Освящение

Освяще́ние — 1) бла­го­дат­ное посвя­ще­ние Богу; 2) Боже­ствен­ное дей­ствие, низ­во­дя­щее бла­го­дать на то или иное тво­ре­ние; 3) свя­щен­но­дей­ствие, совер­ша­е­мое согласно с Боже­ствен­ной волей, име­ю­щее целью низ­ве­де­ние бла­го­дати на тот или иной объект (чело­века, место, пред­мет…); 4) стя­жа­ние свя­то­сти.

scale 1200 1200 800 google chrome - Освящение

Освя­ща­лись свя­щен­ники (Исх.29:1), скиния и жерт­вен­ник (Исх.29:44; Исх.40:9), храм Соло­мона (3Цар.8:63), второй храм (Езд.6:16), стена Иеру­са­лима (Неем.12:27). Посвя­ще­ние леви­тов на слу­же­ние названо очи­ще­нием (Чис.8:6-22). Бог освя­тил седь­мой день (Быт.2:3), вся­кого пер­венца (муж­ского пола) из людей и скота (Исх.13:2), Сына Своего Иисуса Христа (Ин.10:36). Его воля есть и к освя­ще­нию нашему (1Фес.4:3; 1Фес.5:23).

Освя­ще­ние в Свя­щен­ном Писа­нии

Об освя­ще­нии мы узнаем со стра­ниц Библии. Первое же упо­ми­на­ние в книге Бытия ука­зы­вает на то, что Источ­ни­ком освя­ще­ния тво­ре­ний явля­ется Бог: «бла­го­сло­вил Бог седь­мой день, и освя­тил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, кото­рые Бог творил и сози­дал» (Быт.2:3). Выде­ле­ние Богом седь­мого дня и бла­го­сло­ве­ние его легло в основу прак­тики исчис­ле­ния вре­мени в соот­вет­ствии с прин­ци­пом сед­ми­рич­но­сти. По-види­мому, этот прин­цип исполь­зо­вался людьми еще до потопа (Быт.8:10,12), а также во вре­мена земной жизни после­по­топ­ных пат­ри­ар­хов (Быт.29:27). А при Моисее счис­ле­ние вре­мени посред­ством седмин было утвер­ждено на осно­ва­нии закона (Исх.20:8-11; Лев.25:3-4). Хотя поло­же­ние о суб­боте, как об особом дне, было известно евреям и до полу­че­ния Закона (Исх.16:25-30), именно Закон возвел в ранг обя­за­тель­ного испол­не­ния тре­бо­ва­ние о посвя­ще­нии этого дня Богу.

По ука­за­нию Божию (Втор.5:15), соблю­де­ние евре­ями суб­бот­него «покоя» осу­ществ­ля­лось также в связи с исхо­дом Изра­иля, под руко­вод­ством Божьим, из Египта (избав­ле­нием от раб­ства еги­пет­ского). Про­фес­сор Лопу­хин пишет: «Осво­бож­де­ние от раб­ства было вместе и избра­нием евреев в народ Божий, тео­кра­ти­че­ский, поло­жило начало ему. По идее же тео­кра­тии Изра­иль должен слу­жить Все­выш­нему. Празд­но­ва­ние суб­боты – посвя­ще­ние ее Богу и слу­жило прямым выра­же­нием этой основ­ной идеи вет­хо­за­вет­ной тео­кра­тии, идеи избра­ния евреев в народ Божий и выте­ка­ю­щего отсюда слу­же­ния Гос­поду».

По созда­нии Церкви Хри­сто­вой избран­ным наро­дом Божьим стали име­но­ваться хри­сти­ане: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поста­вил вас, чтобы вы шли и при­но­сили плод, и чтобы плод ваш пре­бы­вал…» (Ин.15:16). Гос­подь низ­во­дит бла­го­сло­ве­ния на этот народ, о чем, в част­но­сти, сви­де­тель­ствует апо­стол Петр: «Но вы — род избран­ный, цар­ствен­ное свя­щен­ство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы воз­ве­щать совер­шен­ства При­звав­шего вас из тьмы в чудный Свой свет; неко­гда не народ, а ныне народ Божий» (1Пет.2:9-10). В Ново­за­вет­ной Церкви посвя­ще­ние «седь­мого» (вос­крес­ного) дня Богу не менее акту­ально, и свя­зано одно­вре­менно с вос­по­ми­на­нием и празд­но­ва­нием Вос­кре­се­ния Хри­стова.

В вет­хо­за­вет­ных текстах термин «освя­ще­ние» упо­треб­ля­ется также по отно­ше­нию к раз­лич­ным пред­ме­там, в том числе к скинии. Освя­ще­ние скинии про­ис­хо­дило посред­ством опре­де­лен­ных свя­щен­но­дей­ствий, совер­ша­е­мых по пове­ле­нию Божию. Освя­ще­ние, то есть посвя­ще­ние Богу, каса­лось не только самого храма и его при­над­леж­но­стей, но и лиц, всту­па­ю­щих в свя­щен­ство. Для освя­ще­ния храма Моисей, по пове­ле­нию Божьему, исполь­зо­вал елей пома­за­ния: «И взял Моисей елей пома­за­ния, и пома­зал скинию и все, что в ней, и освя­тил это; и покро­пил им на жерт­вен­ник семь раз, и пома­зал жерт­вен­ник и все при­над­леж­но­сти его, и умы­валь­ницу, и под­но­жие её, чтобы освя­тить их; и возлил елей пома­за­ния на голову Аарона, и пома­зал его, чтоб освя­тить его» (Лев.8:10-12). Также для освя­ще­ния исполь­зо­ва­лась кровь жерт­вен­ного живот­ного: «взял Моисей елея пома­за­ния и крови, кото­рая на жерт­вен­нике, и покро­пил Аарона и одежды его, и сынов его, и одежды сынов его с ним; и так освя­тил Аарона и одежды его, и сынов его, и одежды сынов его с ним» (Лев.8,30). Освя­ще­ние людей или пред­ме­тов также могло быть свя­зано с их пред­ва­ри­тель­ным или одно­вре­мен­ным риту­аль­ным очи­ще­нием (Лев.8:15), (Лев.8:33-34).

Освя­щены были храм Соло­мона (3Цар.8:63), второй храм (Езд.6:16), стены и ворота Иеру­са­лима (Неем.12:27).

Воз­можно ли освя­тить грех?

Освя­ще­ние, как опре­де­лен­ное свя­щен­но­дей­ствие, совер­ша­е­мое свя­щен­ни­ком, не явля­ется дей­ствием без­услов­ным и само­до­ста­точ­ным, источ­ни­ком освя­ще­ния явля­ется Сам Бог, низ­во­дя­щий бла­го­дать на освя­ща­е­мое. Поэтому дей­ствие освя­ще­ния должно совер­шаться в согла­сии с Боже­ствен­ной волей. «Дух дышит, где хочет» (Ин.3:8). Это, в част­но­сти, значит, что не всякое при­зва­ние Свя­того Духа свя­щен­ни­ком непре­менно при­ве­дёт к освя­ще­нию Богом того объ­екта, кото­рый пред­по­ла­га­ется освя­тить. По этой при­чине совер­шенно бес­смыс­ленно освя­щать, такие места, кото­рые пред­на­зна­чены для того, чтобы в них чини­лось без­за­ко­ние, напри­мер, казино или питей­ное заве­де­ние. Но совер­шенно точно можно и нужно освя­щать, напри­мер, натель­ные кре­стики, иконы, и т.д.

Освя­ще­ние и бла­го­сло­ве­ние

Упо­мя­нув об освя­ще­нии разных заве­де­ний, учре­жде­ний, домов, зданий, пред­ме­тов и про­чего, важно ска­зать, что в боль­шин­стве слу­чаев имеет место невер­ное пони­ма­ние освя­ще­ния. Очень часто освя­ще­нием име­нуют схожее, но всё же отлич­ное от него поня­тие – бла­го­сло­ве­ние. Как термин «освя­ще­ние», так и термин «бла­го­сло­ве­ние», будучи упо­треб­ля­е­мым в разных кон­текстах может иметь раз­лич­ные смыс­ло­вые оттенки. Напри­мер, освя­ще­ние храма под­ра­зу­ме­вает, что он ста­но­вится сакраль­ным местом, посвя­щен­ным Богу, где будут совер­шаться хра­мо­вые службы, Таин­ства, обряды. А вот «освя­ще­ние» авто­мо­биля этого вовсе не пред­по­ла­гает, чин, по кото­рому совер­ша­ется освя­ще­ние, явля­ется молит­вой о нис­по­сла­нии Божьего бла­го­сло­ве­ния на тех, кто будет в нём ездить. При­гла­шая свя­щен­ника домой, хри­сти­а­нин должен пони­мать, что батюшка, «освя­щая» его жилище, не сотво­ряет оберег для него, а молится о нис­по­сла­нии бла­го­сло­ве­ния Божьего на дом и домо­чад­цев. Хотя поня­тия «освя­ще­ние» и «бла­го­сло­ве­ние» в совре­мен­ной цер­ков­ной прак­тике часто пере­кли­ка­ются и даже упо­треб­ля­ются вместе в раз­лич­ных чинах по отно­ше­нию к одному и тому же пред­мету освя­ще­ния, между ними есть опре­де­лен­ная раз­ница. Ее кратко можно выра­зить так: освя­ща­ются места, пред­меты и вещи, име­ю­щие сакраль­ную зна­чи­мость, отде­лен­ные от прочих и посвя­щен­ные Богу, а бла­го­слов­ля­ются те, что имеют упо­треб­ле­ние в обыч­ной повсе­днев­ной жизни. Храмы, иконы, кресты, бого­слу­жеб­ные пред­меты и др. – освя­ща­ются. А дома, машины, разные пред­меты быта – бла­го­слов­ля­ются. Бла­го­слов­ля­ется также любая пища. Бла­го­сло­ве­ние посред­ством особых молит­вен­ных после­до­ва­ний полу­чают и люди (напри­мер, «Молеб­ное пение о при­зы­ва­нии помощи Свя­таго Духа перед нача­лом вся­кого дела» или «Чин бла­го­сло­ве­ния в путь»).

Освя­ще­ние хри­сти­а­нина

Осо­бенно важным делом для хри­сти­а­нина явля­ется стрем­ле­ние соот­вет­ство­вать словам апо­стола Петра: «вы – род избран­ный, цар­ствен­ное свя­щен­ство, народ святой, люди, взятые в удел» (1Пет.2:9). Стя­жа­ние свя­то­сти, упо­доб­ле­ние Богу – это смысл земной жизни хри­сти­а­нина. «Ста­рай­тесь иметь мир со всеми и свя­тость, без кото­рой никто не увидит Гос­пода», – при­зы­вает апо­стол Павел (Евр.12:14). Бог спа­сает чело­века, но не без его уча­стия. Освя­ще­ние, будучи все­цело дея­нием Божьим, Его даром чело­веку, тре­бует пол­ного уча­стия хри­сти­а­нина. Освя­ще­ние чело­века, упо­доб­ле­ние его Богу невоз­можно без Церкви и уча­стия в ее Таин­ствах. В Таин­ствах про­ис­хо­дит живая встреча чело­века с Богом, осу­ществ­ля­ется еди­не­ние с Ним, на чело­века низ­во­дятся особые бла­го­дат­ные Дары Свя­того Духа. Цель Таинств – внут­рен­нее пре­об­ра­же­ние чело­века, освя­ще­ние его.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки