святитель Афанасий Великий

Толкование на псалмы

Псалом 103 Псалом 104 Псалом 105

104

Аллилуия.

«Аллилуия» значит: хвала Невидимому. Говорят, что этим словом восхваляют Бога ангелы, как херувимы словами: свят, свят, свят. И это предали святые Отцы, сами слышавшие ангельское пение, как Исаия слышал серафимское. Разлагается же «аллилуия» следующим образом: алБог, ил – крепкий, уия – сильный.10

Пс.104:1. Исповедайтеся Господеви, и призывайте имя Его: возвестите во языцех дела́ Его.

В этом псалме Дух Святой повелевает святым Апостолам, чтобы народу новому из язычников соделали явными все чудотворения, совершенные Господом в пришествие Его.

Пс.104:3. Хвали́теся о имени святом Его.

Ибо хвала и слава поведающим силу Божию.

Да возвеселится сердце ищущих Господа.

Учит, сколько бывает пользы от исповедания. Если взыщете, говорит, Бога, то будет у вас веселы в уме, и глава наша утвердится и прославится.

Пс.104:5. Помяните чудеса Его, яже сотвори.

Разумеет Божественные знамения, какие сотворил, как в явление Свое в Новом Завете, так и в Ветхом чрез Моисея и прежде бывших святых; ибо и они много чудодействовали силою Сына Божия. Повелевает, чтобы проповедники сих чудес и это передали неведущим язычникам сверх чудес, совершенных Спасителем в Новом Завете. А так же и то, что судили уста Его и в Ветхом и в Новом Завете, повелите хранить, как царские законы.

Чудеса Его, и судьбы уст Его.

«Чудесами» называет совершенные Им чудотворения, каковы: хождение по морю, воскрешение мертвого и прочее, а «судьбами уст Его» – или слова, какие изрекал, изгоняя из людей нечистых демонов, или заповеди Нового Завета.

Пс.104:6. Семя Авраамле раби Его, сы́нове Иаковли избра́ннии Его.

Еще слово к Апостолам, и смысл речи таков: вы, как «семя Авраамле и раби Его, сы́нове Иаковли и избра́ннии Его» (потому что Господь избрал их), «возвестите во языцех», что Той Господь Бог наш (Пс.104:7).

Пс.104:13. И преидоша от языка в язык,

от вавилонян к филистимлянам.

Пс.104:14. И обличи о них цари,

Авимелеха за обиду Сарре.

Пс.104:15. Не прикасайтеся помазанным Моим.

«Помазанные» суть Авраам и подобные ему, потому что сподобились в видениях узреть явление Бога Слова.

Пс.104:16. И призва глад на землю.

По домостроительству допустил, чтобы настал голод и по причине его пришедши в Египет и размножившись, приняли в обладание обетованную землю.

Всякое утвержение хлебное сотры.

По действию гнева Божия в голодные времена обыкновенно бывает, что люди, вкушающие хлеб, не укрепляются.

Пс.104:19. Дондеже прииде слово Его,

разумеет исполнение сновидений. Поэтому говорит, что до тех пор злострадал, оплакивая жизнь свою, которая была в опасности, пока не наступило время исполниться сновидениям.

Пс.104:22. Наказати князи его яко себе.

Это подобно сказанному: «еда́ не Богом изъявление их есть» (Быт. 40, 8.)? Ибо не отгадал бы снов Фараону, если бы не Бог даровал возможность уразуметь их.

Пс.104:23. И вниде Израиль в Египет, и Иаков пришельствова в землю Хамову.

Сыновья Ноевы: Сим Хам, Иафет, сын Хамов – Ханаан, сын Ханаанов – Мезраим – толкуется Египет, от него и страна получила имя. Поэтому, когда Иаков вошел в Египет, тогда, вероятно, Хам, дед Мезраимов, жил в Египте, а Ханаан обитал в Палестине. Под именем же Израиля и Иакова, вошедшего в Египет, разумеются и дети его; ибо «в седмидесяти... душах, сни́де Израиль во Египет», говорит Писание (Втор. 10, 22).

И Иаков пришельствова в землю Хамову.

Хам родил Ханаана, Ханаан – Мезраима, который толкуется – Египет. Потому и называет Египет землею Хамовою, как страну принадлежащую внуку Хамову.

Пс.104:24. И возрасти люди своя зело,

так что Фараон, «иже не знаше Иосифа», говорит: вот народ сей становится теперь весьма многочислен и «укрепляется паче нас» (Исх. 1, 8–9). Но они не стали бы так сильны от быстрого возрастания в числе, если бы не пользовались покровительством Иосифа и добрым расположением Фараона.

Пс.104:25. Преврати сердце их возненавидети люди его.

Поскольку израильтяне, по уважению к ним египтян, впали в одинаковое с ними идолослужение, то Бог устроил, что египтяне возненавидели их и возложили на них тяжкие работы, а это для того, чтобы озлобляемые израильтяне прибегли к Богу, и обетование, данное Аврааму, удобно могло исполниться.

Пс.104:26. Посла Моисея раба Своего»[n], и проч.

Ибо Моисею и Аарону только открыл «словеса зна́мений» (Пс.104:27), как превратить воду в кровь и совершить прочие чудеса.

Пс.104:28. Посла тму и помрачи.

Поскольку египтяне, оставив Творца, служили твари; то и наказал их посредством твари, т. е. воздухом, огнем, землею и водою.

Пс.104:29. Преложи во́ды их в кровь.

Не цвет только вод изменил, но и самое свойство вкуса, так что вымерли все породы рыб.

* * *

10

В другом месте (в толковании Пс.134:1 Афанасий иначе разлагает это слово и объясняет его более правильно.


Псалом 103 Псалом 104 Псалом 105