Ора́рь – принадлежность богослужебного облачения диакона и иподиакона – длинная лента.
Диакон носит орарь на левом плече, сверх стихаря – один конец спускается на грудь, другой на спину. Во время произнесения прошений он поднимает правой рукой край ораря и использует его при совершении крестного знамения. При приготовлении к причащению за литургией он препоясывается орарем крестообразно.
Архидиакон и протодиакон в практике Русской Церкви имеют двойной орарь – два ораря, из которых один одет как у диакона, а второй спускается от левого плеча к правому бедру и соединяется концами. В современной практике греческих Церквей, а также в Грузинской Православной Церкви двойной орарь носят все диаконы. В современной практике Русской Церкви также двойной орарь рядовым диаконам дается как награда после пяти лет служения или получения ученой степени кандидата богословия.
Орарь является символическим изображением благодатных дарований диакона как священнослужителя.
Иподиакон надевает орарь крестовидно, в знак того, что он не имеет благодатных дарований священнослужителя.
В западной богослужебной традиции аналогом ораря является стола.
Церковные каноны о ношении ораря
22-й канон Лаодикийского собора о запрете иподиаконам носить орарь и напоминание им находиться неотлучно при церковных вратах.
Запрет в данном правиле касается «низших служителей». По объяснению епископа Григория (Граббе), «толкователи под “низшими служителями” понимают иподиаконов. Однако по разному понимается, что в этом правиле имеется в виду под орарем. Вальсамон и Матфей Властарь говорят, что орарь происходит от слова «оrо», внимаю, наблюдаю. Диаконы носили его, как и теперь, на левом плече, подавая им знак, когда надо читать определенные молитвы. Иподиаконы тоже имеют орарь, но носят его иначе, т.е. не на левом плече, а опоясываясь. Близко к этому объяснению что слово орарь происходит от латинского глагола «orare» молиться, или существительного «hora» час, потому что орарем диаконы показывали время для молитвы. Евстратий Аргентис производил это слово от латинского «os» родительный «oris», рот, полагая, что это есть плат, который носили на плече для утирания рта после причастия. Во всяком случае, правило это напоминает о разности служения диакона и иподиакона. Последним оно указывает «ни двери оставляти». В древности они охраняли двери храма, не допуская внутрь его некрещеных и наблюдая за удалением из него оглашенных перед началом литургии верных».
23-й канон Лаодикийского собора о запрете носить орарь чтецам и певцам.
Цитаты об ораре
«На рукоположенного как получившего ангельский чин возлагается орарь, который символизирует духовную сущность Ангелов и, будучи перекинут через плечи, представляет собой как бы крылья: на нём и начертана Трисвятая ангельская песнь».
свт. Симеон Солунский
Комментировать