Певец

***

Певе́ц – низший чин пра­во­слав­ного клира, низшая сте­пень цер­ков­но­слу­жи­теля. В певцы посвя­щает епи­скоп через хиро­те­сию. Слу­же­ние певца – пение во время бого­слу­же­ния.

Посвя­щён­ными пев­цами могут быть исклю­чи­тельно муж­чины. Посвя­щен­ный в певца неже­на­тый хри­сти­а­нин имеет право всту­пить в брак.

***

«Звание певца, или, по уставу цер­ков­ному, «кано­нарха», т.е. воз­гла­ша­теля гласа окто­иха, про­ким­нов и про­чего, было также, как и звание чтеца, известно еще в Вет­хо­за­вет­ной Церкви. Вет­хо­за­вет­ные псал­мо­певцы (1Пар. 9:33), свя­щен­но­певцы, певцы и певицы (1Пар. 23, 5; 1Ездр. 2:42; 65; 2Ездр. 5:27, 41) раз­де­ля­лись на два кли­роса (Неем. 12:31–47), между кото­рыми был началь­ник хва­ле­ния и молитвы (Неем. 11:17,12,46). В Новом Завете звание певца освя­тил Сам Гос­подь и апо­столы, кото­рые после тайной вечери «вос­певши пошли на гору Еле­он­скую» (Мф. 26:30).

В первые вре­мена суще­ство­ва­ния Церкви Хри­сто­вой пение раз­ре­ша­лось всем при­сут­ству­ю­щим при бого­слу­же­нии. В 364 году Лаоди­кий­ский собор 15 пра­ви­лом поста­но­вил, чтобы только певцы, «состо­я­щие в клире, на амвон вхо­дя­щие и по книге поющие, пели в церкви». В 10 пра­виле Кар­фа­ген­ского собора ука­зы­ва­ется епи­скопу при постав­ле­нии певца про­из­но­сить: «Что поешь устами, в то веруй серд­цем, а во что веру­ешь серд­цем, испол­няй на деле». Певцы, или псал­ми­сты, в древ­но­сти состав­ляли низшую сте­пень чтецов.

Совре­мен­ный чин постав­ле­ния чтеца и певца в основе своей гре­че­ского про­ис­хож­де­ния. Он состоит из несколь­ких частей, вхо­див­ших неко­гда в чины постав­ле­ния других цер­ков­но­слу­жи­тель­ских долж­но­стей, кото­рые к первой поло­вине XV века были упразд­нены. Напри­мер, первая молитва чина на постав­ле­ние чтеца и певца в древ­ней Церкви состав­ляла само­сто­я­тель­ное молит­во­сло­вие на воз­ве­де­ние осо­бого долж­ност­ного лица при пат­ри­архе, кото­рый назы­вался «депо­та­том». Депо­тат должен был во время совер­ше­ния крест­ных ходов идти впе­реди и осво­бож­дать путь пат­ри­арху и самой про­цес­сии, и, кроме того, его обя­зан­но­стью было в поло­жен­ное по чино­по­сле­до­ва­нию архи­ерей­ской Литур­гии время пред­ше­ство­вать с лам­па­дою выносу Еван­ге­лия на малом и Святым Дарам на вели­ком входах.

Вторая молитва, заклю­ча­ю­щая в себе всю силу и важ­ность чина посвя­ще­ния чтеца и певца, явля­ется глав­ной и неотъ­ем­ле­мой при­над­леж­но­стью всех извест­ных литур­ги­че­ских памят­ни­ков от древ­ней­шего вре­мени до наших дней.

В Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви чинов­ник архи­ерей­ский, по ука­за­нию пат­ри­арха Иоакима (1674–1690), под­вергся пере­смотру и исправ­ле­нию: конец чина постав­ле­ния чтеца и певца был заим­ство­ван из Евхо­ло­гия Якова Гоара (1653), обна­ру­жив­шего его в руко­пис­ном Евхо­ло­гии XIII века и пере­пе­ча­тав­шего с неко­то­рыми сокра­ще­ни­ями и допол­не­ни­ями. В таком исправ­лен­ном виде этот чин неиз­менно с 1677 года печа­та­ется в Чинов­нике архи­ерей­ском и стал досто­я­нием бого­слу­жеб­ной прак­тики».

про­то­и­е­рей Ген­на­дий Нефе­дов. Таин­ства и обряды Пра­во­слав­ной Церкви

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки