се­ния, путь истин­ной хри­сти­ан­ской жизни. Как сказал свя­ти­тель Афа­на­сий Алек­сан­дрий­ский: «Бог стал чело­ве­ком, чтобы чело­век стал Богом». И теперь, всякий рож­ден­ный от Христа через кре­ще­ние в Его Церкви ста­но­вится новым тво­ре­нием «кото­рые ни от крови, ни от хоте­ния плоти, ни от хоте­ния мужа, а от Бога роди­лись» (Ин.1:13).


^ О ЧЕТ­ВЕР­ТОМ ЧЛЕНЕ СИМ­ВОЛА ВЕРЫ


^ Рас­пя­того же за нас при Понтии Пилате, стра­дав­шего, и погре­бен­ного.

Крест­ная жертва Христа Спа­си­теля на кресте за нас – это акт высо­чай­шей Боже­ствен­ной любви. «Ибо так воз­лю­бил Бог мир, что отдал Сына Своего Еди­но­род­ного, дабы всякий веру­ю­щий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). И Сам Гос­подь Иисус Хри­стос гово­рит о своей крест­ной жертве: «Нет больше той любви, если кто поло­жит душу свою за друзей своих (Ин.15:13). За други своя, это значит за нас с вами, за всех чад Божих. Крест­ная смерть была самой мучи­тель­ной и позор­ной казнью в Рим­ской импе­рии, чело­век много часов испы­ты­вал неве­ро­ят­ные стра­да­ния, и из него как бы по каплям выхо­дила жизнь. Хри­стос был распят при намест­нике импе­ра­тора, пра­ви­теле Иудеи, Понтии Пилате. Его имя вне­сено в «Символ», чтобы под­твер­дить исто­ри­че­скую реаль­ность собы­тия. Нехри­сти­ане часто не могут понять: почему мы носим на своей груди крест, изоб­ра­жаем на себе крест­ное зна­ме­ние, вен­чаем кре­стом купола наших церк­вей и вообще, очень чтим крест. Они гово­рят: зачем вы почи­та­ете крест, ведь на нем рас­пяли вашего Бога? Но именно поэтому для нас крест Хри­стов явля­ется свя­ты­ней. Ведь он посто­янно напо­ми­нает нам: какая огром­ная жертва была при­не­сена за людей и как велика Боже­ствен­ная любовь к людям. Бог не только сотво­рил чело­ве­че­ство и забо­тится о сотво­рен­ных им людях, но если надо, Он готов пойти за своих греш­ных и недо­стой­ных чад на смерть, на рас­пя­тие. Бог вос­хо­дит на крест, чтобы при­не­сти Себя в жертву за грехи людей, и тем самым изба­вить их от греха и вечной смерти. Бог создал мир с непре­лож­ными духов­ными и физи­че­скими зако­нами. Одним из духов­ных зако­нов явля­ется то, что грех, пре­ступ­ле­ние должны иметь послед­ствия, нака­за­ние. Нака­за­нием за грехи чело­ве­че­ства явля­лась вечная смерть. «Что посеет чело­век, то и пожнет» (Гал.6:7). Грехи людей умно­жи­лись настолько, что чело­ве­че­ство своими силами не уже никак не могло вос­стать из бездны греха, поэтому то нака­за­ние, кото­рое должны были полу­чить люди, берет на Себя Сам Гос­подь. «Нака­за­ние мира нашего было на Нем и ранами его мы исце­ли­лись» (Ис.53:5), — гово­рит о Боже­ствен­ной жертве пророк Исаия. Можно исполь­зо­вать такой образ, кото­рый, несо­мненно, явля­ется довольно услов­ным, упро­щен­ным.

Допу­стим, некий юноша, почти еще отрок, совер­шил пре­ступ­ле­ние. Он должен поне­сти за него очень суро­вое нака­за­ние, напри­мер, много лет про­ве­сти в лагере стро­гого режима, а может быть даже уме­реть. При совер­ше­нии пре­ступ­ле­ния при­сут­ство­вал его отец. И вот отец, зная, что сын не сможет поне­сти нака­за­ние, что вся его жизнь будет иско­вер­кана, испор­чена тюрь­мой, а может быть он и вовсе нико­гда не выйдет из лагеря и сгинет там навечно, реша­ется на подвиг. Он, будучи сам неви­нов­ным, берет на себя пре­ступ­ле­ние сына и несет за него нака­за­ние. Тем самым он спа­сает сына от стра­да­ний и смерти и дает пример высо­чай­шей любви и само­по­жерт­во­ва­ния.

Хри­стос назы­ва­ется вторым Адамом. Почему? Мы все по плоти, по чело­ве­че­скому есте­ству, про­ис­хо­дим от нашего общего пра­отца- Адама. Он неко­гда согре­шил, не сохра­нив своего пер­во­здан­ного досто­ин­ства. После гре­хо­па­де­ния и духов­ная и телес­ная при­рода чело­века иска­зи­лась, в мир вошли болезни и смерть. Мы, как люди как потомки пер­вого Адама, насле­до­вали его испор­чен­ную грехом при­роду. Но вот в мир при­хо­дит Спа­си­тель. Он прожил на земле без греха, побе­див соблазны и грех, Он принес за нас жертву на кресте и вос­крес. Гос­подь Иисус Хри­стос обно­вил наше падшее есте­ство, и теперь каждый, кто рож­да­ется от Христа, как от Вто­рого Адама и идет, ука­зан­ным Им путем, рас­пи­нает «плоть со стра­стями и похо­тями» (Гал.5:24), насле­дует вечную жизнь со Хри­стом.


^ О ПЯТОМ ЧЛЕНЕ СИМ­ВОЛА ВЕРЫ


^ И вос­крес­шего в третий день, согласно с Писа­нием

Вос­кре­се­ние Гос­пода нашего Иисуса Христа, явля­ется осно­вой нашей хри­сти­ан­ской веры. « Если Хри­стос не вос­крес, то про­по­ведь наша тщетна, тщетна и вера наша» (1Кор.15:14). Празд­ник вос­кре­се­ния Хри­стова, Пасха – самый глав­ный Хри­сти­ан­ский празд­ник. Он назы­ва­ется в пас­халь­ном каноне «празд­ни­ком, празд­ни­ков и тор­же­ством из тор­жеств». Мы каждую неделю вспо­ми­наем собы­тие Вос­кре­се­ния Христа, празд­нуя день вос­крес­ный.

Почему без Вос­кре­се­ния наша вера была бы тщет­ной и поте­ряла бы смысл? Потому что Хри­стос при­хо­дил на землю, стра­дал и умер, чтобы вос­кре­сить нашу чело­ве­че­скую при­роду и одер­жать победу над дья­во­лом, адом и смер­тью. А если бы не было вос­кре­се­ния, все это было бы невоз­можно. Все закон­чи­лось бы страст­ной пят­ни­цей, смер­тью и погре­бе­нием Христа. Но Хри­стос вос­крес и теперь мы имеем веру и надежду вос­крес­нуть с Ним.

До вос­кре­се­ния Хри­стова все люди после смерти схо­дили во ад, в пре­ис­под­няя земли. По еврей­ски это место назы­ва­лось Шеол. Даже души вет­хо­за­вет­ных пра­вед­ни­ков нахо­ди­лись там. Хри­стос после Своей смерти также сошел в пре­ис­под­нюю. Гос­подь сходит во ад, чтобы про­по­ве­до­вать там и выве­сти из него души всех с верою ожи­дав­ших Его. Гос­подь нахо­дился в пре­ис­под­ней до дня Своего Вос­кре­се­ния, как поется в пас­халь­ном пес­но­пе­нии: «Во гробе плотию, во аде же с душой, как Бог». На третий день Хри­стос вос­крес и своим вос­кре­се­нием раз­ру­шил власть ада и вывел из него тех, кто ждал Его при­ше­ствия, а также тех, кто принял весть о спа­се­нии. Отныне ад не имеет власти над теми, кто явля­ются после­до­ва­те­лями Христа и живут по Его запо­ве­дям.

Символ веры гово­рит, что Спа­си­тель вос­крес в третий день, согласно с Писа­нием. Какие тексты писа­ния гово­рят нам о вос­кре­се­нии? Во-первых, Сам Гос­подь Иисус Хри­стос посто­янно гово­рил о своем буду­щем вос­кре­се­нии, пред­ска­зы­вал его, доста­точно вспом­нить еван­ге­лие от Матфея: «С того вре­мени Иисус начал откры­вать уче­ни­кам Своим, что Ему должно идти в Иеру­са­лим, и много постра­дать от ста­рей­шин, пер­во­свя­щен­ни­ков и книж­ни­ков, и быть убиту, и в третий день вос­крес­нуть» (Мф.16:21). Пред­ска­за­ния Христа о своем вос­кре­се­нии из мерт­вых содер­жаться во всех четы­рех Еван­ге­лиях. Что каса­ется вет­хо­за­вет­ных про­ро­честв, здесь, в первую оче­редь, можно при­ве­сти слова про­рока Давида, ска­зан­ные о Месии: « Ты не оста­вишь души моей в аде и не дашь свя­тому Твоему уви­деть тление» (Пс.15:10) Также пре­бы­ва­ние про­рока Ионы три дня и три ночи в чреве кита про­че­ски про­об­ра­зо­вало вос­кре­се­ние Христа Спа­си­теля. На этот пра­об­раз вос­кре­се­ния ссы­ла­ется Сам Спа­си­тель: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Чело­ве­че­ский будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф.12:39–40).

После своего вос­кре­се­ния Гос­подь неод­но­кратно являлся своим уче­ни­кам:

1) Марии Маг­да­лине (Ин.20:11–18; Мар. 16:9)

2) Другим жен­щи­нам (Мф.28:8–10)

3) Петру (Лк.24:34:1Кор.15:5)

4) Двум уче­ни­кам по дороге в Еммаус (Лк.24:13–35; Мар. 16:12)

5) Один­на­дцати уче­ни­кам ( кроме апо­стола Фомы? Лк.24:36–43; Ин.20:19–23)

6) Позже две­на­дцати уче­ни­кам (1Кор.15:5; Ин.20:24–29)

7) Семи уче­ни­кам возле Тиве­ри­ад­ского моря (Ин.21:1–23)

8) Пяти­стам после­до­ва­те­лям (1Кор.15:6)

9) Иакову (1Кор.15:6)

10) Апо­сто­лам в момент воз­не­се­ния (Деян.1:3–12).

Пещеру, где было погре­бено тело Христа, охра­нял отряд воинов рим­ской армии, одной из самых лучших, обу­чен­ных и дис­ци­пли­ни­ро­ван­ных в мире. Если бы уче­ники Хри­стовы пришли ночью унести Его тело, как гово­рили потом иудеи, хоть один из них заме­тил бы их и схва­тил, к тому же вход в пещеру закры­вал боль­шой, тяже­лый камень, кото­рый бес­шумно не отва­лишь. Даже если бы похи­ще­ние уда­лось, апо­столы были бы схва­чены, и их попы­та­лись бы пыт­ками заста­вить выдать место­на­хож­де­ние тела Учи­теля. Но мы знаем, что они спо­койно раз­гу­ли­вали на сво­боде, совер­шенно не скры­ва­ясь. Если бы тело Иисуса забрали Его враги, то, конечно бы они не стали скры­вать этот факт и очень скоро пока­зали бы его народу, чтобы опро­верг­нуть при­жиз­нен­ные сви­де­тель­ства Христа о Своем вос­кре­се­нии.


^ О ШЕСТОМ ЧЛЕНЕ СИМ­ВОЛА ВЕРЫ


^ И вос­шед­шего на небеса, и сидя­щего по правую сто­рону от Отца

После своего вос­кре­се­ния Гос­подь еще в тече­ние сорока дней нахо­дился на земле, со своими уче­ни­ками, чтобы уве­рить их в истин­но­сти вос­кре­се­ния, укре­пить их веру и дать необ­хо­ди­мые настав­ле­ния.

Воз­не­се­ние про­изо­шло на горе Елеон. Известно, что Спа­си­тель любил эту гору и часто уда­лялся туда для молитвы . Вот как опи­сы­вает это собы­тие еван­ге­лист Лука: « И вывел их вон из города до Вифа­нии и, подняв руки свои, бла­го­сло­вил их. И, когда бла­го­слов­лял их, стал отда­лятся от них и воз­но­ситься на небо. Они покло­ни­лись Ему и воз­вра­ти­лись в Иеру­са­лим…» (Лк.24:50–52).

Гос­подь Иисус Хри­стос воз­несся на Небо, Своим чело­ве­че­ством, а Своим Боже­ством он всегда пре­бы­вал с Богом Отцом. Небо, на кото­рое воз­несся Гос­подь – это место осо­бого при­сут­ствия Божия, горнее, то есть воз­вы­шен­ное место, Цар­ство Божие. Хри­стос прошел весь путь нашей чело­ве­че­ской жизни и воз­несся на небеса, этим Он про­сла­вил наше чело­ве­че­ское есте­ство и указал путь в Оте­че­ство Небес­ное, в горний Иеру­са­лим. Он открыл его для всех своих истин­ных после­до­ва­те­лей.

Слова Сим­вола веры о вос­хож­де­нии Гос­пода Иисуса Христа на небо имеют осно­ва­ние в Свя­щен­ном Писа­нии: «Нис­шед­ший, Он же есть и вос­шед­ший пре­выше всех небес, дабы напол­нить все» (Еф.4:10).

В «Сим­воле» ска­зано, что Хри­стос воссел по правую сто­рону от Отца. Но мы знаем, что Бог вез­де­сущь, Он нахо­дится везде. Эти слова о сиде­нии одес­ную ука­зы­вают на то, что Сын Божий, Вторая Ипо­стась Святой Троицы, имеет оди­на­ко­вую силу и славу с Отцом. «Я и Отец – одно» (Ин.10:30), – гово­рит Он сам о Себе.


^ О СЕДЬ­МОМ ЧЛЕНЕ СИМ­ВОЛА ВЕРЫ


^ И снова гря­ду­щего со славою, чтобы судить живых и мерт­вых, и Цар­ству Его не будет конца

Первый приход на землю Гос­пода Иисуса Христа было сми­рен­ным, Он вос­при­нял на Себя «образ раба» ( Флп.2:7). Второе Его при­ше­ствие будет иным, Он снова придет, но уже как Судья, для того, чтобы судить дела всех людей, как дожив­ших до Его вто­рого при­ше­ствия, так и уже умер­ших.

Второе при­ше­ствие будет весьма гроз­ным. Сам Гос­подь гово­рит о нем так: «как молния исхо­дит от востока и видна бывает даже до запада, так будет при­ше­ствие Сына Чело­ве­че­ского»,- и далее: «солнце померк­нет и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небес­ные поко­леб­лются. Тогда явится зна­ме­ние Сына Чело­ве­че­ского на небе; и тогда вос­пла­чут все пле­мена земные, и увидят Сына Гря­ду­щего на обла­ках небес­ных с силою и славою вели­кою. И пошлет анге­лов Своих с трубой гро­мо­глас­ной; и собе­рут избран­ных Его от четы­рех ветров, от края небес до края их» (Мф.24:27–31).

Когда про­изой­дет? Спа­си­тель гово­рит нам: « О дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небес­ные, а только Отец Мой Один» (Мф.24:36).

И раньше и в наше время нередко появ­ля­лись все­воз­мож­ные лже­пре­пед­ска­за­тели, кото­рые про­ро­че­ство­вали о конце света и даже назы­вали точную дату этого собы­тия. Никому, кто будет сооб­щать число или точное время Страш­ного суда верить нельзя, ибо оно неве­домо никому, кроме Бога. К тому же для любого из нас каждый день нашей жизни может стать послед­ним, и мы должны будем отве­тить перед Нели­це­при­ят­ным Судией. Вот, что гово­рит о кон­чине этого мира, и о нашей соб­ствен­ной кон­чине свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов: «Неиз­вестны день и час, в кото­рые Сын Божий пре­кра­тит жизнь мира при­ше­ствием на суд; неиз­ве­стен день и час, в кото­рые по пове­ле­нию Сына Божия пре­кра­тится земная жизнь каж­дого из нас, и мы будем при­званы к раз­лу­че­нию с телом, к отда­нию отчета в земной жизни, к тому част­ному суду, прежде общего суда, кото­рый ожи­дает чело­века после его смерти. Воз­люб­лен­ные братия! Будем бодр­ство­вать и при­го­тов­ляться к страш­ному суду, ожи­да­ю­щему нас на гранях веч­но­сти для невоз­врат­ного реше­ния нашей участи навеки. Будем при­го­тов­ляться, запа­са­ясь всеми доб­ро­де­те­лями, осо­бенно мило­стию, кото­рая заклю­чает в себе и увен­чи­вает собою все доб­ро­де­тели, так как любовь – побу­ди­тель­ная при­чина мило­сти – есть «сово­куп­ность» хри­сти­ан­ского Кол.3:14). Милость соде­лы­вает чело­ве­ков, пре­ис­пол­нен­ных ею, бого­по­доб­ными (Мф.5:44,48; Лк.6:32,36)! «Бла­женны мило­сти­вые, ибо они поми­ло­ваны будут; суд без мило­сти не ока­зав­шему мило­сти» (Мф.5:7; Иак.2:13).

Перед концом мира будут, пред­ска­зан­ные в Свя­щен­ном Писа­нии, войны, смуты, зем­ле­тря­се­ния, голод и народ­ные бед­ствия. Про­изой­дет оску­де­ние веры и нрав­ствен­но­сти. Явится «чело­век поги­бели», Анти­христ, лже­мес­сия – чело­век, кото­рый захо­чет стать вместо Христа, занять Его место и иметь власть над всем миром. Достиг­нув вер­хов­ной земной власти, Анти­христ потре­бует себе покло­не­ния как Богу. Власть Анти­хри­ста будет уни­что­жена при­ше­ствием Божиим.

После своего при­ше­ствия Гос­подь будет судить всех людей. Как будет про­ис­хо­дить Страш­ный суд? Свя­ти­тель Фила­рет Мос­ков­ский (Дроз­дов) пишет, что Бог «будет судить так, что совесть каж­дого чело­века откро­ется пред всеми и обна­ру­жатся не только все дела, какие кто сделал в про­дол­же­нии всей своей жизни на земле, но и все ска­зан­ные слова , тайные жела­ния и помыш­ле­ния». Другой свя­ти­тель Иоанн (Мак­си­мо­вич), архи­епи­скоп Шан­хай­ский и Сан- Фран­цис­ский также гово­рит: «Страш­ный Суд не знает сви­де­те­лей или про­то­коль­ной записи. Все запи­сано в душах чело­ве­че­ских и эти записи, эти «книги» рас­кры­ва­ются. Все ста­но­вится явным всем и самому себе, и состо­я­ние души чело­века опре­де­ляет его направо или налево. Идут одни в радость, другие в ужас.

Когда рас­кро­ются «книги», всем станет ясно, что корни всех поро­ков в душе чело­века. Вот пья­ница, блуд­ник – когда умерло тело, кто-то поду­мает – умер и грех. Нет, в душе была склон­ность и душе грех был сладок.

И если она в том грехе не пока­я­лась, не осво­бо­ди­лась от него, она на Страш­ный Суд придет с тем же жела­нием сла­до­сти греха и нико­гда не удо­вле­тво­рит своего жела­ния. В ней будет стра­да­ние нена­ви­сти и злобы. Это адское состо­я­ние.

«Геенна огнен­ная» – это внут­рен­ний огонь, это пла­мень порока, пла­мень немощи и злобы, и «тут будет плач и скре­жет зубов» бес­силь­ной злобы.

Судить мир будет Гос­подь Иисус Хри­стос. «Ибо Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Ин.5:22). Почему? Потому что Сын Божий, есть и Сын Чело­ве­че­ский. Он жил здесь на земле, среди людей, испы­ты­вал скорби, стра­да­ния, иску­ше­ния и саму смерть. Ему ведомы все скорби и немощи чело­ве­че­ские.

Послед­ний суд будет страш­ным, потому что пред всеми откро­ются все чело­ве­че­ские дела и пре­гре­ше­ния, и еще потому, что после этого суда уже ничего нельзя будет изме­нить, и каждый полу­чит достой­ное по делам своим.

Как чело­век жил на земле, как гото­вился к встрече с Богом, и какого состо­я­ния достиг, то и пойдет с ним в веч­ность. И пойдут достой­ные, пра­вед­ные в вечную жизнь с Богом, а греш­ники в муку вечную, уго­то­ван­ную дья­волу и его слугам. После этого насту­пит вечное Цар­ство Христа, Цар­ство добра, правды и любви.

Но Гос­подь не только Гроз­ный Судья, Он и Мило­серд­ный Отец, и конечно Он по своему мило­сер­дию будет исполь­зо­вать все воз­мож­но­сти, чтобы не осу­дить, а оправ­дать чело­века. Об этом пишет Свя­ти­тель Феофан Затвор­ник: «Гос­подь хочет всем спа­стись, сле­до­ва­тельно, и вам… Гос­подь на страш­ном суде будет не то взыс­ки­вать, как бы осу­дить, а как бы оправ­дать всех. И оправ­дает вся­кого, лишь бы хоть малая воз­мож­ность была».


^ О ВОСЬ­МОМ ЧЛЕНЕ СИМ­ВОЛА ВЕРЫ


^ И в Духа Свя­того, Гос­пода, пода­ю­щего жизнь, от Отца исхо­дя­щего, равно с Отцом и Сыном покла­ня­е­мого и про­слав­ля­е­мого, гово­рив­шего через про­ро­ков

Святой Дух- третья ипо­стась, лицо Святой Троицы. Дух Святой еди­но­су­щен и равен Отцу и Сыну, поэтому Он также име­ну­ется в Сим­воле веры Гос­по­дом.

Святой Дух назван Живо­тво­ря­щим, дающим жизнь, во-первых: потому что Он вместе с Отцом и Сыном участ­во­вал в тво­ре­нии мира. В книге Бытия, при опи­са­нии тво­ре­ния земли гово­рится: «и тьма над без­дной; и Дух Божий носился над водою» (Быт.1:2). «Дух Божий создал меня» (Иов.33:4), – гово­рит пра­вед­ный Иов. Во-вторых, Святой Дух, дает, вместе с Отцом и Сыном духов­ную жизнь людям, сооб­щая им боже­ствен­ную энер­гию. «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Цар­ство Божие» (Ин.3:5).

Про­роки, про­воз­вест­ники слова Божия писали свои книги не от себя, а по наитию Свя­того Духа, поэтому Свя­щен­ное Писа­ние назы­ва­ется Бого­дух­но­вен­ным.

Гос­подь Иисус обещал послать своим уче­ни­кам, святым апо­сто­лам Свя­того Духа, Кото­рого Он назы­ваетУте­ши­те­лем: «Когда придет Уте­ши­те­лем, Кото­рого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Кото­рый от Отца исхо­дит» ( Ин.15:26). И в пяти­де­ся­тый день по вос­кре­се­нии Хри­сто­вом, когда апо­столы были собраны в одном месте, в Сион­ской гор­нице, на них сошел Дух Святой в виде языков пла­мени, и сооб­щил им бла­го­дат­ные дары.

Святой Дух дей­ствует в жизни Церкви, осо­бенно сооб­щая свои дары в святых таин­ствах. Свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий срав­ни­вает Свя­того Духа с сол­неч­ным светом, согре­ва­ю­щим и дающим жизнь: Он … напо­до­бие сол­неч­ного сияния,- каждый насла­жда­ю­щийся им как бы один, между тем это сияние оза­ряет землю и море и рас­тво­ря­ется в воз­духе. Так и Дух в каждом из при­ем­лю­щих Его пре­бы­вает, будто при­су­щий ему одному и всем доста­точно изли­вает все­це­лую бла­го­дать, кото­рою насла­жда­ются при­ча­ща­ю­щи­еся, по мере соб­ствен­ной спо­соб­но­сти при­нять, а не по мере воз­мож­ного для Духа».


^ О ДЕВЯ­ТОМ ЧЛЕНЕ СИМ­ВОЛА ВЕРЫ


^ В единую, Святую, Собор­ную и Апо­столь­скую Цер­ковь

Цер­ковь имеет не чело­ве­че­ское, а боже­ствен­ное про­ис­хож­де­ние, ее осно­вал и уста­но­вил Сам Гос­подь Иисус Хри­стос, придя на землю и собрав первую общину Своих уче­ни­ков – после­до­ва­те­лей. «Создам Цер­ковь Мою, и врата ада не одо­леют ее» (Мф.16:18). Хри­стос также явля­ется главой Церкви, о чем тоже сви­де­тель­ствует Свя­щен­ное Писа­ние. Апо­стол Павел гово­рит, что Бог Отец «поста­вил Его выше всего, главой Церкви, кото­рая есть Тело Его. (Еф.1:22–23). Слово Божие, Свя­щен­ное Писа­ние, не слу­чайно упо­треб­ляет в отно­ше­нии Церкви назва­ние Тела Хри­стова. Спа­си­тель Сам гово­рит: «Я есмь лоза, а вы ветви» (Ин.15:5). Как ветки растут на дереве, про­ис­хо­дят от него, полу­чают жизнь и при­но­сят свои плоды, пита­ясь соками ствола, и все вместе обра­зуют единое древо, также и хри­сти­ане, про­ис­хо­дят от Христа, берут начало и жизнь от Своего Учи­теля и Бога, и вместе обра­зуют единую Цер­ковь, при­но­ся­щую плоды веры. «Вы – тело Хри­стово, а порознь – члены» (1Кор.12:27).

Цер­ковь состав­ляют все люди, едино испо­ве­ду­ю­щие веру пра­во­слав­ную, живу­щие по всему миру, поэтому Цер­ковь назы­вают Все­лен­ской. Церкви при­над­ле­жат не только пра­во­слав­ные хри­сти­ане ныне живу­щие на земле, но и все ее чада, кото­рые ныне уже отошли в мир иной, ибо «Бог не есть Бог мерт­вых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк.20:38). Матерь Божия, все святые, а также небес­ное воин­ство архан­ге­лов, анге­лов и всех небес­ных сил бес­плот­ных, также состав­ляют единую Цер­ковь со всеми нами. Таким обра­зом, Цер­ковь едина, но под­раз­де­ля­ется на земную и небес­ную. Цер­ковь состоит не из одних святых и пра­вед­ных людей, но назы­ва­ется святой, потому что она осно­вана Самим Гос­по­дом и в непо­вре­жден­но­сти и свя­то­сти хранит учение, данное Им.

Гос­подь создал Цер­ковь и вложил в нее все потреб­ное для нашего спа­се­ния: учение истин­ное, пра­во­слав­ное, цер­ков­ную иерар­хию, святые таин­ства.

Свя­ти­тель Фила­рет Мос­ков­ский опре­де­ляет Цер­ковь как «от Бога уста­нов­лен­ное обще­ство людей, соеди­нен­ных пра­во­слав­ной верой, Зако­ном Божиим, свя­щен­но­на­ча­лием и Таин­ствами». Все это: и веру и иерар­хию, и таин­ства имеет боже­ствен­ное про­ис­хож­де­ние, поэтому грешат и глу­боко заблуж­да­ются те люди, кото­рые гово­рят, что верят в Бога, но цер­ковь не при­знают, счи­тают ее каким-то позд­ней­шим чело­ве­че­ским изоб­ре­те­нием. Про таких людей свя­щен­но­му­че­ник Киприан Кар­фа­ген­ский сказал: «Кому Цер­ковь не мать, тому Бог не Отец».Нельзя назы­вать себя пра­во­слав­ным хри­сти­а­ни­ном и не веро­вать в Цер­ковь, уста­нов­лен­ную Хри­стом, отри­цать цер­ков­ную иерар­хию, кото­рая также дана Спа­си­те­лем и имеет непо­сред­ствен­ное пре­ем­ство от самих апо­сто­лов, и не при­сту­пать к таин­ствам, кото­рые суще­ство­вали с пер­во­хри­сти­ан­ских времен, и кото­рые все имеют осно­ва­ние в Свя­щен­ном Писа­нии. Отри­цая Цер­ковь, спа­стись невоз­можно: «Без Церкви нет спа­се­ния», — как гово­рил свя­щен­но­му­че­ник Илла­рион (Тро­иц­кий).

В Церкве, осно­ван­ной Спа­си­те­лем, дей­ствует Святой Дух. Он участ­вует в жизни Церкви, постав­ляет цер­ков­ную иерар­хию и пре­по­дает Свои бла­го­дат­ные дары в таин­ствах и свя­щен­но­дей­ствиях цер­ков­ных. Апо­стол Павел обра­ща­ется с пре­сви­те­рам (свя­щен­ни­кам) города Милит с такой речью: «Вни­майте себе и всему стаду, в кото­ром Дух Святый поста­вил вас блю­сти­те­лями, пасти Цер­ковь Гос­пода и Бога, кото­рую Он при­об­рел Своею кровью» (Деян.20:28).

Гос­подь при­об­рел, стяжал Свою Цер­ковь, пролив за нее Свою Боже­ствен­ную кровь, пре­тер­пев стра­да­ния и саму смерть. Он поста­вил апо­сто­лов, дав им власть совер­шать святые таин­ства: «при­мите Духа Свя­таго. Кому про­стите грехи, тому про­стятся; на ком оста­вите, на том оста­нутся» (Ин.20:21–23), это ска­зано о таин­стве испо­веди, в кото­ром Гос­подь через свя­щен­но­слу­жи­теля раз­ре­шает каю­ще­гося чело­века от греха. Спа­си­тель дал апо­сто­лом власть совер­шать и другие таин­ства: При­ча­ще­ния, Кре­ще­ния, Свя­щен­ства. Святые апо­столы полу­чили от Христа и епи­скоп­скую власть, они поста­вили, руко­по­ло­жили себе пре­ем­ни­ков, других епи­ско­пов. С тех пор апо­столь­ское пре­ем­ство в Церкви через непре­рыв­ную цепь руко­по­ло­же­ний не пре­кра­ща­ется. Каждый из суще­ству­ю­щий ныне пра­во­слав­ных епи­ско­пов, имеет пре­ем­ство от самих апо­сто­лов. Поэтому Цер­ковь наша назы­ва­ется апо­столь­ской. И апо­столы, и после­ду­ю­щие епи­скопы, руко­по­ла­гали пре­сви­те­ров, свя­щен­ни­ков. Пре­сви­теры также могут совер­шать все таин­ства, кроме руко­по­ло­же­ния. Свя­щен­ство – это вторая сту­пень цер­ков­ной иерар­хии после епи­скопа. Руко­по­ла­гать, постав­лять в свя­щен­ство может только епи­скоп.

Цер­ковь назы­ва­ется собор­ной, потому что мы все состав­ляем во главе со Хри­стом Спа­си­те­лем, и свя­щен­но­на­ча­лием, единый собор, собра­ние веру­ю­щих людей. Слово Цер­ковь, по-гре­че­ски эккле­сия, пере­во­дится как собра­ние веру­ю­щих. Также Цер­ковь явля­ется собор­ной, так как высшая власть в ней при­над­ле­жит Все­лен­ским собо­рам. Они соби­ра­ются для обсуж­де­ния очень важных цер­ков­ных вопро­сов и осуж­де­ния лже­уче­ний. На Все­лен­ских Собо­рах при­сут­ствуют епи­скопы, по воз­мож­но­сти, со всей Все­лен­ской Церкви. Также жизнью Церкви руко­во­дят помест­ные соборы, кото­рые регу­лярно соби­ра­ются в помест­ных пра­во­слав­ных церк­вах. Помест­ные Церкви – это церкви, рас­по­ло­жен­ные в разных стра­нах, каждая из них имеет своего пред­сто­я­теля, глав­ного епи­скопа церкви, но все явля­ются чле­нами единой Все­лен­ской пра­во­слав­ной Церкви.

Цер­ковь как бого­че­ло­ве­че­ский орга­низм, вечна и пре­бу­дет, по обе­ща­нию Спа­си­теля, до скон­ча­ния века.


^ О ДЕСЯ­ТОМ ЧЛЕНЕ СИМ­ВОЛА ВЕРЫ


^ Испо­ве­дую одно кре­ще­ние для остав­ле­ния грехов

Испо­ве­дую, значит верую, несо­мненно, при­знаю. Почему «едино кре­ще­ние»? «Один Гос­подь, одна вера, одно кре­ще­ние» (Еф.4:4), – учит апо­стол Павел. Это озна­чает, что суще­ствует только одна истин­ная Цер­ковь, уста­нов­лен­ная Единым истин­ным Богом, и в ней суще­ствуют спа­си­тель­ные таин­ства, так как бла­го­дать Божия дей­ствует в Церкви. Един­ствен­ность и непо­вто­ри­мость Кре­ще­ния вне­сено в Символ Веры еще потому, что во вре­мена первых Все­лен­ских собо­ров были споры по поводу того: как при­ни­мать отпад­ших от Церкви ере­ти­ков, нужно ли повто­рять над ними таин­ство Кре­ще­ния, или нет? Поэтому второй Все­лен­ский Собор, допол­нил «Символ», сло­вами о том, что Кре­ще­ние может быть только одно. Падших было решено при­ни­мать через пока­я­ние.

В Сим­воле веры назы­ва­ется таин­ство Кре­ще­ния, но не упо­мя­нуты другие таин­ства. Кре­ще­ние явля­ется таин­ством вхож­де­ния в Цер­ковь, без него нельзя стать Хри­сти­а­ни­ном, после­до­ва­те­лем Христа и членом Его Церкви. Входя в Цер­ковь через Кре­ще­ние, как через некие врата, чело­век полу­чает воз­мож­ность при­сту­пать и к другим таин­ствам и свя­щен­но­дей­ствиям цер­ков­ным. В Церкви семь таинств: кре­ще­ние, миро­по­ма­за­ние, при­ча­ще­ние, испо­ведь, еле­освя­ще­ние (или собо­ро­ва­ние), вен­ча­ние и свя­щен­ство.

Итак, духов­ная жизнь хри­сти­а­нина начи­на­ется с Кре­ще­ния, он рож­да­ется в этом таин­стве для жизни новой, жизни со Хри­стом. Гос­подь посы­лает апо­сто­лов, чтобы они про­по­ве­до­вали Его учение, слово Божие всем людям и кре­стили всех, кто уве­рует во Христа и захо­чет сле­до­вать за ним: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Свя­того Духа, уча их соблю­дать все, что Я пове­лел вам» (Мф.28:19–20). В другом Еван­ге­лии, напи­сан­ном святым еван­ге­ли­стом Марком, Спа­си­тель гово­рит про Кре­ще­ние: «Кто будет веро­вать и кре­ститься, спасен будет; а кто не будет веро­вать, осуж­ден будет» (Мк.16:16). Необ­хо­ди­мым усло­вием кре­ще­ния явля­ется вера и жизнь по вере. Кре­ще­ние это не только новое рож­де­ние, но и смерть для иной жизни, гре­хов­ной, плот­ской: «Если же мы умерли со Хри­стом, то веруем, что и жить будем с Ним» (Рим.6:8) – читаем мы слова апо­стола Павла при таин­стве Кре­ще­ния.

Перед погру­же­нием в Святую купель с при­зы­ва­нием имени Святой Троицы: Отца, Сына и Свя­того Духа, при­сту­па­ю­щий к Кре­ще­нию отре­ка­ется от дья­вола и «от всех дел его», то есть от гре­хов­ной жизни», ибо «тво­ря­щий грех от диа­вола». И соче­та­ется Христу, обе­щает хра­нить веру в Гос­пода и вер­ность Ему, обе­щает не про­ти­вится воле Божией и жить по Его запо­ве­дям.

В водах кре­ще­ния чело­век потоп­ляет свои грехи, свое падшее есте­ство, выходя из купели очи­щен­ным и обнов­лен­ным, и полу­чает бла­го­дать и силу на борьбу с дья­во­лом и грехом. Поэтому в Сим­воле веры ска­зано, что Кре­ще­ние совер­ша­ется «во остав­ле­нии грехов». Когда к таин­ству кре­ще­ния при­сту­пает взрос­лый чело­век от него тре­бу­ется не только вера, но и пока­я­ние в грехах.

Мла­ден­цев мы кре­стим по вере их роди­те­лей и вос­при­ем­ни­ков (крест­ных), кото­рые явля­ются пору­чи­те­лями за них перед Богом. И роди­тели, и крест­ные должны быть людьми веру­ю­щими, зна­ю­щими свою веру и живу­щими по ней. Они должны вос­пи­тать ребенка в вере. Про­об­ра­зом ново­за­вет­ного Кре­ще­ния был вет­хо­за­вет­ный обряд обре­за­ния, он совер­шался над мла­ден­цами в вось­мой день после рож­де­ния. Кре­ще­ние мы также совер­шаем и над мла­ден­цами, ибо апо­стол Павел прямо назы­вает Кре­ще­ние «обре­за­нием неру­ко­твор­ным» – (Кол.2:11–12); Еще святые апо­столы совер­шали кре­ще­ния над целыми «домами», семей­ствами, в кото­рых, конечно были и малень­кие дети. Сам Гос­подь пове­лел не пре­пят­ство­вать детям при­хо­дить к Нему: «пустите детей при­хо­дить ко Мне, и не воз­бра­няйте им, ибо тако­вых есть Цар­ствие Божие» (Лк.18:16). То, что бла­го­дать Божия может сооб­щаться по вере других людей, явствует из Еван­ге­лия. Когда ко Христу обра­ща­лись люди с верой прося об исце­ле­нии своих родных и друзей, Гос­подь совер­шал чудеса по вере про­ся­щих. Напри­мер, когда началь­ник сина­гоги Иаир просил исце­лить свою дочь, когда жен­щина сиро­фи­ни­ки­янка молила об изгна­нии беса также из своей дочери, или когда ко Гос­поду пришли четыре чело­века и при­несли своего рас­слаб­лен­ного това­рища. «Иисус видя веру их, гово­рит рас­слаб­лен­ному: чадо, про­ща­ются тебе грехи твои» (Марк. 2:5).

Для любого пра­во­слав­ного веру­ю­щего чело­века, име­ю­щего детей, немыс­лимо, чтобы наши чада оста­ва­лись вне бла­го­дати Божией, кото­рая пре­по­да­ется в спа­си­тель­ных Таин­ствах Церкви. Поэтому пра­во­слав­ная Цер­ковь своими кано­ни­че­скими пра­ви­лами уста­но­вила необ­хо­ди­мость кре­ще­ния мла­ден­цев. Напри­мер, в 124 пра­виле Кар­фа­ген­ского Собора ска­зано: «кто отвер­гает нужду кре­ще­ния малых и ново­рож­ден­ных от матер­ней утробы детей, или гово­рит, что хотя они и кре­ща­ются во отпу­ще­ние грехов, но от пра­ро­ди­тель­ского Ада­мова греха не заим­ствуют ничего, что над­ле­жало бы омыть баней паки­бы­тия (то есть Кре­ще­нием Ред.), из чего сле­до­вало бы, что образ кре­ще­ния во отпу­ще­ния грехов упо­треб­ля­ется над ними не в истин­ном, но в ложном зна­че­нии, тот да будет ана­фема». Таким обра­зом, ста­но­вится понятно, что мла­денцы, хотя и не имеют личных грехов, но также нуж­да­ются в очи­ще­нии, и в бла­го­дати Божией, дей­ству­ю­щей в таин­ствах, так как они, как и все люди, насле­дуют все­об­щую пра­ро­ди­тель­скую испор­чен­ность, удо­бо­при­к­лон­ность ко греху.


^ ОБ ОДИ­НА­ДЦА­ТОМ ЧЛЕНЕ СИМ­ВОЛА ВЕРЫ


^ Ожидаю вос­кре­се­ния мерт­вых

Чело­век создан Богом суще­ством бес­смерт­ным. После гре­хо­па­де­ния Адама, чело­ве­че­ское тело стало болеть, ста­реть, раз­ру­шатся, оно утра­тило свои бес­смерт­ные свой­ства. Люди рож­да­ются, живут на земле, а потом уми­рают. Бес­смерт­ная душа раз­лу­ча­ется с телом, после телес­ной смерти Гос­подь судит все дела земной жизни чело­века и опре­де­ляет место пре­бы­ва­ния души до дня страш­ного суда. При кон­чине мира, в день Послед­него Суда, Бог вос­кре­сит, вос­ста­но­вит тела умер­ших людей, чтобы выне­сти Свой окон­ча­тель­ный суд над чело­ве­че­ством и отде­лить достой­ных Веч­ного Цар­ства Бла­жен­ства с Богом, от тех, кто по своим грехам недо­стоин Цар­ства Божия. Нерас­ка­ян­ные греш­ники пойдут в «муку вечную» (Мф.25:46), «в огонь вечный, уго­то­ван­ную дья­волу и анге­лом его» (Мф.25:41), то есть в место лишен­ное боже­ствен­ного света, где они будут пре­бы­вать в вечных муках, вместе с сата­ной и его слу­жи­те­лями.

Нынеш­нее состо­я­ние усоп­ших, то есть суще­ство­ва­ние души без тела явля­ется не окон­ча­тель­ным и непол­ным. Чело­век это не только душа, но душа и тело вместе. И поэтому для Суда над всеми людьми и даль­ней­шей вечной жизни, Гос­подь вос­кре­сит усоп­ших в теле. Те люди, кото­рые на момент вто­рого при­ше­ствия Хри­стова будут живы, также пред­ста­нут на суд Божий.

Поня­тие бес­смер­тия души есть почти у всех наро­дов, ибо в чело­веке, как суще­стве изна­чально бес­смерт­ном, суще­ствует чув­ство, ощу­ще­ние своей веч­но­сти.

Гос­подь Иисус Хри­стос, пройдя полным путем чело­ве­че­ской жизни от рож­де­ния до смерти, пока­зал нам путь, кото­рый ожи­дает всех усоп­ших людей. Он вос­крес, и Его душа соеди­ни­лась с телом. Об этом гово­рит апо­стол Павел: «если мы веруем, что Иисус умер и вос­крес, то и умер­ших о Иисусе, Бог при­ве­дет С Ним. Ибо сие гово­рим вам словом Гос­под­ним, что мы, живу­щие, остав­ши­еся до при­ше­ствия Гос­подня, не пре­ду­пре­дим умер­ших; потому что Сам Гос­подь при воз­ве­ще­нии, при гласе архан­гела и трубе Божией, сойдет с неба, и мерт­вые во Христе вос­крес­нут прежде, потом мы, остав­ши­еся в живых, вместе с ними вос­хи­щены будем на обла­ках в сре­те­ние Гос­поду на воз­духе, и так всегда с Гос­по­дом будем» (1Сол.4:14–17).

В Свя­щен­ном Писа­нии как Нового, так и Вет­хого Завета много раз гово­рится о буду­щем вос­кре­се­нии мерт­вых. Гос­подь дал про­року Иезе­ки­илю виде­ние, кото­рое имеет и исто­ри­че­ское зна­че­ние (повест­вует о вос­ста­нов­ле­нии изра­иль­ского цар­ства), но также явля­ется про­об­ра­зом все­об­щего вос­кре­се­ния тел. Пророк видел поле, полное мерт­вых, сухих чело­ве­че­ских костей. И вот Бог гово­рит, что введет в них дух, обло­жит жилами, нарас­тит на них плоть и обтя­нет кожей. И все про­ис­хо­дит по слову Гос­подню, потом «вошел в них дух и они ожили и стали на ноги свои – весьма, весьма вели­кое пол­чище» (Иез.37:1–10).

Чело­ве­че­скому созна­нию, при­вык­шему мыс­лить зем­ными, огра­ни­чен­ными кате­го­ри­ями, сложно пред­ста­вить, как может про­изойти вос­кре­се­ние давно умер­ших людей и вос­ста­нов­ле­ние рас­пав­шейся плоти. Но мы знаем, что Гос­подь создал пер­вого чело­века из «праха зем­ного, и вдунул в лицо его дыха­ние жизни» (Быт.2:7), то есть дал ему бес­смерт­ную душу. Земля, «прах земной», это набор хими­че­ских эле­мен­тов из кото­рого состоит вся при­рода, в том числе и чело­век. Умирая, тело раз­ла­га­ется и воз­вра­ща­ется в состо­я­ние праха. После гре­хо­па­де­ния Бог гово­рит Адаму, что «ты … воз­вра­тишься «в землю, из кото­рой ты взят» (Быт.3:17–19). Конечно же, Бог, Кото­рый неко­гда создал чело­ве­че­ское тело из есте­ства земли, сможет и вос­ста­но­вить обратно истлев­шее тело чело­века.

Чтобы уве­рить нас в буду­щем вос­кре­се­нии тел, апо­стол Павел исполь­зует образ зерна, бро­шен­ного в землю: «Скажет кто-нибудь: как вос­крес­нут мерт­вые? и в каком теле придут? Без­рас­суд­ный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело буду­щее, а голое зерно, какое слу­чится, пше­нич­ное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каж­дому семени свое тело… Так и при вос­кре­се­нии мерт­вых» (1Кор.15:35–33,42).

«Если семена прежде не умрут, не сгниют и не истлеют,- не про­из­рас­тят колоса. И как ты, когда заме­ча­ешь, что семя под­вер­га­ется порче и тлению, не только не сомне­ва­ешься, но тем самым еще тверже убеж­да­ешься в его вос­кре­се­нии (ибо если бы семя оста­лось целым без повре­жде­ния и раз­ру­ше­ния, то и не вос­кресло бы), так рас­суж­дай и о своем теле», – также гово­рит Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст.


^ О ДВЕ­НА­ДЦА­ТОМ ЧЛЕНЕ СИМ­ВОЛА ВЕРЫ

^ и жизни буду­щего века. Истинно так.

После все­об­щего вос­кре­се­ния и Страш­ного суда, земля посред­ством огня будет обнов­лена, пре­об­ра­жена. На новой земле будет уста­нов­лено Божие Цар­ство, как ска­зано в свя­щен­ном Писа­нии, Цар­ство правды: «Мы ожи­даем, по обе­ща­нию Гос­пода, нового неба и новой земли, где будет цар­ство­вать только одна правда» (2Пет.3:13). Святой апо­стол Иоанн Бого­слов в откро­ве­нии о буду­щих судь­бах мира, увидел «новое небо и новую землю» (Откр.21:1). Ничего гре­хов­ного, нечи­стого, неспра­вед­ли­вого на новой земле уже не будет. И при­рода, и чело­ве­че­ское есте­ство также обно­вится. Апо­стол Павел пишет, что тела людей будут подобны вос­крес­шему телу Спа­си­теля: «Наше же житель­ство – это на небе­сах, откуда мы ожи­даем и Спа­си­теля, Господа(нашего) Иисуса Христа, кото­рый уни­чи­жен­ное тело наше пре­об­ра­зит так, что оно будет сооб­разно слав­ному телу Его, силою, кото­рой Он дей­ствует и поко­ряет Себе все. (Флп.3:20,21). В Цар­стве Божиим не будет, ни болез­ней, ни стра­да­ний, ни скор­бей.

Что это будет за жизнь, как будет выгля­деть новые небо и земля? Пред­ста­вить нам это трудно. Но, несо­мненно одно, что и Цар­ство Божие, и жизнь в нем, будет несрав­нимо, несо­из­ме­римо пре­крас­нее всех нынеш­них земных красот и радо­стей. « Не видел того глаз, не слы­шало ухо, и не при­хо­дило то на сердце чело­веку, что при­го­то­вил Бог любя­щим Его (1Кор.2:9), – гово­рит апо­стол Павел. Можно при­ве­сти такой пример. Живет чело­век, кото­рый стра­дает тяже­лой болез­нью глаз от рож­де­ния, он почти лишен света, окру­жа­ю­щие пред­меты, людей он раз­ли­чает только как смут­ные силу­эты. И вот ему делают опе­ра­цию, и через неко­то­рое время ему ста­но­вятся доступны для созер­ца­ния все краски, все кра­соты окру­жа­ю­щего мира. Или чело­веку глу­хому от рож­де­ния даро­вали слух, и открыли перед ним пре­крас­ный мир звуков, слов и музы­каль­ных гар­мо­ний. Да, нам сложно пред­ста­вить, что «Бог при­го­то­вил любя­щим Его», но мы чаем, верим, что жизнь с Гос­по­дом, в посто­ян­ном боже­ствен­ном свете и любви, будет бла­жен­ной и пре­крас­ной. Наши нынеш­ние, земные радо­сти не могут дать нам пред­став­ле­ния, о той, иной радо­сти и сча­стье. Даже радо­сти духов­ные, от любви, бла­го­дар­но­сти Богу, молитвы – это только слабое начало, тонкий росток того, что будет там, в новом Цар­стве правды. Для нас ожи­да­ние жизни буду­щего века, явля­ется пред­ме­том веры, нашего упо­ва­ния, и можно только пожа­леть людей, кото­рые этого упо­ва­ния не имеют, то есть не верят в буду­щую жизнь. На этот счет суще­ствует одна притча.

В животе бере­мен­ной жен­щины раз­го­ва­ри­вают двое близ­не­цов. Один из них веру­ю­щий, а другой – неве­ру­ю­щий. Неве­ру­ю­щий счи­тает, что вся их жизнь- это оби­та­ние в этом тесной и темном поме­ще­нии, где они могут только слегка шеве­литься, и ника­кой другой жизни нет. Другой мла­де­нец, напро­тив, верит в то, что их нынеш­нее поло­же­ние, вре­мен­ное, это только начало насто­я­щей, пре­крас­ной жизни, что когда-нибудь они увидят свет, кра­соты мира, будут сами есть пищу ртом и ходить своими ногами. А глав­ное, этот малыш верит, они увидят свою мать. На что неве­ру­ю­щий отве­чает, что верить в мать – просто безу­мие, мы не видим ее, а значит она не суще­ствует. Его веру­ю­щий брат пыта­ется его раз­убе­дить, говоря, что мать рядом с ними, она забо­тится о них, дает им жизнь и пита­ние, мать везде, она вокруг них. Но неве­ру­ю­щий близ­нец оста­ется стоять на своем.

Символ веры закан­чи­ва­ется словом «Аминь», что озна­чает: истинно, несо­мненно так. Этим мы под­твер­ждаем, сви­де­тель­ствуем, что при­ни­маем как истин­ные пра­во­слав­ные хри­сти­ане, данное испо­ве­да­ние веры, остав­лен­ное нам свя­тыми отцами, и утвер­жден­ное все­лен­скими собо­рами.

Сайт свя­щен­ника Павла Гуме­рова

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки