Осуждение, обличение и рассуждение

архи­епи­скоп Иоанн Рустав­ский и Мар­не­уль­ский

Часто спра­ши­вают: какая раз­ница между осуж­де­нием и обли­че­нием, и что такое рас­суж­де­ние? Об осуж­де­нии Гос­подь гово­рит: «Не судите, да не судимы будете… и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7:1–2). А что каса­ется обли­че­ния, Еван­ге­лие учит: «Если же согре­шит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним… если же не послу­шает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех сви­де­те­лей под­твер­ди­лось всякое слово; если же не послу­шает их, скажи Церкви; а если и Церкви не послу­шает, то да будет он тебе, как языч­ник и мытарь» (Мф. 18:15–17).

А рас­суж­де­ние, как ука­зы­вают святые отцы, явля­ется одной из глав­ных доб­ро­де­те­лей. Часто веру­ю­щий не знает, как отли­чить друг от друга осуж­де­ние, обли­че­ние и рас­суж­де­ние. Порой осуж­де­ние име­нуют обли­че­нием или рас­суж­де­нием, тогда как осуж­де­ние и обли­че­ние весьма отли­ча­ются друг от друга. В первую оче­редь нужно отме­тить, что осуж­де­ние исклю­чает любовь, оно пред­став­ляет собой слово, ска­зан­ное без всякой любви к ближ­нему, лишь с целью покра­со­ваться перед окру­жа­ю­щими и выявить свою осве­дом­лен­ность. Слова, ска­зан­ные без любви, неиз­бежно ока­зы­ва­ются личным оскорб­ле­нием чело­века как перед ним самим, так и перед окру­жа­ю­щими. Про­ис­хо­дит отож­деств­ле­ние лич­но­сти осуж­да­е­мого чело­века с каким-либо кон­крет­ным делом, абсо­лю­ти­за­ция греха и ошибки, рас­про­стра­не­ние греха на всю лич­ность и затме­ние добрых и поло­жи­тель­ных качеств чело­века.

Обли­че­ние же в первую оче­редь под­ра­зу­ме­вает любовь к чело­веку, кото­рого обли­чают. Целью обли­че­ния явля­ется выве­де­ние ближ­него из ошибки и забота о его духов­ном спа­се­нии.

Наи­луч­ший пример обли­че­ния мы можем найти в Свя­щен­ном Писа­нии. Вспом­ним, как посту­пил пророк Нафан, когда он хотел обли­чить царя Давида за совер­шен­ное пре­лю­бо­де­я­ние с Вир­са­вией. Он пришел к царю как миря­нин и рас­ска­зал притчу о том, как один бога­тый чело­век отнял у бед­ного люби­мого ягненка и уго­стил его мясом своего гостя. Когда разъ­ярен­ный услы­шан­ным царь Давид вос­клик­нул, что за такой посту­пок богач заслу­жи­вает смерти, тогда только Нафан отве­тил, что этим бога­чом был сам царь, кото­рый отнял у Урии Хет­те­я­нина един­ствен­ное его богат­ство – кра­си­вую жену. Так мудрый пророк сумел заста­вить царя Давида выне­сти при­го­вор самому себе. За таким обли­че­нием после­до­вал и плод – искрен­нее рас­ка­я­ние.

Вот так мы должны отли­чать осуж­де­ние от обли­че­ния. Наши же обли­че­ния, несмотря на то, что часто они спра­вед­ливы, из-за мало­ду­шия и отсут­ствия любви при­ни­мают харак­тер осуж­де­ния. Когда обли­чаем пре­ступ­ле­ние, мы тем самым гово­рим правду, но из этой правды оста­ется исклю­чен­ной забота о спа­се­нии чело­века и искрен­нее жела­ние выве­сти его из этой ошибки. Обли­че­ние без любви нико­гда не даст доб­рого плода, так как в это время пре­да­ются забве­нию многие доб­ро­де­тели обли­ча­е­мого чело­века.

Поэтому прежде, чем обли­чать ближ­него, мы должны помо­литься Гос­поду, успо­ко­иться, хорошо обду­мать и лишь после этого ска­зать слово, помня, что наша цель – спа­се­ние чело­века, а не уни­же­ние. Так что истин­ное обли­че­ние тре­бует от нас насто­я­щего тер­пе­ния, вели­ко­ду­шия и любви. В про­тив­ном случае мы поте­ряем и ту малую истину, кото­рую имели, и будем иметь дело не с обли­че­нием, а с осуж­де­нием, что обя­за­тельно при­ве­дет к худ­шему. В част­но­сти, будет посе­яна нена­висть, плоды кото­рой пожнем мы и вместо един­ства еще больше отда­лимся от ближ­него.

Мы путаем обли­че­ние с осуж­де­нием из-за того, что не имеем доб­ро­де­тели духов­ного рас­суж­де­ния. Апо­стол Павел гово­рит, что мы имеем разум Хри­стов – имея в виду себя, апо­сто­лов и бла­го­че­сти­вых хри­стиан. Обла­дать разу­мом Христа – значит иметь глу­бо­кое духов­ное рас­суж­де­ние и при­об­ре­сти его опытом, молит­вой, постом. При­об­ре­те­нию этого опыта спо­соб­ствует изу­че­ние трудов святых отцов и их жития. Когда чело­век стя­жает доб­ро­де­тель рас­суж­де­ния, тогда он будет защи­щен от осуж­де­ния других.

Совер­шенно оче­видно, что при­чи­ной осуж­де­ния явля­ется наша духов­ная лень. Мы ленимся духовно ана­ли­зи­ро­вать все встре­ча­ю­щи­еся явле­ния и наши дей­ствия, вслед­ствие чего раз­го­ва­ри­ваем и дей­ствуем меха­ни­че­ски, поверх­ностно. При­об­ре­те­ние духов­ного опыта про­ис­хо­дит тогда, когда выпа­да­ю­щие нам испы­та­ния мы пре­одо­ле­ваем верой. Гос­подь каж­дому из нас посы­лает доста­точно испы­та­ний для того, чтобы мы лучше познали самих себя и исправ­ле­ние начали в первую оче­редь с себя. Рабо­тая над собой с осо­зна­нием своей гре­хов­но­сти и искрен­ним жела­нием пре­одо­леть ее, мы тем самым при­об­ре­таем опыт духов­ного рас­суж­де­ния, кото­рый без­оши­бочно ука­зы­вает нам, каким должно быть истин­ное обли­че­ние, и так мы избав­ля­емся от греха осуж­де­ния.

Когда мы про­щаем себя, тогда про­щаем и других, а когда мы строги к себе, тогда пони­маем, насколько тяжело другим, и ста­но­вимся более чело­ве­ко­лю­би­выми, бла­го­склон­ными и мило­серд­ными. Мы можем знать мно­же­ство при­ме­ров из житий святых, но без пере­жи­ва­ния за соб­ствен­ные грехи и полу­чен­ного через это опыта не при­об­ре­тем разума Хри­стова и не сможем избе­жать ямы осуж­де­ния. Каждый из нас знает, что сперва нужно выта­щить бревно из соб­ствен­ного глаза, чтобы уви­деть, как вынуть соринку из глаза брата нашего, – но, к сожа­ле­нию, зная, не испол­няем, за что несем нака­за­ние и если не испра­вимся, то будем нака­заны и в буду­щем. Это явле­ние начи­на­ется в лич­но­сти, а затем рас­про­стра­ня­ется на семью, обще­ство и на весь народ.

Итак, если мы не про­све­тимся духовно, то нико­гда не сможем осво­бо­диться от духа осуж­де­ния, зависть и лень посто­янно будут в нас, что, конечно же, при­не­сет горь­кий плод.

Многие готовы оправ­ды­вать себя тем­пами совре­мен­ной жизни, кото­рая будто бы не дает воз­мож­но­сти углу­биться в самого себя. Однако дума­ется, и этот быст­рый темп вызван нашим непра­виль­ным под­хо­дом к жизни. Гос­подь гово­рит: «Не заботь­тесь о зав­траш­нем дне… довольно для каж­дого дня своей заботы» (Мф. 6: 34). Мы забы­ваем об этой запо­веди. Не сделав ничего доб­рого сего­дня, забо­тимся о зав­траш­нем дне и пыта­емся создать его уже сего­дня. И так мы впа­даем в мир иллю­зий, поскольку забо­тимся о том, что не имеет под собой твер­дой почвы и осно­ва­ний, начи­наем искус­ственно созда­вать эти осно­ва­ния, из-за чего и про­ис­хо­дит ничем не оправ­дан­ное уско­ре­ние темпа жизни; то, что еще не созрело, мы хотим собрать сего­дня же; и в то же время нам неко­гда соби­рать то, что уже созрело, потому что мы спешим забо­титься о зав­траш­нем и за один день ста­ра­емся упра­виться со всем тем, что тре­бует годов труда. В этом плане внешне на Западе вроде бы лучше обстоит дело, поскольку эко­но­ми­че­ски там больше делают и успе­вают, но там в силу всего этого неви­димо раз­ру­ша­ется чело­век как лич­ность и раз­ру­ша­ется семья, а где рушатся лич­ность и семья, там эта же участь ожи­дает и госу­дар­ство. Эко­но­ми­че­ские и поли­ти­че­ские успехи только тогда будут твер­дыми и при­но­ся­щими истин­ную пользу чело­веку, если они будут иметь твер­дую нрав­ствен­ную основу.

Сле­до­ва­тельно, непра­виль­ным отно­ше­нием и под­хо­дом мы сами уско­ряем темп жизни, а потом ворчим и недо­уме­ваем, что, мол, не хва­тает вре­мени для само­по­зна­ния и духов­ного раз­ви­тия. При­чи­ной этого явля­ется и зависть, так как мы посто­янно сорев­ну­емся друг с другом в при­об­ре­те­нии мате­ри­аль­ного богат­ства и земной славы.

В миро­вом мас­штабе этот про­цесс, навер­ное, необ­ра­тим, но это не озна­чает, что отдель­ные лич­но­сти не могут изме­нить ритм соб­ствен­ной жизни. Через стя­жа­ние духов­ного опыта, обра­зо­ван­но­сти и стрем­ле­ния к бла­го­че­сти­вой жизни они могут при­об­ре­сти доб­ро­де­тель рас­суж­де­ния, то есть разум Христа. Осно­вой этого явля­ется любовь к Гос­поду нашему Иисусу Христу. У кого нет любви ко Христу, тот нико­гда не достиг­нет успеха в духов­ной жизни. Поэтому в первую оче­редь мы должны искать в самих себя: есть ли в нас любовь ко Христу, кото­рая и явля­ется зало­гом очи­ще­ния и избав­ле­ния от вся­кого греха, в том числе греха осуж­де­ния, так как любовь ко Христу непре­менно вклю­чает в себя любовь к ближ­нему.

пере­вел с гру­зин­ского Мераб Джикия
27 декабря 2010 г.

интер­нет-изда­ние http://www.pravoslavie.ru

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки